Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подсудности, субъектного состава участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица. На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность лежит на нем в силу состязательного характера процесса.
Кроме того, по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК Российской Федерации, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
*Правозащитная деятельность: правовые и морально-нравственные аспекты.
Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование её в интересах человека, общества и государства.
Правозащитная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
- осуществление постоянного мониторинга соблюдения прав человека и основных свобод и информирование о фактах нарушения прав и свобод;
- защита прав человека и основных свобод в органах государственной власти и местного самоуправления;
- осуществление исследований по правам человека и основных свобод, в том числе постоянный мониторинг подготовки проектов законов и других правовых актов;
- проведение образовательных мероприятий и кампаний, семинаров, тренингов, конференций;
- взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства;
- информационно-методическая работа по правовым вопросам;
- содействие развитию сети правозащитных организаций.
Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:
- осуществление правосудия;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- уголовно-исполнительная деятельность;
- прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
- деятельность по выявлению и расследованию преступлений;
- предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;
- нотариальные действия;
- юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).
Для выполнения названых выше направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют специальные органы, именуемые правоохранительными.
Являясь естественным правом человека, право на защиту было провозглашено в указанной декларации прав человека, которым, по сути, создана обязанность для всех государств обеспечить нормативно-правовое закрепление и реализацию правозащитных принципов.
Права человека в принципе ни одним государством дароваться не могут. Государственная система должна лишь закрепить их своими внутренними правовыми актами и обеспечить их реализацию, а в необходимых случаях – и защиту. Оценивая жизнь человека на соответствие или несоответствие данной морально-нравственной категории, правозащитники в своей деятельности следуют тем принципам, которые были закреплены Генеральной Ассамблеей ООН, провозгласившей в качестве главной задачи содействие уважению прав и свобод человека, их обеспечению.
Названы и пути решения данной задачи. Это образование и просвещение, организация и проведение прогрессивных мероприятий различного уровня.
Принятие Всеобщей декларации прав человека далось международному сообществу непросто. Не последней причиной для этого стали идеологизированные позиции как западных стран, так и Советского Союза ввиду их принадлежности к разным общественным системам.
Преодолеть разногласия государствам – членам ООН удалось сознательной общностью формулировок понятий, смысл которых состоял в соблюдении приемлемых для всех общедемократического и общечеловеческого принципов.
Но, несмотря на достаточную общность сформулированных понятий, представители социалистического лагеря воздержались при голосовании, обосновав свою позицию нарушением принятым документом суверенитета государства, а также отсутствием гарантий осуществления основных прав и свобод .
*История становления и совершенствования правозащитной деятельности в России и за рубежом.
Первым периодом, с нашей точки зрения, является период обоснования необходимости принятия элементарных правил сохранения самых сильных, приспособленных к тем условиям жизни человеческих особей. В этот период действует практически в любых так называемых государственных формированиях отбор имеющих право на жизнь с первого дня появления на свет и до способности человека приносить «эффективную» пользу для семьи, рода, общества. Понятно, что это были элементарные ростки так называемого института самозащиты рода, племени за счет больных, раненых, престарелых соплеменников, родственников. Длился данный период фактически до завершения феодальных взаимоотношений и начала формирования капиталистических отношений. В силу этого на более поздней стадии первого периода институт социально-правовой
защиты пополняется такими положениями, как сохранение жизни пленных, порабощенных, установление различных видов ответственности за покушение на жизнь и здоровье, виды собственности. Однако в этот период шло только количественное накопление элементов института правозащитной деятельности. Качественный рост стал возможным только со сменой социально-экономической формации. Вначале родоплеменная формация была сметена рабовладельческой, затем рабовладельческая — феодальной и, наконец, последняя — капиталистической. Несомненно, что на каждом этапе стадии первого периода становления, точнее зарождения истоков гуманных правил борьбы за жизнь человека, само его существование, происходили изменения, пересмотр, использование опыта, накопившегося в других родах, племенах, государствах. Самые примитивные были в родоплеменном строе, значительно новыми, эффективными по сравнению с первыми правилами человеческих взаимоотношений стали способы и средства защиты прав, свобод и интересов человека в рабовладельческих государствах; и наиболее гуманными, значимыми они стали в период существования феодальных отношений. Стоит отдельно подчеркнуть, что переход от одной стадии зарождения «института социально-правовой защиты» прав, свобод и интересов к другой первого периода сопровождался постепенным отказом от примитивизма в пользу нового, эффективного, с тем чтобы сохранить рабочие руки и те ценности, которые ими создавались. В этот же период, начиная со стадии рабовладельческой, появляются первые ростки международных стандартов прав и свобод человека, которые от этапа к этапу каждого периода становились все более полными и жизнеобеспечивающими.
Второй период — период зарождения основных элементов института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан, как уже упоминалось выше, начинается со сменой феодального строя и началом становления капиталистической социально-экономической формации. Этот период характеризуется бурным ростом промышленности, механизации различных производственных циклов; жаждой передела сфер влияния любой ценой; появлением многочисленных армий, укомплектованных сложной, дорогостоящей техникой, оснащенных новыми разрушительными видами оружия; вовлечением в вооруженные столкновения фактически всего населения соперничающих государств; способностью к полному уничтожению промышленного потенциала соперника. Указанные характерные особенности второго периода не могли не сказаться на сущности, содержании правозащитной деятельности, направленности института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан. Именно в этот период шло быстрое развитие тех составных частей института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан, которые выходили на трудовые, жилищные, имущественные правоотношения.
Третий период становления института социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в основе своей зависел от социальных преобразований, происходивших в социалистических государствах и в значительной степени обязывавших соответствующие инстанции в капиталистических государствах не доводить своих граждан до социальных бунтов, делиться с ними результатами их же труда. Одновременно следует подчеркнуть, что уровень социально-правовой обеспеченности граждан государств социалистической системы, конечно, желал быть гораздо лучше, хотя по сравнению с нынешним периодом о том уровне социально-правовой защиты населения остается лишь мечтать подавляющему большинству граждан не только Российской Федерации.
Зарубежный опыт деятельности правозащитных органов и организаций также показывает, что там она чаще всего направлена не на последствия, а на вскрытие причин того или иного негативного явления и поиск кардинальных путей их ликвидации. Пример тому — общественная правозащитная организация «Гринпис», международная организация ученых за запрещение ядерного оружия «Иоланта» и множество других, деятельность которых направлена на предотвращение катастрофы в мировом и региональном масштабах.
История становления правозащитной деятельности в России и за рубежом свидетельствует, что она во многом предопределена традициями, обычаями, особенностями взаимоотношений, веками складывавшихся между народами, нациями, населявшими то или иное государство, тот или иной континент. Современная Россия имеет в этой области значительные отличия, традиции, учет которых крайне необходим, так как они не могут быть подменены чужими. Безусловно, отдельные элементы, имеющие сходство, нужно и должно после проб брать на вооружение, но не бездумно насаждать, как это делается у нас в настоящее время.
*Некоторые особенности рассматриваемой деятельности при осуществлении прокуратурой ненадзорной функции.
Ненадзорные проверки проводятся органами прокуратуры в отношении актов не поднадзорных им субъектов, к которым отнесены суды. Специфика данных проверок заключается в том, что прокурор не выступает в суде как надзирающий орган, а обладает процессуальными правами наравне с иными участниками судопроизводства. В п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установлено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают (в соответствии с процессуальным законодательством — обжалуют) противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следовательно, участвуя в рассмотрении дел судами, прокурор преследует цель соблюдения участниками судебного разбирательства процессуального закона и вынесения законного и обоснованного судебного решения.
*Правовые средства, применяемые прокуратурой РФ при осуществлении правозащитной деятельности (общие положения).
Под правовыми основами правозащитной деятельности органов прокуратуры РФ следует понимать совокупность национальных и международных правовых норм, содержащихся в правовых актах, а также общепризнанных принципов международного права, регулирующих вопросы указанной деятельности.
В соответствии с Законом о прокуратуре и иным законодательством, нормативными источниками распариваемой деятельности являются: Конституция РФ; законы о поправках к Конституции РФ; ФКЗ; Международные договоры; Закон о прокуратуре; Иные ФЗ; Подзаконные акты (указы Президента РФ); Законы субъектов РФ; Нормативные акты Генерального прокурора ( приказы, указания, распоряжения) и прокуроров субъектов РФ (приказы, указания, распоряжения).
На конституционном уровне - определяется Конституция РФ. Ст 129 ч 1 которая является отсылочной и отсылает к ФЗ по вопросу определения полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ;
В соответствии ч 4 ст 15 К РФ общепризнанные принципы международного права, помимо его нормы, также являются частью правовой системы РФ. Соответственно, указанные принципы могут регулировать вопросы организации и деятельности прокуратуры РФ в сфере международного сотрудничества, и согласно ст 3 Закона о прокуратуре международные договоры РФ составляют правовую основу, в том числе и рассматриваемого направления ее деятельности.
Поскольку прокуратура РФ осуществляет свою правозащитную деятельность также в рамках участия в международном сотрудничестве, соответствующие другие конституционные нормы обязательны для прокурорских работников.
В ч 1 ст 61 К РФ закреплено, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому гос-ву, а на основании ст 63 РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права; в РФ не допускается выдача другим госуд-ам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.
Нормы пунктов «к» и «о» ст 71 К РФ, согласно которым международные отношения РФ, международные договоры РФ и прокуратура РФ находятся в исключительном ведении РФ.
Положения главы 2 К РФ, закрепляющей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина в РФ.
На уровне Законов РФ о поправке к Конституции РФ: законом от 14.03.2020 г номер 1-ФКЗ ст 79 Основного закона нашей страны была дополнена положением о том, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем К РФ, не подлежат исполнению в РФ».
Ст 129 претерпела изменения: в частности, было закреплено нормативное определение термина «прокуратура РФ» (ч 1), в котором перечислены функции данного госоргана и указано на то, что детально они определяются ФЗ-ом.
*Акты прокурорского реагирования, применяемые
Кроме того, по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК Российской Федерации, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
*Правозащитная деятельность: правовые и морально-нравственные аспекты.
Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование её в интересах человека, общества и государства.
Правозащитная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
- осуществление постоянного мониторинга соблюдения прав человека и основных свобод и информирование о фактах нарушения прав и свобод;
- защита прав человека и основных свобод в органах государственной власти и местного самоуправления;
- осуществление исследований по правам человека и основных свобод, в том числе постоянный мониторинг подготовки проектов законов и других правовых актов;
- проведение образовательных мероприятий и кампаний, семинаров, тренингов, конференций;
- взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства;
- информационно-методическая работа по правовым вопросам;
- содействие развитию сети правозащитных организаций.
Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:
- осуществление правосудия;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- уголовно-исполнительная деятельность;
- прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
- деятельность по выявлению и расследованию преступлений;
- предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;
- нотариальные действия;
- юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).
Для выполнения названых выше направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют специальные органы, именуемые правоохранительными.
Являясь естественным правом человека, право на защиту было провозглашено в указанной декларации прав человека, которым, по сути, создана обязанность для всех государств обеспечить нормативно-правовое закрепление и реализацию правозащитных принципов.
Права человека в принципе ни одним государством дароваться не могут. Государственная система должна лишь закрепить их своими внутренними правовыми актами и обеспечить их реализацию, а в необходимых случаях – и защиту. Оценивая жизнь человека на соответствие или несоответствие данной морально-нравственной категории, правозащитники в своей деятельности следуют тем принципам, которые были закреплены Генеральной Ассамблеей ООН, провозгласившей в качестве главной задачи содействие уважению прав и свобод человека, их обеспечению.
Названы и пути решения данной задачи. Это образование и просвещение, организация и проведение прогрессивных мероприятий различного уровня.
Принятие Всеобщей декларации прав человека далось международному сообществу непросто. Не последней причиной для этого стали идеологизированные позиции как западных стран, так и Советского Союза ввиду их принадлежности к разным общественным системам.
Преодолеть разногласия государствам – членам ООН удалось сознательной общностью формулировок понятий, смысл которых состоял в соблюдении приемлемых для всех общедемократического и общечеловеческого принципов.
Но, несмотря на достаточную общность сформулированных понятий, представители социалистического лагеря воздержались при голосовании, обосновав свою позицию нарушением принятым документом суверенитета государства, а также отсутствием гарантий осуществления основных прав и свобод .
*История становления и совершенствования правозащитной деятельности в России и за рубежом.
Первым периодом, с нашей точки зрения, является период обоснования необходимости принятия элементарных правил сохранения самых сильных, приспособленных к тем условиям жизни человеческих особей. В этот период действует практически в любых так называемых государственных формированиях отбор имеющих право на жизнь с первого дня появления на свет и до способности человека приносить «эффективную» пользу для семьи, рода, общества. Понятно, что это были элементарные ростки так называемого института самозащиты рода, племени за счет больных, раненых, престарелых соплеменников, родственников. Длился данный период фактически до завершения феодальных взаимоотношений и начала формирования капиталистических отношений. В силу этого на более поздней стадии первого периода институт социально-правовой
защиты пополняется такими положениями, как сохранение жизни пленных, порабощенных, установление различных видов ответственности за покушение на жизнь и здоровье, виды собственности. Однако в этот период шло только количественное накопление элементов института правозащитной деятельности. Качественный рост стал возможным только со сменой социально-экономической формации. Вначале родоплеменная формация была сметена рабовладельческой, затем рабовладельческая — феодальной и, наконец, последняя — капиталистической. Несомненно, что на каждом этапе стадии первого периода становления, точнее зарождения истоков гуманных правил борьбы за жизнь человека, само его существование, происходили изменения, пересмотр, использование опыта, накопившегося в других родах, племенах, государствах. Самые примитивные были в родоплеменном строе, значительно новыми, эффективными по сравнению с первыми правилами человеческих взаимоотношений стали способы и средства защиты прав, свобод и интересов человека в рабовладельческих государствах; и наиболее гуманными, значимыми они стали в период существования феодальных отношений. Стоит отдельно подчеркнуть, что переход от одной стадии зарождения «института социально-правовой защиты» прав, свобод и интересов к другой первого периода сопровождался постепенным отказом от примитивизма в пользу нового, эффективного, с тем чтобы сохранить рабочие руки и те ценности, которые ими создавались. В этот же период, начиная со стадии рабовладельческой, появляются первые ростки международных стандартов прав и свобод человека, которые от этапа к этапу каждого периода становились все более полными и жизнеобеспечивающими.
Второй период — период зарождения основных элементов института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан, как уже упоминалось выше, начинается со сменой феодального строя и началом становления капиталистической социально-экономической формации. Этот период характеризуется бурным ростом промышленности, механизации различных производственных циклов; жаждой передела сфер влияния любой ценой; появлением многочисленных армий, укомплектованных сложной, дорогостоящей техникой, оснащенных новыми разрушительными видами оружия; вовлечением в вооруженные столкновения фактически всего населения соперничающих государств; способностью к полному уничтожению промышленного потенциала соперника. Указанные характерные особенности второго периода не могли не сказаться на сущности, содержании правозащитной деятельности, направленности института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан. Именно в этот период шло быстрое развитие тех составных частей института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан, которые выходили на трудовые, жилищные, имущественные правоотношения.
Третий период становления института социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в основе своей зависел от социальных преобразований, происходивших в социалистических государствах и в значительной степени обязывавших соответствующие инстанции в капиталистических государствах не доводить своих граждан до социальных бунтов, делиться с ними результатами их же труда. Одновременно следует подчеркнуть, что уровень социально-правовой обеспеченности граждан государств социалистической системы, конечно, желал быть гораздо лучше, хотя по сравнению с нынешним периодом о том уровне социально-правовой защиты населения остается лишь мечтать подавляющему большинству граждан не только Российской Федерации.
Зарубежный опыт деятельности правозащитных органов и организаций также показывает, что там она чаще всего направлена не на последствия, а на вскрытие причин того или иного негативного явления и поиск кардинальных путей их ликвидации. Пример тому — общественная правозащитная организация «Гринпис», международная организация ученых за запрещение ядерного оружия «Иоланта» и множество других, деятельность которых направлена на предотвращение катастрофы в мировом и региональном масштабах.
История становления правозащитной деятельности в России и за рубежом свидетельствует, что она во многом предопределена традициями, обычаями, особенностями взаимоотношений, веками складывавшихся между народами, нациями, населявшими то или иное государство, тот или иной континент. Современная Россия имеет в этой области значительные отличия, традиции, учет которых крайне необходим, так как они не могут быть подменены чужими. Безусловно, отдельные элементы, имеющие сходство, нужно и должно после проб брать на вооружение, но не бездумно насаждать, как это делается у нас в настоящее время.
*Некоторые особенности рассматриваемой деятельности при осуществлении прокуратурой ненадзорной функции.
Ненадзорные проверки проводятся органами прокуратуры в отношении актов не поднадзорных им субъектов, к которым отнесены суды. Специфика данных проверок заключается в том, что прокурор не выступает в суде как надзирающий орган, а обладает процессуальными правами наравне с иными участниками судопроизводства. В п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установлено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают (в соответствии с процессуальным законодательством — обжалуют) противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следовательно, участвуя в рассмотрении дел судами, прокурор преследует цель соблюдения участниками судебного разбирательства процессуального закона и вынесения законного и обоснованного судебного решения.
*Правовые средства, применяемые прокуратурой РФ при осуществлении правозащитной деятельности (общие положения).
Под правовыми основами правозащитной деятельности органов прокуратуры РФ следует понимать совокупность национальных и международных правовых норм, содержащихся в правовых актах, а также общепризнанных принципов международного права, регулирующих вопросы указанной деятельности.
В соответствии с Законом о прокуратуре и иным законодательством, нормативными источниками распариваемой деятельности являются: Конституция РФ; законы о поправках к Конституции РФ; ФКЗ; Международные договоры; Закон о прокуратуре; Иные ФЗ; Подзаконные акты (указы Президента РФ); Законы субъектов РФ; Нормативные акты Генерального прокурора ( приказы, указания, распоряжения) и прокуроров субъектов РФ (приказы, указания, распоряжения).
На конституционном уровне - определяется Конституция РФ. Ст 129 ч 1 которая является отсылочной и отсылает к ФЗ по вопросу определения полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ;
В соответствии ч 4 ст 15 К РФ общепризнанные принципы международного права, помимо его нормы, также являются частью правовой системы РФ. Соответственно, указанные принципы могут регулировать вопросы организации и деятельности прокуратуры РФ в сфере международного сотрудничества, и согласно ст 3 Закона о прокуратуре международные договоры РФ составляют правовую основу, в том числе и рассматриваемого направления ее деятельности.
Поскольку прокуратура РФ осуществляет свою правозащитную деятельность также в рамках участия в международном сотрудничестве, соответствующие другие конституционные нормы обязательны для прокурорских работников.
В ч 1 ст 61 К РФ закреплено, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому гос-ву, а на основании ст 63 РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права; в РФ не допускается выдача другим госуд-ам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.
Нормы пунктов «к» и «о» ст 71 К РФ, согласно которым международные отношения РФ, международные договоры РФ и прокуратура РФ находятся в исключительном ведении РФ.
Положения главы 2 К РФ, закрепляющей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина в РФ.
На уровне Законов РФ о поправке к Конституции РФ: законом от 14.03.2020 г номер 1-ФКЗ ст 79 Основного закона нашей страны была дополнена положением о том, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем К РФ, не подлежат исполнению в РФ».
Ст 129 претерпела изменения: в частности, было закреплено нормативное определение термина «прокуратура РФ» (ч 1), в котором перечислены функции данного госоргана и указано на то, что детально они определяются ФЗ-ом.
*Акты прокурорского реагирования, применяемые