ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
13
Виды эксперимента
В зависимости от условий проведения выделяют лабораторный эксперимент и
естественный.
Лабораторный эксперимент предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами. Этот тип эксперимента отличается наибольшей искусственностью условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций.
Естественный эксперимент проводится в естественных для испытуемого условиях (например, в школе исследование может быть органично включено в учебно-воспитательный процесс).
Этот вид эксперимента соединяет положительные черты объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого), что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и
преднамеренной ответной реакции испытуемого, а также изучить психические процессы и свойства личности в естественных условиях деятельности.
В зависимости от степени вмешательства исследователя в протекание самих психических процессов испытуемого различают констатирующий и формирующий эксперимент.
Констатирующий эксперимент направлен на выявление и оценку психических особенностей и качеств личности.
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в течение длительного времени для формирования у него определенных качеств. Формирующий эксперимент позволяет изучить фундаментальные закономерности развития психики и разработать новые, более эффективные системы обучения.
Тестирование
Из всех существующих методов психологического исследования на сегодняшний день наиболее распространенными являются тесты.
Тест (от английского tect - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированных заданий с заранее определенной надежностью и валидностью.
Тест позволяет определить уровень выраженности изучаемого психического свойства у испытуемого, так как индивидуальный показатель соотносится с нормой
теста (определяемой в результате тестирования большой выборки испытуемых и усреднения полученных значений).
Достоинствами метода, безусловно, являются: относительная простота (есть готовая инструкция, задания, способы обработки и интерпретации результатов);
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
14
быстрота (время выполнения тестовых заданий ограничено); получение массового ма-
териала (тестирование можно проводить с большим количеством испытуемых).
Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, что приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых мотивов и искажению результатов
(желание давать социально одобряемые ответы, стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора и пр.) Результаты теста позволяют лишь измерить и описать изучаемое психическое качество испытуемого, но не дают возможности проникнуть за изучаемое явление, понять причину его проявления, не вскрывают закономерности его развития.
Виды тестов
По содержанию
выделяют:
1. Тесты интеллекта- предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных познавательных процессов
(память, воображение и пр.)
2. Личностные тесты - предназначены для оценки устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки и поведение. Сюда относятся тесты мотивации, темперамента, характера и др.
3. Тесты достижений- предназначены для того, чтобы оценить в какой степени испытуемый владеет конкретными знаниями и навыками в определенной сфере познания (например, по определенному разделу учебной дисциплины).
4. Тесты способностей - направлены на выявление определенных групп профессионально важных качеств, которые определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности.
5. Групповые тесты - применяются при диагностике групповых психических процессов (уровня сплоченности группы, особенности группового психологического климата, межличностных взаимоотношений).
Анкетирование_Анкетирование'>Анкетирование
Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм письменного опроса. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых
логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование обычно проводят с использованием данных наблюдения, которые используют при составлении анкет.
Бесспорным достоинством этого метода является быстрое получение массового
материала, а также возможность самостоятельного составления анкеты по замыслу исследователя. Недостатком метода является то, что он позволяет вскрыть только самый верхний слой факторов: результаты не могут дать исследователю представления о многих закономерностях, относящихся к психологии.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
15
Анкетирование
- это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки.
Типы анкет
Существуют три основных типа анкет:
1) Анкеты, составленные из прямых вопросов - направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых, предполагают размышление и распространенные ответы на вопросы анкеты самим испытуемым (Например, вопросы: "Как ты думаешь, почему некоторые животные, птицы и растения занесены в Красную книгу?", "Стоит ли хорошо учиться? Почему?").
2)
Анкеты селективного типа
,
где испытуемому на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, практически равнозначных между собой.
Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа (Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный для тебя: алгебра, химия, физика, география?").
3)
Анкеты - шкалы
,
где испытуемому также на каждый вопрос предлагается ряд готовых ответов, но они расположены по шкале, от меньшего к большему; испытуемый выбирает подходящий. Например, "Скучаешь ли ты по школе во время школьных каникул?" В качестве возможных ответов можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
1 - да, сильно;
2 - скучаю;
3 - иногда;
4 - не скучаю;
5 - даже не вспоминаю.
Между этими типами анкет не существует принципиальных различий.
Однако анкеты первого типа дают больше качественной информации о личности, но затруднен количественный анализ материала. Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Беседа
Беседа и интервью относятся к устному опросу, но между ними есть существенные различия.
Беседа - специфичный для психологии метод исследования, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
16 человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Беседа используется обычно для более глубокого изучения индивидуальных особенностей испытуемых, как самостоятельный метод, так и как дополнительный в других видах исследования.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Условия проведения беседы
Для успешного проведения индивидуальной беседы очень важным является соблюдение ряда условий:
- установление психологического контакта с испытуемым;
- принятие испытуемого (положительное и доброжелательное отношение, желание понять);
- умение исследователя задавать вопросы и слушать испытуемого (для чего необходимы и личностные качества исследователя, и знание специальных профессиональных приемов ведения индивидуального консультирования);
- проведение беседы при наличии времени и места (неспешность и непринужденная обстановка способствуют получению достоверной информации об испытуемом).
Достоинством метода является то, что он позволяет "вскрыть" глубокие личностные особенности испытуемого (понять причины, мотивацию поступков).
Недостатком метода является затруднительная фиксация результатов: использование аудио- и видеотехники снижает естественность поведения испы- туемого. Исследователю приходиться использовать отсроченную запись результатов, что нередко приводит к их субъективной интерпретации. Также метод беседы требует необходимой профессиональной подготовки и профессионально важных личностных качеств самого исследователя.
Интервью
Интервью - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым. Вопросы, задаваемые исследователем в ходе интервью, могут требовать как односложных, так и развернутых ответов. Метод широко применяется в социальной психологии, при социологических опросах можно быстро получить нужную массовую информацию. Этим качеством метод приближается к анкетированию, но при беседе можно наблюдать за реакцией людей
на задаваемые вопросы.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
17
Анализ продуктов деятельности («архивный метод»)
Анализ продуктов деятельности («архивный метод») - такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества.
Этот метод исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективный продукт деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях его субъекта.
В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунка, дневниковые записи, школьные сочинения и пр.). Причем, анализируя продукт деятельности, исследователь обращает внимание не только на
содержательную
характеристику объекта (от- вечая на вопрос «что написано, нарисовано и т.д.?»), но и на
формальную
его характеристику (отвечая на вопрос «как это сделано?»).
Анализ продуктов деятельности широко используется в педагогической психологии (изучая рисунки детей, исследователь получает богатый материал о психических особенностях детей), в исторической психологии, в психологии творчества, в клинической психологии.
Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступают
проективные методики
и
графология
.
Проективные методики
- методики, основанные на феномене проекции.
Методический прием их заключается в предъявлении испытуемому недостаточного структурированного, неопределенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие обращения к прошлому опыту, приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания.
Графология
- метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей человека.
Биографический метод
Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется его личность, происходит сложный процесс становления человека, формирования готовности к выполнению различных общественных функций, выработки индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.