ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
1.2 Подходы и профилактика вредных привычек
1.3 Условия профилактики вредных привычек
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
2.1 Анализ программ по профилактике вредных привычек
можно сделать вывод, что при грамотной профилактической работе учителей начальных классов и родителей младших школьников, их вредные привычки не появятся или будут искоренены, что привет к эффективному формированию здорового образа жизни учащихся.
Дети тем и отличаются от взрослых, что они не способны оценивать долговременные последствия своего поведения. Оценить опасность, которую несут табак, алкоголь, наркотики, понять, что такое зависимость, как легко она появляется и насколько трудно с ней бороться, дети просто не могут, потому что не знают. Именно поэтому особенно важно, чтобы ребенок во- время получил нужную, важную, правильную и, главное, своевременную информацию о вреде наркотиков, алкоголя и табака.
Проще не допустить возникновение болезни, чем лечить ее. Поэтому, учитывая «омоложение» вредных привычек, первичная профилактика должна начинаться уже с дошкольного и раннего школьного возраста.
Я считаю, что первичными профилактическими мерами для детей младшего возраста должны быть:
– активная и, что самое важное, систематическая просветительская работа через средства массовой информации о вреде и опасности наркомании, алкоголизма, табакокурения;
– формирование у детей навыков определения круга позитивных и негативных факторов («что хорошо, а что плохо»);
– формирование чувства собственного достоинства, отношения к себе как к самостоятельной личности;
– формирование умения организовывать свой досуг с ориентацией на развитие творческих и физических возможностей;
– тренировка навыков принятия ответственных решений, ответственного поведения на базе соответствующих знаний и убеждений в ситуациях риска, в том числе при внешнем давлении (умение сказать «нет» потому что это плохо);
– формирование чувства коллективизма, взаимопомощи; – привлечение к здоровому образу жизни с формированием ценностного отношения к своему здоровью.
Существует много различных программ первичной профилактики, и они требуют скорейшего претворения в жизнь. Эти программы включают: – антинаркотическую пропаганду. Для малышей это должны быть посильные для их понимания беседы, мультфильмы, видеоролики; – приобщение к посильному труду через игровые формы для детей; – религиозное воспитание в виде воскресных школ, где особое внимание уделяется развитию духовности и нравственности; – организацию здорового досуга. Актуально особенно для детских коллективов, где дети в межличностном общении, в неформальной обстановке развивают коммуникабельность, творчество, умение дружить; – вовлечение детей в общественно полезную деятельность; – вовлечение в общественные детские организации; – вовлечение в занятия спортом, искусством, туризмом и т.д. Однако, основным акцентом в профилактической работе с детьми, должно стать их умение делать сознательный и правильный выбор, т.е. умение сказать «нет» в ответ на сомнительные предложения.
Формирование установки на здоровый образ жизни и его активная пропаганда является актуальной проблемой и требует более глубокого изучения с учетом особенностей современного общества для того, чтобы профилактика была более эффективной. Отказ от пагубных привычек продлевает не только жизнь самого человека, но и общества в целом.
Вариативная программа первичной профилактики наркомании состоит из двух основных образовательных блоков: I блок – знания о здоровом образе жизни и пользе систематических занятий физическими упражнениями; II блок – знания о вреде табакокурения, употребления алкоголя, наркотических средств и ПАВ. Содержание программы включает в себя философские, медицинские и педагогические понятия о здоровом образе жизни на основе физической активности детей и подростков школьного возраста; олимпийских идеалах и принципах справедливой игры в спорте - «Фэйр Плэй»; основы формирования устойчивого негативного отношения подрастающего поколения к допингу в спорте, табакокурению, алкоголю, наркотическим средствам и ПАВ.
В Программе содержатся следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Понятие наркомании, наркотизма и профилактики наркомании.
3. Понятие олимпийских идеалов, справедливой игры - «Фэйр Плэй» и проблемы допинга в спорте.
4. Цели, задачи образовательной программы и способы ее реализации.
5. Годовые учебно-тематические планы образовательной программы по первичной профилактике наркомании и применения допинга в спорте для групп спортивно-оздоровительной и начальной спортивной подготовки; спортивной специализации; совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства учреждений, в которых осуществляется подготовка спортивного резерва.
6. Содержание образовательной программы по первичной профилактике наркомании и применения допинга в спорте для вышеуказанных групп учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва.
7. Использованная литература.
8. Рекомендуемая литература.
Система первичной профилактики наркомании должна предусматривать создание единого образовательного пространства, с разработкой образовательного стандарта, в основе которого два уровня: базовый и вариативный. Любая вариативная антинаркотическая программа, дающая положительные результаты, может быть предложена для ее реализации независимо от территориальной или ведомственной принадлежности. В этих целях для специалистов различных уровней (управленцев, организаторов, педагогов) следует использовать обмен знаниями и опытом на основе современных компьютерных технологий, создания экспертных систем.
В содержательном плане все ученые приходят к пониманию того, что под вредными привычками должны пониматься навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении человека, его физическом и психическом развитии. Вредные привычки (курение, потребление алкоголя, интерес к наркотикам) закладываются в школьном возрасте и их распространение увеличивается как среди всей популяции детского населения, так и по мере взросления детей. Поэтому пресечение и предупреждение вредных привычек в школьном возрасте требуют создания современных программ профилактики приобщения детей к вредным привычкам и грамотного проведения соответствующего санитарного просвещения в образовательных учреждениях. По мнению Ю.И. Смирнова, занятия физической культурой и спортом не только являются средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.), а также профилактики вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании, наркомании и т.д.). Являясь одной из граней общей культуры человека его здорового образа жизни, физическое воспитание, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач [4]. Специфика физкультурно-профилактической деятельности заключается в том, что она оказывает комплексное воздействие на личность, включающее в себя изменение поведения (большие физические нагрузки существенно изменяют психоэмоциональную сферу), удовлетворение естественных потребностей в самоутверждении, самореализации. В отличие от всех других форм досуговой деятельности, спорт, кроме интеллектуальной и психоэмоциональной, имеет и физическую составляющую и тем самым является более сильным средством воздействия на растущий организм. Физические нагрузки, оказывая формирующее воздействие на различные системы организма, удовлетворяют и естественную потребность молодого человека в движении. В этом отношении физкультурно- спортивная деятельность может рассматриваться как альтернатива вредным привычкам, предлагающая вместо иллюзорного решения проблем личного становления реальный путь формирования сильной и здоровой личности [3, C. 283]. В совеем исследовании мы исходили из того, что борьба с вредными привычками в школьном возрасте носит характер первичной профилактики (для тех, кто никогда не употреблял наркотики, алкоголь, не курил) и первичной коррекции (работа с теми, кто имеет опыт курения, употребления алкоголя, но не носит систематического характера), мы определяем процесс борьбы с вредными привычками школьниками как коррекционно-профилактический. На основе анализа определений понятий «профилактика», «коррекция», «вредные привычки», «профилактика вредных привычек», «коррекция вредных привычек», мы смогли путем анализа и компилирования сформулировать следующие определения. Предупреждение вредных привычек средствами физической
культуры - это нивелирование факторов риска, которые усугубляют возникновение зависимостей, и усиление факторов защиты, способствующих формированию пониженной склонности к употреблению психоактивных веществ посредством организованных занятий физическими упражнениями, укрепления здоровья и совершенствования функциональных систем организма человека. Коррекция вредных привычек средствами физической культуры - система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление последствий вредных привычек посредством физкультурно-оздоровительного потенциала занятий физической культурой. Профилактика и коррекция вредных привычек средствами физической культуры среди учащихся должна проводиться в образовательных учреждениях в зависимости от возраста школьников, уровня физической подготовленности школьников, и выступать в качестве последовательной, целенаправленной работы, которая осуществляется как в процессе учебных занятий, так и на внеучебном уровне.
В работе с младшими школьниками важно использовать особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту методические приемы: диалог на тему «Хорошо ли это или плохо и почему?», использование в качестве положительных и отрицательных героев мультипликационных и литературных персонажей, проведение викторин, конкурсов и физкультурно-спортивных праздников на соответствующие темы.
Богатый опыт и яркие образцы физкультурно-оздоровительной деятельности свидетельствуют о широких возможностях воспитания таких психологических качеств и особенностей детей, подростков и молодежи, которые способны обеспечить стойкое отрицательное отношение к вредным привычкам. Разнообразие видов спорта, форм организации занятий, спектра физкультурных интересов позволяет решать не только специфические задачи физического воспитания, но и задачи социализации личности, что особенно важно при формировании надежных и устойчивых позиций в отношении к вредным привычкам. Внеурочные занятия по физической культуре должны быть организованы в соревновательной и игровой формах. Так, участие школьников в физкультурно- спортивных праздниках, смотрах-конкурсах на самый спортивный класс и т.п. вызывает огромный интерес
2.2. Программы профилактики вредных привычек
Дети тем и отличаются от взрослых, что они не способны оценивать долговременные последствия своего поведения. Оценить опасность, которую несут табак, алкоголь, наркотики, понять, что такое зависимость, как легко она появляется и насколько трудно с ней бороться, дети просто не могут, потому что не знают. Именно поэтому особенно важно, чтобы ребенок во- время получил нужную, важную, правильную и, главное, своевременную информацию о вреде наркотиков, алкоголя и табака.
Проще не допустить возникновение болезни, чем лечить ее. Поэтому, учитывая «омоложение» вредных привычек, первичная профилактика должна начинаться уже с дошкольного и раннего школьного возраста.
Я считаю, что первичными профилактическими мерами для детей младшего возраста должны быть:
– активная и, что самое важное, систематическая просветительская работа через средства массовой информации о вреде и опасности наркомании, алкоголизма, табакокурения;
– формирование у детей навыков определения круга позитивных и негативных факторов («что хорошо, а что плохо»);
– формирование чувства собственного достоинства, отношения к себе как к самостоятельной личности;
– формирование умения организовывать свой досуг с ориентацией на развитие творческих и физических возможностей;
– тренировка навыков принятия ответственных решений, ответственного поведения на базе соответствующих знаний и убеждений в ситуациях риска, в том числе при внешнем давлении (умение сказать «нет» потому что это плохо);
– формирование чувства коллективизма, взаимопомощи; – привлечение к здоровому образу жизни с формированием ценностного отношения к своему здоровью.
Существует много различных программ первичной профилактики, и они требуют скорейшего претворения в жизнь. Эти программы включают: – антинаркотическую пропаганду. Для малышей это должны быть посильные для их понимания беседы, мультфильмы, видеоролики; – приобщение к посильному труду через игровые формы для детей; – религиозное воспитание в виде воскресных школ, где особое внимание уделяется развитию духовности и нравственности; – организацию здорового досуга. Актуально особенно для детских коллективов, где дети в межличностном общении, в неформальной обстановке развивают коммуникабельность, творчество, умение дружить; – вовлечение детей в общественно полезную деятельность; – вовлечение в общественные детские организации; – вовлечение в занятия спортом, искусством, туризмом и т.д. Однако, основным акцентом в профилактической работе с детьми, должно стать их умение делать сознательный и правильный выбор, т.е. умение сказать «нет» в ответ на сомнительные предложения.
Формирование установки на здоровый образ жизни и его активная пропаганда является актуальной проблемой и требует более глубокого изучения с учетом особенностей современного общества для того, чтобы профилактика была более эффективной. Отказ от пагубных привычек продлевает не только жизнь самого человека, но и общества в целом.
Вариативная программа первичной профилактики наркомании состоит из двух основных образовательных блоков: I блок – знания о здоровом образе жизни и пользе систематических занятий физическими упражнениями; II блок – знания о вреде табакокурения, употребления алкоголя, наркотических средств и ПАВ. Содержание программы включает в себя философские, медицинские и педагогические понятия о здоровом образе жизни на основе физической активности детей и подростков школьного возраста; олимпийских идеалах и принципах справедливой игры в спорте - «Фэйр Плэй»; основы формирования устойчивого негативного отношения подрастающего поколения к допингу в спорте, табакокурению, алкоголю, наркотическим средствам и ПАВ.
В Программе содержатся следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Понятие наркомании, наркотизма и профилактики наркомании.
3. Понятие олимпийских идеалов, справедливой игры - «Фэйр Плэй» и проблемы допинга в спорте.
4. Цели, задачи образовательной программы и способы ее реализации.
5. Годовые учебно-тематические планы образовательной программы по первичной профилактике наркомании и применения допинга в спорте для групп спортивно-оздоровительной и начальной спортивной подготовки; спортивной специализации; совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства учреждений, в которых осуществляется подготовка спортивного резерва.
6. Содержание образовательной программы по первичной профилактике наркомании и применения допинга в спорте для вышеуказанных групп учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва.
7. Использованная литература.
8. Рекомендуемая литература.
Система первичной профилактики наркомании должна предусматривать создание единого образовательного пространства, с разработкой образовательного стандарта, в основе которого два уровня: базовый и вариативный. Любая вариативная антинаркотическая программа, дающая положительные результаты, может быть предложена для ее реализации независимо от территориальной или ведомственной принадлежности. В этих целях для специалистов различных уровней (управленцев, организаторов, педагогов) следует использовать обмен знаниями и опытом на основе современных компьютерных технологий, создания экспертных систем.
В содержательном плане все ученые приходят к пониманию того, что под вредными привычками должны пониматься навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении человека, его физическом и психическом развитии. Вредные привычки (курение, потребление алкоголя, интерес к наркотикам) закладываются в школьном возрасте и их распространение увеличивается как среди всей популяции детского населения, так и по мере взросления детей. Поэтому пресечение и предупреждение вредных привычек в школьном возрасте требуют создания современных программ профилактики приобщения детей к вредным привычкам и грамотного проведения соответствующего санитарного просвещения в образовательных учреждениях. По мнению Ю.И. Смирнова, занятия физической культурой и спортом не только являются средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.), а также профилактики вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании, наркомании и т.д.). Являясь одной из граней общей культуры человека его здорового образа жизни, физическое воспитание, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач [4]. Специфика физкультурно-профилактической деятельности заключается в том, что она оказывает комплексное воздействие на личность, включающее в себя изменение поведения (большие физические нагрузки существенно изменяют психоэмоциональную сферу), удовлетворение естественных потребностей в самоутверждении, самореализации. В отличие от всех других форм досуговой деятельности, спорт, кроме интеллектуальной и психоэмоциональной, имеет и физическую составляющую и тем самым является более сильным средством воздействия на растущий организм. Физические нагрузки, оказывая формирующее воздействие на различные системы организма, удовлетворяют и естественную потребность молодого человека в движении. В этом отношении физкультурно- спортивная деятельность может рассматриваться как альтернатива вредным привычкам, предлагающая вместо иллюзорного решения проблем личного становления реальный путь формирования сильной и здоровой личности [3, C. 283]. В совеем исследовании мы исходили из того, что борьба с вредными привычками в школьном возрасте носит характер первичной профилактики (для тех, кто никогда не употреблял наркотики, алкоголь, не курил) и первичной коррекции (работа с теми, кто имеет опыт курения, употребления алкоголя, но не носит систематического характера), мы определяем процесс борьбы с вредными привычками школьниками как коррекционно-профилактический. На основе анализа определений понятий «профилактика», «коррекция», «вредные привычки», «профилактика вредных привычек», «коррекция вредных привычек», мы смогли путем анализа и компилирования сформулировать следующие определения. Предупреждение вредных привычек средствами физической
культуры - это нивелирование факторов риска, которые усугубляют возникновение зависимостей, и усиление факторов защиты, способствующих формированию пониженной склонности к употреблению психоактивных веществ посредством организованных занятий физическими упражнениями, укрепления здоровья и совершенствования функциональных систем организма человека. Коррекция вредных привычек средствами физической культуры - система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление последствий вредных привычек посредством физкультурно-оздоровительного потенциала занятий физической культурой. Профилактика и коррекция вредных привычек средствами физической культуры среди учащихся должна проводиться в образовательных учреждениях в зависимости от возраста школьников, уровня физической подготовленности школьников, и выступать в качестве последовательной, целенаправленной работы, которая осуществляется как в процессе учебных занятий, так и на внеучебном уровне.
В работе с младшими школьниками важно использовать особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту методические приемы: диалог на тему «Хорошо ли это или плохо и почему?», использование в качестве положительных и отрицательных героев мультипликационных и литературных персонажей, проведение викторин, конкурсов и физкультурно-спортивных праздников на соответствующие темы.
Богатый опыт и яркие образцы физкультурно-оздоровительной деятельности свидетельствуют о широких возможностях воспитания таких психологических качеств и особенностей детей, подростков и молодежи, которые способны обеспечить стойкое отрицательное отношение к вредным привычкам. Разнообразие видов спорта, форм организации занятий, спектра физкультурных интересов позволяет решать не только специфические задачи физического воспитания, но и задачи социализации личности, что особенно важно при формировании надежных и устойчивых позиций в отношении к вредным привычкам. Внеурочные занятия по физической культуре должны быть организованы в соревновательной и игровой формах. Так, участие школьников в физкультурно- спортивных праздниках, смотрах-конкурсах на самый спортивный класс и т.п. вызывает огромный интерес