Файл: Отчет по производственной практике студента 6 курса научноисследовательская работа направление подготовки специальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждый техникум решает проблему внедрения информационных систем по-своему, исходя из интеллектуального потенциала и своих финансовых возможностей. Одним из распространенных способов является приобретение готового программного продукта, созданного сторонними организациями. Чаще всего речь идет о какой-либо универсальной системе, созданной с учетом традиционно-принятой структуры управления техникумом.

Анализ тенденций развития АИС СПО показывает, что в ближайшее время на рынок выйдут типовые решения, предназначенные для построения глобальных АИС СПО основанные на различных программных платформах. Одним среди таковых будет система, построенная на платформе «1С: Предприятие 8.2», перспективность и популярность которой не вызывает сомнений.

К данному выводу приводит ряд фактов. Рассматривая, прототипы интегрированных АИС СПО видно, что в них закладывается обмен данными с типовыми решениями «1С: Предприятие». Данная ситуация не случайна, так как большинство учебных заведений в первую очередь автоматизируют финансово-хозяйственную деятельность и это производится, как правило, на типовых конфигурациях «1С: Предприятие». Потребности в автоматизации управления учебным процессом, электронного обучения, документооборота, библиотек и др. рассматриваются во вторую и последующую очередь. Для этих целей могут применяться различные системы, рациональное функционирование которых, рано или поздно потребует обмена данными с решениями "1С". Поэтому всегда будет высок интерес к построению интегрированной системы на одной платформе «1С: Предприятие».

В «Саранском автомеханическом техникуме» используется «1С: Колледж». Конфигурация «1С: Колледж» создана с целью автоматизации всех внутренних процессов коммерческих и государственных учебных учреждений. Разработка подходит для всех государств, которые предлагают учащимся начальное и среднее профессиональное образование. Прикладное решение объединяет в пределах одной системы все этапы управления заведением, включая отдел кадров и бухгалтерию. Программу можно интегрировать с другими разработками «1С».

Продукт «1С: Колледж» представляет собой комплексное решение для управления деятельностью образовательных организаций среднего профессионального образования, предъявляющих повышенные требования к уровню автоматизации и позволяет автоматизировать практически все участки управления:

  1. Учет контингента (от приемной комиссии до выпуска студента)

  2. Составление рабочих учебных планов в соответствии с ФГОС

  3. Учет расчетов со студентами

  4. Формирование, распределение и учет выполнения педагогической нагрузки

  5. Составление расписания и учет ежедневных замен

  6. Формирование регламентированной отчетности

  7. Управление кадрами

  8. Управление воспитательной работой

  9. Планирование и контроль исполнения мероприятий

  10. Учет успеваемости и посещаемости

  11. Выпуск и печать дипломов

  12. Воинский учет и учет информация о здоровье

  13. Управление производственной практикой

  14. Интеграция с федеральными информационными системами и сайтом образовательной организации



2.2 Обслуживание и модернизация информационной системы ГАПОУ РМ «САМТ»
Обслуживание ИС в минимальном исполнении предусматривает регулярное обновление. Своевременное обновление абсолютно необходимо. Нормативные документы достаточно быстро утрачивают свою силу, появляются дополнения и исправления к ним, часть из них прекращает своё существование. Без регулярного обновления эти системы практически бесполезны.

Базовая программа обслуживания информационной системы включает в себя:

  1. Сбор сведений о системе;

  2. Консультации специалистов сервисной службы;

  3. Инсталляцию и настройку оборудования и программного обеспечения;

  4. Исправление выявленных проблем на программном уровне.

Данная программа содержит набор услуг, направленных на минимизацию времени восстановления работоспособности информационной системы при возникновении нештатных ситуаций. Программа также включает в себя технические консультации, опциональную реализацию масштабирования и резервирования, услуги выездных инженеров, выбор оптимального времени реакции и уровня поддержки.

Расширенная программа обслуживания информационной системы включает в себя:

  1. Постоянный мониторинг состояния информационной системы;

  2. Проведение анализа и выработка системно-технических решений по оптимизации и развитию поддерживаемой информационной системы;

  3. Решение интеграционных проблем;

  4. Инсталляцию и настройку оборудования и программного обеспечения;

  5. Предотвращение неисправностей программного обеспечения;

  6. Исправление выявленных проблем на программном уровне;

  7. Снижение рисков по внедрению предлагаемых решений благодаря их проверке в лаборатории центра технической поддержки;

  8. Оперативное восстановление работоспособности неисправного программного обеспечения;

  9. Аварийное обновление программного обеспечения для восстановления работоспособности системы;

  10. Предотвращение неисправностей и добавление новых, соответствующих этой задаче, функций программного обеспечения посредством консультаций, информационной поддержки производителей, обновления программного обеспечения, а также его модернизации;

  11. Решение проблем, возникающих при внедрении нового программного обеспечения и обеспечение совместной работоспособности программного обеспечения различных производителей;

  12. Инвентаризация оборудования, внедрение и последующая эксплуатация инвентаризационной информационной системы с целью владения объективной и актуальной информацией о перечне компонентов ИТ-инфраструктуры.


Своевременное выполнение модернизации поможет избежать следующих негативных последствий:

  • развитие информационной системы под требования бизнеса только за счет собственных разработок;

  • увеличение количества собственных разработок приводит только к установке нот и обновлений, устраняющих ошибки и необходимых для выполнения требований изменения законодательства. Со временем установка таких обновления становится все более трудоемкой;

  • увеличение стоимости поддержки информационных систем;

  • завершение поддержки производителей устаревших баз данных и операционных систем;

  • снижение общего уровня безопасности системы.



3 Разработка информационной системы
3.1 Основы методологии проектирования информационной системы
Определяющим фактором успешного развития сети образовательных учреждений и контролирующих органов является качественное изменение системы управления. Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями:

- сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;

- наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема);

- отсутствие прямых аналогов, ограничивающее возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем;

- необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений;

- функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах;

- разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств;

- существенная временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС.


Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.

В 70-х и 80-х годах при разработке ИС достаточно широко применялась структурная методология, предоставляющая в распоряжение разработчиков строгие формализованные методы описания ИС и принимаемых технических решений. Она основана на наглядной графической технике: для описания различного рода моделей ИС используются схемы и диаграммы. Наглядность и строгость средств структурного анализа позволяла разработчикам и будущим пользователям системы с самого начала неформально участвовать в ее создании, обсуждать и закреплять понимание основных технических решений. Однако, широкое применение этой методологии и следование ее рекомендациям при разработке конкретных ИС встречалось достаточно редко, поскольку при неавтоматизированной (ручной) разработке это практически невозможно. Действительно, вручную очень трудно разработать и графически представить строгие формальные спецификации системы, проверить их на полноту и непротиворечивость, и тем более изменить. Если все же удается создать строгую систему проектных документов, то ее переработка при появлении серьезных изменений практически неосуществима.

Ручная разработка обычно порождала следующие проблемы:

- неадекватная спецификация требований;

- неспособность обнаруживать ошибки в проектных решениях;

- низкое качество документации, снижающее эксплуатационные качества;

- затяжной цикл и неудовлетворительные результаты тестирования.

Перечисленные факторы способствовали появлению программно-технологических средств специального класса - CASE-средств, реализующих CASE-технологию создания и сопровождения ИС. Термин CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в настоящее время в весьма широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения (ПО), в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных ИС в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства вместе с системным ПО и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС.

3.2 Функциональная модель ГАПОУ РМ «Саранского автомеханического техникума»
В настоящее время очевиден факт, что успешное функционирование человеко-машинных информационных систем и технологий определяется качеством проектирования. Проектирование имеет целью обеспечить эффективное функционирование АИС. Именно качественное проектирование обеспечивает создание такой системы, которая способна функционировать при постоянном совершенствовании её технических, программных и информационных составляющих, т.е. её технологической основы, и расширять спектр реализуемых управленческих функций и объектов взаимодействия.

CASE-технология представляет собой методологию проектирования ИС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях структурного (в основном) или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.

Проектирование информационной системы «Студент» начинается с рассмотрения бизнес – процессов.

Для описания бизнес процессов, подлежащих учету в информационной системе «Студент» используется функциональное моделирование.

Функциональная модель представляет любой процесс как совокупность функциональных блоков, соединенных интерфейсными дугами. Функциональный блок - действие, выраженное глагольным оборотом, интерфейсная дуга - предмет, описанный существительным с уточняющей информацией. В зависимости от места соединения дуги с блоком различают входы (слева), выходы (справа), управление (сверху), механизмы или ресурсы (снизу).

Любое действие может быть декомпозировано, т.е. разложено на более мелкие, которые, в свою очередь могут быть декомпозированы, и т.д. до уровня разумной достаточности.

Назначение функциональной модели - выявить процессы, нуждающиеся в регистрации, определить информационные потоки, циркулирующие в организации, наметить структуру информации о предметах, участвующих в бизнес процессе, очертить группы персонала, которые будут заниматься вводом и обработкой информации на различных этапах ее прохождении. Здесь же необходимо обдумать содержание и оформление отчетных форм. Ниже приведена функциональная модель работы «Приемной комиссии».