Файл: Практическое задание по дисциплине История психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2020

Скачиваний: 102

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Г. Фокусные точки — точки акцента, которые захватывают и удерживают наше внимание. Есть всевозможные способы создания акцента в дизайне, в том числе: резкое изменение цвета, например, когда кнопка CTA или другая ссылка окрашиваются в контрастный цвет.

Значительные изменения размера, например, H1 заголовок 72px.

Типографские акценты, такие как выделение жирным шрифтом, курсивом, заглавными буквами и т. д. Большие отступы, например, размещение фокусной точки в полной изоляции от других элементов.

  1. Принцип симметрии. Гештальт-принцип симметрии заключается в том, что люди воспринимают симметричные элементы как часть единой группы. Нам нравится симметрия: это простое гармоничное правило, передающее ощущение порядка и правильности в вещах.


Вопрос №9. Опишите суть культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.).

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.


Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу — «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций».

Другой аспект теории Л.С. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.



Список литературы:

  1. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир, 1994.

  2. Татаркевич Владислав. История философии. Античная и средневековая философия. Издательство Пермского Университета. ISBN 5-8241-0229-5. 2000 г.

  3. Исаев А.А. Философия. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Инфра-М, 2003.

  4. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное.- М.: 1998.- 288 с.

  5. Розенталь М.М. Философский словарь. Издание третье. М.. 1975.-495 с.

  6. Акименко М.А., Деккер Н. В.М. Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. Т. №1. 2006.

  7. Вундт В. Введение в психологию (Einführung in die Psychologie). М.: КомКнига,

2007.

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Изд. третье, исправленное. М.: Педагогическое общество России, 2001.

  2. Ждан А.Н. История психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2016.

  3. Люк Хельмут Е. История психологии. Течения, школы, пути развития. перевод с немецкого М.В. Волкова, науч. ред. М.В. Волкова.

  4. Л. Хъелл, Д. Зиглер «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер», (серия «Мастера психологии»), 2007 г.

  5. З. Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31. М., 2005 г.

  6. З. Фрейд «Я и ОНО». – М. «Издательство АСТ» — (Эксклюзивная классика (АСТ) ISBN 978-5-17-108547-6

  7. В.М. Лейбин. «З. Фрейд. Психоанализ и русская мысль» – М.: Республика, 1994.

  8. Джонс Эрнест. «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда». – М., 2004 г.

  9. М.Г. Ярошевский. «Фрейд З. Психология бессознательного». Сборник произведений. СПб., изд. «Питер», (сер. «Мастера психологии»), 2007 г.

  10. Семышева В.М. Словарь терминов и понятий по курсу Психология и Педагогика, Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2014

  11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология. Перевод с англ. В. В. Зеленский., СПб. МЦНКИТ "Кентавр", 1994

  12. Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе. перевод с англ. А. Боковиков. -Питер, 2016

  13. Барановская, Т. А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т. А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 11

  14. Бачинин, В. А. История западной социологии / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. -- М. -- Логос, 2002.

  15. Головачева, И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) / И. В. Головачёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008.

  16. Уотсон: бихевиоризм - предсказание поведения и контроль за ним / О. В. Соловьёва // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1

  17. Осипов Г. В. История социологии в Западной Европе и США. М. Норма, 2008

  18. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. – Москва. Эксмо, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати)

  19. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики.


ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983.

  1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.