Файл: Практическое задание по дисциплине История психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2048

Скачиваний: 102

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос №4. Опишите структуру личности, согласно теории З. Фрейда.

Структура личности в теории З.Фрейда состоит из трех элементов: Ид (Оно, Бессознательное), Эго («Я», Сознание) и Супер-Эго («Сверх-Я», Надсознание). Единственным врожденным элементом является бессознательное, а два других последовательно надстраиваются на его основе как результат развития личности.

Бессознательное содержит в себе инстинкты, порождающие определенную психическую энергию, избыток которой воспринимается организмом как дискомфортное состояние, вызывает напряжение, требующее немедленной разрядки. Для достижения таковой бессознательное использует два способа: рефлекторное действие и первичный процесс. При этом бессознательное не принимает в расчет внешние условия, поскольку ничего не знает о них. Ему не ведомы также такие состояния как страх и тревога.

Характеристики инстинкта. В теории личности З.Фрейда их четыре: источник инстинкта, цель, объект и стимул.

1.Источник инстинкта – некоторая потребность организма и вызванное ей состояние (например, чувство голода или потребность в сексе).

2.Цель инстинкта – достижение редукции психического напряжения, испытание состояния удовольствия в результате такой редукции, возврат человека к состоянию относительного покоя.

3.Объект инстинкта – предмет окружающей среды, другой человек или некоторая часть тела индивида, обеспечивающая удовлетворение инстинкта (редукцию напряжения).

4.Стимул инстинкта – количество энергии, необходимой для его удовлетворения.

З.Фрейд утверждал, что инстинктам присущи такие свойства как регрессивность, консерватизм и навязчивая повторяемость.

Регрессивность означает, что инстинкт стремится вернуть личность в то состояние покоя, которое предшествовало возбуждению; консерватизм определяется как стремление сохранить достигнутое состояние покоя посредством разрядки психического напряжения, а навязчивая повторяемость предполагает циклическую сменяемость, постоянное чередование состояний покоя и возбуждения.

Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, могут быть весьма изменчивы на протяжении жизни человека, а выбор объектов - разнообразен. Выбор объекта удовлетворения и направление на него энергии получило в психоанализе название катексис, а внешние и внутренние препятствия, мешающие немедленному ослаблению действия инстинкта – антикатексис. Взаимодействие между катексисом и антикатексисом, т.е между проявлением инстинкта и его торможением, является ключом к пониманию мотивации поведения человека.


В том случае, когда по каким-либо причинам объект, соответствующий удовлетворению данного инстинкта недоступен, происходит так называемое смещение активности и энергия инстинкта направляется на другой, заместительный объект (например, известно, что сексуальное одиночество человека часто приводит к заметному повышению его общественной активности).

Кроме инстинктов и иррациональных образов по мере развития личности в бессознательное (Ид) из сознания (Эго) вытесняются так называемые травматические переживания, агрессивные и сексуальные импульсы. Вытеснение как один из важнейших динамических процессов личности может впоследствии проявляться в смещении активности.

Смещением активности, переносом инстинктивной энергии на другие объекты, З.Фрейд объяснял возникновение многих продуктов человеческой цивилизации, в том числе религии, изобразительного искусства, литературы, музыки.

Сознание (Эго) развивается непосредственно из бессознательного. От бессознательного же оно получает необходимую ему психическую энергию. Генезис сознания с точки зрения классического психоанализа определяется необходимостью взаимодействия организма с окружающей средой. Иными словами, в процессе развития личности возникает необходимость соотнесения потребностей организма с объективной реальностью. Именно в этом и состоит основанная функция Эго. В процессе жизнедеятельности индивида сознание (Эго) управляет процессом удовлетворения потребностей организма, подбирая для этого соответствующие объекты и условия; сознание также сдерживает удовлетворение потребностей организма, в том случае, если соответствующий объект пока не найден, либо условия удовлетворения потребностей не соответствуют социальным нормам и правилам (в старину, например, не полагалось вступать в сексуальные отношения до заключения брака и Эго откладывало удовлетворение сексуальных потребностей, пока не возникали условия, соответствующие требованиям общественной морали).

Сознание – рациональная часть личности, оно всегда подчиняется принципу реальности. Именно этот принцип определяет, будут ли потребности организма удовлетворены немедленно, либо их удовлетворение будет отложено. Однако сознание не только регулирует процесс удовлетворения потребностей организма, оно активно ищет в реальности объекты и условия, подходящие для реализации инстинкта. С этой целью сознание (Эго) использует так называемый вторичный процесс, т.е. рациональное мышление. Благодаря вторичному процессу возникает «план» удовлетворения той или иной потребности, который подвергается проверке, а затем, если необходимо, корректируется. Если в результате вторичного процесса формируются или обнаруживаются во внешней среде объекты и условия, позволяющие приемлемо удовлетворить потребность, сознание принимает решение о соответствующих действиях и процесс удовлетворения потребности начинается.



Содержанием Эго являются мысли, осознаваемые перцепции и чувства. При определенных условиях содержание Эго может быть расширено, за счет включения в него определенных элементов бессознательного,- тех, которые могут быть осознанны в процессе психоаналитической терапии или в результате углубленного самопознания личности. От силы сознания, его масштаба и глубины во многом зависит не только способность Эго эффективно управлять процессом удовлетворения потребностей организма, но и психическое здоровье личности в целом. Не случайно З.Фрейд, раскрывая принципы терапевтического процесса в психоанализе, подчеркивал, что успех лечения в решающей степени зависит от способности личности осознавать особенности протекания своих бессознательных психических процессов, рационалистически прорабатывать опыт и причины невротических расстройств.

Сверх-Я (Супер-Эго) – третий элемент личности, его возникновение завершает процесс формирования личности как таковой. Супер-Эго отражает существующую в обществе систему моральных норм, правил и ценностей. Это – моральный контролер личности. Основными функциями Супер-Эго являются самоконтроль (у зрелой личности) и оценка действий человека с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным правилам.

Осуществляя функцию самоконтроля, Супер-эго может воспрещать удовлетворение инстинктивных потребностей, оказывать давление на Эго с целью заставить его подменить реальные цели поведения моральными, стимулировать личность стремиться к совершенству и др. Подмена реальных целей моральными особенно заметно проявляется в различных аспектах человеческих отношений.

Подмена реальных целей моральными – классический пример того, как люди сами себе создают проблемы, которые затем решают с невиданным порой упорством и драматизмом. Однако «отменить» этот механизм невозможно, как нельзя отменить общественные нормы и ценности: можно лишь знать о его существовании и принимать это в расчет.

Следует отметить, что Супер-Эго, в отличие от Эго, не обладает рациональностью и не служит ни принципу реальности, ни тем более принципу удовольствия. В своем слепом стремлении контролировать человеческую природу в угоду социальному совершенству оно направляет личность к «правильным» мыслям и поступкам.

В то же время, было бы заблуждением утверждать, что роль Сверх-Я в психической жизни человека однозначно отрицательна. Этот элемент личности определяет моральную силу человека. Вера в идеалы, чувство долга, патриотизм – эти проявления человеческого духа, оспаривать которые бессмысленно, являются продуктом Супер-Эго.


Считается, что Супер-Эго насильственно прививается ребенку в процессе воспитания, главным образом, родителями. Родительский контроль поведения ребенка осуществляется посредством поощрения и наказания. За ненадлежащее поведение ребенка наказывают; за подобающее родительским представлениям он получает положительное подкрепление в виде одобрения или иной награды. Следовательно, ребенок приучается к такому типу поведения, который позволяет избежать наказаний и ведет к поощрениям. Постепенно по мере развития личности на место родительского контроля встает самоконтроль зрелой личности, который, однако основывается на тех же требованиях к поведению, что когда-то предъявляли родители.

Таким образом, содержанием Супер-Эго является родительская интерпретация социальных норм и ценностей, включенная (инкорпорированная в терминологии психоанализа) в личность человека в процессе ее развития. Механизм формирования Супер-Эго З.Фрейд назвал интроекцией, т.е. переносом внешних требований во внутренний план личности.

В структуру Супер-Эго входят две подсистемы: совесть и эго-идеал. В содержание совести включается то, за что ребенка наказывали, а в содержание эго-идеала – то, за что поощряли. То, что принято называть «угрызениями совести» мы испытываем тогда, когда совершаем нехороший с точки зрения привитых родителями норм и правил поступок; в психоанализе угрызения совести именуются чувством вины. За достойное деяние мы получаем моральную награду – но уже не от родителей, а от собственного эго-идеала, этой своеобразной и весьма субъективной системы представлений о социальном совершенстве личности.

Следует отметить, что содержание и деятельность Супер-Эго отличаются значительной индивидуальной вариативностью. В одних и тех же социальных условиях встречаются люди как с весьма либеральным, так и с деспотичным, диктаторским Супер-Эго. В то же время, в разных сферах жизнедеятельности одного и того же человека оно может проявлять себя как демократичное или авторитарное. Причина этого явления – значительная дифференциация детско-родительских отношений и воспитания в различных семьях. От степени авторитарности Супер-Эго во многом зависит склонность личности к переживанию чувства вины, которое, как известно, не лучший советчик в человеческих поступках.

Все три элемента личности (или системы, как их еще называют в психологической литературе) в реальности тесно взаимосвязаны сложными и разнообразными динамическими отношениями, о которых речь пойдет ниже.


Краткий анализ структуры личности в классическом психоанализе З.Фрейда позволяет заключить, что наше сознательное Я, или Эго оказывается между двух огней – Ид, с его инстинктивными потребностями и Супер-Эго, с присущим ему моральным догматизмом и стремлением к социальной положительности. Поэтому управление поведением личности, за который ответственно Эго, дается ему с немалым трудом и требует от него высокой степени напряжения. Зрелое, сильное, самостоятельное «Я», как правило, справляется с этой задачей. Слабое и зависимое – терпит неудачу и подвергается невротическим деформациям. В этой связи хочется еще раз подчеркнуть выдающуюся мысль З.Фрейда: единственное, что остается человеку в данной ситуации – это всемерное укрепление и усиление своего сознательного «Я». Решение этой задачи всегда начинается с беспристрастного изучения и понимания человеком собственной психической природы.

Вопрос №5. Кто выделил и описал 6 архетипов? Перечислите их и дайте характеристику.

Юнг Карл Густав (1875-1961) — швейцарский психолог и психиатр, создатель одного из вариантов психоанализа — аналитической психологии, автор трудов по проблемам психологии бессознательного, личности, сновидений и др., а также исследований проблем философии, мифологии, культуры, религии.

Архетип означает типос (печать — imprint — отпечаток), определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы.

Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, он назвал архетипами, используя выражение Бл. Августина. Архетип означает типос (печать — imprint — отпечаток), определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы.

Теперь перейдем непосредственно к структуре личности по Юнгу. Личность состоит непосредственно из архетипов, которые составляют фундамент личности. Каждый архетип у Юнга имеет свое название: Самость, Персона, Тень, Эго, Анима и Анимус. Разберем каждый подробнее:

Самость – имеет центральное значение в личности. Он определяет целостность и порядок. У Юнга сознание и бессознательное не всегда борются друг с другом. Они вполне могут дополнять друг друга. Именно в архетипе Самость они и дополняются.

Персона – определяет нашу социальную роль, стиль, еду которую мы любим, есть, хобби и так далее. Вообще все то, что мы демонстрируем окружению.