Файл: Практическое задание по дисциплине История психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2019
Скачиваний: 102
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тень – находиться в центре бессознательного. Это все то, что мы вытеснили из своего сознания. Это то, что мы воспоминаем, переживаем, желаем, но никогда не признаемся себе в этом, потому что этого не желает общество окружающее нас. Тень противоречит персоне, но в ней скрыта огромная положительная энергия. Если этой энергией научиться правильно, управлять, то можно эффективно развить свою личность.
Эго – в центре сознания, направляет его, имеет свойство последовательности
Анима – идеальный образ женственности, который отражается сознанием. Связан с эмоциями, настроением и направлен вовнутрь
Анимус – идеальный образ мужественности. Связан с категоричностью, принципиальностью, жесткостью направлен во вне.
В каждом из нас есть анима и анимус. Они проявляют себя в характере.
Вопрос №6*. Перечислите и опишите невротические потребности по К. Хорни. Приведите пример поведения человека с одной из невротических потребностей.
К. Хорни полагала, что человеку с раннего детства присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении биологических нужд (в пище, сне и т.д.) и потребность в безопасности. Вторая может быть фрустрирована в ситуации враждебности, в которую попадает неподготовленный к ней ребенок, что порождает «базовую тревогу». На протяжении всей жизни человек стремится преодолеть зародившееся однажды чувство незащищенности. В работе «Самоанализ» Хорни описала 10 невротических потребностей, в той или иной мере проявляющихся в поведении большинства людей и призванных компенсировать «базовую тревогу». Это потребности:
1. в любви и одобрении (стремление быть объектом любви и восхищения со стороны других;
2. в руководящем партнере (стремление зависеть от другого во избежание одиночества);
3. в четких ограничениях (стремление подчиняться строго установленному порядку);
4. во власти (стремление доминировать и контролировать других);
5. в эксплуатации других (стремление использовать других в своих целях и страх быть использованным);
6. в общественном признании (стремление к высокому общественному статусу);
7. в восхищении собой (стремление создать идеализированный образ самого себя, лишенный слабостей и недостатков; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих);,
8. в честолюбии (стремление к превосходству и страх неудачи);
9. в самодостаточности и независимости (дистанцирование, избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств);
10. в безупречности и неопровержимости (стремление быть морально непогрешимым, добродетельным и безупречным во всех отношениях).
Пример:
Женщина, которая постоянно проводит пластические операции, разного рода косметологические манипуляция, направленные на сохранение молодости, подтянутости кожи, ее желание быть еще красивее, избавиться от всех недостатков… Становится ли она счастливее, в попытке идеализировать свой собственный образ?
Женщина, которая всю жизнь терпит алкоголика, тунеядца и дебошира «ради детей»… Она действительно «старается» ради своего счастья и счастья детей или ею руководит невротический страх одиночества?
Женщина, которая «душит» своих родных чрезмерной заботой или грузит «ценными указаниями»… Делает ли она это для собственного счастья или реализует свою невротическую потребность во власти?
Невротические потребности – это защитные стратегии. Их задача – уменьшить внутреннюю тревогу человека, защитить его от мира, в котором он не чувствует себя в безопасности. Они не могут быть полностью удовлетворены. Они не ведут к счастливой, радостной и полноценной жизни.
Невротическая личность вынуждена защищаться всегда. Ею руководит внутренняя незащищенность. Кто-то становится чересчур покладистым, кто-то слишком властным, кто-то – излишне независимым и т.д. Но это не способы реализации себя, это - способы защиты. Человек так действует не потому, что именно так хочет, а потому, что по-другому не может!
Невротической личности трудно получать удовольствие от жизни. Потому что удовлетворение невротических потребностей не дает энергии жизни. Оно дает только временное снятие внутреннего напряжения. Проще говоря, на время «обезболивает».
Психологически здоровому человеку (некоторые употребляют термин «зрелая личность») постоянно защищаться не нужно. Им не руководит чувство недостаточной безопасности, беспомощности или враждебности. Он выбирает адекватные способы удовлетворения своих нормальных, человеческих потребностей: физиологических, социальных, духовных.
Другими словами, им руководит ЛЮБОВЬ к жизни, а не СТРАХ перед ней.
Вопрос №7. Работы какого русского учёного повлияли на становление бихевиоризма?
Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева.
Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849 --1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъявления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона) можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюноотделение), вначале возникавшую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.
Основной идеей «павловского научения» было описание о том, что организм устанавливает связи между разными стимулами, в котором нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул - стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы -- врожденные рефлексы, например безусловный раздражитель, пища вызывает безусловный реакцию -- слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.
С 1910 года В. М. Бехтерев, также как и И. П. Павлов, стал интересоваться вопросами рефлекторной природы человеческой психики. В своей книге «Основы общей рефлексологии» (1923) учёный доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом.
Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению В. М. Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.
В рамках рефлексологической теории В. М. Бехтерев утверждал, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения данной теории являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.
Рефлексологическая теория также выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.
В основу науки о поведении также были положены теоретические разработки И. М. Сеченова. Применив хорошо известное слово «рефлекс», учёный придал ему совершенно новый смысл: рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово «машина» было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы. Они должны быть без остаточно поняты из устройства и работы «машины - тела». Результатом рефлекторной работы является сокращение мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются «обратно» в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, происходит переход от поведенческого уровня к психическому, на базе которого возникают психические процессы.
Таким образом, истоками социального бихевиоризма в России стали научные изыскания И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева в основе которых - идея применения области психической деятельности на основе внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией).
Одной из центральных фигур российского социального бихевиоризма является В. М. Бехтерев, изучавший в рамках данного направления в социологии проблему личности как целого существа. Он отмечал «основная цель учёных - изучить человека и суметь его воспитать». Исследователь утверждал, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды. Где именно социальная среда осуществляет социальный отбор и является источником развития человека, создавая нравственную личность.
Вопрос №8. Перечислите и дайте характеристику основным принципам гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Представители гештальтпсихологии: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин
Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.
Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.
Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.
Психика человека и животного понималась гештальтпсихология, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.
Важнейшим законом, полученным гештальт психологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.) Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.
Выделяют 7 принципов Гештальтпсихологии:
-
Принцип близости. Данный принцип гласит, что объекты, расположенные близко друг к другу, кажутся более связанными, чем объекты, удаленные друг от друга; -
Принцип замыкания. Мы постоянно стараемся привнести значение и порядок в бессмысленный хаос, и наши глаза совершают это посредством заполнения недостающих сведений, чтобы придать смысл сложной композиции; -
Принцип подобия. Принцип подобия заключается в том, что объекты, имеющие общие характеристики, являются для нас более связанными. Мы склонны группировать объекты по форме, цвету, размеру и т. д, и думать, что они выполняют одинаковые функции; -
Принцип непрерывности. Данный принцип гласит, что элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более связанные, чем элементы, не расположенные на линии или кривой; -
Принципы восприятия. Гештальт-принцип восприятия состоит в том, что люди инстинктивно воспринимают объекты либо как фигуру (фокальная точка), либо как фон. Когда несколько объектов сопоставляются друг с другом, мы естественным образом создаем ощущение пространственной связи между ними, даже при отсутствии явных визуальных подсказок. Это означает, что даже очень простое расположение объектов может быть использовано для создания ощущения взаимосвязи и, следовательно, даже намека на повествование; -
Принцип организации
А. принцип общего региона тесно связан с близостью. В нем говорится, что, когда объекты расположены в одной и той же закрытой области, мы воспринимаем их как сгруппированные вместе.
Б. Этот принцип оповещает, что любые объекты, которые движутся в одинаковом направлении, воспринимаются как более связанные, чем статичные или движущиеся в разных направлениях.
В. Мы рассматриваем параллельные элементы как более связанные, нежели непараллельные элементы. Отличный пример — визуальная поэма итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти «Parole in liberta» (Свободные слова)