Файл: 1. Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов
4.Фиксация результатов. Формирование выводов
5.Заключительная беседа
Уроки с лабораторными занятиями являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии:
На лабораторных занятиях учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания.
В процессе лабораторных занятий учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков.
Лабораторные занятия развивают у учащихся интерес к изучению природы.
Лабораторные занятия имеют значение в воспитательном отношении: воспитывается культура труда, сознательная дисциплина в условиях, отличных от обычных уроков, приучают учащихся доводить работу до определенного результата.
Лабораторные занятия могут проводиться в двух формах: фронтально (с указаниями учителя) и по предварительному заданию.
При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части, по каждой части учитель дает отдельные указания, которые учащиеся одновременно выполняют. Лабораторные занятия по непосредственным указаниям учителя ценны тем, что их легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Оканчивается работа также одновременно, в срок; усваивают материал учащиеся легко; учитель без особого труда может контролировать, как выполняется работа, и сразу оказать помощь, ученики работающие рядом всегда подтянут отстающего и не понимающего чего-нибудь товарища. С дисциплиной на таких уроках бывает благополучно, так как учитель имеет держать весь класс в поле своего зрения. Недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся.
При занятиях по предварительному заданию последнее дается сразу по всей работе, которую должны выполнить учащиеся. Учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы в работе. Такие занятия труднее организовать, проходят они не так ровно и гладко, как фронтальные, некоторые учащиеся отстают в работе, иногда выполняют её недостаточно тщательно, чаще наблюдаются случаи нарушения дисциплины. Но эти недостатки обычно ликвидируются при проведении такой формы работ систематически.
Рекомендуется начинать с лабораторных занятий под непосредственным указанием учителя и постепенно переходить к занятиям по заданию.
22. Подготовка учителя к уроку.
Обучающая деятельность учителя представляет собой систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов:
1. Планирование процесса обучения;
2. Организация процесса обучения в реальных условиях;
3. Анализ результатов выполнения педагогических решений.
Подготовка учителя к уроку включает два этапа:
а) предварительный, реализующийся в процессе изучения специальной, педагогической, методической литературы: программы, учебника, учебно-методических пособий и опыта других учителей;
б) непосредственный, связанный с планированием учебно-воспитательного процесса по предмету. включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (планируемые результаты); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.
Перед уроком необходимо продумать и оформление доски.
При подготовке конспекта решается проблема отбора материала, выбора обоснованных методических приемов его изложения, продумывается методика применения средств наглядности.
Вместе с тем задачи обучения не могут быть решены без вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. Этому должны способствовать подробные и систематические вопросы, задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, организующие их самостоятельную работу с учебником, раздаточным материалом, заполнение рабочей тетради и т.д.
23.Лекционно-семинарская форма обучения в курсе преподавания биологии.
Семинарские занятия в школе – это организационная форма обучения, в процессе которой школьники самостоятельно изучают новый материал по различным источникам знаний, а затем коллективно обсуждают результаты своей деятельности. Семинар обладает большими возможностями в плане активизации познавательной деятельности, творческого мышления школьников, их самообразования. Семинар помогает осуществить прикладную направленность обучения. На семинарских занятиях учащиеся учатся логично излагать свои мысли, находить убедительные примеры, участвовать в дискуссиях; у школьников развивается критичность мышления, доказательность.
Один из подходов заимствован из лекционно-семинарской системы обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, а затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинаре. Такой вариант оптимален в случае, когда изучается сложный, насыщенный новыми методами изучения материал. Семинарские занятия в этом случае проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний учащихся по конкретному вопросу или целой теме.
Другой подход предполагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, т. е. в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым раньше не были знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Опыт работы показывает, что наиболее легко усваиваются учащимися через семинарские занятия такие темы, как «Опорно-двигательная система», «Кожа» (курс биологии 9 класса). Семинарские занятия целесообразно проводить в старших классах.
Подготовка к семинару начинается за 2–3 недели до его проведения. В кабинете биологии может быть организован уголок самоподготовки к семинару. В нем помещается выставка рекомендуемой к семинару литературы. В остальной части уголка могут разместиться 3 отдела:
– инструктивный,
– информационный,
– иллюстративный.
Инструктивный отдел
1. Название темы.
2. Задачи предстоящего семинара.
3. Дифференцированные вопросы и задания, которые делятся на обязательные – для всех и дополнительные – для тех, кто хочет углубить свои знания.
4. Перечень источников информации для подготовки ответов на вопросы.
Информационный отдел
1. Памятка, как самостоятельно работать с литературой.
2. Текстовой материал из дополнительной литературы.
3. Результаты интервью с работниками здравоохранения.
Иллюстративный отдел
1. Таблицы по теме семинара.
2. Плакаты.
3. Фотографии.
4. Диаграммы, схемы санитарно-просветительного характера.
5. Сатирические рисунки.
24. Значение экскурсий в преподавании биологии. Особенности их организации и методика проведения.
Организация учебного процесса
Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах. Урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий.
Внеурочная форма в виде экскурсии, на которых учащиеся самостоятельно выполняют практические задания.
Виды экскурсий
Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.
Экскурсии различают:
-
по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические; -
по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные; -
по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие; -
по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.
Структура экскурсии
Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:
-
подготовка учителя к экскурсии; -
подготовка учащихся; -
работа учащихся на экскурсии; -
беседа с учащимися; -
проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.
Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно проводят опытные и профессиональные экскурсоводы. Но в этом случае часто допускаются ошибка: учащиеся остаются только зрителями и слушателями, поэтому целесообразно план экскурсии составлять с методистом музея и обязательно обсудить увиденное и услышанное с учениками.
Методика подготовки к экскурсии
Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:
-
Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. -
Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии. -
Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы. -
Рассказывать только о том, что можно показать. -
Избегать длинных объяснений. -
Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе. -
Не перегружать учащихся новыми названиями. -
Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте. -
Уметь вовремя прекратить экскурсию. -
Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.
Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.
За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.
Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения. Поэтому, чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом с первых дней изучении, можно провести тематические экскурсии на природу или в музей. Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если экскурсия выездная - это делается с целью ориентировки).
Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.
Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.
25. Экскурсии в природу, их место и значение в системе обучения биологии. Для ознакомления учащихся с живыми объектами природы учителя используют одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по