Файл: Выпускная квалификационная работа социальное обслуживание граждан в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наряду с участием в разрешении проблем планетарного масштаба, правительству любой страны нужно осуществлять решение и внутренних социальных проблем, которые у каждого государства свои. Основными социальными проблемами России являются8:

  • алкоголизация и распространение наркоманий разных типов;

  • социальное неравенство и бедность большей части населения;

  • проблема коррумпированности органов власти и чиновников;

  • проблема роста численности населения;

  • безработица.

Безусловно, полный перечень проблем, которые существуют в Российской Федерации, является гораздо более широким. Решение этих проблем требует постоянной государственной поддержки и финансирования не только на центральном, но и на региональном уровне. Чтобы осуществлялась социальная поддержка населения в стране, были сформированы разные социальные институты. Их предназначение состоит в предоставлении населению разных услуг:

  • профилактика и оздоровление, лечение в стационаре, поликлинические услуги;

  • медицинское обслуживание граждан;

  • социальная поддержка. Это меры, направленные на поддержание определенных категорий граждан: физическая помощь социальных работников, предоставление разных дотаций, пособий, льгот, субсидий;

  • обязательное бесплатное образование.

Часто обращается внимание на социальные проблемы современной общественности.

Социальные проблемы молодежи в наше время как никогда раньше заявляют о себе. Это проекция всех социальных проблем. Первая из них - это получение высшего образования на платной основе. Конечно же, в университетах существуют так называемые «бесплатники». Тем не менее, такие места зачастую бывают «продажными»9. Таким образом, для получения высшего образования, необходимы не столько способности и знания учащихся, сколько толстый кошелёк их родителей.

Вторая социальная проблема молодежи - это рабочие места. Сложно трудоустроиться молодым людям без стажа, людям пожилого возраста. Практически невозможно трудоустроиться беременным женщинам и матерям, имеющим малолетних детей. Беременные женщины, даже при существующем законодательстве, которое якобы охраняет материнство, подвержены увольнениям. Безусловно, это делается не так явно, тем не менее, далеко не все получают «декретные» выплаты. Закрытые муниципальные дошкольные учреждения, громадные очереди на получение места в детский сад, огромные «вступительные взносы» при оформлении своего ребенка – всё это тоже является социальными проблемами молодежи. В настоящее время они являются особенно острыми.


Отметим, что современное общество основано на отношениях между гражданами. И семья, где также все построено на отношениях ее членов, - это в определенном роде микромодель гражданского общества в целом. Возможно, именно от семьи и зависит судьба всего общества? И, безусловно, нужно рассмотреть вопрос падения нравов. Разрешение данной проблемы берёт свое начало в семье.

В настоящее время наркомания, воровство, алкоголизм, проституция, убийства стремительно распространяются в современном обществе. При этом возрастные показатели относительно данных явлений ежегодно «молодеют». Это очень тревожный сигнал, возникший ещё с момента распада Советского Союза, когда молодежь оказалась никому не нужной, как, в целом, и взрослое население. Этим и обуславливается нравственная деградация, подмена моральных ценностей, потеря стремлений, идеалов. Хотя на текущий момент времени все иначе. Это в 90-х годах возможности являлись ограниченными. В настоящее время их становится у молодых людей всё больше, тем не менее, многих представителей молодежи всё равно не интересует ничего. СМИ, интернет, телевидение влекут не нравственный рост личности, а ее падение в бездну. Юмор «ниже пояса», звучащий со сцены, стал нормой, в газетах открыто произносят и пишут запретные слова. Для нас большой редкостью стала вежливость и элементарный этикет.
1.3 Критерии социального обслуживания
Социальное обслуживание основано на определенных принципах, иначе говоря, на основополагающих идеях, на которых происходит функционирование данного общественного института. Законодатель установил 7 главных принципов социального обслуживания и каждым из них играется определенная роль. Принципами социального обслуживания, в итоге, отражаются отношение государства к гражданам, которые нуждаются в таком обслуживании.

Основу принципов социального обслуживания составляют общеправовые принципы, предумотренные Конституцией России – гарантированность и неотчуждаемость прав и законных интересов человека и гражданина; признание прав и свобод непосредственно действующими; охрана достоинства личности, и так далее.

Социальное обслуживание, согласно статье 5 Закона об основах социального обслуживания, основано на следующих принципах10:

1) адресность;

2) доступность;

3) добровольность;

4) гуманность;

5) приоритетность оказания социальных услуг несовершеннолетним гражданам

, находящимся в сложной жизненной ситуации;

6) конфиденциальность;

7) профилактическая направленность.

Следует отметить, что с вступлением с 1 января 2015 года в действие нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» указанная система значительно видоизменится. Так, согласно ст.4 указанного Закона социальное обслуживание будет основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека, и будет осуществляться также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Как видно, из прежних принципов, закрепленных в ст.5 Закона о социальном обслуживании, в будущем будут сохранены лишь адресность, добровольность и конфиденциальность.

Тем не менее, остановимся несколько подробней на каждом из указанных в ст.5 Закона о социальном обслуживании принципов, действующих в настоящее время.

Адресность – это принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах. Поскольку государственная социальная помощь оказывается определенным группам населения, которые действительно в ней нуждаются, то перед оказанием помощи происходит проверка материального положения лиц, обратившихся с заявлением об оказании им помощи. Граждане, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися, получают государственную социальную помощь, как правило, по месту своего проживания11.

Принцип адресности означает персонифицированное социальное обслуживание, предоставляемое конкретному лицу. Для реализации данного принципа, в первую очередь, необходим учет лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, что может быть обеспечено составлением и ведением банка данных указанных лиц по их месту жительства и месту нахождения.


Следующим принципом осуществления социального обслуживания является принцип доступности, который означает свободный доступ нуждающихся граждан к данному виду социальной услуги, независимо от места жительства или места нахождения, от экономических, социальных, организационных или языковых барьеров.

Принцип доступности также означает, что каждый гражданин имеет право на получение социальной помощи, на доступ к информации об учреждении, то есть обеспечение возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, включенных в федеральные и территориальные перечни гарантированных социальных услуг, определяемые с учетом субъектов, которым они предназначены.

При получении социальных услуг граждане должны иметь право на выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг.

Помимо этого, социальные учреждения обеспечивают доступность услуги, осуществляя меры по снятию ограничений территориально-транспортного, кадрового и временного характера. Каждый имеет доступ к администрации учреждения, специалисту, группе специалистов. Прием граждан осуществляется круглосуточно.

Принцип добровольности социального обслуживания означает, что указанное обслуживание осуществляется на основе добровольного обращения гражданина и его согласия на осуществлении в отношении него социального обслуживания, и прекращается при отказе от обслуживания, за исключением случаев, прямо установленных законодательством.

Так, согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после получения необходимой информации в сфере социального обслуживания. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства. В случае если гражданина направляют в учреждения, то он или его законный представитель должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами социальных услуг, предоставляемых ими.

Помещение граждан в стационарное учреждение должно быть произведено на основании их личного письменного заявления и подтверждено их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – на основании письменного заявления их законных представителей.


Принцип гуманности – это один из базовых принципов социальной работы, который лежит в основе деятельности ее субъектов. В общем смысле данный принцип означает человечность и человеколюбие, проявление сочувствия, оказание помощи. Гуманность в процессе социального обслуживания заключается в терпимом, доброжелательном и достойном отношении к лицам, нуждающимся в данном обслуживании, со стороны, в первую очередь, социальных работников, а также родственников и близких. Основной лозунг гуманности можно выразить следующим выводом – «поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»12.

Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений.

Такое обслуживание может осуществляться по личному заявлению несовершеннолетнего или заявлению их законных представителей, а также по направлению (ходатайству, постановлению, акту) заинтересованных лиц и организаций.

Применительно к осуществлению социального обслуживания, принцип конфиденциальности предполагает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания в процессе осуществления деятельности по социальному обслуживанию, составляют профессиональную тайну. Учреждение гарантирует обеспечение гражданских прав клиента.

Информация о клиенте хранится таким образом, что не допускает ее использование посторонними лицами. Распространение частичной или полной информации осуществляется только в интересах клиента. Для этого имеется процедура контроля за оформлением и хранением документов, которая осуществляется регулярно.

В работе специалистов учреждений социальной помощи существует Этический кодекс работника социальной службы, его знает и соблюдает весь персонал социальных служб.

Персонал организаций социального обслуживания, виновный в разглашении профессиональной тайны, несет ответственность в предусмотренном законодательством РФ прядке (уголовную, гражданскую, административную).

Под принципом профилактической направленности предполагается система научно обоснованных и своевременно предпринимаемых действий, направленных на предотвращение возможных социокультурных, психологических или физических коллизий у определенных людей, на сохранение, поддержание и защиту здоровья и достойного уровня жизни граждан, на содействие гражданам в раскрытие их внутренних потенциалов и в достижении поставленных целей. Это связано со следующим: профилактика – это важное перспективные направление деятельности в социальной работе.