Файл: Отчет по производственной практике студента 6 курса научноисследовательская работа направление подготовки специальность.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждый техникум решает проблему внедрения информационных систем по-своему, исходя из интеллектуального потенциала и своих финансовых возможностей. Одним из распространенных способов является приобретение готового программного продукта, созданного сторонними организациями. Чаще всего речь идет о какой-либо универсальной системе, созданной с учетом традиционно-принятой структуры управления техникумом.
Анализ тенденций развития АИС СПО показывает, что в ближайшее время на рынок выйдут типовые решения, предназначенные для построения глобальных АИС СПО основанные на различных программных платформах. Одним среди таковых будет система, построенная на платформе «1С: Предприятие 8.2», перспективность и популярность которой не вызывает сомнений.
К данному выводу приводит ряд фактов. Рассматривая, прототипы интегрированных АИС СПО видно, что в них закладывается обмен данными с типовыми решениями «1С: Предприятие». Данная ситуация не случайна, так как большинство учебных заведений в первую очередь автоматизируют финансово-хозяйственную деятельность и это производится, как правило, на типовых конфигурациях «1С: Предприятие». Потребности в автоматизации управления учебным процессом, электронного обучения, документооборота, библиотек и др. рассматриваются во вторую и последующую очередь. Для этих целей могут применяться различные системы, рациональное функционирование которых, рано или поздно потребует обмена данными с решениями "1С". Поэтому всегда будет высок интерес к построению интегрированной системы на одной платформе «1С: Предприятие».
В «Саранском автомеханическом техникуме» используется «1С: Колледж». Конфигурация «1С: Колледж» создана с целью автоматизации всех внутренних процессов коммерческих и государственных учебных учреждений. Разработка подходит для всех государств, которые предлагают учащимся начальное и среднее профессиональное образование. Прикладное решение объединяет в пределах одной системы все этапы управления заведением, включая отдел кадров и бухгалтерию. Программу можно интегрировать с другими разработками «1С».
Продукт «1С: Колледж» представляет собой комплексное решение для управления деятельностью образовательных организаций среднего профессионального образования, предъявляющих повышенные требования к уровню автоматизации и позволяет автоматизировать практически все участки управления:
-
Учет контингента (от приемной комиссии до выпуска студента) -
Составление рабочих учебных планов в соответствии с ФГОС -
Учет расчетов со студентами -
Формирование, распределение и учет выполнения педагогической нагрузки -
Составление расписания и учет ежедневных замен -
Формирование регламентированной отчетности -
Управление кадрами -
Управление воспитательной работой -
Планирование и контроль исполнения мероприятий -
Учет успеваемости и посещаемости -
Выпуск и печать дипломов -
Воинский учет и учет информация о здоровье -
Управление производственной практикой -
Интеграция с федеральными информационными системами и сайтом образовательной организации
2.2 Обслуживание и модернизация информационной системы ГАПОУ РМ «САМТ»
Обслуживание ИС в минимальном исполнении предусматривает регулярное обновление. Своевременное обновление абсолютно необходимо. Нормативные документы достаточно быстро утрачивают свою силу, появляются дополнения и исправления к ним, часть из них прекращает своё существование. Без регулярного обновления эти системы практически бесполезны.
Базовая программа обслуживания информационной системы включает в себя:
-
Сбор сведений о системе; -
Консультации специалистов сервисной службы; -
Инсталляцию и настройку оборудования и программного обеспечения; -
Исправление выявленных проблем на программном уровне.
Данная программа содержит набор услуг, направленных на минимизацию времени восстановления работоспособности информационной системы при возникновении нештатных ситуаций. Программа также включает в себя технические консультации, опциональную реализацию масштабирования и резервирования, услуги выездных инженеров, выбор оптимального времени реакции и уровня поддержки.
Расширенная программа обслуживания информационной системы включает в себя:
-
Постоянный мониторинг состояния информационной системы; -
Проведение анализа и выработка системно-технических решений по оптимизации и развитию поддерживаемой информационной системы; -
Решение интеграционных проблем; -
Инсталляцию и настройку оборудования и программного обеспечения; -
Предотвращение неисправностей программного обеспечения; -
Исправление выявленных проблем на программном уровне; -
Снижение рисков по внедрению предлагаемых решений благодаря их проверке в лаборатории центра технической поддержки; -
Оперативное восстановление работоспособности неисправного программного обеспечения; -
Аварийное обновление программного обеспечения для восстановления работоспособности системы; -
Предотвращение неисправностей и добавление новых, соответствующих этой задаче, функций программного обеспечения посредством консультаций, информационной поддержки производителей, обновления программного обеспечения, а также его модернизации; -
Решение проблем, возникающих при внедрении нового программного обеспечения и обеспечение совместной работоспособности программного обеспечения различных производителей; -
Инвентаризация оборудования, внедрение и последующая эксплуатация инвентаризационной информационной системы с целью владения объективной и актуальной информацией о перечне компонентов ИТ-инфраструктуры.
Своевременное выполнение модернизации поможет избежать следующих негативных последствий:
-
развитие информационной системы под требования бизнеса только за счет собственных разработок; -
увеличение количества собственных разработок приводит только к установке нот и обновлений, устраняющих ошибки и необходимых для выполнения требований изменения законодательства. Со временем установка таких обновления становится все более трудоемкой; -
увеличение стоимости поддержки информационных систем; -
завершение поддержки производителей устаревших баз данных и операционных систем; -
снижение общего уровня безопасности системы.
3 Разработка информационной системы
3.1 Основы методологии проектирования информационной системы
Определяющим фактором успешного развития сети образовательных учреждений и контролирующих органов является качественное изменение системы управления. Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями:
- сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;
- наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема);
- отсутствие прямых аналогов, ограничивающее возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем;
- необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений;
- функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах;
- разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств;
- существенная временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС.
Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.
В 70-х и 80-х годах при разработке ИС достаточно широко применялась структурная методология, предоставляющая в распоряжение разработчиков строгие формализованные методы описания ИС и принимаемых технических решений. Она основана на наглядной графической технике: для описания различного рода моделей ИС используются схемы и диаграммы. Наглядность и строгость средств структурного анализа позволяла разработчикам и будущим пользователям системы с самого начала неформально участвовать в ее создании, обсуждать и закреплять понимание основных технических решений. Однако, широкое применение этой методологии и следование ее рекомендациям при разработке конкретных ИС встречалось достаточно редко, поскольку при неавтоматизированной (ручной) разработке это практически невозможно. Действительно, вручную очень трудно разработать и графически представить строгие формальные спецификации системы, проверить их на полноту и непротиворечивость, и тем более изменить. Если все же удается создать строгую систему проектных документов, то ее переработка при появлении серьезных изменений практически неосуществима.
Ручная разработка обычно порождала следующие проблемы:
- неадекватная спецификация требований;
- неспособность обнаруживать ошибки в проектных решениях;
- низкое качество документации, снижающее эксплуатационные качества;
- затяжной цикл и неудовлетворительные результаты тестирования.
Перечисленные факторы способствовали появлению программно-технологических средств специального класса - CASE-средств, реализующих CASE-технологию создания и сопровождения ИС. Термин CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в настоящее время в весьма широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения (ПО), в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных ИС в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства вместе с системным ПО и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС.
3.2 Функциональная модель ГАПОУ РМ «Саранского автомеханического техникума»
В настоящее время очевиден факт, что успешное функционирование человеко-машинных информационных систем и технологий определяется качеством проектирования. Проектирование имеет целью обеспечить эффективное функционирование АИС. Именно качественное проектирование обеспечивает создание такой системы, которая способна функционировать при постоянном совершенствовании её технических, программных и информационных составляющих, т.е. её технологической основы, и расширять спектр реализуемых управленческих функций и объектов взаимодействия.
CASE-технология представляет собой методологию проектирования ИС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях структурного (в основном) или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.
Проектирование информационной системы «Студент» начинается с рассмотрения бизнес – процессов.
Для описания бизнес процессов, подлежащих учету в информационной системе «Студент» используется функциональное моделирование.
Функциональная модель представляет любой процесс как совокупность функциональных блоков, соединенных интерфейсными дугами. Функциональный блок - действие, выраженное глагольным оборотом, интерфейсная дуга - предмет, описанный существительным с уточняющей информацией. В зависимости от места соединения дуги с блоком различают входы (слева), выходы (справа), управление (сверху), механизмы или ресурсы (снизу).
Любое действие может быть декомпозировано, т.е. разложено на более мелкие, которые, в свою очередь могут быть декомпозированы, и т.д. до уровня разумной достаточности.
Назначение функциональной модели - выявить процессы, нуждающиеся в регистрации, определить информационные потоки, циркулирующие в организации, наметить структуру информации о предметах, участвующих в бизнес процессе, очертить группы персонала, которые будут заниматься вводом и обработкой информации на различных этапах ее прохождении. Здесь же необходимо обдумать содержание и оформление отчетных форм. Ниже приведена функциональная модель работы «Приемной комиссии».