Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А. В..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

116 безопасности). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Познавательные универсальные учебные действия:
− проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
− устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
− определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
− моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век»,
«столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой
(историческим периодом).
Работа с информацией:
− понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
− читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
− находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (в условиях контролируемого входа);
− соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
− понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
− понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
− понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, их предвидение);
− описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
− приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
− называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
− описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
− планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
− устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
− участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;


117
− оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
− выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
3 класс
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества. Лента времени и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская
Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие
(океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.


118
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»
(поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-теле- коммуникационную сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Познавательные универсальные учебные действия:
− устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
− конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
− моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
− соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
− классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
− определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
− использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
− использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно- телекоммуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода);
− делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота,
− первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
− характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
− создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
− описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты, справедливости и других;
− составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);


119
− составлять небольшие тексты по теме «Права и обязанности гражданина
Российской Федерации»;
− создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны
(в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
− самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
− предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания,
− корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
− находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
− выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива;
− ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
− анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»
1 класс
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
− сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
− приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
− приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
− понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;
− соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
− воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
− соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
− описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
− сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
− сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);


120
− оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
− анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
− соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
− становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
− осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
− сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
− первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
− проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
− принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
− применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
− понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
− использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
− соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
− приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания: