Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования красноярский государственный педагогический.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. заключение брака и образование новой семейной пары
В. развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении
3. семья с детьми подросткового возраста;
С. формирование новой семейной системы на основе заключения брака
4. период жизни после отделения детей
Д. достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.
13. Укажите основные тенденции в развитии современной семьи.
14. Укажите какие концепции теории ССТ М.Боуэна из предложенных ниже были
доработаны и добавлены позднее.
1. концепция о дифференциации «Я»;
2. концепция о триангуляции;
3. концепция о позиции сиблингов;
4. концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи;
5. концепция о проективных процессах в семье;
6. концепция о социальной регрессии;
7. концепция о многопоколенной передаче.
15. Укажите какой концепции не хватает в списке предыдущего вопроса.
16. Выберите правильный ответ.
В теории системных семейных систем психические нарушения рассматриваются как
1. физиологическое отклонение от развития; 2. как нарушение функционирования; 3. как эмоциональное заболевание.
17. Продолжите фразу триангулированный ребенок это …
18. Продолжите фразу: «Комплиментарный брак - …»
19. Укажите, согласны ли вы с предложенным утверждением.
Дети, которые оставались практически не вовлеченными в эмоциональные процессы семьи, развивают более низкий уровень дифференциации «Я», чем уровень у родителей и вовлеченных сиблингов.
20. Выберите правильный вариант ответа М.Боуэн был:
А. Биологом;
Б. Физиологом;
В. Философом;
Г. Психоаналитиком;
Д. Математиком;
Е. Антропологом.
21. Выделите лишнее из списка. Механизмы защиты от излишней близости по Боуэну: 1. эмоциональное дистанцирование; 2. супружеский конфликт; 3. холодность отношений; 4. болезнь ребенка; болезнь или дисфункция одного из супругов; передача проблем детям.
22. Продолжите фразу: «Генограмма отражает…
23. Сколько групп подсистем включает каждая нуклеарная семья: 1. 2; 2. 4; 3. 5;
4. 6.
24. Укажите правильный ответ. Внешние границы – это границы между:
1. подсистемами; 2. внутри семейных холонов; 3. семьей и расширенной системой.
25. Продолжите список. Внутренние границы бывают: ригидные, диффузные….

26. Согласны ли вы с утверждением. Каолиции между членами семьи существуют для выполнения какой- либо функции или достижения определенной цели.
27. Продолжите фразу: Парентификация – это…
28. Отметьте лишние уровни в списке. Выделяются уровни сплоченности семейной системы:
1. Запутанная;
2. Разобщенная;
3. Отдельная;
4. Раздельная;
5. Близкая;
6. Связанная;
7. Гибкая.
29. Выберите правильный ответ. Циркулярная модель Олсона предполагает 2 параметра:
А. сбалансированность – структурированность;
Б. сплоченность – гибкость и дополнительный параметр – коммуникацию;
С. гибкость – сплоченность.
30. Продолжите фразу. Паттерны коммуникации, основывающиеся на сходстве и минимизации различий, называются ….
31. Дополните список. Динамические параметры семейной системы включают: коммуникации, правила, мифы, ….
32. Перечислите какие диагностические методики семейных отношений вы знаете.
33.Отметьте, какая фаза беседы семейного консультирования пропущена.
Приветствие; присоединение; определение проблемы; расширение взгляда на проблему; определение цели; расставание.
34. Выберите правильный ответ.
Теория привязанностибыла разработана: А. Д.Винникоттом; Б. А.Адлером; В. М. Эйнсворт;
С. Дж. Боулби
35. Дополните классификацию. М. Эйнсворт описала 4 вида привязанности: 1. Надежная привязанность. 2. Избегающая привязанность. 3.…. 4. Дезорганизованная привязанность.
36. Какого типа воспитания из предложенного Э. Г. Эйдемиллером не хватает в данном
списке: потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция; повышенная моральная ответственность; эмоциональное отвержение; жестокое обращение.
37. Какие из приведенных психологические проблемы, связанные с неправильным
воспитанием детей, в данном списке лишние.
1. Расширение сферы родительских чувств.
2. Предпочтение в ребенке детских качеств.
3. Воспитательная неуверенность родителя.
4. Фобия утраты ребенка.
5. Неразвитость родительских чувств.
6. Страх собственной смерти у родителя.
7. Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств.
8. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.


9. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола.
10. Бытовая неустроенность семьи.
11. Алкоголизм одного из супругов.
38. Укажите правильный ответ.
Степень дифференцированности индивида по Боуэну определяется:
1. уровнем коэффициента интеллекта;
2. уровнем образования;
3. уровнем эмоциональной стабильности;
4. мерой в какой он способен различать свои чувства и мысли.
39. Укажите правильный ответ.
1. Боуэновская теория систем имеет тот же источник что и общая теория систем;
2. Теория семейных систем Боуэна имеет в своей основе результаты развития математики и кибернетики;
3. Приццип действия ССТ Боуэна схож с природными системами, например, сердечно- сосудистой системой человека.
40. Дополнительный вопрос для желающих.
Сформулируйте основные идеи теории Д.Винникотта.
7.2. Напишите доклад и разработайте презентацию по актуальной
проблеме в современной психологии
Критерии оценивания по оценочному средству:
1. Умеет вести научную дискуссию, демонстрирует умение публичного выступления.
2. Излагает материал логично, лаконично, выделяет существенные аспекты проблемы.
3. Способен аргументировано и обоснованно представить основные положения, значение существующих исследований и научно-методических разработок в решении проблемы.
4. Демонстрирует уважительное отношение к авторам, не нарушая этических принципов, дает сравнительный критический анализ, критически оценивает собственную позицию.
4. Умеет построить доклад с учетом особенностей аудитории.
5. Применяет информационные технологии с учетом особенностей восприятия аудитории
(оформление презентации, читаемость текста, четкость представленных данных).
Примерная тематика докладов по дисциплине
«СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
»
1. Факторы удовлетворенности браком.
2. Психология супружеских конфликтов.

3. Любовные и брачные отношения в историческом контексте.
4. Проблема полоролевого распределения в историческом контексте.
5. Взаимосвязь супружеских и родительских отношений в семье.
6. Особенности психологического консультирования супружеских пар.
7. Проблема гендерных различий в психологии.
8. Психологические проблемы разводов и повторных браков.
9. Особенности психического и личностного развития детей в неблагополучных семьях.
10. Семейное консультирование в психоаналитическом подходе.
11. Использование технологии НЛП в семейном консультировании.
12. Нетрадиционные формы брака.
13. Проблема гендерных различий в психологии.
14. Подходы и методы диагностики семейных отношений.
15. Формы и методы работы с семейными проблемами в практике школьной психологической службы.
16. Особенности семейных отношений мужчин и женщин пенсионного возраста.
17. Психологические аспекты беременности.
18. Влияние семьи на развитие способностей ребѐнка.
19. Проблема взаимовлияния семейной жизни и деловой карьеры.
20. Особенности психического и личностного развития детей, воспитывающихся вне семьи.
7.3. Письменная работа (аудиторная)
Ответьте письменно на вопросы
1. Когда консультативная психология получает свое содержательное и организационное оформление:
А) в начале 30-х годов XX века;
Б) в 50-х годах XX века;
В) в 90-е годы XX века.
2. Кто из авторов считал ключевым событием консультирования – момент «диалогического прорыва»?
А) Н.Н. Обозов
Б) Р. Кочюнас
В) А.Ф. Копьев
Г) И. Ялом
3. психологического консультирования – культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, разрабатывающая различные стратегии поведения и анализирующая ситуацию с различных точек зрения.
4. Впишите названия видов психологического консультирования:
А. при котором консультант сам встречается с клиентом;
Б. при котором консультант может не встречаться с клиентом


5. По количеству клиентов, одновременно консультируемых психологом, консультирование может быть… и…..
6. Какие три компонента включает в себя психологическое здоровье как система?
7. Приведите в соответствие определения моделей консультирования:
1.
Энергетическая модель
1. На этапе психодиагностики эта модель характеризуется тем, что затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные определенных личностных черт типа личностной тревожности, агрессивности, депрессивности, нейротизма и т.п.
Консультирование в этом случае сводится к психодиагностике и информированию человека о его личностных особенностях.
2.
Симптоматическая модель
2. В рамках этой модели структура личности, ее актуальные черты рассматриваются как производные, вторичные защитные образования. И конфликт человека с окружающими объясняется не личностными «дефектами», а наоборот, конфликт обеспечивает образование определенных личностных свойств. Консультирование в этом случае строится по принципу построения версий конфликтов у человека.
3.
Семантическая модель
3. В основе этой модели лежит идея энергетического гомеостаза.
Здесь консультирование непосредственно направлено на снижение эмоционального напряжения посредством вегетативных и разряжающих техник
8. Консультирование и активное социально-психологическое научение возможно при следующем состоянии психики:
А) начальные отклонения в психике
Б) психическая норма
В) психическое заболевание
9. Когда клиент предъявляет консультанту в качестве задачи взаимодействия соответствие действий и переживаний известным ему общепринятым нормам (возрастным, половым, профессиональным, правовым и т.д.), это называется:
А) этическая задача взаимодействия
Б) нравственная задача взаимодействия
В) социальная задача взаимодействия
Г) психологическая задача взаимодействия
10. Фраза клиента «Мне бы хотелось помочь ему, но я не знаю как…» относится к следующему типу задач взаимодействия консультанта и клиента:
А) этическая задача взаимодействия
Б) нравственная задача взаимодействия
В) социальная задача взаимодействия
Г) психологическая задача взаимодействия

11. … – мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи.
12. Перечислите основные причины обращения к психологу.
13. Назовите условие, при котором заканчивается приоритет конфиденциальности.
14. Впишите названия позиций консультанта:
А.
Дает клиенту информацию, рекомендации и советы
Б.
Оказывает помощь клиенту в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних ресурсов.
В.
Показывает клиенту возможные варианты решения проблемы, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.
15. Кому принадлежит фраза «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без головы»:
А) Эпиктету
Б) Парацельсу
В) Сократу
Г) Авиценне
16. Как называется процесс сбора психологической информации в процессе консультирования?
17. Вставьте название процесса структурирования процесса консультирования:
А)…структурирование – имеется в виду личное присутствие консультанта в консультативном пространстве(«Кто такой консультант?») и значение этого присутствия для клиента.
Б) …структурирование – это деятельность консультанта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов.
18. Кто из теоретиков и практиков консультирования подчеркивал, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли:
А) Роджерс
Б) Балинт
В) Кочюнас
Г) Бьюдженталь
19. Как называется качество консультанта, характеризующееся полным осознанием настоящего момента, выбором способа жизни в данных момент и принятием ответственности за свой выбор:
А) открытость собственному опыту
Б) аутентичность
В) толерантность
Г) сила личности


20. Вставьте названия зрелости консультанта в соответствии с приведенными определениями:
А) … зрелость – подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
Б) … зрелость – подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
В) … зрелость – подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
21. Как называется этический принцип, обеспечивающий соблюдение консультантом профессиональной тайны?
22. В связи, с каким явлением в деятельности консультанта выдвигается требование 2–4 раза в год участвовать в специальных тренингах, балинтовских и супервизорских группах.
23. Кто из перечисленных авторов представил шесть необходимых условий консультативного контакта, способствующих позитивным изменениям личности:
А) Айви
Б) Роджерс
В) Джордж
Г) Кристиани
24. Как называется собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в жизни, основанное на его собственных представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях?
25. В каком теоретическом направлении консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства:
А) гуманистическое
Б) адлерианское
В) психоаналитическое
Г) рационально-эмоциональная терапия
26. Назовите факторы, определяющие качество консультативного контакта.
27. ленных авторов структурирование пространства в консультировании связывает с понятием «геометрия любви»:
А) Роджерс
Б) Мэй
В) Франкл
Г) Айви
28. Сколько времени длится консультативная встреча с детьми в возрасте 8–12 лет:
А) 20 минут
Б) 50 минут
В) 30 минут
Г) 40 минут

29. Для установления с клиентом продуктивного консультативного контакта необходимо следующее количество встреч:
А) 1–2 в неделю
Б) 1 в неделю
В) 1 раз в две недели
Г) 3 раза в неделю
30. Как называется качество личности консультанта, обеспечивающее идентификацию с клиентом, позволяющее чутко и точно реагировать на переживания клиента.
А) открытость
Б) эмпатия
В) самораскрытие
Г) внимательность
31.
32. На каком этапе консультирования из пяти следует обсудить с клиентом продолжительность консультативной беседы:
А) на втором этапе – выявления проблемы
Б) на первом этапе – установления контакта
В) на третьем этапе – выявлении образа желаемого результата
Г) свой вариант
33. Сколько по времени длится «исповедь клиента»:
А) 10–15 минут
Б) 15–20 минут
В) 20–25 минут
Г) 25–30 минут
34. Как называется адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может это сделать самостоятельно:
А) исповедь клиента
Б) психологический запрос
В) жалоба клиента
Г) самодиагноз проблемы
35. Вставьте названия локуса жалобы клиента в соответствии с содержанием жалобы:
А)
1   2   3   4

… локус жалобы – на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости); на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу); на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка); на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания); на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.).
Б) … локус жалобы – на ребенка (его поведение, развитие, здоровье); на семейную ситуацию в целом; на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения; на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.); на третьих лиц, в том числе на
проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.
36. Как называется предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента:
А) самодиагноз
Б) гипотеза
В) проблема
Г) проблемная ситуация
37. Возникновению переноса в консультативном процессе содействует следующее:

35
А) грамотно заданные вопросы
Б) нейтральность и неопределенность консультанта
В) вовремя сказанная консультантом интерпретация
Г) хороший консультативный контакт
7.4. Индивидуальное собеседование по теме занятия.
Проанализируйте лекционный материал, учебники, учебно-методические пособия, монографии и научную литературу по темам (предложенные преподавателем) дисциплины. Составьте план ответа, аргументируя свою точку зрения.
Анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий
по учебной дисциплине
1) анализ и обработка результатов преподавания дисциплины и результатов контролей (промежуточного и итогового);
2) возможность пересмотра и внесение изменений в учебные, методические и организационные формы и методы преподавания дисциплины;
3) рассмотрение возможностей внесения пожеланий заказчиков в содержание и реализацию изучения дисциплины студентами
(портфель заказчика);
4) формирование перечня рекомендаций и корректирующих мероприятий для оптимизации трехстороннего взаимодействия между студентами, преподавателями и потребителями выпускников образовательной профессиональной программы (ООП);
5) рекомендации и мероприятия по совершенствованию преподавания и изучения дисциплины.