Файл: 1. Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Недостающие зрительные звенья восполняют экспонаты – «Портфель экскурсовода» (фотографии, иллюстрации, коллекции, образцы). 

Тема экскурсии регулирует рассказ – не дает экскурсоводу говорить об объекте все, что он знает, а только то, что будет раскрывать тему.
27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.

Внеклассная работа – это форма различной внеурочной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности.

Внеклассная работа способствует расширению и углублению знаний школьников, повышению эффективности воспитательных воздействий и осуществлению вклада в развитие учащихся.

В педагогике и методике преподавания биологии принята следу­ющая классификация внеклассных мероприятий: индивидуальные, групповые и массовые.

Групповая форма внеклассной работы

Эта работа тесно связана с индивидуальной, обеспечивая ее органическое дополнение. Наиболее распространенной формой групповой внеклассной работы является кружок, который рассматривается как добровольный стабильный тип организации школьников в течение года или даже ряда лет. Биологические кружки могут работать по следующей тематике: «Биология и кулинария», «Лекарственные растения», «Комнатные растения» и т. Д


Общие правила организации групповой работы

·        При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.

·        Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

·        По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.

·        Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.

. Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
·        При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества.

·        Групповая работа требует перестановки парт. 
Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.



28.Внеклассная работа по биологии (массовая, групповая, индивидуальная работа).



Индивидуальная работа

Предусматриваемая работа учителя с отдельными учащимися (как «сильными», так и «слабыми») может выражаться в подготовке ими сообщений, докладов, реферировании литературы по предмету. При подготовке рефератов учитель проводит беседу о значении темы реферата, помогает составить план, подобрать литературу, оформить текст. Тематика рефератов различна: «Вредные привычки и здоровые», «Из истории драматической медицины» и т. д.

Индивидуальная внеклассная работа может быть направлена на углубление познаний своего организма путем самонаблюдений. Учащи­еся ставят опыты на животных по выработке у них условных рефлексов.

Индивидуальная работа может носить и пропагандистскую направленность, так как этот вид работы развивает у школьников убежденность, укрепляет теоретические знания, развивает умение анализировать, формирует оценочные суждения.

 

Групповая форма внеклассной работы

Эта работа тесно связана с индивидуальной, обеспечивая ее органическое дополнение. Наиболее распространенной формой групповой внеклассной работы является кружок, который рассматривается как добровольный стабильный тип организации школьников в течение года или даже ряда лет. Биологические кружки могут работать по следующей тематике: «Биология и кулинария», «Лекарственные растения», «Комнатные растения» и т. д.

 

Массовые внеклассные мероприятия

По сравнению с индивидуальными и групповыми массовые внеклассные мероприятия дают наиболее полный охват учащихся. Эта форма работы обеспечивает наибольшую самостоятельность учеников, интегрирует результаты по всем другим формам внеклассной деятельности школьников. К наиболее распространенным видам массовых мероприятий относятся КВНы, вечера, конкурсы биологической тематики («День птиц», «Суд над сигаретой»), конкурс рисунков, «неделя биологии».

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

  • Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под  руководством лидера;

  • Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания



29. Факультативные знания по биологии.

Факультативный курс - необязательный учебный курс или предмет изучаемый учащимися, выбираемый ими желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний. При проведении факультативных занятий учитель мог использовать различные формы и методы обучения и виды учебной работы учащихся, способствующие развитию у них познавательной и творческой активности, в том числе лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и другие формы и виды самостоятельной работы.

Право вести факультативные курсы по биологии предоставлялось учителям школы, а также преподавателям вузов, деятелям науки, специалистам сельского хозяйства, имеющим соответствующую подготовку. Программы по факультативам, в отличие обязательных учебных программ по биологии, предусматривали не только углубление знаний по тем или иным разделам биологии, но и увеличение числа лабораторных работ, практических занятий, экскурсий, то есть в большей степени, чем программы по обязательным разделам курса биологии, были направлены на получение новых знаний и умений учащимися путем использования различных методов самостоятельной работы. Например, программа факультативного курса» Жизнь растений» из отведенных на его изучение 34-х часов включала 12 лабораторных работ, 3 практические работы и3 экскурсии.

30.Организация и методы проведения тематических и биологических вечеров, олимпиад и других массовых мероприятий (день леса, день птиц).

Цель  проведения   – развитие интереса к предметам, расширение  кругозора учащихся, профилактика здорового образа жизни.

Школьные биологические олимпиады проводят  в школе обычно осенью. К участию в олимпиадах приглашаются обучающиеся  одарённые в этой области с точки зрения учителя и 3-4 обучающихся по желанию. Олимпиада проходит  в два тура. Обычно за месяц до проведения олимпиады группа обучающихся выпускает бюллетень о порядке ее проведения, вывешивает список рекомендованной литературы, варианты олимпиад прошлого года. Первый тур олимпиады проходит письменно. Для проведения второго тура олимпиады юннаты подготавливают живые и фиксированные природные объекты, чучела, таблицы, рисунки и фотоснимки растений и животных, анатомические препараты. Все это размещают по отделам: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Общая биология». В каждом отделе участники олимпиады
берут билеты с одним вопросом или заданием, требующим назвать растение, животное или сказать, чьи следы изображены на рисунке, либо кратко рассказать о каком-либо объекте, явлении.

Победители школьной олимпиады - претенденты на участи в районной или окружной олимпиаде.

Биологические КВНы, получившие большое распространение в школах, проводят по примеру телевизионных КВН. Для проведения КВН обычно из нескольких классов (лучше параллельных) отбирают две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания готовит биологическое приветствие для команды-соперника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живой природе.

Классные часы.  Основная функция классного часа - обогащение обучающихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование умений и навыков нравственного поведения. Чаще всего в нашей школе проходят классные часы направленные на профилактику здорового образа жизни. На классном часе  основное «действующее лицо» -  педагог. Он готовит сценарий классного часа и помощников – обучающихся для проведения классного часа.

Биологические вечеранапример: «Лесные сокровища», «Путешествие на родину комнатных растений». Проведению каждого вечера предшествует большая подготовительная работа: разрабатывается программа вечера, распределяются между организаторами темы докладов и сообщений, готовятся его занимательная часть (вопросы викторины, биологические игры, кроссворды), номера художественной самодеятельности (стихотворения, инсценировки), художественное оформление.

Общественнополезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу. В проводимых школой массовых общественно полезных мероприятияхпо охране природы, озеленению школьной территории принимают участие все школьники. Эту работу организуют администрация школы, учитель биологии, классные руководители, кружковцы, школьный ученический актив. Перед каждой массовой общественно полезной кампанией обучающимся дают объем и характер работы, они получают необходимый инструктаж и проводят работы.  Во время таких мероприятий обучающиеся приобретают соответствующие умения и экологические знания. На территории нашей школы разбито множество цветочных клумб. В посадке рассады на них участвуют  5-6 классы. Задания для выращивания рассады однолетних растений ученики получают на уроках биологии. Подземные части  многолетних растений весной и осенью ученики приносят с семейных дач. Таким образом, практически все обучающиеся школы любуются «своими» растениями на этих клумбах. Дизайнерами являются учителя биологии и желающие ученики.