Файл: Министерствообразованияинауки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, используемых в книге

374 Словарь иностранных слов, используемых в книге
Словарь иностранных слов, используемых в книге
375
Гомоморфизм
(от греч. homos – равный, одинаковый и morph
ê – форма,
образ) – сохранение основных свойств или характеристик объекта при преобразовании.
Д
евиация
(от лат. deviatio – отклонение, уклонение) – в социологии – несоответствие поведения индивида нормам общественной морали и права.
Дедукция
(от лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному.
Диалектика
(от греч. dialektik
ě – вести беседу, спор) – метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.
Динамика
(от греч. dynamikos – сильный) – ход развития, изменения како�
го�либо объекта или явления.
Дискретный
(от лат. discretus – прерывистый) – дробный, состоящий из отдельных частей.
Диссонанс
(от лат. dissonans – нестройно звучащий) – отсутствие гармонии в чем�либо, несоответствие, противоречие чему�либо, разлад.
Диффузия
(от лат. diffusio – распространение, рассеяние) – процесс заимствования, присвоения каких�либо черт, особенностей, достижений культуры одного общества, этнической группы другим обществом или группой.
И
дентичный
(от лат. identicus – тождественный, одинаковый) – равнозначный, вполне сходный.
Идеология
(от греч. idea – понятие, представление и logos – учение) – система субъективных идей и взглядов о мире (мировоззрение, истории,
обществе, социальных институтах, отношении социальных групп.
В социологии используется понятие идеологема – модель социального явления или процесса, построенная на иррациональных субъективных представлениях.
Инвестиции
(от лат. investire – облачать) – долгосрочное вложение капитала в предпринимательство с целью получения прибыли.
Индекс
(от лат. index – указатель, список) – система условных обозначений (буквенных, цифровых или комбинированных).
Индикатор
(от лат. indicator – указатель) – являющийся знаком, символом какого�либо объекта или его свойств, качеств.
Индукция
(от лат. inductio – выведение) – логическое умозаключение от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обоб�
щениям.
Интенсивный
(от лат. о – усиление, напряжение) – качественное развитие, в отличие от количественного увеличения (расширения).
Интервал
(от лат. intervallum – промежуток) – расстояние между чем�
либо.
Интерпретация
(от лат. interpretatio – посредничество) – истолкование,
разъяснение смысла, значения чего�либо.
386
Словарь иностранных слов, используемых в книге
К
атегория
(от греч. kat
ěgoria) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения социальных явлений в динамике.
Квантификация
(от лат. quantum – сколько и facere – делать) – количественное выражение качественных признаков.
Квота
(от лат. quota – часть, приходящаяся на каждого) – некоторая
«предписанная» величина, обязательная для соблюдения (например,
процент голосов, который обязательно необходим, чтобы депутат считался избранным).
Когерентность
(от лат. cohaerentia – сцепление, связь) – одновременное протекание двух процессов при взаимном положительном или отрицательном влиянии.
Кодификация
(от лат. codification) – систематизация законов по отраслям права.
Коммуникация
(от лат. communicatio – делать общим, связывать, общаться) – сообщение людей друг с другом по специально организованным каналам трансляция информационных объемов на большие массивы людей, осуществляемая с помощью технических средств.
Консолидация
(от лат. con – вместе и solidare – уплотнять, укреплять, сращивать) – объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для достижения общей цели.
Континуум
(от лат. continuum – непрерывное, сплошное) – неразрывность процесса. В прикладной социологии – размерность семантического объема слова.
Конфессия
(от лат. confession – признание, исповедание) – вероисповеда�
ние.
Концепция
(от лат. conceptio – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов) – ведущий замысел научного труда.
Корреляция
(от лат. correlatio – соотношение, взаимосвязь) – в математической статистике – понятие, которым отмечают связь между явлениями, если оба изменяются одновременно водном или разных на�
правлениях.
Кумулятивный
(от лат. cumulatio – увеличение, накопление) – последовательно накопленный, суммированный.
Л
аг
(от англ. log – разрыв во времени между двумя явлениями или процессами, находящимися в причинно�следственной связи.
М
едиана
(от лат. mediana – средняя) – в статистике – серединное или центральное значение.
Миф
(от греч. mythos – сказание, предание) – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы. В социологии используется понятие мифологема – модель для познания социальных явлений и процессов, заменяющая научное доказательство их формально�логической непротиворечивостью субъективным представлениям.
Словарь иностранных слов, используемых в книге

376 Словарь иностранных слов, используемых в книге
Словарь иностранных слов, используемых в книге
377
Модератор
(от лат. moderator – умеряющий) – в прикладной психологии ведущий (регулирующий) интенсивную фокусированную дискуссию в малой группе.
Н
ивелировать
(от франц niveau – уровень) – приводить к одному уровню,
сглаживать различия.
Нигилизм
(от лат. nihil – ничто, ничего) – полное отрицание всего обще�
признанного.
Номинальный
(от лат. nominalis – именной) – объект или его составные части, имеющий (имеющие) только наименование.
Нормативный
(от лат. normatio – упорядочение) – предопределенный правилами морали или права.
О
нтогенез
(от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение) – внутренне предопределенный процесс индивидуального развития от момента зарождения явления до завершающей стадии.
Операционализация
(от лат. operatio – действие) – в прикладной социологии – логическая детализация семантического содержания (структуры) понятия.
П
арадигма
(от греч. paradeigma – пример, образец) – теория (или познавательная модель, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Параметр
(от греч. parametr n – отмеривающий) – величина, значение которой является постоянным в пределах решаемой задачи.
Перманентный
(от лат. permanens – постоянный, непрерывный) – в социологии – имеющий всеобщую распространенность.
Перфорировать
(от лат. perforo – пробиваю) – в прикладной социологии вводить в компьютер первичную социологическую информацию из анкет, бланков интервью и др.
Перцепция
(от лат. perceptio – восприятие) – отражение объективной действительности органами чувств.
Позитивизм
(от лат. positivus – положительный) – направление в социологии, признающее социальные факты основой научного познания социальных явлений и процессов.
Постулат
(от лат. postulatum – требование) – утверждение, принимаемое в рамках какой�либо теории за истинное, хотя и недоказуемое ее сред�
ствами.
Псевдо
(от греч. pseudos – ложь) – ложный, мнимый.
Р
анг
(от франц. rang – ряд) – степень отличия в прикладной социологии – упорядочение объектов или их характеристик по значимости в порядке ее увеличения или уменьшения.
Рациональный
(от лат. ratio – разум, рассудок) – разумно обоснованный,
целесообразный.
388
Словарь иностранных слов, используемых в книге
Регрессия
(от лат. regressio – движение назад) – в теории вероятностей и математической статистике, зависимость среднего значения ка�
кой�либо величины от некоторой другой величины или от нескольких величин.
Рекреация
(от лат. recreatio – восстановление) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
Рендомизация
(от англ. rendom – выбранный наугад, случайный) – создание равновероятных условий для элементов совокупности быть отобранными в некую иную (выборочную) совокупность.
Респондент
(от англ. respond – отвечать) – тот, кто отвечает на вопросы анкеты, тот, у кого берут интервью.
Ретроспекция
(от лат retro – назад и spectare – смотреть) – обращенный к прошлому, посвященный изучению прошлого.
Референтная
(от лат. referens – сообщающий) – в социологии – контактная группа, обладающая значимыми для входящих в ее состав индивидов нормами поведения и ценностными ориентациями.
С
емантика
(от греч. s
ěmantikos – обозначающий) – смысловая сторона единиц языка (слов, частей слова, словосочетаний).
Синтез
(от греч. synthesis – соединение, сочетание) – метод научного исследования, состоящий в познании предмета, явления как единого целого, обобщении социальных фактов.
Социология
(от лат. societas – общество и logos – понятие, мысль) – наука об источниках, механизме и направлении развития общества как целостной системы, социальных институтов и групп.
Социометрия
(от лат. socius – товарищ, компаньон, соучастники измерение) – отрасль социальной психологии, включающая совокупность методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о структуре и функционировании малых групп.
Статика
(от греч. statos – стоящий) – состояние покоя или равновесия.
Страта
(от лат. stratum – настил, слой) – в социологии – социальный слой, выделяемый по какому�либо общему признаку.
Схоластика
(от греч. scholastikos – школьный, ученый) – философская система, соединяющая теологические воззрения с элементами рационального мышления.
Т
абу
(происхождение полинезийское) – у архаичных народов – запрет,
налагаемый на какой�либо предмет, действие, слово, нарушение которого карается.
Тенденция
(от лат. tendere – направляться, стремиться) – направление, в котором совершается развитие какого�либо социального явления.
Теология
(от греч. theologia – богословие (theos – бог, logos – учение) – совокупность религиозных доктрин. В социологии – иррациональная вербальная модель социального явления или процесса, построенная в опоре на категории.
Словарь иностранных слов, используемых в книге

378 Словарь иностранных слов, используемых в книге
Тест
(от англ. test – испытание, исследование) – задание стандартной формы, по результатам выполнения которого можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках.
Ф
актор
(от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила,
причина какого�либо процесса, явления.
Х
ронометраж
(от греч. chronos – время и metreo – измеряю) – методизме рения затрат времени на какое�либо действие.
Э
вристика
(от греч. heurisk
õ – отыскиваю, открываю) – совокупность логических приемов и методических правил отыскания истин.
Эквивалент
(от лат. aequus – равный и valens – имеющий силу, значение,
цену) – нечто равноценное или соответствующее в каком�либо отношении чему�либо.
Экспансия
(от лат. expansio – расширение, распространение) – расширение, распространение чего�либо за первоначальные пределы.
Эксперт
(от лат. expertus – опытный) – специалист в какой�либо области,
производящий экспертизу.
Экстенсивный
(от лат. extensivus – расширяющий, удлиняющий) – количественное увеличение (расширение, в противоположность качественному развитию.
Эмпирия
(от греч. empereiria – опыт) – в социологии – количественные
(числовые) показатели качественных характеристик социального явления или процесса.
Этногенез
(от греч. ethnos – народи происхождение) – развитие и взаимовлияние этносов в процессе истории цивилизации.
Ю
вентология
(от лат. juvenilis – юный и греч. logos – учение) – в социологии – учение о социальном положении молодого поколения.
390
Словарь иностранных слов, используемых в книге
Предметный указатель
А
нализ документов 18, 21, 92, 126,
133
�� качественный 132
�� формализованный 133
� предмета 39, Аналитическое исследование 16, 17,
35, Анкетирование 18, 68, 69, 72, 137,
356, 361
� групповое 69, 356
� заочное 69
� индивидуальное 69
� очное Ассоциация 7, 159, 171, Бланк кодировки 134, Валидность прогностической модели 267, 279
� шкалы измерения 63, 296, Вариация значений признака 66, Величины интенсивные 55, 56
� экстенсивные Верификация 9, 41, 46, Вероятность события 196, Взаимосвязь признаков 242, 243, Возникновение общественного мнения 9294, Вопросы альтернативные 76, 81, 223
� графические 75, 76, 78
� закрытые 76, 81, 184, 217
� линейные 75, 76, 78, 217, 309
� неальтернативные 76, 81, 254
� образные 76, 78
� открытые 76, 84, 128, 143, 220
222, 356
� перечневые 75, 76, 219, 220
� полузакрытые 76, 81
� семантические 75, 76, 78
� табличные 7577, 84, 217
� текстовые 219
� тестовые 38, 75, 76, 78
� шкальные Выборка 34, 85, 184, 194, 196, 198,
201, 202, 205, 206, 208, 210, 212
215, 336, 338340, 369, 370, 380,
382
� вероятностная (случайная) 34, 150,
196, 198, 201, 205, 206, 210, 212,
215, 340, 382
� гнездовая 198, 201, 205, 206, 338,
339, 369, 370, 382
� квотная 34, 150, 198, 202, 206,
208, 213215, 339, 382
� комбинированная 205, 206, 210
� механическая 197, 199, 200, 206,
207, 213, 215, 339, 370, 382
� многоступенчатая 198, 205207,
210, 370, 376, 381, 383
� собственно�случайная 197, 198,
206, 336, 339, 382
� стихийная 198, 201, 202, 206
� стратифицированная 199, 200, 336,
369, 382
� территориальная 73, 198, 205
208, 215, 295, 296, 355, 384
� фокусированная 198, 201, 206, Выборочная совокупность 35, 85, 89,
131, 184, 195, 196, 198, 200, 208
214, 246, 260, 270, 305, 306, 338
340, 368371, 374, Выборочный метод 193, 194, 215, 367,
368370, Генеральная совокупность 89, 147,
149, 150, 195200, 202, 203, 205,
208214, 306, 338340, 355, 368,
371, 374, 376, 378, 379, Генератор идей Гипотеза дополнительная 28, 29, 156,
305
� исследования 28, 29, 226, 262
� основная 28, 29, 117, 156, 158,
289, 304, 305, Гистограмма 225, 231, Градуирование 54, 55, 64, Границы интервала неустановленные
229

Предметный указатель

380 Предметный указатель
Предметный указатель
381
� установленные Графическое отображение данных 231,
232, Группа диффузная 171, 172
� контрольная 149151, 153, 154
� референтная 171, 172, 182, 252
� членства 171, 172, 182
� экспериментальная 147150, 152
154, Группировка аналитическая 225, 228
� комбинационная 225, 228
� многомерная 228, 265
� простая 191
� статистическая 224, 225, 234, 256
� структурная 228
� типологическая Групповые процессы Дельфийская техника 145, 146
Дециль Диаграмма 222, 225, 231, 232, Диалектическая логика 43, Динамика общественного мнения Дисперсия 165, 211, 223, 239, 240,
246, 256, 269, 270, 337339, 369,
378, Документы личные 126, 127, 129, 130
� неофициальные 128130
� официальные 71, 128, Достоверность 30, 59, 70, 131, 132,
141, 194, 220, 266, 367, 382, 384
� социологической информации Единица наблюдения 11, 5658, 195,
196, 200, 201, 206, 212, 213, 336
338, 340, 380, 382
� отбора 195197, 199201, Единицы смысловые 133
� счета 133, Заголовок в таблице 229
� боковой 230
� верхний 230
� внутренний 230
� общий Задачи дополнительные 29
� основные 29
� социологического исследования, 14, 15, 22, 27, 29, Закон больших чисел 197, Закономерность 6, 8, Зондаж 15, 35, 109, 117, 120, 127, Измерение социальных установок, 159164, 167, 169, 302
� явлений 10, 51, 53, Индекс 54, 138, 139, 173, 179182,
184, 190, 225, 227, 230, 246250,
253256
� взаимности 173, 181
� групповой 173, 179, 181
� изменения направленности общественного мнения 253, 254
� имущественного статуса 248, 249
� масштаба изменения общественного мнения 253
� объема взаимодействия 173, 180
� отрицательного статуса 180
� отрицательной экспансивности 180
� персональный 173, 179, 181, 182
� положительного статуса 180
� положительной экспансивности референтности социометричес�
кий 173, 181
� социометрический 173, 179182
�� групповой 181
�� персональный 181, 182
� социометрического статуса 173,
180, 181
� социометрической когерентности 173, 181
� эмоциональной экспансивности, 180, Индивид 6, 101, 116, 126, 172, 173,
184, Индикатор 55, 58, 59, 61, 64, 66, 67,
69, 70, 133, 151, 152, 156, 174, 221,
227, 296, 299, 300, 301, 306308
� объективный 59, 61
� субъективный 59, Инерционность социального явления 267, Институциональный подход в социологии 298, Предметный указатель
Интенсивность общественного мнения Интервал 20, 53, 56, 62, 63, 71, 108,
165, 199, 221, 226, 229, 231, 232,
237, 238, 248, 249, 251, 252, 268,
271, 274, 275, 277, 279, 307, 373, 379
� циклов 268, Интервалы неравные 62, 63, 229, 232
� равные 60, 62, 199, 229, 231
� с возрастающими значениями 229
� с убывающими значениями Интервьюирование 18, 137, 294, 356
� опосредованное 18, 91
� прямое 18
� телефонное 18, 69, 72, 91, 92, 137,
144, Интерпретация понятий 4447, 58
� социологических данных 256258,
262, 280, 287289, Информация вторичная 64
� первичная 6, 10, 11, 14, 15, 18, 19,
21, 22, 27, 28, 3035, 45, 58, 63,
64, 67, 69, 72, 82, 90, 109, 110, 112,
113, 115, 117, 126, 127, 131, 136,
162, 168, 169, 176, 178, 183, 216,
217, 220, 222225, 229, 232, 246,
256, 277, 290, 296, 297, 306, 308,
311, 312, 353, 355, 356, 360, 363,
364, 374, 378, Исследование панельное 2022, 70,
214, 284
� повторное 2022, 70, 196, 214,
252, 253, 271, 275, 278, 284, 286,
288, 350, 367, Историческое соотнесение Исчисление 52, Качество социологической информации 30, 31, 36, 79, Квадратичное отклонение 245, 269,
337
Квантификация 53, 296, Классификация 13, 16, 18, 21, 24, 41,
52, 53, 56, 57, 61, 125, 129, 151, 157,
171, 173, 182, 350, Кодирование 134, 216, 219, 220, 222,
223, 355, 356
Кодировочный бланк 217, 224, Коллектив 13, 16, 85, 90, 101, 104,
116, 123, 126, 129, 130, 135, 148,
155158, 163, 166, 170172, 252,
285, 288, 313, 350, 351, 353, 372, Коллективная оценка авторитетности экспертов 137, Коммуникабельность Компетентность экспертов 70, Комплексное исследование 29, 111,
112, 211
Контент�анализ 19, 30, 38, 110, 111,
128, 129, 132, 136, 184, 196, 199,
241, 294, 306, 312, 353, 356, 373,
375, Концептуальная модель 6, 9, 10, Корпорация 171, Коэффициент ассоциации 244
� корреляции 223, 240242, 245
�� линейный 245
� парной корреляции 242
� ранговой корреляции 240242
� роста Критерии гностические 175, 182
� коммуникативные 175, 182
� неофициальные 175
� официальные 175
� ранжирования 175, 176
Кумулята Лидер 5, 126, 188, Логика эксперимента 147, 148, 151
153, Логический анализ понятий 22, 23,
27, 28, 37, 44, 46, 47, Малая группа 170172, 174, Массовое сознание 102, 103, 295, Массовые опросы 7, 19, 28, 70, 71,
117, 141, 142, 184, Математический анализ 14, 226, Медиана 225, 234, Менеджмент 124, 125, 282, 283, Меры центральной тенденции Предметный указатель

382 Предметный указатель
Предметный указатель Метод единственного различия 153,
154, 159
� единственного сходства 153, 159
� исключения 264
� основного массива 202, 206, 382
� парных сравнений 163, 164
� попарного отбора 149, 150
� последовательного исключения разности средних уровней 269
� сглаживания динамического ряда 275, 279
� случайного отбора 149, 150
� снежного кома 202, 206
� среднего темпа роста 270
� структурной идентификации, 150
� фокус�групп 11, 182184, 193
� экспертной оценки 11, Методический инструментарий 14
16, 23, 30, 32, 72, 83, 93, 95, 110,
127, 128, 216, 266, 288, 310, 311,
350, 351, 353, 360, 364, 372
� эксперимент Методология социологии 6, Методы выборки 195, 196, 198, 199,
201, 202, 205, 214, 215, 369, 374, 381
� сбора первичной социологической информации 10, 15, 18, 19,
21, 22, 28, 35, 69, 109, 110, 112,
113, 126, 363, 364, 378, Метрическое измерение Мнение вообще 94, 97, 98, 100, Мода 225, 234, Модель выборки 10, 34, 36, 128, 205,
206, 210, 213, 215, 224, 290, 295,
355, 377, Модератор 32, 184189, Наблюдение включенное 111, 123
� лабораторное 124
� несистематическое 125
� неструктурированное 119
� полевое 124
� систематическое 125
� социологическое 19, 111, 113, 116,
117, 119
� структурированное Надежность результатов исследования 83
� шкалы измерения Направленность общественного мнения 101, Научная школа 6, Нормативность социальных явлений
328
Нормированный интервал вариации
248
О
бобщение результатов исследования 216, Обоснованность прогностической модели Обработка информации 6, 14, 23, 30,
3234, 117, 131, 132, 169, 177, 216,
217, 222, 224, 256, 277, 308, 311,
312, 350, 352, 353, 354, 357, Обследуемая совокупность 14, 15,
22, 23, 29, Обстановка объекта наблюдения Общее мнение Общественное мнение 15, 85, 9295,
100112, 130, 158, 188, 202, 205,
208, 250255, 295, 333
� сознание 130, Объект измерения 54
� исследования 15, 19, 23, 2630,
120, 126, 128, 137, 193195, 205,
208, 214, 226, 248, 258, 269, 295,
296, 301, 304, 350, 362, 370, 374,
375, 377, 380, 381, 384
� наблюдения Объем выборочной совокупности 131,
202, 208, 210213, 338340, 368,
369, 371, 374, 379
Операционализация понятий 43, 44,
46, 49, 51, 69, 70, 256, 288, 296, Описательное исследование 1416,
21, 35, Опрос 5, 7, 11, 15, 1821, 2830,
3235, 66, 68, 69, 71, 72, 79, 80,
8293, 109112, 117, 118, 137, 138,
140142, 144146, 148, 157, 174,
176, 177, 178, 183, 184, 193, 194,
199203, 205, 208, 210, 211, 213
216, 220, 237, 241, 246, 247, Предметный указатель, 254, 257, 258, 271, 273, 275,
286, 287, 294, 295, 305, 310, 322,
323, 325, 352, 355, 356, 360362,
367, 368, 371, 372, 376, 378, 379,
380, 383
� анонимный 33, 79, 87, 371
� заочный 18, 69, 82, 88
� зондажный 109
� массовый 7, 19, 28, 70, 71, 117,
141, 142, 184, 211
� специализированный 19, 286
� сплошной 193, 194, 201, 210, 368
� почтовый 69, 72, 8288, 137, 144,
201, 356
� прессовый 18, 69, 8890, 137, 356
� телефонный 69, 91
� экспертный 19, 28, 112, 138, 141,
142, 286, Отбор случайно�бесповторный 198,
207, 337, 338, 382
� случайно�повторный 198, 337, Отвержение 175, Отклонение от среднего Отображение результатов социологического исследования Ошибка выборки 212, 215, 336, 338
� систематическая 90, 212214
� случайная 132, 213, 215, 223, Парадигма 10, 45, 51, 184, 258, Параметры 57, 111, 203, 204, 210, 211,
239, 278
� взаимосвязанные 203, 204
� квот 185, 202204, 214, 305
� независимые 202, Первичная социологическая информация 58, Период упреждения 266268, План социологического исследования 11, 22, 23, 31, 33, 37, 310, Подлежащее в таблице Позиции шкалы измерения 59, Показатель 166, 167, 181, 216, 239,
246248, 257259, 261, 305, Полевой этап исследования 68, 310,
311, Полигон 225, Полнота прогностической модели 267
� шкалы Предвыборная кампания 5, Предмет исследования 10, 15, 21, 23,
26, 27, 30, 39, 44, 46, 49, 51, 56, 68,
81, 128, 145, 163, 224, 225, 258, 264,
283, 289, 297, 298, 304, 305, Признак объективный 61, 228
� результативный 242244
� субъективный 228
� факторный 151, 152, 243, 244,
257, 262, 276, Признаки 29, 61, 94, 107, 149, 170,
195, 205, 207, 227, 228, 242244,
264, 381
� дискретные 227, 229
� непрерывные 227, Прикладное исследование 6, 911,
13, 22, 26, 106, 290, 292298, 303,
350355, 357, 363, 367, 370, Принцип кодирования 216
� позитивизма 296, 298
Причинно�следственная связь Проблемы гносеологические 24, 293,
297
� затяжные 24
� одноплановые 25
� предметные 24
� преходящие 24
� системные 25
� социальные 23, 24, 26, 27, 56,
117, 138, 141, 195, 255, 281, 354
� устойчивые 24, Пробное исследование 32, 36, 37,
302, 310, 353, 364, 376, 378, Прогноз 33, 138, 141145, 222, 252,
266268, 271277, 279, 286, 296,
300, 301
� по аналогии Прогнозирование социальных процессов Прогностическая модель 214, 265,
266, 267, 277, Предметный указатель

384 Предметный указатель
Предметный указатель Программа социологического исследования 10, 22, 23, 30, 32, 37, 49,
93, 120, 131, 173, 262, Проект выборки 14, 30, 310, 312, Процедура интерпретации данных, 302
� непараметрическая 176
� параметрическая 176
� фокус�групп Процедуры исследования Разведывательное исследование 14,
15, 47, 125, 202, 214, 258, Районирование 205207, Ранжирование 55, 162, 163, 175, 176,
241, Распределение нормальное 234, Распространенность общественного мнения Рациональная мотивация Регрессионный анализ 222, 276, Результаты исследования 1012, 28,
33, 37, 65, 112, 127, 136, 201, 211,
214, 216, 224, 256, 257, 259, 271,
275, 280285, 287, 288, 295, 297,
310, 312, 367, 372377, 379, Рейтинг политический Репрезентативность 91, 214, 289, 295,
370, 376, 377, Респондент 5, 19, 20, 3335, 37, 55
62, 64, 66, 67, 6976, 7991, 109,
113, 118, 137, 142, 162165, 167,
174, 177, 183, 185, 186, 190, 192,
196, 198203, 205, 206, 208221,
225228, 230, 237239, 241, 242,
245247, 250, 251, 253, 260, 262,
263, 265, 302, 305, 306, 323, 328,
330, 356, 361, 362, 364, 367, 368,
371, Ряд вариационный дискретный 229
�� непрерывный 229
� распределения атрибутивный Самооценка экспертов 137, Связь признаков обратная 243, 245
�� прямая 243, Селектор Семантическая модель 28, 38, 42, Семантический дифференциал Система координат 231, Сказуемое в таблице 229, Событие равновероятное Содержательный анализ Соотнесение внешнее 257, 260
� внутреннее 257, 260
� как качественное различение Состав группы 170, Социальная группа 6, 114, 132, 160,
164, 189, 196, 248, 249, 261, 285, 335
� дистанция 164
� идея 133
� общность 8, 23, 102
� проблема 23, 24, 26, 27, 56, 117,
138, 141, 195, 255, 281, 354
� роль 173
� самоидентификация 248
� установка Социальное мифотворчество 7
� поведение 118, 119
� явление 6, 10, 12, 16, 21, 25, 38
40, 51, 56, 58, 61, 62, 69, 73, 94,
113, 137, 138, 141, 142, 144, 147,
152, 159, 161, 167, 242, Социальные исследования Социальный институт 17, 24, 25, 51,
58, 102, 159, 183, 184, 267, 292,
299301
� процесс 6, 8, 10, 11, 24, 25, 37, 51,
69, 115, 123, 138, 141, 142, 144,
147, 152, 265268, 270, 271, 276,
372
� факт 6, 9, 11, 300
� эксперимент 6, 17, 21, 147, 196,
294
Социограмма 178, 179
� круговая 178, Социологическая анкета 88
� ассоциация 7, 379
� модель 10
� экспертиза Социологические данные 26, 45,
224, 256, 258, 283285, 287, Социологический анализ Предметный указатель эксперимент 11, 146, 147, Социологическое измерение 58
� исследование 7, 13, 28, 86, 93,
112, 165, 288, 297, 382
�� панельное 20, 21, 214
�� повторное 20, 21, 70, 196, 214,
252, 253, 271, 275, 278, 284, 286,
288, 350, 367
�� точечное 20, 21, Социология 510, 128, 291, 294, 299
� образования 294
� политики 9
� права 9, 299
� прикладная 9, 10, 128, 299
� религии 9
� семьи 9
� теоретическая 8
Социоматрица 178
Социометрическая анкета 177
Социометрический критерий 173,
174, 176
�� гностический 175
�� коммуникативный 173, 175
Социометрия 169, 171, Сравнение данных 241, 257, Среднее арифметическое 165, 167,
181, 236239, 246
�� взвешенное 237, 238
�� простое 237
� геометрическое 270, 271
� интервальное значение 238, 246
� квадратичное отклонение 245,
269, Статистические величины 223
� методы прогнозирования 268,
270, Статистический анализ 56, 255
� ряд распределения 56, Статус 101, 128, 129, 173, 180182,
206, 213, 248, 249, 255, 265, 272,
308, 332, 335, Стимулятор 87, 88, Столкновение мнений 98, Структура группы 118, 144, 150, 170,
175, 228
�� неформальная 170, 172
�� формальная Структурная операционализация 48,
49
Структурно�функциональный анализ Структурные элементы 15, 16, 42,
122, 267, Сценарий 147, 183, 185, 186, 188, Таблица комбинационная 230
� перечневая 217, 225, 230
� случайных чисел 208, 215, 340,
382
� функциональная Тенденция 20, 24, 70, 93, 138, 141,
142, 216, 233, 234, 240, 243, 247,
260, 262, 268, 271276, 279, Теория среднего уровня 9, 298, Тест 38, 75, 76, 78, 142, 167169, 175,
219, 365
� вербальный 167
� графический 167, 168, 219
� социальной перцепции 175
� социометрический Технология социологического исследования Точность прогностической модели результата измерения 65
Тренд 268270, 276, Управление группой директивное ориентированное на достижение цели 193
�� поддерживающее 192
�� участвующее Управленческая деятельность 5, 11,
280, 281, 283285, 287, Уравнение регрессии Устойчивость общественного мнения 107, 109, 253
� прогностической модели 267, Факторная операционализация Факторный анализ Предметный указатель

386 Предметный указатель
Форма вопроса 75, 161
� связи признаков 243, 244
� тесноты признаков 243, Формальная логика 296, 299, Формирование общественного мнения 107, Формулировка вопросов 72, 73, Функционирование общественного мнения 93, 103, 107, 108, Характеристики контрольные 147
150, 152, 155, 156
� нейтральные 148150, 155
� переменные 148
� постоянные 148, 149
� факторные 148, 149, Цель деятельности группы Чувствительность шкалы Шкала абсолютная 5254
� Богардуса 164, 169
� дискретная 55
� измерения 54, 56, 5961, 63, 64,
69, 162, 165, 169, 217, 218, 226,
266, 271, 296, 301, 350
� интервальная 5254, 6063, 65,
66, 77, 165, 168, 219, 223, 227,
245, 250, 301, 307, 308, 336, 339
� кумулятивная 164
� непрерывная 55
� номинальная 52, 60, 61, 66, 226,
244, 271, 306308
� порядковая
(ранговая)
52,
6066, 77, 138, 162, 163, 226, 241,
302, 306308
� ранжирования 162, 163
� самооценки 161, 162
� Терстоуна Шкалирование 55, Эксперимент 6, 11, 17, 18, 21, 30, 83,
92, 146153, 155158, 196, 277, 294,
379
� лабораторный 148, 151
� линейный 149152, 155
� параллельный 149151, 153
� полевой 148, 150, 151
� социологический 11, 146, 147, Экспериментальная группа 147150,
152154
� ситуация 17, 147, 148, 150, Эксперт 15, 19, 34, 70, 71, 82, 112,
128, 137146, 158, 165, 192, 207,
268, 350, 354, 367, 371, 376, 378, Экспертная оценка 11, 21, 72, 92,
137, 139146, 157, 267, 268, 279,
377
Экспресс�опрос 15, 35, 109, Экстенсивная институционализа�
ция Экстраполяция Электоральные предпочтения 5, Эмоциональная реакция Эмпирические данные 6, 8, 18, 88,
244, 250, 294, 297, 302, Эмпирическое исследование 7, Предметный указатель

Библиографический список
1.
Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М, 1982.
2.
Аверин Ю, Дмитриева Е, Волкова О. Социологические исследования место и роль в коммуникативных компаниях, методология и методика. – М, 2006.
3.
Айвазян С.А., Бажаева З.И., Староверов ОП. Многомерная классификация. – М. : Статистика, Алексеев Б.К., Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Изучение общественного мнения. Вопросы организации исследования // Социологические исследования. 1981. № Американское общественное мнение и политика / Под ред.
Ю.А. Замошкина. – М. : Наука, 1978.
6.
Андреева ГМ. Программа конкретного социального исследования Лекции по методике конкретных социальных исследований. – М. :
Изд�во МГУ, 1972.
7.
Андреева ГМ. Социальная психология. – М. : Наука, 1984.
8.
Андреенков В.Г., Маслова ОМ. Методы сбора социологической информации : Методич. пособие. Выпи М. : ИСИ АН СССР,
1985.
9.
Андреенков ВТ, Сотникова Г.Н. Телефонные опросы населения Методические рекомендации по проведению выборочных массовых опросов. – М, 1985.
10.
Антипина ГС. Теоретико�методологические проблемы исследования малых групп. – Л. : Изд�во ЛГУ, 1982.
11.
Аптон Г. Анализ таблиц сопряженности. – М. : Финансы и статистика, 1982.
12.
Аренс Х, Лейтер Ю. Многомерный дисперсионный анализ. – М. Финансы и статистика, 1985.
13.
Батороев КБ. Аналогии и модели в познании. – М. : Наука, 1981.
14.
Батыгин ГС. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М. : Наука, 1986.
15.
Бахарев В.В. Методология и технология социологических исследований : Учеб. пособие. – Белгород : Изд�во БелГУ, 2007.
16.
Беккер Г, Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. – М. : Прогресс, 1961.
17.
Белановский С.А. Метод фокус�групп. – М. : Магистр, 1996.
18.
Белнап Н, Стил Т. Логика вопросов и ответов. – М. : Прогресс,
1981.
19.
Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы. – М. : Прогресс,
1987.
20.
Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли. – Минск : Изд�во БГУ, Библиографический список

388 Библиографический список
Библиографический список
389 21.
Бестужев�Лада ИВ. Поисковое социальное прогнозирование. М. : Наука, 1984.
22.
Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико�статистические методы экспертных оценок. – М, 1980.
23.
Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. – М. : Наука, 1973.
24.
Бобнева МИ. О применении социометрических методов при изучении структур сложных организаций. Вып. 1. – М, 1970.
25.
Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент�анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. – М. : Изд�во МГУ, 1992.
26.
Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус�группы как метод социаль�
но�психологического исследования. – М. : Магистр, 1997.
27.
Бондаренко А.Г. Социологическое исследование методика опроса. – Волгоград : Политехник, 2006.
28.
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М. : Высшая школа, 1989.
29.
Ватолина Ю.В. Метод наблюдения в социологии (на основе опыта
Вальтера Беньямина). – СПб. : Изд�во СПбГУ, Ветров А.А., Ломовацкий Г.И. Дисперсионный анализ в экономике. – М. : Статистика, 1975.
31.
Витгенштейн Л. Философские работы. – М. : Гнозис, 1994.
32.
Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. – М. : Изд�во МГУ,
1989.
33.
Волков И.П. Социометрические методы в социально�психологиче�
ских исследованиях. – Л. : Изд�во ЛГУ, Волков ЮГ. Социология Лекции и задачи : Учебник. – М. : Изд�во
МГУ, Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. – М. : Статистика, 1974.
36.
Гаскаров Д.В., Шаповалов В.И. Малая выборка. – М. : Статистика,
1978.
37.
Гласс Дж, Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М. : Прогресс, Горский Д.П. Определение, их виды и правила // Логика научного познания. – М, Горшков М.К. Общественное мнение история и современность. М. : Политиздат, Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации гг. Социологический анализ. – М. : РОСПЭН, Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование»:
оценки экспертов и позиция населения. – М. : ЦСП, Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. М. : ЦСП,
2003.
400
Библиографический список
43.
Готлиб АС. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики : Учеб. пособие / АС. Готлиб. – е изд, перераб. и доп. – М. : Флинта: МПСИ, 2005.
44.
Готт В.С., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. – М, 1981.
45.
Гражданников ЕД. Прогностические модели социально�демогра�
фических процессов. – Новосибирск : Наука, 1974.
46.
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М. : Изд�во МГУ, 1988.
47.
Грушин Б.А. Массовое сознание. – М. : Политиздат, 1987.
48.
Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. – М. : Политиздат, 1967.
49.
Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. – Минск : Изд�во БГУ, 1984.
50.
Гуц А.К., Фролова Ю.В. Математические методы в социологии. М. : URSS�ЛКИ, 2007.
51.
Давидюк Г.П. Прикладная социология. – Минск, 1979.
52.
Давыдов А.А. Системная социология. – М. : КомКнига, 2006.
53.
Дебюс М. Качественные методы в социальных исследованиях. Фо�
кус�группа : Учеб. пособие. – Барнаул, 1995.
54.
Девятко И.Ф. Измерение установки становление социологической парадигмы // Социологические исследования. 1991. № 6.
55.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Де�
вятко. – е изд. – М. : КДУ, 2006.
56.
Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. – М. : ИС РАН, 1996.
57.
Димитров Д. Проблемы достоверности социологической информации // Социологические исследования. 1979. № Дмитриев А.В. Общая социология. – М. : Наука, 2001.
59.
Дмитриева Е.В. Фокус�группы в маркетинге и социологии. – М. Центр, 1998.
60.
Добреньков В.И., Кравченко АИ. Методы социологического исследования : Учебник. – М. : ИНФРА�М, Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. – Л. : Наука, Докторов Б.З. Отцы основатели история изучения общественного мнения. – М. : ЦСП, Докторов Б.З. Повышение возврата анкет при почтовом опросе Социологические исследования. 1981. № Докторов Б.З. Подготовка и проведение почтового опроса. – Л. :
ИСЭПАН СССР, Библиографический список

390 Библиографический список
Библиографический список
391 Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в
США. История зарождения. Судьбы творцов. – М. : ЦСП, 2008.
66.
Донцов АИ. Проблемы групповой сплоченности. – М, 1979.
67.
Дридзе Т.М. Языки социальная психология. – М, Дуброва ТА. Статистические методы прогнозирования. – М. : Юнити,
2003.
69.
Дэвид Г. Метод парных сравнений. – М. : Статистика, 1974.
70.
Дэйвисон М. Многомерное шкалирование методы наглядного представления данных. – М. : Финансы и статистика, 1986.
71.
Евланов Л.Т., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. – М. Экономика, 1978.
72.
Ежов АИ. Вычисление рядов распределения. – М. : Статистика,
1973.
73.
Елисеева И.И., Рукавишников ВО. Группировка, корреляция, распознавание образов. – М. : Статистика, 1977.
74.
Епархина О.В. Математические методы обработки и анализа социологических данных : Учеб. пособие. – Ярославль : Изд�во ЯрГУ
им. П.Г. Демидова, 2007.
75.
Ермакова В.В., Пациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные исследования в прикладной социологии // Социологические исследования. 1982. № 1.
76.
Ермолаева ЕМ. Язык респондента, язык анкеты // Социологические исследования. 1987. № 1.
77.
Жабский МИ. Возможности, границы и техника опроса // Социологические исследования. 1984. № 3.
78.
Жабский МИ. Обоснование репрезентативности социологического исследования // Социологические исследования. 1982. № 2.
79.
Жабский МИ. Принципы стандартизированного интервью // Социологические исследования. 1985. № 3.
80.
Жуковская В.М., Мучник И.Б. Методы факторного анализа и их применение в социально�экономических исследования. – М. Статистика, 1976.
81.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М, 2004.
82.
Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М. : Мысль, 1969.
83.
Ивин А.А. Основания логики оценок. – М. : Изд�во МГУ, Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. –
СПб., 2006.
85.
Ильясов Ф.Н. Еще раз о языке респондента и языке анкеты // Социологические исследования. 1987. № 5.
86.
Ильясов Ф.Н. Экспериментальное обоснование количества делений шкалы // Социологические исследования. 1984. № Библиографический список
87.
Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, ЮН. Толстова. – М. : Наука, 1987.
88.
Йейтс Ф. Выборочный метод в переписях и обследованиях. – М. Статистика, Как провести социологическое исследование / Ред. М.К. Горшков,
Ф.Э. Шереги. – М. : Политиздат, 1990.
90.
Капустина Е.Г. Методы исследования социальных коммуникаций : Сб. учебно�методических материалов. – СПб. : Интерсоцис,
2006.
91.
Квале С. Исследовательское интервью. – М, 2003.
92.
Кильдишев ГС, Аболенцев Ю.И. Многомерные группировки. – М. Статистика, 1978.
93.
Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки. – М. : 1975.
94.
Клигер С.А., Косолапов МС, Толстова ЮН. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. – М. : Наука, 1978.
95.
Клюшина НА. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования. 1990. № 1.
96.
Коимшиди Г.Ф., Черникова И.А. Выборочный метод в научных исследованиях (методы математической статистики в социологии и криминологии. – М. : ВНИИ МВД России, 2008.
97.
Кокрен У. Методы выборочного исследования. – М. : Статистика,
1976.
98.
Комплексный подход к анализу данных в социологии / Отв. ред.
В.Г. Адреенков, ЮН. Толстова. – М. : ИА СССР, Кон И.С. Социология личности. – М. : Политиздат, 1967.
100. Коростелева ОТ. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. – Барнаул : Изд�во Алтайск. унта, 2005.
101. Косолапов МС. Принципы построения многоступенчатой вероятностной выборки для субъектов Российской Федерации // Социологические исследования. 1997. № 1.
102. Крыштановский АО. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS Текст : Учеб. пособие для вузов / АО. Крыштанов�
ский; Гос. унт – Высшая школа экономики. – е изд. – М. :
ГУ�ВШЭ, 2007.
103. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. – М. : Изд�во МГУ, 1971.
104. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М. : Прогресс, 1980.
105. Лапин НИ. Эмпирическая социология в Западной Европе. – М. :
ГУ�ВШЭ, 2004.
106. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. ГМ. Андреевой. – М. : Изд�во МГУ, Библиографический список

392 Библиографический список
Библиографический список
393 107. Лиманов В.С. Лекции по логике вопросов. – М, 1975.
108. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. – М. : Наука, 1972.
109. Лоули Д, Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М. : Мир, 1967.
110. Лукина М. Технология интервью : Учеб. пособие для вузов / М. Лу�
кина. – е изд, доп. – М. : АспектПресс, 2008.
111. Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. 1990. № 1.
112. Макаров В.А. Ошибки интервьюера // Социологические исследования. 1989. № 3.
113. Маслова А.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. 1984. № 2.
114. Массовая информация в условиях в советском промышленном городе / Под. ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. – М. : Политиздат,
1980.
115. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных / Отв. ред. В.Г. Андреенков, ЮН. Толстова. – М. Наука, 1989.
116. Мельникова ОТ. Фокус�группы: методы, методология, модериро�
вание. – М. : АспектПресс, 2007.
117. Мертон Р. Явные и латентные функции. Американская социологическая мысль. Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. – М. : Изд�во
МГУ, 1994.
118. Мертон Р, Фиске М, Кендалл П. Фокусированное интервью / Ред.
С.А. Белановский. – М. : Институт молодежи, 1991.
119. Методика и техника статистической обработки первичной социальной информации / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М. : Наука, 1968.
120. Методологические и методические проблемы контент�анализа.
Вып. 1, 2 / Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. – МЛ ИСИ АН СССР. Методы сбора информации в социологических исследованиях:
Кн. 1, 2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, ОМ. Маслова. – М. : Наука. Методы социологических исследований : Сб. статей, написанных на базе выпускных квалификационных работ студентов факультета социологии ГУ�ВШЭ 2004–2006 гг. / Под ред. ЮН. Толстовой,
Г.К. Балашовой. – М. : ГУ�ВШЭ, 2006.
123. Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. – М. Статистика, 1980.
124. Мкртчян ЕР. Методика и техника социологических исследований проблем молодежи. – Волгоград : ГУУ ВИМПСР, Библиографический список. Моин В. Форма вопроса, интерпретация ответа // Социологические исследования. 1987. № 5.
126. Морено ЯЛ.
Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. – М, 2001.
127. Налимов В.В. Теория эксперимента. – М. : Наука, 1971.
128. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе. – М. : Гаудеамус, 2005.
129. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М. : Прогресс, 1978.
130. Общая социология : Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева. М. : ГУ�ВШЭ, 2000.
131. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов,
Н.И. Лапин. – М. : Высшая школа, 2006.
132. Оганян КМ. Методология и методика социологического исследования. – СПб. : СПбГИЭУ, 2006.
133. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. – М. Наука, 1977.
134. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. – М. : Наука, 2002.
135. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений : Методика и математические методы исследования. – Киев, 1975.
136. Пасхавер И.С. Закон больших чисел и статистические закономерности. – М. : Статистика, 1974.
137. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. – М. Петренко Е.С., Ярошенко Т.М. Социально�демографические показатели в социологических исследованиях. – М. : Статистика, 1979.
139. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологических исследованиях Социологические исследования. 1975. № 2.
140. Погосян ГА. Метод интервью и достоверность социологической информации. – Ереван : Изд�во Арм. АН СССР, 1985.
141. Прогнозирование в социологических исследованиях / Отв. ред.
И.В. Бестужев�Лада. – М. : Мысль, 1978.
142. Процесс социального исследования. – М. : Прогресс, 1975.
143. Психологические измерения. Сборник. – М. : Мир, 1967.
144. Пузанова Ж.В., Троцук ИВ, Витковская МИ. Практикум по курсу
«Методология и методика социологических исследований. – М. Высшее Образование и Наука, 2007.
145. Пфанцагль И. Теория измерений. – М, 1971.
146. Пэнто Р, Гравитц М. Методы социальных наук. – М. : Прогресс,
1972.
Библиографический список

394 Библиографический список
Библиографический список
395 147. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. ИВ. Бестужев�Ла�
да. – М. : Мысль, 1982.
148. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М. : Наука. Родионов КЛ. Опыт контент�анализа интервью // Социологические исследования. 1978. № 6.
150. Российская молодежь проблемы и решения (социология молодежи. – М. : ЦСП, 2005.
151. Рукавишников В.Щ., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения. – М, 1984.
152. Рывкина Р.В., Винокур А.В. Социальный эксперимент. – Новосибирск : Наука, 1968.
153. Ряжских И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива // Социологические исследования. 1975. № 3.
154. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. – Л. : Наука, 1983.
155. Саганенко Г.И. Социологическая информация. – Л. : Наука, 1979.
156. Свобода, неравенство, братство. Социологический портрет современной России / Под ред. М.К. Горшкова. – М. : Российская газета, 2007.
157. Седов А.В., Кротова Т.Н., Шмаков В.Д. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации : Лекции по курсу Методика социологических исследований. – Л, 1984.
158. Семенова В, Мещеркина Е. Биографический метод в социологии:
история, методология и практика. – М. : ИС РАН, 1994.
159. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М. :
Изд�во МГУ, 1980.
160. Социология : Учебник / ЮГ. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Не�
чипуренко, А.В. Попов. – М. : Изд�во МГУ, 2000.
161. Сравнительный анализ и методика социологических исследований / Отв. ред. В.Г. Андреенков, ОМ. Маслова. – М. : ИС АН
СССР, 1989.
162. Статистика / А. Донди, Е. Герде, О. Кун, Р. Штрук. – М. : Статистика, 1974.
163. Статистика : Курс лекций / Под ред. ВТ. Ионина. – Новосибирск – М. : Изд�во Новосибирской Госакадемии экономики и управления ИНФРА�М, 1998.
164. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М. : Наука, 1979.
165. Статистические методы анализа экспертных оценок / Науч. ред.
Ю.Н. Тюрин, А.А. Френкель. – М. : Наука, Библиографический список. Структурно�функциональный анализ в современной социологии. – М. : ИС АН СССР, 1969.
167. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования :
Учеб. пособие. – М. : РАГС, 2007.
168. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. – М. : Наука. Теория и методы в социальных науках : Учебник / Под ред.
С.У. Ларсена. – М. : РОССПЭН, 2004.
170. Территориальная выборка в социологических исследованиях /
И.Б. Мучник, Е.С. Петренко, Е.Э. Синицын, Т.М. Ярошенко. М. : Наука, 1980.
171. Типология и классификация в социологических исследованиях Отв. ред. В.Г. Андреенков, ЮН. Толстова. – М. : Наука, 1982.
172. Тихонова Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках. – М. : ГУУ, 2007.
173. Толстова ЮН. Измерение в социологии : Учеб. пособие ЮН. Толстова. – М. : КДУ, 2007.
174. Толстова ЮН. Основы многомерного шкалирования : Учеб. пособие. – М. : КДУ, 2006.
175. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М. : Наука, 1994.
176. Троцук ИВ. Теория и практика нарративного анализа в социологии : Монография. – М. : Изд�во РУДН, 2006.
177. Федоров ИВ. Причины пропуска ответов при анкетном опросе Социологические исследования. 1982. № 2.
178. Феерабенд П. Против метода. Очерки анархистской теории познания. – М. : Хранитель, 2007.
179. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М. : Научный мир, 2001.
180. Феннето Э. Интервью и опросник формы, процедуры, результаты. – СПб. : Питер, 2004.
181. Формальная логика / Отв. ред. И.Я. Чупахин, И.Н. Бродский. – Л. :
Изд�во ЛГУ, 1977.
182. Харари Ф. Теория графов. – М, 1973.
183. Харман Г. Современный факторный анализ. – М. : Статистика. Харчев А.Г. Предмет и структура социологической науки // Социологические исследования. 1981. № 2.
185. Хубулов Г.Д. Методы социологических исследований Учеб. пособие. – Мичуринск : МиГПИ, 2006.
186. Чейф У. Значение и структура языка. – М, 1975.
187. Чернов А.П. Мысленный эксперимент. – М, 1979.
188. Чесноков СВ. Основы гуманитарных измерений. – М, Библиографический список

396 Библиографический список
Библиографический список
397 189. Четыркин ЕМ. Статистические методы прогнозирования. – М. Статистика, 1977.
190. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. – Киев : Наукова думка, 1986.
191. Шварц Г. Выборочный метод. – М. : Статистика, 1978.
192. Шереги Ф.Э. Гносеологический кризис в социологии от теологии к мифотворчеству // Вестник РАНТ. Шереги Ф.Э. Дети с особыми потребностями. Социологический анализ. – М. : ЦСП, 2003.
194.
Шереги Ф.Э. Историческое сознание россиян // Вестник РАНТ 4.
195.
Шереги Ф.Э. Проблемы формирования толерантного отношения к
ВИЧ�инфицированным в образовательной среде. Социологический анализ. – М. : ЦСП, 2006.
196.
Шереги Ф.Э. Социология девиации прикладные исследования. – М. :
ЦСП, 2004.
197.
Шереги Ф.Э. Социология образования прикладные исследования. М. : Academia, 2001.
198.
Шереги Ф.Э. Социология политики прикладные исследования. – М. :
ЦСП, 2003.
199.
Шереги Ф.Э. Социология права прикладные исследования. – СПб. :
Алетейя, 2002.
200.
Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства прикладные исследования. – М. : ЦСП, 2002.
201.
Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде структура, тенденции, профилактика. – М. : ЦСП, 2003.
202.
Шереги Ф.Э., Новиков В.М. Эффективность финансового законодательства. Итоги экспертной оценки. – М. : Academia, 2000.
203. Шереги Ф.Э., Стриханов МН. Наука в России социологический анализ М. : ЦСП, 2006.
204. Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. – М. : ЦСП, 2006.
205. Шубкин В.Н. Социологические опыты. – М, 1970.
206. Шульц В.Л. Социология знания история и методология. – М. Наука, 2006.
207. Шуман Г, Прессер С. Открытый и закрытый вопрос // Социологические исследования. 1982. № 3.
208. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. – М. : Фонд
«Общественное мнение, 2003.
209. Экспертные оценки в социологических исследованиях // Отв. ред.
С.Б. Крымский. – Киев, Библиографический список. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций : Курс лекций. – СПб. : Интерсоцис, 2006.
211. Ядов В.А. Социологическое исследование Методология. Программа. Методы : е изд. Самара : Изд�во Самарского университета. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования описание,
объяснение, понимание социальной реальности. Институт социологии РАН. – М. : Добросвет, 1999.
213. Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. – Киев, Библиографический список
Оглавление
399

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ 1. ПОДГОТОВКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. . Глава 1. Виды социологического исследования. . . . . . . . . . . . . 12 1.1. Нацеленность на практику . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2. Основной критерий классификации видов социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.3. Дополнительные критерии классификации видов социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 2. Программа и план исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 22 2.1. Программа социологического исследования . . . . . . . . 22 2.2. Формулировка и обоснование социальной проблемы. . . . 23 2.3. Цель, объект и предмет исследования . . . . . . . . . . . 26 2.4. Логический анализ основных понятий. . . . . . . . . . . 27 2.5. Формулировка гипотез исследования . . . . . . . . . . . 28 2.6. Задачи социологического исследования . . . . . . . . . . 29 2.7. Определение обследуемой совокупности . . . . . . . . . 29 2.8. Рабочий план исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 31 2.9. Вспомогательные документы и нормативы исследования . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 3. Логический анализ основных понятий. . . . . . . . . . . . . 37 3.1. Логика анализа социальных процессов . . . . . . . . . . 37 3.2. Интерпретация основных понятий . . . . . . . . . . . . 44 3.3. Операциональное определение понятий . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 4. Измерение социальных явлений и процессов. . . . . . . . . . . 51 4.1. Общие принципы теории измерения . . . . . . . . . . . 51 4.2. Поиск индикаторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 4.3. Типы шкал и правила их построения . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ 2. СБОР СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. . . . . . Глава 5. Метод опроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 5.1. Интервью и анкетирование . . . . . . . . . . . . . . . . 68 5.2. Конструирование опросника . . . . . . . . . . . . . . . 70 5.3. Требования к формулировке вопросов. . . . . . . . . . . 72 5.4. Формулирование вопросов . . . . . . . . . . . . . . . . 74 5.5. Форма вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 5.6. Требования к процедуре интервью . . . . . . . . . . . . 79 5.7. Почтовый опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 5.8. Прессовый опрос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 5.9. Телефонное интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 6. Специфика опроса общественного мнения. . . . . . . . . . . . 92 6.1. Что такое мнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 6.2. Знание и убеждение как основа мнения . . . . . . . . . . 97 6.3. От мнения вообще к общественному мнению . . . . . . 100 6.4. Динамика общественного мнения . . . . . . . . . . . . 106 6.5. Виды исследования общественного мнения. . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 7. Метод наблюдения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 7.1. Становление социологического наблюдения . . . . . . . 113 7.2. Основные области применения социологического наблюдения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 7.3. Особенности социологического наблюдения . . . . . . . 117 7.4. Разновидности метода наблюдения. . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 8. Метод анализа документов. . . . . . . . . . . . . . . . . 126 8.1. Документы как источник социологической информации . . 126 8.2. Виды документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 8.3. Отбор документов для изучения . . . . . . . . . . . . . 131 8.4. Виды анализа документов . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 9. Метод экспертной оценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 9.1. Формирование группы экспертов . . . . . . . . . . . . 137 9.2. Прогноз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 10. Социологический эксперимент. . . . . . . . . . . . . . . 146 10.1. Общая характеристика метода. . . . . . . . . . . . . . 146 10.2. Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 10.3. Планирование и логика осуществления эксперимента . . 150 10.4. Линейный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . 152 10.5. Параллельный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . 153 10.6. Пример конкретного исследования . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
159
Оглавление
411
оглавление

400
Оглавление
Оглавление Глава 11. Измерение социальных установок. . . . . . . . . . . . . . 159 11.1. Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 11.2. Шкала самооценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 11.3. Шкала ранжирования . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 11.4. Шкала Богардуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 11.5. Шкала Терстоуна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 11.6. Метод семантического дифференциала . . . . . . . . . 166 11.7. Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 12. Методы социометрии
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 12.1. Применение методов социометрии . . . . . . . . . . . 169 12.2. Малая группа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 12.3. Социометрические критерии . . . . . . . . . . . . . . 173 12.4. Социометрические процедуры . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 13. Метод фокус�групп
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 13.1. Особенности метода фокус�групп . . . . . . . . . . . . 182 13.2. Процедура фокус�групп . . . . . . . . . . . . . . . . 185 13.3. Требования к поведению модератора . . . . . . . . . . 186 13.4. Требования к дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 14. Выборочный метод в прикладной социологии. . . . . . . . . 193 14.1. Логика выборочного метода. . . . . . . . . . . . . . . 193 14.2. Виды и методы выборки . . . . . . . . . . . . . . . . 196 14.3. Многоступенчатые выборки . . . . . . . . . . . . . . 205 14.4. Определение объема выборочной совокупности и обеспечение ее репрезентативности . . . . . . . . . . . . . 210 14.5. Выборка в повторных исследованиях . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . Глава 15. Подготовка первичной социологической информации
к компьютерной обработке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 15.1. Принципы кодирования закрытых вопросов . . . . . . . 216 15.2. Полнота заполнения опросника. . . . . . . . . . . . . 220 15.3. Точность заполнения опросника . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 16. Обобщение и отображение результатов исследования. . . . . . 224 16.1. Статистическая группировка . . . . . . . . . . . . . . 224 16.2. Ряды распределений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 Оглавление. Составление таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 16.4. Графики и диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 16.5. Меры центральной тенденции . . . . . . . . . . . . . 234 16.6. Среднее арифметическое . . . . . . . . . . . . . . . . 236 16.7. Коэффициенты корреляции . . . . . . . . . . . . . . 240 16.8. Вычисление индексов . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 16.9. Индексный метод изучения динамики общественного мнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 17. Интерпретация полученных данных. . . . . . . . . . . . . 256 17.1. Общие подходы к интерпретации социологических данных . . 256 17.2. Процедура интерпретации данных . . . . . . . . . . . 258 17.3. Выявление взаимосвязи признаков . . . . . . . . . . . 262 17.4. Метод исключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 18. Прогнозирование социальных процессов. . . . . . . . . . . 265 18.1. Характеристики прогностических моделей . . . . . . . 265 18.2. Виды прогнозирования . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 18.3. Метод разности средних уровней . . . . . . . . . . . . 269 18.4. Метод среднего темпа роста. . . . . . . . . . . . . . . 270 18.5. Метод сглаживания динамического ряда . . . . . . . . 275 18.6. Регрессионный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 19. Использование результатов социологического исследования в
управленческой деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 19.1. Цель и задачи использования результатов исследования . . 280 19.2. Информационная база и характер использования результатов исследования в менеджменте. . . . . . . . . . . 282 19.3. Направленность и формы использования социологических данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 19.4. Оформление результатов исследования . . . . . . . . . Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ
БАРЬЕРЫ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 1. Примерная программа социологического исследования инвестиционного поведения населения . . . . . Приложение 2. Примерный план подготовки и проведения социологического исследования инвестиционного поведения населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Оглавление

402
Оглавление
Приложение 3. Примерная анкета . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 4. Примерный бланк интервью . . . . . . . . . . . . Приложение 5. Кодировочный бланк интервью по жилищным проблемам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 6. Отчет по итогам фокус�групп: проблемы жилищного контракта с населением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 7. Математический расчет объема и ошибки репрезентативности выборки . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 8. Таблица случайных чисел . . . . . . . . . . . . . Приложение 9. Принципы расчета стоимости исследования. . . . . Приложение 10. Субъекты Российской Федерации, входящие в состав территориально�экономических районов . . . . . . . Приложение 11. Из истории применения методов прикладной социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Словарь иностранных слов, используемых в книге. . . . . . . . . . . Предметный указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399 414
Оглавление
Учебное издание
Горшков Михаил Константинович, Шереги Франц Эдмундович
Прикладная социология методология и методы
Учебное пособие
Разработка серии художника М.Е. Зайцева
Художественный редактор А.В. Антипов
Компьютерная верстка А.В. Антипов
Корректор Т.В. Морозова
Подписано в печать Формат 60 90/16. Бумага офсетная.
Печ. л. 26,0. Усл. печ. л. 26,0.
Уч.�изд. л. 25,56. Тираж 3000 экз. Заказ Издательский дом «Альфа�М»
Адрес: 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в
Тел./факс: (495) 363�4270(573)
E�mail: Издательский Дом«ИНФРА�М»
Адрес: 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в
По вопросам приобретения книг обращайтесь:

Отдел продаж «ИНФРА�М». 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в,
тел. (495) 363�4260; факс (495) 363�9212; e�mail Центр комплектования библиотек. 119019, Москва, ул. Моховая, д. 16
(кор. К, Российская государственная библиотека, тел. (495) Магазин «Библиосфера» (розничная продажа, Москва, ул. Марксистская, д. 9, тел. (495) 670�5218, (495) горшков Михаил Константинович,
Шереги Франц Эдмундович
ПРикладная социология методология и методы
Учебное пособие
Разработка серии художника М.Е. Зайцева

Художественный редактор А.В. Антипов
Компьютерная верстка А.В. Антипов
Корректор Т.В. Морозова
Издатель: Центр социального прогнозирования и маркетинга, Москва, ул. Гостиничная, Тел. 482-18-47
E-mail: info@sheregi.ru Подписано в печать 09.07.12. Формат 60×90 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Печ. л. 25,25. Тираж 1000 экз. Заказ Отпечатано в ГУП Академиздатцентр Наука РАН,
ОП «Производственно-издательский комбинат «ВИНИТИ»-«Наука»,
140014, Московская обл, г. Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 403.
Тел./факс: 554-21-86, 554-25-97, Приложение 8. Принципы расчета стоимости исследования . . . . . Приложение 9. Из истории применения методов прикладной социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Словарь иностранных слов, используемых в книге . . . . . . . . . . . . . Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Для заметок
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28