Файл: Отчет по производственной практике студента 6 курса научноисследовательская работа направление подготовки специальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Системы автоматизации образовательной деятельности в последние годы медленно, но верно занимают своё место и в этой сфере деятельности людей. Автоматизация составления расписания, учебных курсов во много раз повышают эффективность и качество работы, значительно облегчают труд работников. Благодаря развитию вычислительной техники, в современное время появился доступ к дешевым и мощным ЭВМ. С их помощью можно выполнять большую часть делопроизводства, касаемо разработки и утверждения различных образовательных процессов, что позволит освободить большое количество как людских, так материальных ресурсов.

Информационной системы учебного заведения существенно повысит эффективность ее дальнейшего использования, позволит расширить круг решаемых задач, предоставить информацию не только по учебному процессу, но и другим важным процессам организации, например, данные для системы управления качеством учебных заведений.

Актуальность темы работы обусловлена необходимостью поиска решения проблем повышения качества организации образовательной деятельности. Одним из показателей качества функционирования любой педагогической системы образовательного учреждения является оптимизация учебной нагрузки преподавательского состава.

Целью научно-исследовательской работы является анализ и обосновании выбора методов и инструментария реализации информационных систем организации образовательной деятельности «Саранского автомеханического техникума», направленных на обеспечение оптимальной нагрузки педагогического состава.

Объектом исследования являются системы организации образовательной деятельности.

Для научно-исследовательской работы были поставлены следующие задачи:

  1. охарактеризовать предметную область и состояние информационных технологий в ГАПОУ РМ «Саранском автомеханическом техникуме»;

  2. провести анализ бизнес процесса планирования и распределения учебной нагрузки преподавателей и сформировать предложения по автоматизации;

  3. осуществить постановка задачи автоматизации бизнес процессов и описать функциональные и нефункциональные требования.


1 Теоретические аспекты разработки автоматизированной информационной системы «Саранского автомеханического техникума»


    1. Основные компоненты и технологические процессы автоматизированной информационной системы



Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера.

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Автоматизированная информационная система (АИС) - это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

На этой основе создаются различные автоматические и автоматизированные системы управления технологическими процессами. Типичным примером таких систем может служить в связи - автоматическая коммутационная станция. В этой системе управление осуществляется с помощью технических устройств типа процессоров или других более простых приборов. Человек-оператор не входит в контур управления, замыкающий связи объекта и органа управления, а лишь следит за ходом технологического процесса и по мере необходимости (например, в случае сбоя) вмешивается. Иначе обстоит дело с автоматизированной системой управления производственным процессом.

В АИС производственными процессами и объект, и орган управления представляет собой единую человеко-машинную систему, человек обязательно входит в контур управления. По определению АС - это человеко-машинная система, предназначенная для сбора и обработки информации, необходимой для управления производственным процессом, то есть управления коллективами людей. Иначе говоря, успех функционирования таких систем во многом зависит от свойств и особенностей жизнедеятельности человеческого фактора. Без человека система АС производством самостоятельно не может работать, так как человек формирует задачи, разрабатывает все виды обеспечивающих подсистем, выбирает из выданных ЭВМ вариантов решений наиболее рациональный. И, разумеется, человек, что очень важно, в конечном счете юридически отвечает за результаты реализации принятых им решений. Как видим, роль человека огромна и не заменима. Человек организует программу подготовительных мероприятий перед созданием АС, следовательно, требуется помимо всего прочего специальное организационное и правовое обеспечение.



Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков:

  1. ввод информации из внешних или внутренних источников;

  2. обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

  3. вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

  4. обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Структуру АИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

АИС состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей. Функциональная часть АИС включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов. В ходе аналитического обследования могут быть выделены различные подсистемы, набор которых зависит от вида предприятия, его специфики, уровня управления и других факторов. Для нормальной деятельности функциональной части АИС в ее состав входят подсистемы обеспечивающей части АИС (так называемые обеспечивающие подсистемы).


    1. Организационная структура ГАПОУ РМ «Саранского автомеханического техникума»


Саранский автомеханический техникум (САМТ) – государственное образовательное учреждение, основанное в 1986 году. В СУЗе осуществляют подготовку квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена по специальностям: техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, организация перевозок и управления на транспорте (по видам), информационные системы и программирования, поварское и кондитерское дело, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, автомеханик, мастер по обработки цифровой информации, машинист дорожных и строительных машин.

Ежегодно в «Саранский автомеханический техникум» поступает большое количество абитуриентов, с которыми ведется массовая работа, например, создание электронных таблиц Excel для ведения текущей документации, формирование документа, подтверждающего личность, оригинальный документ аттестата (об окончании школы), подсчет среднего балла и создание конкурса для ведения отчётной документации по текущему положению студентов.


Информационная система сильно облегчит работу со студентами, с делами кадров, связанных с сотрудниками. Сотрудники получают общие приказы, назначения на новую должность, приказы о каких-либо мероприятиях – все это и другое будет храниться в Информационной базе.

Учебная часть техникума ежедневно занимается созданием расписания для студентов и преподавателей. Весь процесс затрудняется отслеживанием за нагрузкой преподавателей и количества часов, а также аккредитация документов, методические рекомендации. Полностью вся нагрузка преподавателей указывается в программе, она автоматически модернизирует создание расписания, и автоматическую рассылку его преподавателям. На разработку проекта потребуется много работы и большое количество информации, хранившейся в отделе кадров и в учебной части.

ГАПОУ РМ «Саранский автомеханический техникум» осуществляет набор абитуриентов, согласно приказу Министерства Образования.

Проектная группа организации использует для своей работы последние достижения техники и современное программное обеспечение для подготовки поступления. Разработка каждого проекта ведется в строгом соответствии с действующими нормами, правилами, инструкциями, государственными и отраслевыми стандартами и предусматривает мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность при эксплуатации.

В состав проектной группы входят специалисты отдела кадров, учебной части, бухгалтерии, информационно-технического отдела, нуждающихся в обеспечении пожарной безопасности, сметной документации.

Право осуществлять проектирование в области учебной деятельности данного рода объектов предоставлено на основании свидетельства о допуске.

Проектная группа и специалисты организации выполняют следующие виды работ:

    1. Консультационные услуги на протяжении всех стадий взаимоотношений с преподавателями, начиная с подготовки технического задания и получения исходных данных для проектирования интерфейса.

    2. Подготовка технического и коммерческого предложений на основании технического задания.

    3. Подготовка отчетов по оформлению работы и наименованию должностей, текущего состояния сотрудников (увольнение, отпуск, перевод, больничные листы).

    4. Разработка проектной и рабочей документации для добавления основной информации.

    5. Сопровождение проектной документации при согласовании в инспектирующих организациях.

    6. Разработка сметной документации.

    7. Авторский надзор за распространением данных.

    8. Разработка проектов подсчёта баллов абитуриентов и квалификации их перевода на определенную специальность.

    9. Расчет «общего количества студентов, среднего балла аттестата».

    10. Составление приказа о зачислении на обучение.

    11. Разработка проектов составления учебного расписания.

    12. Согласование проектов сотрудников, находящихся на больничном и в отпуске.


Студенты всегда получают достоверную информацию о текущих оценках и сдачах экзаменов.



Рисунок 1 – Структурная схема управления образовательной организации

ГАПОУ РМ «САМТ»
Функционирование организации возможно исключительно при наличии информации, необходимой для выработки и реализации управленческих решений. Информация в организации образует информационные потоки вся информация системы управления образуется входными и выходными данными. Входная информация делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешними по отношения к организации являются сведения со стороны окружающей среды, которые включают характеристику потребителей, поставщиков, конкурентов, раскрывают финансово-кредитную политику, доступность и производительность факторов. Внутренняя информация характеризует производственный потенциал организации и включает сведения о состоянии основных производственных факторов (финансы, рабочая сила, материалы, оборудование, здания и сооружения).

Выходные данные могут быть выражены в форме различных управленческих решений, направленных на управляемую систему. Наиболее распространенным инструментом для этих целей является план. Обратная связь пополняет внутреннюю информацию в результате производства и обеспечивает корректировку отклонений от плана в процессе функционирования организации. Система управления обладает свойством, которое заключается в том, что все элементы подсистем реагируют на внутреннюю и внешнюю информацию, строящуюся на основе обратной связи. Это свойство определяет природу и принципы построения и функционирования систем управления и оценки степени обеспечения процессов связи и принятия решений в организации. Информационные потоки характеризуются количеством информации, находящейся в системе и обрабатываемой в единицу времени. Данные могут обрабатываться и перемещаться.


    1. Функции информационной системы ГАПОУ РМ «САМТ»


Информационная система (ИС) предназначена для хранения данных об обучающихся, а также оценок успеваемости по списку изучаемых дисциплин (программе обучения). Подразумевается, что эта информация может изменяться в течении всего периода обучения и может быть затребована в любое время за период обучения ученика и даже после окончания его обучения или участвовать в формировании статистических данных о классе за любой временной промежуток. ИС должна выдавать однозначные сведения на поставленные запросы.