Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
права аренды Гринь А.М. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:20:0903001:287 и 23:20:0903001:290; о признании отсутствующим права собственности муниципального образования Краснокутского сельского поселения Мостовского района в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:20:0903001:287 и 23:20:0903001:290.

Прокурор в судебном заседании по отзыву администрации высказал возражения, согласно которым утверждение о наличии прудов не соответствует действительности, что видно из материалов дела.

31. Обзор прокурорской практики по вопросам правозащитной деятельности.

32. Правозащитная деятельность прокуратуры РФ в рамках международного сотрудничества: общая характеристика.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных
Наций (ООН), Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно- Африканской Республики
(БРИКС). Развивается сотрудничество с прокуратурами государств прикаспийского региона.
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций участвуют в работе сессий и/или рабочих групп органов и профильных структур:

  • ООН (Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конференция государств–участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции);

  • БРИКС (антикоррупционная и антитеррористическая рабочие группы).

Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств–участников СНГ (КСГП).

На базе Университета прокуратуры Российской Федераци с 1995 года функционирует Научно-методический центр КСГП, которым обеспечена подготовка и направление в генеральные прокуратуры государств–участников СНГ методических пособий по борьбе с преступностью на территории СНГ. Решением Совета министров иностранных дел СНГ от 10.12.2020 Университету прокуратуры Российской Федерации придан статус базовой организации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников органов прокуратуры государств–участников СНГ.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи, оказания правовой помощи по уголовным делам и правоохранительного содействия, а также по вопросам принятия и передачи Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.

Основными международными договорами для Российской Федерации

в указанной области являются:

  1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

  2. Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г.,Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;

  3. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Второй дополнительный протокол от 8 ноября 2001 г.;

  4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;

Кроме того, российское законодательство предусматривает возможность международного сотрудничества в отсутствие международных договоров на условиях взаимности.

Не менее значимым является международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам.

Важнейшим направлением этой работы сегодня является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, добытого преступным путем.

Генеральная прокуратура Российской Федерации субъект международного сотрудничества не только в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком смысле), но и правоохранительного (полицейского) содействия и является компетентным органом по международным договорам и межправительственным соглашениям о сотрудничестве в борьбе с преступностью.


В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 103 соглашения и иные договоренности о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 78 государств.

*Правозащитная деятельность прокуратуры в арбитражном судопроизводстве

Полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе вытекают из положений п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», где устанавливается, что прокурор участвует в арбитражном процессе в соответствии с процессуальным законодательством. Указанные полномочия прокурор реализует путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений).
Согласно статье 52 АПК РФ существуют две формы участия прокурора в арбитражном процессе:
1.Возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ, что предоставляет прокурору процессуальный статус истца, защищающего публично-правовые интересы

Так,прокурорвправеобратитьсяварбитражныйсуд:

  • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной вышеназванными органами и предприятиями;

  • с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.


! Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку другие основания для обращения прокурора в арбитражный суд содержатся в иных федеральных законах.

2.АПК РФ наделяет прокурора правом обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий

(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

! При этом, заявление может быть подано в арбитражный суд прокурором в течение 3-х месяцев со дня принятия решения или совершения оспариваемых действий.

Заявления и иски прокурора оформляются в соответствии с требованиями, установленными АПК РФ. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. Необходимо соблюдение и других общих правил обращения в арбитражный суд, например,