Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну". В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (государственная, военная, служебная, врачебная, коммерческая и др.). Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно ст. 131 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
На органы прокуратуры возложена обязанность информировать властные структуры России и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Это связано со спецификой деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию. Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления по отдельным правонарушениям или группе (виду) правонарушений в письменной (информация о состоянии законности) или устной (путем выступления прокурора с докладом) формах. Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генпрокурором РФ палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют подобную информацию органам власти субъектов РФ, местного самоуправления. Все прокуроры предоставляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.
3. Человек как носитель прав и субъект правозащитной деятельности.
Необходимо учитывать тот факт, что на практике государственные органы, чаще всего направлены на исполнение интересов государства. Соответственно, полное исключение органов государственной власти из субъектов правозащитной деятельности не представляется возможным, однако основную ставку необходимо делать на негосударственные субъекты. Исходя из указанной позиции, представляется возможным выделить следующие классификации субъектов правозащитной деятельности.
Классификация, на основании которой разграничение проводится между государственными и негосударственными субъектами правозащитной деятельности:
1. Государственные органы, являющиеся субъектами правозащитной деятельности, а именно:
- уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченные по правам человека субъектов;
- Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
-региональные уполномоченные по правам человека, советы по развитию гражданского общества и прав человека в регионах.
2. Негосударственные субъекты правозащитной деятельности:
-общественные объединения и организации;
-адвокаты (дискуссионный вопрос, будет рассмотрен ниже);
-международные общественные организации;
-отдельные граждане, осуществляющие защиту своих интересов или интересов третьих лиц.
Также представляется возможным классифицировать субъектов правозащитной деятельности по количественному составу. Единоличными являются граждане, осуществляющие защиту своих интересов или интересов третьих лиц, а также адвокаты, осуществляющие защиту прав и законных интересов доверителя. Коллегиальными субъектами правозащитной деятельности являются все вышеуказанные субъекты правозащитной деятельности.
Кроме вышеуказанных субъектов правозащитной деятельности большое значение имеют международные организации и органы, юрисдикция которых распространяется, в том числе, на Российскую Федерацию. К указанным органам, прежде всего, необходимо отнести Европейский суд по правам человека. Большое значение имеют международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации - Международный Комитет Красного Креста; Международная Амнистия и др.
Прокуратура обладает большими возможностями по охране и защите прав человека, поскольку по существу любые нарушения закона со стороны органов власти, юридических лиц, в какой бы отрасли государственной, общественной, экономической деятельности они ни допускались, должны быть прекращены. В теории российского конституционного права и свободы человека и гражданина принято разграничивать на три основные группы. Первую составляют личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Охрана данной группы прав граждан в деятельности прокуратуры имеет большое значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности. Во вторую входят политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, а также их влияние на формирование важнейших государственно-правовых институтов страны. Прокуратура реализует свои полномочия по охране и защите права на свободу мысли и слова, свободу совести, права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, избирательные права и др. К третьей группе относятся экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, с помощью которых обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К компетенции прокуратуры относится охрана и защита права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; права частной собственности, включая право частной собственности на землю; права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; правв на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
4. Правовые основы правозащитной деятельности прокуратуры РФ.
Уникальные функции прокуратуры РФ и направления ее работы как особенности ее правозащитной деятельности.
Названные выше (в лекции 1) цели правозащитной деятельности прокуратуры РФ, закреплённые в абз. первом п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре, определяют основные функции и направления деятельности российской прокуратуры.
Это одна из важнейших особенностей рассматриваемой деятельности нашей прокуратуры – наличие уникальных функций. Правозащитная деятельность прокуратуры осуществляется в каждой функции и на каждом направлении как части той или иной функции.
По нашему кафедральному мнению, из смысла и содержания нормативных положений Конституции РФ, Закона о прокуратуре и других федеральных законов вытекает, что на прокуратуру РФ государством возложены три основные функции:
- надзорная;
- ненадзорная – функция содействия осуществлению правосудия;
-
организационная.
Каждая из них включает в себя несколько широких, самостоятельных направлений деятельности российской прокуратуры:
К надзорной функции относятся:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
К ненадзорной функции – функции содействия осуществлению правосудия относятся такие направления:
- участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел;
- участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел;
- участие прокуроров в рассмотрении судами дел в порядке административного судопроизводства;
- участие прокуроров в рассмотрении дел арбитражными судами;
- участие прокуроров в конституционном судопроизводстве.
К организационной функции прокуратуры относятся:
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- в пределах своей компетенции участие прокуратуры РФ в международном сотрудничестве; обеспечение Генеральной прокуратурой РФ представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). (п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ). Это последнее направление (обеспечение представительства) можно отнести в какой-то степени к ненадзорной – функции содействия осуществлению правосудия;
- участие прокуратуры РФ в правотворческой деятельности.
- выпуск Генеральной прокуратурой РФ специальных изданий.