Файл: Отчет по производственной практике студента 6 курса научноисследовательская работа направление подготовки специальность.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конечными пользователями ИС являются работники учебного отдела, которые относятся к категории пользователей, в вопросах ведения, администрирования баз данных и поддержании их в актуальном состоянии. Это накладывает определенные требования на разработку системы управления базой данных, при которой все методы доступа, поиска и большинство функций администрирования скрыты внутри программы и прозрачны при работе что, несомненно, скажется на разработке программного интерфейса.
Требования, предъявляемые к ИС:
1. Предоставление общей информации об обучающихся. Это совокупность сведений о каждом ученике обучающегося в данный момент, включает в себя общую информацию такую как фамилия, имя, отчество, дата рождения и поступления, адрес проживания, а также информацию учебного характера, такую как текущий класс. Подразумевается, что информация будет изменится и пополнятся в течении срока обучения.
2. Пополнение списка поступившими учениками. В начале каждого учебного года в базу данных должны заноситься ученики из числа поступивших в текущем году.
3. Отчисление и восстановление. На любом этапе обучения, учащийся может быть отчислен по ряду причин. Однако факт отчисления не носит фатальный характер и в ряде случаев у него есть возможность восстановиться. Т.е. вплоть до факта восстановления информация должна храниться в архиве пока не будет востребованной или не будет принято решение о нецелесообразности ее хранения. В случае отчисления также требуется информация о дате отчисления ученика и номере приказа по которому отчисление произошло.
Ведение информации об итогах сессии и проводимых аттестаций. В период обучения каждый студент изучает дисциплины, указанные в учебном плане и, следовательно, должен проходить контроль знаний по ним в конце каждого семестра. Кроме того, в середине семестра производится дополнительный контроль знаний по системе отличающегося от экзаменационного.
Задачи, поставленные перед информационной системой техникума можно разделить на 2 группы. Задачи, обеспечивающие функционирование системы и задачи, выполняемые самой системой. Данное разделение весьма условно, так как большинство задач можно отнести как к первой, так и ко второй группе.
К первой группе относятся задачи обеспечивающее надежное функционирование системы, качественное выполнение всех функций, быстрота работы системы в целом, не должно быть потерь информации во время функционирования системы, устранение ошибок взаимодействия всех частей ИСУ, минимизация исходного текста программы, способность системы однозначно реагировать на любое внешнее или внутреннее воздействие, отсутствие неопознанных или неописанных сообщений в системе.
Ко второй группе относятся задачи: корректный вывод объявлений на любое из устройств функционирующих в системе, способность удаленной подачи объявления, возможность выделения объявлений по важности, способность запрета подачи объявления, какому либо пользователю или группе пользователей, способность получения информации о функционировании системы в любой момент времени, способность определения кто, когда и сколько раз подавал свои объявления в систему, полный сбор всей статистической информации.
1.4 Требования к информационной и программной совместимости
Поставленная задача должна быть реализована программным путем, т.е. написана на каком-либо языке программирования, должна быть определена операционная система. Соответственно перечисленным критериям можно провести характеристику вариантов решения поставленной задачи.
Для того чтобы приступить к написанию программы обеспечивающую работоспособность будущей Информационной Системы Университета, следует рассмотреть возможные типы интерфейса программы. Среди существующих вариантов можно выделить два основных типа: на основе меню и на основе языка команд.
Интерфейсы типа меню облегчают взаимодействие пользователя с компьютером, поскольку снимают необходимость заранее изучать язык общения с системой. Такой способ особенно удобен для начинающих и непрофессиональных пользователей.
Интерфейс на основе языка команд требует знания пользователем нужных команд и их синтаксиса. Достоинство командного языка заключается в его мощности и гибкости.
Указанные два основных типа интерфейса представляют собой крайние случаи, между которыми существует множество промежуточных вариантов. Меню и командные языки дополняют друг друга, поэтому в интерфейсах многих современных систем присутствуют оба этих средства. В связи с тем, что программой, возможно, будут пользоваться люди мало знающих компьютер, но желающих опубликовать свое объявление в ИСУ, следует остановиться на интерфейсе экранная форма. Это обеспечить комфортность работы, как администратора системы, так и рядового пользователя. Основные преимущества данного интерфейса:
- пользователь может отредактировать некоторый ответ перед вводом;
- он может временно пропустить вопросы и возвращаться к ответу на предыдущий вопрос, т.е. пользователь может работать с формой до тех пор, пока он, удовлетворенный своей работой
, не нажмет определенную клавишу, означающую конец ввода;
- компьютерная система может проверить каждый ответ непосредственно после ввода или же выдавать список ошибок только после заполнения формы целиком.
Требование к выполнению функций:
- работа в режиме реального масштаба времени;
- обеспечить надежность функционирования системы и защиту от сбоев;
- должен осуществляться принцип интегральной обработки информации, т.е. полное использование АСУ для автоматического обеспечения максимального числа функций для объекта и результатов пользователя АСУ;
- ввод информации должен производиться только однажды, в систему не вводились данные, которые могут быть выработаны внутри системы.
Функции, выполняемые программой.
Интуитивно понятный интерфейс. Регистрация событий на объекте, отображение всех действий, выполняемых на нижнем уровне в реальном масштабе времени Запись всех событий в базу данных. Управление всей системой или отдельными объектами.
Поддерживать базу данных пользователей, Функции добавления, удаления, редактирования данных о пользователе.
Просмотр и печать отчетов по времени, проведенному сотрудником на рабочем месте, опозданиям и переработкам, выбранных по дате, типу и номеру карты, фамилии и т.д.
Требования к надежности программного обеспечения, как к АСУ реального масштаба времени:
- соблюдение рангов и приоритетов подпрограмм, где подсистема реализующая управление имеет более высокий ранг выполнения, чем остальные подсистемы;
- система должна осуществлять проверку выполнения команд и передавать информацию обо всех своих действиях;
- опрос состояния объекта управления и осуществление управления;
- осуществление механизма проверки данных получаемых от объекта на достоверность;
- программа должна вести протоколы текущего состояния, прошедших событий, аварийных ситуаций.
Протокол должен представлять собой структуру данных, хранящуюся на жестком диске компьютера хранящую в себе данные о состоянии объекта на промежутке времени.
Администратору должна быть предоставлена возможность, осуществлять такие операции над протоколом: просмотр и печать.
Режим редактирования должен быть защищен паролем от несанкционированного доступа.
Новые значения должны немедленно вводиться в действие.
Программа должна также соответствовать следующим требованиям надежности:
- контроль выполнения большинства операций в программе, анализ их результатов на присутствие ошибок, выяснение причины ошибок (например, с помощью анализа результатов работы процедур и функций программы, отслеживания возникновения особых случаев), исправление ошибочных ситуаций при помощи специальных процедур обработки ошибок и особых случаев;
- защита от некорректных действий пользователя программы. Данный вид защиты может осуществляться с использованием некоторых специальных свойств пунктов меню программы и кнопок панели инструментов программы (а также кнопок в диалогах и формах).
Так как информационная система техникум будет работать в системе реального времени и в то же время центральный компьютер будет обрабатывать большое количество информации, то компьютер должен быть максимальным по быстродействию, иметь большой объем памяти и дисковое пространство. В качестве системных ресурсов машины администратора рекомендуется взять процессор – Intel Core i5, объем оперативной памяти 32 гб, ssd-диск 512 гб.
Таким образом, сегодня ни одна образовательная организация не обходится без применения информационных систем. Использование информационных систем раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. С каждым годом информационные системы приобретают все большую значимость и помогают образовательным организациям достигать успехов в своей деятельности.
2 Исследование вопросов и организация обслуживания и модернизации информационной системы «Саранского автомеханического техникума»
2.1 Опыт использования информационных систем в организациях образовательного процесса
Использование информационных систем меняет структуру организации учреждений образовательной сферы и обязанности всех, участвующих в образовательном процессе, улучшает методики нахождения и анализа информационных данных о текущем положении объекта управления.
На сегодняшний день образовательная информационная система является комплектом разных программных приложений, предназначенных для автоматизации базовых процессов. Главной целью и основным направлением данных информационных систем является формирование единообразного информационного пространства образовательной сферы. Разрешение данной проблемы должно начинаться с однозначного и полного описания выбранных предметов в информационном пространстве с учётом различий в операционных системах и приложениях.
Информационная система, должна выполнять все предъявленные к ней требования в течение всего своего жизненного цикла. Полноформатную работу сегодняшних образовательных учреждений уже невозможно представить без аналогичных систем, поскольку люди не способны справиться с огромным числом различной информации по отдельности, без посредничества специальных программных приложений.
Программные приложения, появляющиеся на рынке и предназначенные для автоматизации учебных процессов, имеют следующие цели:
-
Облегчение и упрощение работы администрации и преподавательского состава, сокращение временных затрат на исполнение стандартной рутинной работы и увеличение времени, посвящаемого собственно процессу обучения. -
Обеспечение сбора, обработки и анализа информации об учебных, воспитательных или иных процессах для выработки оптимальных решений. -
Формирование единой информационной инфраструктуры учебной организации. -
Организация информационного взаимодействия среди всех сотрудников учебной структуры и управляющими органами разного уровня.
Состояние современного образования, главными характеристиками являются открытость, доступность и индивидуализация, привело к созданию на основе информационных технологий информационно-образовательных систем. А именно таких как:
1) Система Naumen University – информационно-аналитическая система для организации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Внедрение Naumen University позволит комплексно подойти к решению задач, стоящих перед современным учебным заведением, автоматизация всех уровней учебного процесса, в том числе формирование учебных и рабочих планов, составление расписания учебных занятий, проведение сессий, перевод студентов с курса на курс.
2) АИС «Интеграл» – комплексное решение автоматизации государственных и коммерческих образовательных учреждений (дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования). Система "Интеграл" полностью соответствует современным мировым тенденциям и требованиям в области управления образовательным процессом. С ее помощью легко объединить не только подразделения и филиалы одного учебного заведения, но и множество учебных заведений на уровне города, области, страны.
3) «Е-услуги. Образование» - автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая реализовать на уровне региона (муниципального образования) следующие государственные и муниципальные услуги в электронном виде в сфере образования.
Разработок в области автоматизации процессов, протекающих в сузах, существует немало. Однако среди них нет систем, явно лидирующих на рынке и позволяющих решать на основе единого подхода весь комплекс задач вуза.
Поэтому суз может пытаться внедрить существующие решения или вести самостоятельную разработку. При этом суз будет вынужден либо постоянно привлекать внешние фирмы, либо опираться на развитие собственных ИТ служб и инфраструктуры. Последнее предпочтительнее и обеспечивает стабильное и поступательное развитие.