Файл: Рефлексивный дневник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК





  • Название темы,

п/п раздела


  1. Я в общении. Стили общения








Задание

Форма




Количество часов насамостоятельнуюработустудента(СРС)







выполнения



















Задание 1. Наблюдение и анализ










стилей общения.










 Выберите кого-то из ваших










знакомых и попробуйте описать его










характерный стиль в ситуации










делового и личного общения.










 Сравните их стили общения с










вашим. Чем они похожи? В чем










основные различия?












Какими преимуществами,










помогающими достичь цели в










общении, обладаете вы?










 Определите ваши трудности и

Контент-







ошибки в межличностном







анализ







взаимодействии с другими.







специальной









В какой ситуации: делового или







литературы,







личного общения вы чувствуете




10

обзор




себя наиболее комфортно?







публикаций по







Задание 2. Тренировка







теме,







эффективных способов обратной







рефлексивный







связи.







дневник







Напишите письмо одному из
















участников группы. Опишите его










наиболее характерный стиль










общения с другими участниками










группы. Расскажите, что, на Ваш










взгляд, мешает, а что помогает ему










эффективно общаться. Перечислите










причины тех ошибок










межличностного восприятия, о










которых вы услышали от










участников своей подгруппы. С










какими из них Вы не согласны и










почему?











47











1. Какие чувства возникли у вас в













процессе выполнения упражнения?













2. Какой стиль общения при













написании письма вы выбрали?













Задание 3. Определение трудностей













и ошибок в межличностном













взаимодействии.













Побудите другого человека что-













либо сделать за Вас.













Для этого мысленно поставьте себя













на его место. Например, на место













одного или нескольких ваших













одногруппников. Подумайте, как бы













Вы могли обратиться к каждому,













учитывая его личностные













особенности. Запишите все













возникающие варианты, а затем













обсудите их с реальными людьми. В













ходе обсуждения составьте













перечень того, что способствует













достижению успеха в ситуации













побуждения другого человека к













поступку.













Задание 1. Вербальные и

Контент-










невербальные средства общения.

анализ










Вспомните каждого из участников

специальной










тренинга и подробно опишите

литературы,










наиболее характерные вербальные

обзор










(тембр и интонацию голоса,

публикаций по










наиболее часто встречающиеся

теме,










словесные обороты, скорость и

рефлексив-ный










эмоциональность речи) и

дневник










невербальные (мимика, жесты,













положение и пластика тела при













общении) средства общения.













Опишите:













1. Каким средствам общения,




2

Средства общения

10

используемым другими













участниками, Вы хотели бы













научиться?













2. Какие чувства у вас вызывают













специфические средства общения:













употребление в речи слов-













паразитов, чрезмерная













жестикуляция или отсутствие













прямого взгляда?













3. Каково соотношение в вашей













речи вербальных и невербальных













средств общения?













4. В каких ситуациях те или иные













средства общения помогают или













мешают цели общения?





48


Задание 2. Развитие невербальных

средств общения.

Включите телевизор и выключите в

нем звук. Попытайтесь понять, о

чем говорят участники

телепередачи. Через 5 минут

включите звук и сравните ваши

предположения с произносимым

текстом.

Опишите:







1.

Легко ли вам удалось выполнить













задание?













2.

Что помогло, а что осложнило













Ваше понимание?













3.

Какие невербальные приемы













использовали участники













телепередачи для установления













контакта?













4.

Какие индивидуально-













психологические особенности вам













удалось заметить в процессе













наблюдения?













5.

Какие чувства у Вас вызывает













ситуация вынужденного













невербального общения?













6.

Вспомните собственные наиболее













характерные невербальные средства













общения? Помогают или мешают













они Вам и в какой ситуации?













7.

Какие Ваши личностные













особенности способствуют, а какие













препятствуют достижению цели?













Задание 1. Анализ содержания













сообщения и эмоциональных













проявлений собеседника.













Вспомните недавний разговор с













другом, родителем, начальником,













преподавателем и др., который Вы

Контент-










оцениваете как конфликтный.










анализ










Опишите поведение каждого










специальной










участника диалога.










литературы,










1.

Какие приемы активного




3Виды слушания

10

обзор




слушания (уточнение, парафраз,










публикаций по










отражение чувств, резюмирование)










теме,










применял каждый из Вас?










рефлексив-ный










2.

Какие из них помогали, а какие










дневник










мешали достижению цели диалога?






















3.

Как Вы чувствовали себя в













процессе диалога?













4.

Что мешало взаимопониманию с













обеих сторон?













5.

Какой мотив в общении









49

преследовал каждый участник

беседы?


  1. Какого опыта не хватило вам в общении с «трудным» собеседником?


Задание 2. Формулирование условий и правил хорошего слушания.
Составьте список необходимых правил эффективного общения, включающих основные установки активного слушания.
Напишите:


  1. Какие ошибки в общении чаще всего совершаете Вы?




  1. Какие приемы пассивного слушания вам знакомы?




  1. Какие приемы активного и пассивного слушания необходимы в работе психолога (безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей собеседника)?




  1. Вспомните ситуации, в которых навыки активного и пассивного слушания помогли вам в достижении цели общения. Задание 3. Формирование навыков эффективного слушания. (Упражнение выполняется в паре с партнером по группе).


Каждый из партнеров по группе по очереди рассказывает о своей проблеме. Задача другого – понять суть проблемы, разобраться в ней, используя при этом только определенные приемы:
- безмолвное слушание; - уточнение; - пересказ;
- дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Напишите:


  1. Какие впечатления возникли у Вас в ходе беседы?




  1. Какие приемы Вы использовали чаще, а какие – реже?




  1. Использование каких приемов вызывало у Вас затруднение?




  1. Что давало использование приемов активного и пассивного

50











слушания?
















Задание 1. Развитие перцептивных
















и сензитивных способностей.
















Оцените свои способности давать
















обратную связь по 10-балльной
















шкале по следующему списку
















правил ее предоставления.
















Обратная связь:
















- относится к поведению, а не
















личности адресата;
















- формулируется в терминах чувств
















и отношений коммуникатора, а не
















свойств личности реципиента;
















- дается по поводу происходящего
















«здесь и теперь» в группе, а не «там
















и тогда», в прошлой жизни
















участников группы;
















- используется в виде «Я–
















высказываний» вместо «Ты–
















высказываний»;
















- предоставляется непосредственно
















адресату, а не через третье лицо;
















- исключает советы;

Контент-













- предоставляется сначала с

анализ













«положительным» содержанием, и

специальной







Обратная связь в




только потом – с «отрицательным».

литературы,




4

10

Напишите:

обзор




общении










1. С какими правилами вы

публикаций по

























согласны в большей степени?

теме,













2. Какие не принимаются?

рефлексив-ный













3. Можно ли пополнить перечень

дневник













этих правил?
















4. Каков Ваш опыт использования
















этих знаний в жизни, в
















межличностном общении в группе?
















Задание 2. Осознание
















индивидуальных способов
















предоставления обратной связи
















адресату.
















Напишите:
















1. Вспомните, чья обратная связь в
















группе запомнилась Вам больше
















всего?
















2. Каково было ее содержание?
















3. Какие способы и стили общения
















были применены?
















4. Какие чувства у Вас остались?
















5. Как это повлияло на Ваше
















общение с этим человеком в
















группе?
















6. Какие правила предоставления
















обратной связи были нарушены?