Файл: Порядок проведения разбора крупных, особо крупных пожаров. Документы разрабатываемые на проведение разбора пожара, порядок составления методического плана по разбору пожара.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследуя пожар, необходимо провести анализ всех промежутков времени его развития и тушения.

Если при проведении анализа окажется, что время обнаружения велико, надо выявить причины этого факта и определить, какие следует принять меры по обеспечению быстрого обнаружения возможных пожаров (установить автоматические системы обнаружения и извещения о пожаре, улучшить организацию и несение службы охраной объекта и др.).

Причинами большого времени сообщения могут быть: отсутствие средств связи или их удаленность от места пожара; попытка ликвидировать горение своими силами без сообщения в пожарную охрану, чтобы скрыть факт возникновения пожара, и др.

Время сбора по тревоге определяется соответствующими нормативами; если оно больше нормативного, следовательно, боеготовность подразделения находится на низком уровне.

Время следования зависит от знания начсоставом и водителями кратчайших путей следования, характера движения на них транспортных средств, наличия временных препятствий на путях следования и кратчайших их объездов и т.д. Поэтому, если исследователи пожара считают, что время следования было слишком большим, то его проверяют практически с теми же подразделениями, которые участвовали в тушении пожара, и делают окончательные выводы.

Время боевого развёртывания зависит от расстояния между водоисточником и позициями подачи приборов тушения, от выбора путей прокладки магистральных рукавных линий, путей и способов выхода ствольщиков на позиции, схем боевого развертывания, натренированности личного состава и других факторов. Для ряда схем боевого развертывания установлены нормативы ПСП.

Поэтому, анализируя фактическое время боевого развёртывания, необходимо руководствоваться этими нормативами, а также оценить возможность и целесообразность использования пожарных машин, установленных на ближайшие водоисточники, на полную их тактическую возможность несколькими подразделениями

Теоретическое время локализации – это время с момента подачи огнетушащих веществ до момента прекращения развития пожара. Определяется по совмещённому графику требуемогог и фактического расходов воды.

Время локализации, полученное по графику, сравнивают с фактическим временем локализации и делают соответствующие выводы. Если фактическое время значительно больше расчетного, необходимо провести анализ организации и боевой работы подразделений и выявить причины этого факта. Такими причинами могут быть: некачественное проведение разведки и неправильное определение решающего направления боевых действий; подача маломощных водяных стволов; подача огнетушащих средств “по дыму”; несвоевременный вызов дополнительных сил и средств, подразделений на специальной пожарной технике и ряд других.


Время ликвидации оценивают исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, вида применяемых огнетушащих средств, условий боевой работы подразделений, наличия и количества звеньев ГДЗС и некоторых других факторов.

В процессе исследования пожара надо выявить не только недостатки, но и причины, вызвавшие эти недостатки, а также наметить эффективные меры по их устранению.

Анализируя данные о развитии пожара, устанавливают: скорости распространения огня в определенные периоды и причины их изменения; преобладающее направление распространения огня к какими причинами оно вызвано; скорости изменения площади и периметра пожара в течение интересующих промежутков времени и их максимальные значения; скорости задымления и газового обмена на пожаре, их причины и последствия от них; причины взрывов, обрушений конструкций и технологического оборудования и возникновения других опасных ситуаций на пожаре, чем они вызваны, каковы их последствия и др.

При анализе процесса тушения оценивают: правильность и качество организации и проведения разведки и оценки обстановки пожара; эффективность применения огнетушащих средств, способов и приемов ведения боевых действий пожарных подразделений: правильность принятия решений РТП и степень их выполнения; эффективность действий НШ, НТ, НБУ и подразделений по обеспечению выполнения принятых решений; скорости введения приборов тушения и интенсивности подачи огнетушащих средств, а также правильность работы ствольщиков, водителей пожарных машин, связных и другого личного состава; соответствие теоретической и фактической продолжительностей локализации пожара и другие данные и факторы процесса тушения пожара.

Кроме того, в процессе анализа устанавливают достаточность сил и средств для тушения пожара, скорость их сосредоточения, положительные стороны и недостатки в работе должностных лиц и подразделений, а также причины выявленных недостатков.

Для более качественной подготовки к разбору пожара полученные данные — такие, как скорости распространения огня, .роста площади и периметра пожара, интенсивности подачи огнетушащих веществ — сравнивают с нормативными, а также с данными аналогичных пожаров, происшедших в гарнизоне, и выясняют причины несовпадений.

Тщательный и всесторонний анализ данных о развитии и тушении пожара позволяет сделать объективные выводы об особенностях его возникновения, развития и тушения. В выводах должны быть даны конкретные и объективные оценки действий всех лиц, имеющих отношение к возникновению, развитию и тушению пожара, а также рекомендации по повышению качества пожарно-профилактической работы, организации тушения пожаров в гарнизоне, населенном пункте и на объекте.



В тех случаях, когда к разбору привлекают лиц, исполнявших обязанности РТП, НШ, НТ, НБУ и других на данном пожаре, необходимо организовать их подготовку к разбору. В этих условиях лицо, исследующее пожар, проводит инструктаж, на котором вкратце знакомит их с материалами и выводами по исследованию пожара, определяет последовательность и продолжительность их выступлений и намечает, какие конкретно вопросы они должны раскрыть на разборе пожара в своих сообщениях.

Учитывая то, что не весь начсостав, присутствующий на разборе, знает в полном объеме оперативно-тактическую характеристику рассматриваемого объекта и в достаточной мере осведомлен о действиях всех участников тушения, особое внимание следует уделить подготовке иллюстрационного материала. Выразительные иллюстрации и умелая демонстрация позволят всем присутствующим более полно уяснить оперативно-тактические действия подразделений при тушении пожара, а также положительные стороны и недостатки в работе пожарной охраны. Для демонстрации иллюстративных материалов целесообразно использовать кинопроекторы, диапроекторы, эпидиаскопы и другие технические средства.

Готовя материальную часть, руководитель занятий должен подобрать себе помощников, которые могут изготавливать необходимые схемы, чертежи и другие иллюстративные материалы для разбора пожара, а затем в установленном порядке проводить их демонстрацию.

Подготовка руководителя к разбору пожара с начсоставом гарнизона, курсантами или слушателями учебных заведений и сборов по описаниям пожара, обзорам и информационным письмам имеет ряд особенностей. Всю работу по подготовке руководителя занятий к такому разбору можно разделить на следующие этапы: изучение пожара по описанию или другому источнику; изучение документов о пожарах на аналогичных объектах, происшедших в своем гарнизоне, пли о других пожарах, тушение которых характеризовалось подобными недостатками и положительными сторонами, анализ пожарно-профилактической работы на аналогичных объектах до проведения разбора пожара; разработку плана разбора пожара и подготовку схем, графиков и т.п.; разработку мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе исходя из полученных данных.

При изучении описания пожара или других информационных источников целесообразно распределить все сведения и факты по следующим группам: события и действия, происшедшие до момента возникновения пожара; особенности развития пожара; организация и действия подразделений при тушении пожара. Такое распределение облегчи г дальнейшую подготовку к занятиям.


В процессе изучения материалов о пожаре следует наметить, какие наглядные пособия нужны для разбора, и при необходимости принять меры по изготовлению схем, чертежей, графиков, слайдов и т.д.

После тщательного изучения материалов о пожаре руководитель занятий должен установить, были ли за последние годы пожары на аналогичных объектах гарнизона (области, района). Для этой цели надо просмотреть материалы с анализом боевых действий за последнее время, проконсультироваться у руководства и использовать другие источники. Если такие факты были, нужно ознакомиться с описаниями этих пожаров или карточками боевых действий и другими относящимися к ним документами и сопоставить события, факты и явления с данными разбираемого пожара.

В процессе подготовки к разбору руководителю целесообразно ознакомиться с документами пожарно-технических обследований аналогичных объектов в гарнизоне (области, районе) и провести анализ недостатков и объективных условий на этих объектах, которые послужили причиной возникновения, быстрого развития пожара и усложнения боевой работы пожарных подразделений.

Изучение сходных пожаров, материалов о боевых действиях и пожарно-профилактической работе на объектах, аналогичных рассматриваемому, позволит руководителю не только всесторонне подготовиться к разбору, но и выработать конкретные и эффективные практические мероприятия применительно к данному гарнизону пожарной охраны (области, району) по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений, а также по распространению передового опыта работы.

При разработке плана разбора пожара целесообразно включить в него ряд дискуссионных вопросов, чтобы вынести их на обсуждение начсостава, и предусмотреть время для обсуждения.

Важным этапом подготовки руководителя к разбору является разработка мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений пожарной охраны. Эти мероприятия должны базироваться на выводах и указаниях, отмеченных в описаниях пожаров, информационных письмах и других документах вышестоящих руководителей пожарной охраны, а также составляться с учетом противопожарного состояния объектов, применительно к которым разбирают пожар, и уровня боеготовности конкретных подразделений и гарнизона пожарной охраны в целом. Указанные мероприятия, разработанные руководителем разбора пожара, согласовываются с руководством заинтересованных служб и утверждаются руководителем аппарата или гарнизона (подразделения) пожарной охраны.


Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, разбирают со всем личным составом дежурных караулов. Обычно с караулом, участвовавшим в тушении пожара, разбор проводит начальник караула в конце дежурства, а с остальными караулами разбор в виде устного сообщения осуществляет начальник части или его заместитель при заступлении на дежурство или в другое время дежурных суток.

Подготовку к разбору пожара начальник караула должен начинать еще в процессе тушения. По ходу тушения он старается предварительно определить причины и условия возникновения и развития пожара, запоминает особенности первоначальной обстановки, все ее изменения, действия личного состава караула и др. (рекомендуется все факты и явления фиксировать, отмечая время наступления и окончания событий). Затем начальник караула вычерчивает схему развития и тушения данного пожара и собирает другие данные, исходя из конкретных условий на пожаре. По прибытии в часть он анализирует собранные сведения и составляет краткий план разбора пожара и схему расстановки сил и средств при тушении.

Разбор пожара, происшедшего в данном гарнизоне, отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части) после его исследования проводят в следующем порядке:

  • руководитель гарнизона (органа, подразделения) объявляет начсоставу тему, цель и порядок разбора пожара и предоставляет слово лицу, исследовавшему пожар;

  • лицо, исследовавшее пожар, пли руководитель группы по исследованию знакомит присутствующих с оперативно-тактической характеристикой объекта, на котором возник пожар, его противопожарным состоянием, причиной пожара и первоначальными действиями местных сил и средств, рабочих и служащих по передаче сообщения в пожарную охрану, тушению пожара и встрече прибывающих подразделений;

  • заслушиваются краткие доклады первого и последующих РТП, НШ, всех НБУ, НТ и других должностных лиц в последовательности, соответствующей их участию в тушении;

  • выступает присутствующий на занятиях начсостав и высказывает свои мнения и предложения по особенностям боевой работы в ходе тушения;

  • берет слово лицо, исследовавшее пожар, обобщает выступления и на основе предварительного анализа характеризует положительные стороны и недостатки в действиях должностных лиц и подразделений пожарной охраны;

  • в заключение руководитель гарнизона (органа, подразделения) делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит перед начсоставом задачи по улучшению организации тушения пожаров в гарнизоне (области, районе), по повышению боеготовности подразделений и качества профилактической работы.