Файл: Порядок проведения разбора крупных, особо крупных пожаров. Документы разрабатываемые на проведение разбора пожара, порядок составления методического плана по разбору пожара.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует учесть, что не все присутствующие знают объект, на котором произошел пожар. Поэтому лицо, исследовавшее пожар, должно подробно ознакомить собравшихся с оперативно-тактической характеристикой объекта, использовав схемы, чертежи, фотоснимки и др. Рассматривая противопожарное состояние, необходимо: сослаться на документы пожарно-технических обследований объекта; проанализировать выявленные при обследованиях нарушения норм и правил пожарной безопасности, ход их устранения перед возникновением пожара; указать, какие принимались административные меры и (что особенно важно) какие из нарушений привели к возникновению и быстрому развитию пожара, а также затрудняли оперативно-тактические действия подразделений. Рассматривая первоначальные действия по тушению пожара до прибытия первого подразделения пожарной охраны, нужно оценить уровень служебной подготовки местных сил и средств, правильность их боевых действий при обнаружении пожара, а также подготовленность обслуживающего персонала, охраны, администрации, ДПФ к действиям при возникновении пожаров на объекте.

В своих выступлениях каждый РТП, НШ, НБУ, НТ и др. описывает обстановку к моменту своего прибытия на пожар, развертывания оперативного штаба, назначения на БУ и т.п., а потом перечисляет, какие меры по тушению были приняты введенными силами и средствами. Затем выступающие сообщают, какие они приняли решения и какие распоряжения отдали подразделениям, как организовали тушение. При изложении своих решений необходимо обосновывать их требованиями руководящих документов или расчетами сил и средств.

Командиры подразделений, прибывшие на пожар по дополнительному вызову, докладывают о полученных от РТП распоряжениях и своих действиях согласно распоряжениям, излагают свои соображении о правильности организации и руководства тушением пожаров.

Если в процессе тушения пожара происходила смена РТП, то каждый последующий РТП докладывает не только обстановку на момент принятия руководства тушением пожара и свои решения, но и дает краткий анализ и оценку решений и действий предыдущего РТП.

Чтобы более глубоко и объективно оценить положительные стороны и недостатки в организации тушения и боевой работе, а также более глубоко и всесторонне рассмотреть разбираемые вопросы, целесообразно предоставить слово всем желающим, независимо от их участия в тушении, для высказывания своего мнения и предложений.


После выступления участников разбора выступает лицо, исследовавшее пожар. Им делается подробный анализ действий по управлению силами и средствами на пожаре (если РТП не был старшим начальником), подразделений, участвовавших в тушении, и выступлений начсостава, не участвовавшего в тушении данного пожара. Формулируются выводы, на основе которых разрабатываются конкретные мероприятия по повышению качества предупреждения и тушения пожаров в гарнизоне.

В заключение выступает начальник гарнизона (учреждения, подразделения) пожарной охраны, который оценивает степень достижения цели разбора и выступления его участников. Он делает окончательные выводы по ходу разбора, ставит задачи перед начсоставом по улучшению организации тушения пожаров в гарнизоне, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества пожарно-профилактической работы.

При необходимости по результатам пожара могут издаваться приказы, распоряжения или дополнительные планы, в которых указываются конкретные мероприятия, исполнители и сроки исполнения мероприятий.

Разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, по описаниям пожаров, информационным письмам, обзорам и другим документам проводят с начсоставом гарнизона (аппарата, подразделения) пожарной охраны в такой последовательности. Руководитель гарнизона (органа, подразделения) пожарной охраны объявляет тему, цель и порядок проведения занятий и предоставляет слово лицу, изучавшему пожар по документам (если руководитель заранее дал поручение подготовленному специалисту, а не сам готовился к занятиям). Далее производятся: ознакомление начсостава с оперативно-тактической характеристикой объекта, его противопожарным состоянием на момент возникновения пожара, причиной возникновения пожара и особенностями обстановки к моменту прибытия первого пожарного подразделения; разбор и обсуждение действий должностных лиц и подразделений по этапам сосредоточения сил и средств; изучение выводов и предложений, содержащихся в описании пожара или информационном письме. С заключительным словом выступает начальник гарнизона (органа, подразделения); он ставит перед начсоставом конкретные задачи, вытекающие из анализа разбираемого пожара.

Для изучения оперативно-тактической характеристики объекта и обстановки пожара необходимо использовать схему объекта, чертежи, фотоснимки, графики и другие документы, прилагаемые к описанию пожара или к информационному письму.

Рассматривая действия должностных лиц и подразделений по этапам сосредоточения сил и средств, необходимо использовать поэтапные схемы их расстановки, которые даны в приложениях к документам о пожарах. Если поэтапные действия указаны на общей схеме, целесообразно исходя из нее составить несколько схем, отражающих оперативно-тактические действия на пожаре.



В процессе изложения данных о пожаре и его тушении нужно ставить дискуссионные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.

После рассмотрения обстановки пожара и действий подразделений по его тушению организуют выступления начсостава, чтобы обсудить действия РТП и подразделений, уточнить детали и дать оценку этих действий. Предварительно следует напомнить выступающим о том, что надо обосновывать свои мнения и предложения требованиями Боевого устава пожарной охраны и других документов, расчетами сил и средств. Нужно добиваться от участников разбора единого и правильного понимания решений и действий начсостава и подразделений.

При постановке задач начсоставу (руководителям подразделений) начальник, руководящий разбором, указывает, какие необходимо провести мероприятия и принять меры по совершенствованию службы, боевой подготовки, пожаротушения и профилактической работы, которые вытекают из анализа разбираемого пожара. Здесь же нужно установить сроки их выполнения.

На одном разборе может быть рассмотрено два-три характерных пожара. При этом целесообразно, чтобы по каждому последующему пожару разбор проводили другие лица. К таким разборам должны привлекаться наиболее подготовленные специалисты из числа начсостава, хорошо знающие специфику объектов, аналогичных тому, на котором произошел пожар.

Разборы пожаров с курсантами и слушателями учебных заведений и подразделений пожарной охраны могут проводиться под руководством преподавателей по изложенной выше схеме. Вместе с тем следует учесть, что указанные последовательность и методика не обеспечивают вовлечения в обсуждение значительного количества курсантов (слушателей). Поэтому в учебных заведениях и подразделениях разборы пожаров имеют некоторые особенности. Так, в процессе подготовки к разбору преподаватель выделяет ряд должностных лиц, участвующих в тушении, и на исполнение их ролей в процессе разбора назначает конкретных слушателей или курсантов (одного-двух человек на исполнение роли РТП-1, РТП-2, НШ, НТ, НБУ, и т.д., в зависимости от содержания описания или другого документа о пожаре), а роль старшего оперативного начальника при разборе исполняет сам. Слушатели изучают и анализируют действия должностного лица, в роли которого они будут выступать на разборе, и подготавливают свои выступления, в которых обосновывают требованиями руководящих документов по пожаротушению, справочными данными и расчетами правильность или ошибочность принятых решений и действий должностных лиц, а также формулируют свои предложения и мнения.


Порядок и методика разбора пожаров в этих случаях примерно такие, как при разборах с начсоставом пожаров, происшедших в данном гарнизоне. Для разбора с курсантами и слушателями учебных заведений, находящихся на территории того гарнизона, где произошли рассматриваемые пожары, необходимо привлекать практических работников, которые участвовали в тушении этих пожаров и выполняли функции РТП, НШ, НТ, НБУ и др.

Разбор пожаров с личным составом караулов осуществляют на основе разбора, проведенного с начсоставом в масштабе гарнизона, или сразу после тушения пожара, если в его ликвидации принимало участие только одно подразделение.

Разбор пожара с личным составом караула не должен сводиться лишь к выступлению начальника караула (РТП) и командиров отделений, так как преследуется цель повысить мастерство всего личного состава караула. Обычно разбор пожара с караулом начинают с разъяснения или уточнения оперативно-тактической характеристики объекта, на котором возник пожар. Начальник караула вначале уточняет с личным составом особенности объекта, которые обусловили возникновение и быстрое развитие пожара, а также затрудняли оперативно-тактические действия. При этом целесообразно использовать схемы объекта, планы помещений, где произошел .пожар, и другие наглядные пособия и вещественные доказательства. Затем целесообразно предоставить слово дежурному радиотелефонисту, который докладывает, когда поступило сообщение о пожаре, каким было его содержание и какие меры были приняты. После его выступления начальник караула разъясняет обстановку, сложившуюся на пожаре к моменту прибытия караула, наносит ее на схему объекта, указывает, какие им были приняты решения и отданы распоряжения, и предоставляет слово командирам отделений. Они подробно докладывают о полученных от РТП распоряжениях и отданных ими приказаниях, характеризуют работу подчиненных и дают оценку работы всего личного состава отделений. Особое внимание необходимо уделить пожарным, проявившим разумную инициативу, быстроту и четкость в работе, а также показавшим отвагу и принявшим смелые (но оправданные) решения при спасании людей и тушении пожара.

Командиры отделений должны также подробно и доброжелательно указать каждому пожарному на недостатки в боевой работе, разъяснить их причины и подсказать пути их устранения.

После командиров отделений выступают пожарные. Они сообщают, какие получили команды и как их поняли, какие осуществляли действия по их выполнению, с кем и как взаимодействовали в процессе боевой работы и какие при этом были допущены, по их мнению, недостатки. Если окажется, что некоторые пожарные не желают выступать, хотя именно их было бы целесообразно выслушать, то начальник караула должен задать им такие наводящие вопросы, чтобы ответы осветили содержание их работы и облегчили анализ действий в процессе тушения.


В заключение выступает начальник караула, а в остальных караулах, не участвовавших в тушении,— начальник пожарной части или его заместитель, который обобщает все выступления. На основании его анализа делаются окончательные выводы о работе личного состава караула на данном пожаре, а также намечаются мероприятия, направленные на улучшение службы, боевой подготовки, пожаротушения и проведения профилактической работы.

По результатам разбора пожара начальник части или его заместитель проводит собеседование с командирами отделений и начальником караула, а затем—только с начальником караула. На этих собеседованиях обращают внимание на взаимодействие пожарных в отделениях и в карауле в целом, анализируют причины недостатков в работе командиров отделений и начальника караула и указывают пути их устранения [2].

2 Документы, разрабатываемые на проведение разбора пожаров

Изучение пожаров является одним из основных условий повышения качества проводимого пожарного надзора организаций (объектов) независимо от их формы собственности, населенных пунктов, а также совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее – тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений и профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны.

Изучение пожара включает:

- исследование пожара;

- анализ профилактической работы и действий пожарных подразделений по тушению пожара.

Исследованию подлежит каждый пожар независимо от его размеров, количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба. По результатам исследования составляется карточка действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара и карточка исследования пожара [Приложение 1, 2].

Изучение (исследование) пожаров поручается наиболее подготовленным лицам органов управления или подразделений пожарной охраны, не участвовавшим в тушении данного пожара и не осуществляющим пожарный надзор организации (объекта), где произошел пожар.

При необходимости к изучению (исследованию) пожаров могут привлекаться специалисты пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России и других организаций, имеющих аккредитацию на право изучения (исследования) пожаров.