ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
8
характеризуется ограниченностью в материалах, т. е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.
Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психологии.
Им присущи свои особенности:
обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;
рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;
неограниченность, т.е. они могут использоваться множеством людей;
основываются на эксперименте, т.е научные психологические знания всесторонне исследованы;
слабая
ограниченность
в
материалах, означающая, что научные пситхологические знания изучены на основе многочисленных наблюдений и часто в уникальных условиях.
Понятие о методологии в психологии
Общая методология – обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также о месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
Специальная методология – позволяет науке формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она изучает.
Частная методология – совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет науки.
Отечественная психология
строится на методологических позициях диалектического материализма и на основных положениях теории отражения.
Теория отражения
составляет основу современной отечественной теории познания.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
9
Основные принципы и положения
современной отечественной психологии
1. Психика человека – высший продукт развития материи, является результатом функционирования мозга.
2. Психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение) – это субъективные образы объективной реальности.
3. Важнейшие стороны психики человека социально обусловлены
(сознание человека, произвольное внимание и память, речь, высшие чувства).
4. Внешний мир оказывает влияние на человека через его внутренний мир.
Психика – это субъективный образ объективного мира.
5. Функции психики обеспечивает головной мозг, но содержание психики обеспечиваются не самим мозгом, её источником являются внешний мир, индивидуальные особенности человека, его наследственность, воспитание и самовоспитание.
Эти положения вытекают из теории отражения, составляющей ядро современной теории познания.
Основные положения теории отражения
- Психическое отражение не является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском.
- Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями.
- Психическое отражение является субъективным, так как принадлежит субъекту и зависит от его субъективных особенностей.
- Личность и деятельность находятся в единстве. Психика проявляется и формируется в процессе активной деятельности человека.
- Психическое отражение углубляется и совершенствуется.
Методологические принципы отечественной психологии
1.
Принцип единства сознания и деятельности
– взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется.
2.
Принцип детерминизма
, т.е. принцип причинной обусловленности психологических явлений, обозначает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
10 3.
Принцип развития
– психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития.
4.
Принцип личностного подхода
– общие законы психического развития проявляются у каждого человека своеобразно и неповторимо.
Взаимосвязь методологии, методов и методик
психологического исследования
Наука – это, прежде всего, исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода.
Методология исследования – система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения системе научного познания. Методы, т.е. пути познания, – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Метод следует отличать от методики. В самом общем смысле под методом понимают широкий класс методик, обладающих родством технологического приема. Методика – это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.
Каждая конкретная методика психологического исследования имеет автора.
Классификация методов психологического исследования
(по Б. Г. Ананьеву)
Методы исследования - основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. В отечественной психологии часто используется классификация методов психологического исследования Б.Г.
Ананьева. Он выделил четыре группы методов.
1 группа - организационные методы, которые определяют способ организации исследования. Они включают метод поперечных срезов (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и пр.), лонгэтюдный метод
(многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени).
2 группа - эмпирические методы, предполагающие непосредственную работу с испытуемыми ("эмпирио" - опыт). Эта группа включает в себя: а)
наблюдение и самонаблюдение,
б)
эксперимент, в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседа, интервью, социометрия), г) анализ продуктов деятельности, д)
биографический метод.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
11
3 группа - методы обработки данных, включающие качественный метод
(дифференциация материала по группам, описание и анализ изучаемых качеств) и
количественный (статистический) методы.
4 группа - интерпретационные методы, предполагают способы пояснения полученных в исследовании фактов, формулировку законов и закономерностей. Среди них - генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических периодов) и
структурный метод (анализ отдельных структурных компонентов психики и уста- новление связи между разными характеристиками личности).
Эмпирические методы психологического исследования
Наблюдение
Наблюдениемназывается целенаправленное, организованное и определенным
образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются
описанием
поведения объекта. Особенностью метода является проведение исследования в естественных для испытуемого условиях, без вмешательства исследователя в его деятельность.
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов, может применяться как самостоятельно, так и органически включаться в состав других исследовательских методов. Как научный эмпирический метод, наблюдение широко используется с конца XIX века в клинической психологии, в психологии развития, в педагогической и социальной психологии. «Неисчислимые выгоды и чрезвычайное могущество над собой получит человек,- говорил И. П. Павлов - когда естествоиспытатель другого человека подвергнет такому же внешнему анализу, как должен он это делать со всяким объектом природы, когда человеческий ум посмотрит на себя не изнутри, а снаружи».
Предмет наблюдения - различные особенности вербального и невербального поведения испытуемого. Недостатками наблюдения как метода могут быть: длительность (исследователь может долго ждать проявление изучаемого феномена), невозможность повторения наблюдаемого явления, субъективность
восприятия при регистрации и анализе результатов (личный опыт исследователя накладывает отпечаток на восприятие происходящего). Однако наблюдение является незаменимым методом в психологическом исследовании и имеет большое достоинство: изучается естественное поведение испытуемого, что позволяет создать целостную картину происходящего, отразить поведение испытуемого во всей полноте.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
12
Виды наблюдения
Систематическое (проводимое по намеченному плану) и несистематическое
(когда имеется только лишь общая цель наблюдения, требуется создание некой обобщенной картины поведения человека);
Сплошное (когда фиксируются все особенности поведения испытуемого, доступные для максимально подробного наблюдения) и выборочное (при этом исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или качества испытуемого);
Включенное наблюдение (когда испытуемый и исследователь объединены общей деятельностью и находятся в одной ситуации) и внешнее (когда наблюдение осуществляется со стороны).
Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:
1) определяется цель наблюдения,
2) объект (человек или группа людей) и предмет наблюдения (интересующие особенности поведения),
3) выбирается способ наблюдения и регистрации данных,
4) строится план наблюдения,
5) выбирается метод обработки результатов,
6) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Эксперимент
Главным методом психологического исследования является эксперимент.
Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства
исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих
психологический факт (Петровский А.В.)
Специфика экспериментального метода состоит в том, что он предполагает: а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности деятельности; б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем эксперимент предполагает использование других методов в качестве дополнительных в ходе исследования.
Достоинствами метода можно назвать: определенность во времени
(исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психический процессов); возможность управления процессом исследования (исследователь может целенаправленно изменить условия, повторить эксперимент); проведение с
большим количеством испытуемых (это позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов). Единственным, пожалуй, недостатком метода является неестественность поведения испытуемого.