Файл: Практическое задание по дисциплине История психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2018

Скачиваний: 102

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практическое задание

по дисциплине

«История психологии»


ФИО

Ежикова Галина Александровна

Направление

37.03.01 Психология




Москва 2023г.

Практическое задание по дисциплине
«История психологии»


Вопрос №1. Какие понятия использовались для описания мироздания в Эпоху Античности? Перечислите их, дайте определение.

В эпоху Античности мироздание описывалось такими понятиями, как «космос», «пластика» или «телесность», «материя», «идея», «душа», «ум», «судьба» и «субстанция».

Космос — это ключевое понятие, через которое античность объясняет Вселенную и человека в ней. Под космосом подразумевалось нечто вещественное и материальное. Космос в пределе и есть не что иное, как максимально обобщенная вещь, как сумма всех возможных вещей. «Чувственно-материальный космос — для античности самый настоящий абсолют, так как ничего другого, кроме космоса, не существует, и ничем другим этот космос не управляется, как только самим же собою. Его никто и никогда не создавал, он зависит только от самого себя, имеет свою причину только в самом же себе и его движение определяется только им же самим». Космос — это противоположность Хаосу, упорядоченность и гармония бытия, где все на своем месте, то, что дает человеку уверенность в завтрашнем дне. Космос, несмотря на наличие в нем движения, — вещь, замкнутая в самой себе, вечно возвращающаяся к истокам, но не превращающаяся в Хаос, из которого произошел. Человек — подобие космоса — микрокосм, в котором также все должно стремиться к гармонии, порядку, завершенности и совершенству.

Греческая пластика, или греческая телесность. Человек для античности — эго прежде всего тело, его красота и гармония. Вероятно, культура как ребенок начинает познание человека с исследования тела. Для античности тело — единое и единственное воплощение человека, именно оно есть сущность человека с включенной в него психической организацией. Чем прекраснее тело, тем прекраснее человеческий дух. Душа и тело в таком случае представляют психофизическое единство. Одно есть другое: в здоровом теле — здоровый дух, в прекрасном теле — прекрасная душа. Для грека нет ничего лучше гармонии космоса и человеческого тела. Прекрасные пропорции, верные сочетания стихий, совершенство, все это — предмет научного поиска античных философов.


Материя. В античном мире материя трактовалась как потенциал любых вещей, она никогда не была отдельной субстанцией, а лишь предоставляла возможность оформить себя в нечто.

Идея. Идея не была идеальной в том смысле, как мы это понимаем сейчас. Она была всегда вещественно-телесной, то есть картинно представляемым планом вещественно-телесного продуцирования, именно поэтому употреблялся термин «эйдос» (др.-греч. eidos — вид), который указывал на физическое вйдение. Идея служила рамкой для материи, способом ее оформления. По вышеуказанной причине диалектика идеи и материи тоже обладала в античности вещественно-телесным характером, а взаимодействие материи и идеи не давало развития, было пассивным, не создавало нового, так как ни то, ни другое не несло в себе свойства движения.

Душа. То, что движет само себя и другие вещи, античные философы называли жизнью, или душой. Таким образом, иод душой понималась некая всеобщая способность к движению, которая заложена в материи изначально. В данном ключе душу невозможно понимать как некое индивидуально-личностное начало, субстанцию. Душа есть некий предикат материи, ее свойство, присущее ей изначально.

Ум. Античные философы предполагали, что движение и жизнь не совершаются бесцельно и бессмысленно. Для всего, что происходит в космосе, есть разумное объяснение и логичная цель. И то, что заставляло движение космоса совершаться целесообразно, т.е. сознательно спроектировано, античные мыслители называли умом.

Таким образом, в античной философии существует специфика трактовки категорий «душа» и «ум». Здесь важно учитывать два аспекта:

1. душа и ум трактовались не как субъективно-человеческие, а как объективно-космические. Субъективно человеческие душа и ум понимались только в виде отражения их объективных аналогов, и притом отражения весьма слабого;

2. античная философия говорила не о личности, а о вещественной телесности, поэтому и душа, и ум понимались внеличностно. Душа была принципом самодвижения и движения. Космический ум был целесообразно направляемой идеей космоса, но вовсе не такой личностью, которая бы действовала сознательно и намеренно, то есть по своей воле и по своему произвольному желанию и потребности. Такая душа и такой ум, но своей вечной природе действуют именно так, а не иначе.



Судьба. В Древней Греции главную роль в жизни человека и богов играла судьба: что предначертано, то обязательно сбудется. Можно пытаться избежать предначертанного, можно ему сопротивляться, можно ему подчиниться, можно осознать и принять судьбу, но изменить невозможно. Идею судьбы в античном мировоззрении выражает миф об Эдипе.

Субстанция. Субстанция объединяет в себе материю, душу и ум. В ней выражен характерный для античности принцип гилозоизма — всеобщей одушевленности материи. Поиск первичной субстанции, давшей начало мировому многообразию и содержащейся в измененном виде в каждой вещи, — одна из главных проблем ранней греческой философии.

Вопрос №2. В чём заключается главное отличие философии Средневековья от философии Античности?

Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.

Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии. Уже в V веке до нашей эры возникли философские космогонические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В VI веке и даже в V веке до нашей эры философия и знание о природе не были отделены друг от друга. Число возникавших гипотез было очень велико, так как отсутствовали способы экспериментальной проверки. Для философии это множество гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Это многообразие и высокий уровень разработки гипотез сделали Античную философию школой философского мышления для последующих времен и поколений.

Исходной точкой развития Античной философии был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли из какого - то одного, и притом вещественного начала. Элементы раскола на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти элементы превратились во второй половине V и второй половине IV века до нашей эры в противоположность материализма и идеализма.


Не менее ясно выступает в Античной философии противоположность диалектического и материалистического методов мышления. По существу, многие первые греческие философы были диалектиками и рассматривали природу как целое и во взаимодействии и связи ее явлений. За тысячу с лишним лет развития Античной философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся в древнегреческой философии, претерпели сложную эволюцию, отражавшую диалектику развития самого общества.

Интенсивной была борьба между школами эпикуреизма и стоицизма, в учения которых, материалистические в своей основе, все более широко проникали идеи идеализма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако на учение о природе и теорию познания и мышления. Философские школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. Основные особенности Античной философии:

1. Греческая философия уходит своими корнями в культуру Древнего Востока.

2. В Греции не было контроля жречества как на Востоке. Поэтому под действием свободомыслия и свобододействий знания преобразовывались в отдельные науки.

3. Философия не являлась отдельной наукой, а развивалась в науках о медицине, природе, физике, этике, эстетике и других.

4. Античная философская мысль породила несколько направлений: натурфилософию, неоплатонизм, дуализм и другие, а античная наука - ряд наук.

5. Высказывание гипотез и идей проходило на основе наблюдений, а не практики.

Господствующим мировоззрением эпохи Средневековья была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику (со II по VI век н.э.) и схоластику (VII-XIV вв.)

В период патристики философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении. Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).


Если в общих чертах, то в средневековье философия была вторична по отношению к религии, по сути, "обслуживала" ее.

Античная: космос - единственный абсолют.

Средневековая: Бог - единственный абсолют.

Античная: множество божеств.

Средневековая: единый бог.

Античная: боги не сотворили мир, а упорядочили.

Средневековая: бог создал мир.

Античная философия самодостаточна.

Средневековая опирается на веру.

Вопрос №3. Кто и когда открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию?

Вильгельм Вундт считается "отцом экспериментальной психологии" и "основателем современной психологии" в целом. Он получил образование в Тюбингене и изучал физиологию в Берлине с Иоганнесом Мюллером и Дюбуа Раймондом, прежде чем получил в Гейдельберге докторские степени по философии и медицине. Он стал доцентом по физиологии в Гейдельберге незадолго до того, как Герман фон Гельмгольц получил там должность профессора и возглавил факультет физиологии. Считается, что в течение некоторого времени он был ассистентом в лаборатории у Гельмгольца. В 1874 он перешел в Цюрихский университет, а затем в Лейпциг, на должность профессора физиологии, где и проработал до самой смерти.

Вундт был назначен профессором физиологии в Лейпциге в 1875, и в том же году он основал первую лабораторию, предназначенную для экспериментальных исследований по психологии. В 1882 Лейпцигский университет официально объявил ее Институтом экспериментальной психологии. Эта лаборатория стала центром для всех, кто испытывал серьезный интерес к психологии, — сначала в основном для тех, кто изучал философию и психологию в других немецких университетах, но вскоре и для выпускников нескольких американских и английских университетов. Все последующие психологические лаборатории в эти годы создавались по образцу лаборатории Вундта.

По этому поводу существовали некоторые разногласия. Некоторые утверждали, что если лабораторией можно считать помещение, где содержится демонстрационное оборудование, то еще в 1875 у Уильяма Джеймса был в Гарварде маленький кабинет. Да и у самого Вундта в 1865 в Гейдельберге было место для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Г Стэнли Холл утверждал в 1894, что первой значительной психологической лабораторией была та, которую основал он сам в Университете Джонса Хопкинса в 1881. Разногласия относительно исторической точности, впрочем, не так важны, ибо они скорее отражают наличие потребности и научного потенциала для создания в то время подобных лабораторий.