ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
1.2 Подходы и профилактика вредных привычек
1.3 Условия профилактики вредных привычек
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
2.1 Анализ программ по профилактике вредных привычек
В результате мы видим страшную картину. Причиной появления вредной привычки может быть стремление принадлежать к значимой социальной группе. Эмоциональная усталость тоже может вызывать появление вредных привычек, однако это свойственно людям зрелого возраста, в основном после 30 лет. Применение наркотиков взрослыми бывает редко вызвано любопытством. Основной мотив их употребления - стремление достичь спокойствия, попытки забыться, хотя бы на время. Особенно характерно такое состояние для человека, утратившего смысл жизни. Психические нарушения в сильной степени предрасполагают к появлению вредных привычек. Психопатический склад характера, неврозы, черепно-мозговые травмы, а также слабое соматическое здоровье способствуют появлению вредных привычек. Так, распространенность пьянства и алкоголизма, по данным разных авторов, у людей с психопатиями достигает 40%.
Наследственные факторы также являются предрасполагающими. Но наследственность не всегда приводит к появлению у детей той вредной привычки, которая была у родителей. Так, по данным Н.В. Панкратьевой наследственная отягощенность наблюдается у 37-40% больных алкоголизмом. И все же, это очень высокий показатель. В последние годы ученые тщательно исследовали вопрос о генетической предрасположенности к алкоголизму, но специального гена алкоголизма пока не нашли, был лишь открыт ген, отвечающий за степень опьянения. Однако этот факт не должен успокаивать, ибо даже без генетической предрасположенности человек имеет высокие шансы стать алкоголиком, если будет регулярно пить. Эти причины более всего характерны для взрослых.
Появление вредных привычек у молодежи, так же как и у взрослых, связано с целым комплексом личностных и социально- экономических причин. Среди них можно выделить наиболее распространенные причины: подражание, стремление казаться взрослым, любопытство, потребность быть "своим" в группе сверстников, стремление к независимости, попытки испытать удовольствие, определенный образ жизни, сложившийся в семье и др. Подражание лежит в основе пристрастия к сигаретам. В качестве примера возьмем курение. Всех курящих молодых людей можно разделить на две группы: одни начали курить недавно, подражая друзьям, другие привыкли к никотину и уже не могут отказаться от вредной привычки.
Закреплению вредных привычек у молодых людей способствуют особенности организма, а также определенные социальные и психологические факторы. Так западный образ жизни может ассоциироваться с курением, употреблением алкоголя и наркотиков. Способствовать закреплению вредных привычек может плохая социальная адаптация. Подросток зачастую тяжело переносит трудности переходного периода. В его организме "бушует гормональная буря". К тому же он еще не нашел своего места в жизни - это вызывает чувство незащищенности, внутренние психологические конфликты.
Процесс общения со сверстниками и родителями может идти не так, как хотелось бы. В таком случае некоторые подростки используют наркотики, сигареты и алкоголь в знак протеста. Важным фактором развития алкоголизма подростков можно считать неблагоприятные социальные воздействия, особенно со стороны семьи, ибо 70% детей пристрастились к алкоголю под воздействием родителей или других взрослых, употреблявших спиртные напитки на глазах у детей. Закреплению вредных привычек способствуют стремление к подражанию, а также плохая информационная осведомленность. Подростки часто имеют неверные представления о воздействии курения алкоголя и наркотиков на организм человека. Так, основной аргумент, выдвигаемый юношами в пользу курения, - оно успокаивает нервы. Девушки же считают, что курение способствует, похуданию.
В качестве следующей причины появления вредных привычек у молодежи можно выделить любопытство. Кто-то из молодых людей попробовал наркотик, его рассказы могут вызвать любопытство у его друзей. Разговоры об эффектах воздействия психотропных веществ иногда имеют привлекательность. Опасно то, что многие молодые люди считают, что нужно экспериментировать, а потом можно будет отказаться от негативного поведения. Так, некоторые студенты считают, что в жизни все нужно попробовать. При этом дурная привычка быстро закрепляется. Поиски удовольствий также часто приводят к беде, так как существует "закон роста потребностей".
Недостаточная осведомленность о последствиях вредных привычек приводит к тому, что многие молодые люди, да и взрослые имеют плохое представление об ущербе, который наносят организму алкоголь, сигареты и наркотики. Даже если о чем-то и знают, то считают, что с ними-то такого произойти не может, что с ними все будет в порядке. О пренебрежительном отношении к последствиям от вреда курения свидетельствует распространение курения среди студентов медицинских институтов: хотя студенты-медики теоретически признают вредным для здоровья пребывание в накуренном помещении, однако многие будущие врачи курят. При этом
довольно часто они курят в присутствии друзей, а более 1/3 студентов курят при детях и больных
В результате научных исследований давно доказано влияние различных поведенческих факторов риска, в том числе и вредных привычек, на возникновение различных заболеваний человека. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причину многих заболеваний (большинства форм неинфекционной патологии, и том числе и сердечно-сосудистых заболеваний) следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей и подростков. Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно
1.3 Условия профилактики вредных привычек
Без целенаправленной работы семьи, школы и вообще всех учебно-воспитательных учреждений, далеко не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. К сожалению, на формирование безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный интернет, кинематограф и средства массовой информации.
В основу работы с подрастающим поколением должен быть положен возрастной принцип, и беседы о формах и негативных влияниях вредных привычках необходимо строить с учетом возраста ребенка. Особенно актуальным является воспитание здорового образа жизни у старшеклассников, так как их возраст является наиболее опасным с точки зрения возможного приобщения к поведенческим рискам. Важнейшими условиями такого воспитания должны быть: целенаправленность, систематичность, дифференцированность – в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей, уровня учебно-познавательной деятельности, развития школьника.
Предупреждение вредных привычек в учащихся – важное направление воспитательно-профилактической работы общеобразовательных школ, осуществляется в неразрывной связи с умственным, трудовым, физическим и нравственным воспитанием. В процессе этой работы формируется гармонично развитая личность, воспитываются у школьников нравственные нормы, прививаются общечеловеческие ценности, умение вести здоровый образ жизни. Однако, в связи с объективными обстоятельствами, часть учащихся подросткового возраста с отклонениями в поведении часто самоустраняется от различных воспитательно-профилактических мероприятий и, следовательно, попадает в педагогически неорганизованную среду, приводит подростков к различным неконтролируемым поступкам и в конечном итоге к формированию вредных привычек – пьянства и алкоголизма.
Обзор мнений ряда авторов, работающих по проблеме профилактики вредных привычек учащихся, показал, что большинство из них считают необходимым не только образовывать школьников о рисках нездорового образа жизни, но и осуществлять так называемую «прививку» здоровым образом жизни, воспитывать его с самого раннего возраста. Так, А.Л. Турчак отмечает, что «при формировании иммунитета к употреблению спиртных напитков y учеников старшего школьного возраcта ведущую роль cледует отводить воспитанию cоциально-значимых мотивов физкультурно-cпортивной деятельности и овладению cистемой знаний о здоровом образе жизни» [6, с.328].
Большое значение занятиям физической культурой в предупреждении вредных привычек рекомендует В.П. Некрасов. Он отмечает: «Для того чтобы отказаться от пьянства, а точнее для того, чтобы даже не начинать, надо воспитывать в себе физическую культуру. Можно утверждать, что влечение к спиртному будет резко уменьшаться, если начнет расти физическая культура каждого человека».
Анализируя вредные привычки, которые все чаще появляются у детей младшего школьного возраста, отметим их резкое омоложение. Поэтому педагогу и родителям необходимо принимать соответствующие меры по их преодолению и проводить профилактическую работу, чтобы учащиеся понимали вред, нанесенный ими их здоровью. Рассмотрим особенности организации профилактической работы учителя по преодолению вредных привычек в начальной школе и формированию основ здорового образа жизни младших школьников.
Вся профилактическая работа в начальной школе и дома по вредным привычкам учащихся должна быть направлена на:
– создание условий для здорового образа жизни;
– многообразие видов деятельности, связанных с обучением;
– ориентацию обучающихся на совершенствование навыков познавательной и организационной деятельности в аспекте своего здоровья;
– проведение классных часов и внеурочных занятий, нацеленных на профилактику вредных привычек;
– организацию их проектной и исследовательской деятельности.