Файл: Системные исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому появилась теория многоуровневого характера публичной собственности, которая объявлялась вынужденным этапом переход от монополистической собственности к рыночным отношениям. Под многоуровневым характером понималось сохранение государством статуса собственника первого уровня, в противовес субъектам Федерации - собственникам второго уровня, которые остаются в системе единой государственной власти, поэтому не могут быть действительно самостоятельными и независимыми.

В настоящее время ситуация вновь изменилась в сторону увеличения независимости регионов. Но единства мнений среди ученых, как и прежде, не наблюдается. Можно выделить следующие точки зрения по рассматриваемой проблеме:

1) публичные собственники являются независимыми и равноправными собственниками своего имущества;

2) теория многоуровневого характера государственной собственности;

3) теория разделенной, рассеченной собственности.

Если две первых позиции по проблеме мы рассмотрели выше, то третья позиция заключается в следующем: Авторы теории видят в ст. 214 ГК указание на общую собственность, хотя эта норма явно разделяет имущество, принадлежащее Российской Федерации, и имущество, принадлежащее субъектам Федерации. Основываясь на такой ошибочной посылке, ее сторонники выделяют помимо противостоящих собственников - Российской Федерации, и ее субъектов, еще и третьего собственника, подчиняющего отношения собственности - российское государство.

Кроме того, в литературе появляется идея о выделении еще одного публичного собственника - «народ Российской Федерации». Данная идея основана на Конституции РФ и заключается в том, чтобы землю, природные ресурсы и иные особо важные предметы материального мира вывести из государственной собственности и придать им особый правовой режим, неподвластный даже государству. Едва ли эта идея является жизненной, она, на наш взгляд, имеет призрачные перспективы реализации на практике. Кроме того, в гражданском законодательстве отсутствует юридическая конструкция такого субъекта права как «народ Российской Федерации». При этом ее предлагают рассматривать как «иную форму собственности». Но самое главное, вряд ли эта идея будет целесообразной, потому что в оптимальном режиме функционирования государства нет необходимости что-то выделять в «национальное» или «всенародное достояние»; совсем другое дело, как эффективно распорядиться имеющимися у нас природными богатствами.


Подводя итог, отметим, что российский законодатель выделяет два вида субъектов права государственной собственности - Российскую Федерацию и субъектов Российской Федерации (которых в РФ имеется 85). Таким образом, в современной России существует 86 субъектов права государственной собственности. При этом общая тенденция современного законодательства на протяжении последних лет заключается в придании каждому из них действительной самостоятельности и независимости.

Объектами права государственной собственности являются предметы материального мира, в отношении которых государство обладает субъективным правом собственности.

В качестве объектов государственной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения любого вида назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав государственного имущества входят и принадлежащие государству ценные бумаги, вклады в банках и других кредитных учреждениях, валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Это является так называемым принципом всеобщности государственной собственности, как нами отмечалось ранее. Фактически субъекты РФ в настоящее время являются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота имущества.

Объекты государственной собственности распределяются между РФ и ее субъектами как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения того или иного имущества должен осуществляться специальным законом, как указано в п. 5 ст. 214 ГК. Однако такого закона пока у нас не имеется. Поэтому в отсутствие общего закона сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» позволяет сделать вывод, что исключительной может быть только федеральная собственность. В соответствии с приложением к данному постановлению к исключительной федеральной собственности относятся:



1) объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, заповедники, национальные природные парки, курорты, объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности и др.);

2) объекты необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна РФ, имущество Вооруженных Сил РФ, органов безопасности, органов внутренних дел, высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы и др.);

3) объекты оборонного производства (предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение и др.);

4) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства в целом и развитие других отраслей народного хозяйства России (предприятия добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, объекты электроэнергетики, предприятия и объекты различных видов транспорта, федеральные автомобильные дороги общего пользования, предприятия связи, государственные племенные конные заводы и др.);

5) прочие объекты (предприятия фармацевтической промышленности, предприятия и организации по производству спиртовой и ликерно-водочной продукции и др.).

Кроме исключительной федеральной собственности выделяется федеральная собственность, которая может передаваться в собственность субъектов РФ. Перечень видов такого имущества содержится в приложении к постановлению. К такому имуществу относятся, например, предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы, средние специальные и профессиональные учебные заведения, предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Если же объекты государственной собственности прямо не упомянуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они передаются в собственность соответствующих субъектов РФ после специального обращения по этому поводу их высших органов, а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности (п. 3 Постановления).


Таким образом, законодатель выделяет следующие виды объектов права государственной собственности:

а) исключительной федеральной собственности;

б) федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов Федерации;

в) собственности субъектов Федерации.

Объекты, находящиеся в государственной собственности, могут подразделяться на две части (п. 4 ст. 214 ГК). Одна часть закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное государственное имущество составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя (п. 5 ст. 113 ГК) - этим имущество они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами. Другая часть это имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, т. е., нераспределенное государственное имущество, прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования (РФ и субъекта РФ). Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства по его самостоятельным обязательствам (абз. 1 п. 1 ст. 126 ГК). Однако и тут можно встретить ограничения: земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, могут стать объектом взыскания только в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). Также есть попытки выделить третью составную часть государственной собственности - имущественные права, что является в корне неверным, так объектом права собственности могут быть только вещи, а не имущественные или неимущественные права. Имущественные права являются составной частью государственного имущества, но не объектом права государственной собственности.

Существуют особенности и в правовом режиме права государственной собственности на земельные участки и иные природные ресурсы. В соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки могут находиться в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 17, 18 ЗК). При этом земельные участки, изъятые из оборота, не передаются в частную собственность, а земельные участки, ограниченные в обороте, лишь в случаях предусмотренных законом могут передаваться в частную собственность (п. 2 ст. 27 ЗК). К числу изъятых из оборота земельных участков относятся земельные участки, занятые:


- государственными природными заповедниками и национальными парками;

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

- объектами организаций федеральной службы безопасности;

- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний и другие (п. 4 ст. 27 ЗК).

К числу ограниченных в обороте земельных участков относятся земельные участки:

- в пределах особо охраняемых природных территорий;

- из состава земель лесного фонда;

- на которых находятся водные объекты, находящиеся в государственной собственности;

- предоставленные для нужд связи;

- занятые объектами космической инфраструктуры;

- расположенные под объектами гидротехнической инфраструктуры и другие (п. 5 ст. 27 ЗК).

Водный кодекс РФ также устанавливает, что водные объекты находятся исключительно в государственной собственности (причем федеральной), за исключением случаев, когда таким объектом является пруд и обводненный карьер, которые могут быть в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц (п. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса). Аналогичное правило установлено и Лесным кодексом РФ, в соответствии с которым лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной государственной собственности (п. 1 ст. 8 Лесного кодекса), а лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в собственности иных субъектов права (п. 2 ст. 8 Лесного кодекса). К природным ресурсам относятся и недра. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах»).

В собственности государства также могут находиться жилые помещения. Так, в соответствии с Жилищным кодеком РФ, совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, образуют государственный жилищный фонд (п. 2 п. 2 ст. 19 ЖК). Он используется, прежде всего, для передачи гражданам во владение и пользование по договорам социального найма жилого помещения и коммерческого найма жилого помещения (п. 1 и 4 п. 3 ст. 19 ЖК).