ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК
-
Название темы,
п/п раздела
-
Я в общении. Стили общения
| | Задание | Форма | | |
Количество часов насамостоятельнуюработустудента(СРС) | | | выполнения | | |
| | | | ||
| Задание 1. Наблюдение и анализ | | | ||
| стилей общения. | | | ||
| Выберите кого-то из ваших | | | ||
| знакомых и попробуйте описать его | | | ||
| характерный стиль в ситуации | | | ||
| делового и личного общения. | | | ||
| Сравните их стили общения с | | | ||
| вашим. Чем они похожи? В чем | | | ||
| основные различия? | | | ||
| | Какими преимуществами, | | | |
| помогающими достичь цели в | | | ||
| общении, обладаете вы? | | | ||
| Определите ваши трудности и | Контент- | | ||
| ошибки в межличностном | | |||
| анализ | | |||
| взаимодействии с другими. | | |||
| специальной | | |||
| | В какой ситуации: делового или | | ||
| литературы, | | |||
| личного общения вы чувствуете | | |||
10 | обзор | | |||
себя наиболее комфортно? | | ||||
| публикаций по | | |||
| Задание 2. Тренировка | | |||
| теме, | | |||
| эффективных способов обратной | | |||
| рефлексивный | | |||
| связи. | | |||
| дневник | | |||
| Напишите письмо одному из | | |||
| | | |||
| участников группы. Опишите его | | | ||
| наиболее характерный стиль | | | ||
| общения с другими участниками | | | ||
| группы. Расскажите, что, на Ваш | | | ||
| взгляд, мешает, а что помогает ему | | | ||
| эффективно общаться. Перечислите | | | ||
| причины тех ошибок | | | ||
| межличностного восприятия, о | | | ||
| которых вы услышали от | | | ||
| участников своей подгруппы. С | | | ||
| какими из них Вы не согласны и | | | ||
| почему? | | |
47
| | | 1. Какие чувства возникли у вас в | |
| | | процессе выполнения упражнения? | |
| | | 2. Какой стиль общения при | |
| | | написании письма вы выбрали? | |
| | | Задание 3. Определение трудностей | |
| | | и ошибок в межличностном | |
| | | взаимодействии. | |
| | | Побудите другого человека что- | |
| | | либо сделать за Вас. | |
| | | Для этого мысленно поставьте себя | |
| | | на его место. Например, на место | |
| | | одного или нескольких ваших | |
| | | одногруппников. Подумайте, как бы | |
| | | Вы могли обратиться к каждому, | |
| | | учитывая его личностные | |
| | | особенности. Запишите все | |
| | | возникающие варианты, а затем | |
| | | обсудите их с реальными людьми. В | |
| | | ходе обсуждения составьте | |
| | | перечень того, что способствует | |
| | | достижению успеха в ситуации | |
| | | побуждения другого человека к | |
| | | поступку. | |
| | | Задание 1. Вербальные и | Контент- |
| | | невербальные средства общения. | анализ |
| | | Вспомните каждого из участников | специальной |
| | | тренинга и подробно опишите | литературы, |
| | | наиболее характерные вербальные | обзор |
| | | (тембр и интонацию голоса, | публикаций по |
| | | наиболее часто встречающиеся | теме, |
| | | словесные обороты, скорость и | рефлексив-ный |
| | | эмоциональность речи) и | дневник |
| | | невербальные (мимика, жесты, | |
| | | положение и пластика тела при | |
| | | общении) средства общения. | |
| | | Опишите: | |
| | | 1. Каким средствам общения, | |
2 | Средства общения | 10 | используемым другими | |
| | | участниками, Вы хотели бы | |
| | | научиться? | |
| | | 2. Какие чувства у вас вызывают | |
| | | специфические средства общения: | |
| | | употребление в речи слов- | |
| | | паразитов, чрезмерная | |
| | | жестикуляция или отсутствие | |
| | | прямого взгляда? | |
| | | 3. Каково соотношение в вашей | |
| | | речи вербальных и невербальных | |
| | | средств общения? | |
| | | 4. В каких ситуациях те или иные | |
| | | средства общения помогают или | |
| | | мешают цели общения? | |
48
Задание 2. Развитие невербальных
средств общения.
Включите телевизор и выключите в
нем звук. Попытайтесь понять, о
чем говорят участники
телепередачи. Через 5 минут
включите звук и сравните ваши
предположения с произносимым
текстом.
Опишите:
| | 1. | Легко ли вам удалось выполнить | | | ||
| | задание? | | | |||
| | 2. | Что помогло, а что осложнило | | | ||
| | Ваше понимание? | | | |||
| | 3. | Какие невербальные приемы | | | ||
| | использовали участники | | | |||
| | телепередачи для установления | | | |||
| | контакта? | | | |||
| | 4. | Какие индивидуально- | | | ||
| | психологические особенности вам | | | |||
| | удалось заметить в процессе | | | |||
| | наблюдения? | | | |||
| | 5. | Какие чувства у Вас вызывает | | | ||
| | ситуация вынужденного | | | |||
| | невербального общения? | | | |||
| | 6. | Вспомните собственные наиболее | | | ||
| | характерные невербальные средства | | | |||
| | общения? Помогают или мешают | | | |||
| | они Вам и в какой ситуации? | | | |||
| | 7. | Какие Ваши личностные | | | ||
| | особенности способствуют, а какие | | | |||
| | препятствуют достижению цели? | | | |||
| | Задание 1. Анализ содержания | | | |||
| | сообщения и эмоциональных | | | |||
| | проявлений собеседника. | | | |||
| | Вспомните недавний разговор с | | | |||
| | другом, родителем, начальником, | | | |||
| | преподавателем и др., который Вы | Контент- | | |||
| | оцениваете как конфликтный. | | ||||
| | анализ | | ||||
| | Опишите поведение каждого | | ||||
| | специальной | | ||||
| | участника диалога. | | ||||
| | литературы, | | ||||
| | 1. | Какие приемы активного | | |||
3Виды слушания | 10 | обзор | | ||||
слушания (уточнение, парафраз, | | ||||||
| | публикаций по | | ||||
| | отражение чувств, резюмирование) | | ||||
| | теме, | | ||||
| | применял каждый из Вас? | | ||||
| | рефлексив-ный | | ||||
| | 2. | Какие из них помогали, а какие | | |||
| | дневник | | ||||
| | мешали достижению цели диалога? | | ||||
| | | | ||||
| | 3. | Как Вы чувствовали себя в | | | ||
| | процессе диалога? | | | |||
| | 4. | Что мешало взаимопониманию с | | | ||
| | обеих сторон? | | | |||
| | 5. | Какой мотив в общении | | |
49
преследовал каждый участник
беседы?
-
Какого опыта не хватило вам в общении с «трудным» собеседником?
Задание 2. Формулирование условий и правил хорошего слушания.
Составьте список необходимых правил эффективного общения, включающих основные установки активного слушания.
Напишите:
-
Какие ошибки в общении чаще всего совершаете Вы?
-
Какие приемы пассивного слушания вам знакомы?
-
Какие приемы активного и пассивного слушания необходимы в работе психолога (безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей собеседника)?
-
Вспомните ситуации, в которых навыки активного и пассивного слушания помогли вам в достижении цели общения. Задание 3. Формирование навыков эффективного слушания. (Упражнение выполняется в паре с партнером по группе).
Каждый из партнеров по группе по очереди рассказывает о своей проблеме. Задача другого – понять суть проблемы, разобраться в ней, используя при этом только определенные приемы:
- безмолвное слушание; - уточнение; - пересказ;
- дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Напишите:
-
Какие впечатления возникли у Вас в ходе беседы?
-
Какие приемы Вы использовали чаще, а какие – реже?
-
Использование каких приемов вызывало у Вас затруднение?
-
Что давало использование приемов активного и пассивного
50
| | | слушания? | | |
| | | Задание 1. Развитие перцептивных | | |
| | | и сензитивных способностей. | | |
| | | Оцените свои способности давать | | |
| | | обратную связь по 10-балльной | | |
| | | шкале по следующему списку | | |
| | | правил ее предоставления. | | |
| | | Обратная связь: | | |
| | | - относится к поведению, а не | | |
| | | личности адресата; | | |
| | | - формулируется в терминах чувств | | |
| | | и отношений коммуникатора, а не | | |
| | | свойств личности реципиента; | | |
| | | - дается по поводу происходящего | | |
| | | «здесь и теперь» в группе, а не «там | | |
| | | и тогда», в прошлой жизни | | |
| | | участников группы; | | |
| | | - используется в виде «Я– | | |
| | | высказываний» вместо «Ты– | | |
| | | высказываний»; | | |
| | | - предоставляется непосредственно | | |
| | | адресату, а не через третье лицо; | | |
| | | - исключает советы; | Контент- | |
| | | - предоставляется сначала с | анализ | |
| | | «положительным» содержанием, и | специальной | |
| Обратная связь в | | только потом – с «отрицательным». | литературы, | |
4 | 10 | Напишите: | обзор | | |
общении | | ||||
| | 1. С какими правилами вы | публикаций по | | |
| | | | ||
| | | согласны в большей степени? | теме, | |
| | | 2. Какие не принимаются? | рефлексив-ный | |
| | | 3. Можно ли пополнить перечень | дневник | |
| | | этих правил? | | |
| | | 4. Каков Ваш опыт использования | | |
| | | этих знаний в жизни, в | | |
| | | межличностном общении в группе? | | |
| | | Задание 2. Осознание | | |
| | | индивидуальных способов | | |
| | | предоставления обратной связи | | |
| | | адресату. | | |
| | | Напишите: | | |
| | | 1. Вспомните, чья обратная связь в | | |
| | | группе запомнилась Вам больше | | |
| | | всего? | | |
| | | 2. Каково было ее содержание? | | |
| | | 3. Какие способы и стили общения | | |
| | | были применены? | | |
| | | 4. Какие чувства у Вас остались? | | |
| | | 5. Как это повлияло на Ваше | | |
| | | общение с этим человеком в | | |
| | | группе? | | |
| | | 6. Какие правила предоставления | | |
| | | обратной связи были нарушены? | | |