ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
1.2 Подходы и профилактика вредных привычек
1.3 Условия профилактики вредных привычек
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
2.1 Анализ программ по профилактике вредных привычек
Оглавление
Введение 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ИХ ПРОФИЛАКТИКИ 4
1.1 Проблемы вредных привычек 5
1.2 Подходы и профилактика вредных привычек 12
1.3 Условия профилактики вредных привычек 16
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК 20
2.1 Анализ программ по профилактике вредных привычек 20
2.2. Программы профилактики вредных привычек 26
Заключение 33
Список литературы 35
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном обществе реальную угрозу здоровью человека представляют вредные привычки (алкоголь, табакокурение, наркомания). Особенно большое распространение они получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.
Проблема профилактики вредных привычек у школьников всегда была и в наши дни является актуальной, так как любому обществу необходимо здоровое молодое поколение. В последние годы все более возрастает роль учебных учреждений в передаче учащимся знаний о научных основах сохранения и укрепления здоровья и развития мотивации к безопасному и здоровому образу жизни. Тем более что общеобразовательные школы, отражая все процессы, происходящие в обществе, несут немалую долю ответственности за существующее нарушение в состоянии здоровья детей. Средствами учебно-воспитательного процесса школы могут осуществлять здоровьесохраняющую деятельность и формировать здоровый образ жизни учащихся на протяжении всего периода обучения в образовательной организации.
Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работахН.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и
др. Как нарушение процесса социализации, табакокурение рассматривается такими известными российскими учеными как А.А.Александров, Г.М.Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д.Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова.
Психолого-педагогические исследования профилактики ранней табакокурения подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, педагогами - Т.К.Зуевой, И.В.Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, И.А. Невским, В.А. Поповым, О.Л.Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, A.B. Мудрика.
Цель: изучить методы профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: младшие школьники
Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни.
Задачи:
- исследовать научную литературу по проблеме вредных привычек
- выявить профилактику вредных привычек
- рассмотреть условия профилактики вредных привычек
- изучить программы по профилактике вредных привычек среди младших школьников
- проанализировать программы профилактики вредных привычек среди младших школьников.
Гипотеза исследования:
Процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии наиболее раннего выявления вредных привычек, в том случае, если:
- учитывать основные особенности детей;
- создавать условия для формирования здорового образа жизни детей;
-применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе;
Только в комплексе, принятые меры, направленные на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения, впоследствии произведут положительное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал детей.
Методы исследования: анализ литературы и статистическая обработка.
Проведенный анализ существующего научного знания и реальной практики позволил определить теоретическую проблематику в виде противоречий между теоретическими знаниями о профилактике вредных привычек у младших школьников и практического применения методик по профилактике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
1.1 Проблемы вредных привычек
Вредная привычка – автоматически повторяющееся действие, наносящее вред общественному или личному здоровью. Она появляется при недостаточном внимании родителей к воспитанию. Непатологические привычки считаются менее опасными, хотя несоблюдение режима дня, физической активности, неправильное питание негативно сказываются на здоровье. Патологические же привычки, к которым относят различные зависимости: алкогольную, наркотическую, игровую, компьютерную и т.д., вызывают нарушения личности. Еще несколько десятилетий назад вредными привычками страдали подростки старшего возраста, но в настоящий момент это, к сожалению, характерно и для учеников средней школы.
Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых учеников он совершенно не привлекает. И в этом вина не только семьи, но и системы воспитания в учебных заведениях и общества в целом. Важно с самых ранних лет формировать у детей моду на здоровье, прививать представление о том, что здоровый образ жизни – это работа над самим собой, в процессе которой человек получает удовольствие, а в результате – хорошее здоровье и большие возможности в жизни. Правильное питание, распорядок дня позволяют школьнику гораздо лучше усваивать школьную программу.
Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Но главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, выпускаемой негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Недоброкачественная продукция нередко приводит к отравлениям и даже смертям. Особого внимания заслуживает проблема пьянства среди подростков. Основными принципами, побуждающими их к первому знакомству с алкоголем являются желание «быть как все» в компании друзей и просто любопытство.
Большое значение в воспитании у подростка правильного отношения к алкоголю имеет семья. Пример родителей убеждает лучше всяких слов. Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек курил сам.
Что касается курения среди подростков‚ то в данной ситуации притягательным фактором является желание выглядеть взрослым, т.е. имеет место подражание‚ лишь, затем привычка укореняется, и вступают в действие факторы зависимости. Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время во многих странах мира приняли катастрофические размеры. Широкое распространение наркомании во многом является следствием тех социальных условий, а именно: неуверенности в завтрашнем дне, ежедневных стрессов, тяже- лого нервно-психического состояния, стремления получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности.
Вредные привычки – это систематически повторяющиеся действия, наносящие вред здоровью человека. На мой взгляд, самой злободневной вредной привычкой является курение. Несмотря на постоянное подорожание табачных изделий, люди не отказывают себе в этом сомнительном удовольствии. На это существует ряд причин, например, некоторые утверждают, что сигарета помогает в стрессовых ситуациях, снимает нервное напряжение, успокаивает, хотя учеными давно доказано, что это работает лишь на психологическом уровне, а никотин в любом случае причиняет вред организму в целом.
Курение является опасным явлением, потому что существует ряд факторов, которые «поддерживают» его, например, повсюду есть места, специально отведенные для курящих; цены на табачную продукцию остаются доступными для среднестатистического человека и т.д. Кроме того, состояние алкогольного или наркотического опьянения делает невозможным осуществление различных видов деятельности (управление автомобилем, адекватное выполнение рабочих обязанностей и т.д.), курение же этому никак не противодействует. Однако оно приводит к возникновению тяжелых и неизлечимых заболеваний, потому стоит задуматься об ужесточении мер по борьбе с этой проблемой.