Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования красноярский государственный педагогический.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эмоциональное принятие ребенка, условное эмоциональное принятие ребенка, амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку, индифферентное отношение, скрытое эмоциональное отвержение, открытое эмоциональное отвержение.
Подходы к классификации родительского отношения и воспитания.
Определение понятий родительское отношение; родительские позиции и (или) установки; типы, стили и модели семейного воспитания. Стили родительского воспитания по А.Болдуин: демократический и контролирующий. Д.Боумрид: типы родительского отношения
(авторитетный, авторитарный и попустительский) и параметры родительского воспитания: контроль, родительские требования, способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий, эмоциональная поддержка).
Тема 6. Консультирование по вопросам детско-родительских отношений.
Основные принципы построения и организация психодиагностической работы в системе детско-родительских отношений. Метод наблюдения в работе с семьей. Стандартизированные методики изучения детско-родительских отношений. Использование проективных методик в работе с семьей.
Организация консультационного приема по проблемам детско-родительских отношений. Основные правила и приемы консультирования по вопросам детско- родительских отношений.
Модуль 4 Основы семейного консультирования
Тема 7. Диагностические техники и методики.
Циркулярное интервью миланской школы, акцент на различиях; изучение структуры семьи: тест Геринга, анкета «семейные роли», социометрический тест семьи (Эйдемиллер, 1994), проективные тесты: «Рисунок семьи», «Семейное пространство», «Скульптура семьи» В.Сатир.
Тема 8. Игровая семейная терапия. Работа социального педагога с семьей.
Семейная игровая терапия: история, теория и сходство с другими подходами. Семейное интервью с использованием марионеток, диагностическая техника для оценки характера внутрисемейных отношений; оборудование кабинета игровой семейной терапии; техника совместного рисования; семейная песочная терапия; семейная арт-терапия; психодраматические методы в семейной терапии; семейная игровая терапия в работе с детьми с отставанием в развитии.
Работа социального педагога с семьей. Три направления работы социального педагога: образовательное психологическое, посредническое.
Позиции соц. педагога: советник, консультант, защитник.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– этических принципов семейного консультирования;
– основных правил проведения консультирования;
– специфики семейного консультирования семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии.
Уметь:
– адекватно применять теоретические основы консультирования;
– применять методологические принципы консультирования;
– применять практические навыки семейного консультирования.
Владеть:
– навыками ведения интервью;
– использовать диагностические методы консультирования;
– навыками формирования практических рекомендаций.
В результате изучения дисциплины «Семейное консультирование» у студента должны быть сформированы элементы следующих компетенций:
– способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм

ОК-6
– способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности ОК-7
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением ПК – 7
– способностью к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья ПК – 11

Методические рекомендации для студентов по различным формам
работы
Представленная рабочая программа дисциплины
«Семейное консультирование» отражает содержание курса и последовательность его изучения.
Модуль содержит рейтинг-контроль текущей работы, промежуточный рейтинг контроль, включающие многие виды самостоятельной работы (подготовка рефератов, практические задания, тестовые задания, выступление на семинарах и др.), которые в совокупности дают общую оценку полученных знаний. При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо ориентироваться не только на лекционный материал курса, но и на основную и дополнительную специальную литературу по курсу, современные инновационные технологии, видео, аудиоматериалы, источники Интернет.
Изучение дисциплины предполагается через лекционные и практические занятия. Содержание предмета представлено одним модулем.
Модуль обеспечен промежуточным рейтинг-контролем, который позволяет контролировать процесс усвоения дисциплины. Студент в праве самостоятельно выбирать форму выполнения заданий по рейтинг-контролю текущей работы.
Все задания практических занятий разделены на две категории: теоретические и практические. Это деление условное и введено для большей четкости структуры РПД. Однако в характере заданий действительно имеются некоторые отличия. Задания первой категории направлены на осмысление, обобщение и закрепление теоретического материала; на усвоение той или иной темы; на закрепление терминологии; на проверочное, творческое осмысление материала и др.
Задания второй категории предусматривают подготовку практического материала к занятию, подбор тематического, дидактического материала.
Количество баллов, которые получает студент в промежуточном рейтинг- контроле определено степенью сложности выполняемого задания.
По результатам прохождения курса
«Психологическое консультирование» студент получает баллы, которые фиксируются в рейтинговой книжке студента. Оценка результативности прохождения учебного курса студентом предполагает дифференцированный подход, в зависимости от активности работы студента при изучении дисциплины.
Методические рекомендации для студентов
по самостоятельным формам работы
РПД «Семейное консультирование» предусматривает перечень самостоятельных форм работы, все виды заданий предусмотрены учебным планом и носят научно-практический характер. При подготовке заданий

студенту необходимо ориентироваться на базовый лекционный курс, содержание практических занятий.
Подготовка к практическим занятиям (доклады, рефераты, опросы и др. виды деятельности) требуют от студентов умения успешного поиска информации и, соответственно, оформления научной мысли в реферативном ключе. В ходе самостоятельной работы по данному курсу студент должен уметь:
- осуществлять отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделять эту информацию от второстепенной;
- анализировать и синтезировать знания по исследуемой проблеме;
- обобщать и классифицировать информацию по исследовательским проблемам;
- логично и последовательно раскрывать вопросы тем разделов дисциплины;
- грамотно строить научный реферативный текст;
- стилистически правильно оформлять научную мысль.
Для более успешной работы студента мы считаем целесообразным обратить внимание на следующее. Первым этапом деятельности студента при самостоятельной подготовке к занятиям – это поиск литературных источников по конкретной теме. Основные источники – это книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно- методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете. При их использовании необходимо правильное оформление ссылок на них.
При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. Методическим кабинетом ИСГТ.
Библиотеки:
Краевая научная библиотека им.В.И. Ленина
Городская библиотека им. М. Горького
Библиотека КГПУ им В.П. Астафьева
В последнее время все успешнее развивается компьютерная сеть и возможность доступа к электронным «книгохранилищам» центральных библиотек России. Ниже мы приводим их адреса:
1. Российская государственная библиотека (РГБ) – главная библиотека страны. РГБ – это общегосударственное хранилище отечественных и зарубежных книг, журналов и других материалов.
Е – mail: nbros @ rsl. ru ; http: // www. rsl. ru
1.
Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт – Петербурге
(бывшая государственная библиотека им. М.Е. Салтыкова – Щедрина) – но из богатейших книгохранилищ мира.
Е – mail: offise @ nrl. ru ; http: // www. nrl. ru

2.
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.
Ушинского Российской Академии образования (ГНПБ РАО)
Е – mail: gnpbu @ gnpbu . ru ; http: // www. gnpbu. ru
3.
Центральная научная библиотека Уральского отделения РАН (ЦНБ
УрО РАН).
Е – mail: csl @ cbibl . uran. ru; http: // www. csl.e – burg. ru; http: // www. uran. su
Для более успешной работы в библиотеках города мы рекомендуем студентам сделать собственный каталог о наличии той, или иной книги в фондах книгохранилищ. Наряду с карточными каталогами все большее распространение в библиотеках получают электронные каталоги, которые существенно облегчают поиск информации по теме. Заметим, что необходимая информация может находиться в книгах, не всегда относящихся к данной конкретной теме. Поэтому студент в процессе поиска книг по конкретному вопросу должен проявить общее знание соответствующего раздела психологии, эрудицию и творческое отношение к научно- реферативной деятельности. Также полезно поиск информации по теме начать со знакомства с учебниками и словарями, в которых, как правило, отражаются наиболее признанные учеными и устоявшиеся знания, а уже затем переходить к изучению научных монографий, статей в научных журналах и сборниках трудов.
Студенты часто задают вопросы о том, какое количество источников должно быть использовано в работе. Безусловно, список литературы должен быть полным, что, в общем, характеризует осведомленность студента в изучаемой проблеме. Поэтому объем списка литературы при написании реферата должен содержать не менее 10 источников.
Отметим, что научная и специальная литература издается сравнительно небольшими тиражами, поэтому при конспектировании и работе над рефератом следует рассчитывать в большей степени на читальные залы библиотек, нежели на услуги абонемента. В любой библиотеке введена услуга ксерокопирования, где можно откопировать наиболее важные фрагменты изучаемых материалов. Эта услуга значительно сокращает процедуру переписывания публикаций, дает возможность работы с текстом.
Желательно все виды самостоятельной работы оформлять в электронном (письменном) виде. Задания предполагают творческий подход в решении и использовании дидактического материала. Все выполненные задания остаются в личном пользовании студента, которые будут необходимы при подготовке к государственному экзамену.
За каждое выполненное задание студент получает зачетные единицы.
Сроки выполнения заданий устанавливаются преподавателем. Основные требования к выполнению самостоятельных заданий: аккуратность, точность, достоверность.


Методические рекомендации для преподавателей
В целях оптимизации учебного процесса преподавателю рекомендуется:
1) обеспечить студентов необходимой информацией по изучаемому курсу, а именно: а) тематическими планами лекционного и практического курса; б) списком необходимой литературы (основной и дополнительной); в) планами семинарских занятий с вопросами для самопроверки, списком необходимой литературы и практическими заданиями; г) перечнем заданий для самостоятельной работы (темами рефератов, списком источников для конспектирования, подбором тем для составления библиографий и т.д.); д) перечнем вопросов к экзамену или зачету; е) сведениями об основных параметрах модульно-рейтинговой системы
(модули, рейтинг-контроль и пр.).
2) своевременно подводить промежуточные итоги успеваемости и информировать о них студентов;
3) внедрять в учебный процесс новые технологии, в т. ч. компьютерные
(электронные учебные пособия, программы тестирования);
4) соблюдать единство требований;
5) соблюдать нормы корпоративной культуры в общении с коллегами, этические нормы во взаимоотношениях со студентами:
6) следить за обновлением информации по читаемому курсу в литературе, периодических изданиях, сети INTERNET, постоянно работать над совершенствованием лекционного материала.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»
Институт социально-гуманитарных технологий
Кафедра-разработчик: кафедра специальной психологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры
Протокол № 1 от «14» сентября 2016 г.
ОДОБРЕНО на заседании научно-методического совета специальности (направления подготовки)
Протокол № 1 от «14» сентября 2016 г.
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
(наименование дисциплины/модуля/вида практики)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
(код и наименование направления подготовки)
Специальная психология
(наименование профиля подготовки)
Бакалавр
(квалификация (степень) выпускника)
Составитель: Панкратова Л.В, старший преподаватель