Файл: Исследование воли в психологопедагогической литературе 6 Понятие, признаки и проявление воли у человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика 3. Исследование терпеливости.

«Таблица 3» - Оценка терпеливости

Номер п/п

Имя, фамилия ученика

Общая сумма баллов

Оценка терпеливости

1

Кира А.

6

низкая

2

Сережа А.

9

средняя

3

Катя А.

7

средняя

4

Андрей А.

13

высокая

5

Майя Б.

11

средняя

6

Влада Б.

7

средняя

7

Илья В.

10

средняя

8

Артем В.

9

средняя

9

Маша В.

9

средняя

10

Арина Е.

8

средняя

11

Максим Е.

6

низкая

12

Юля З.

16

высокая

13

Полина З.

9

средняя

14

Миша Ж.

10

средняя

15

Алишер К.

8

средняя

16

Алиса К.

11

средняя

17

Миша К.

8

средняя

18

Влад Н.

10

средняя

19

Матвей П.

8

средняя

20

Саша П.

10

средняя

21

Аня С.

8

средняя

22

Илья С.

9

средняя

23

Ваня У.

7

средняя

24

Аня Х.

15

высокая

25

Рома Ц.

11

средняя

26

Аня Ч.

10

средняя

27

Коля Ш.

7

средняя




«Рисунок 3»

Вывод: исходя из полученных нами результатов (Рисунок 3), можно сделать вывод, что у большинства испытуемых высокая оценка терпеливости. Такой результат означает, что многие из ребят могут использовать свою терпеливость для выполнения каких-либо трудных заданий и поиска их решения. Также у трех учеников высокая оценка терпеливости, если обратить внимание на результаты исследования по прошлым методикам, то можно заметить, что именно у этих трех учеников наиболее высоки показатели развития волевых качеств. Кроме того есть и два ученика, чья оценка терпеливости низкая. Если сравнить результаты исследований этих учеников по первым двум методикам, несложно заметить, что у этих двух учеников показатели развития волевых качеств довольно низкие.

После исследований, проведенных с помощью представленных в параграфе 2.1 методик, мы сравнили результаты с успеваемостью обучающихся. Оказалось, что Андрей А., Юля З. и Аня Х., чьи результаты исследования показали высокий уровень развития волевых качеств, учатся на отлично и получают только хорошие оценки по всем предметам, в то время как Кира А. и Максим Е., которые показали довольно низкий уровень развития волевых качеств, чаще всего получают тройки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что уровень развития волевых качеств младших школьников, в значительной мере влияет на их успеваемость.

Вывод по главе 2: в данной главе были описаны методики, которые использовались при проведении исследования, а также предоставлены результаты их проведения. Рассматривая результаты и анализируя их, мы заметили, что в классе есть 3 ученика с высоким уровнем развития волевых качеств и 2 с довольно низким. После сравнения успеваемости этих учеников с уровнем развития их волевых качеств, оказалось, что те 3 ученика, чей показатель развития изучаемых качеств наиболее высок, получают наиболее высокие оценки, в то время как те 2 ученика, чей показатель развития волевых качеств довольно низок, отличаются более низкой успеваемостью, чем остальные ученики.

Заключение

Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Необходимыми условиями успешности учебной деятельности является развитие произвольности психических процессов, сформированность волевых качеств личности. [1]



Е.П. Ильин, изучая развитие воли в учебной деятельности, подчеркивает, что этому процессу «способствует ряд обстоятельств: связь задания с потребностями и интересами школьников, обозримость школьником цели (разрешимость задачи для младшего школьника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания), оптимальная сложность задания, наличие инструкции о способах выполнения задания, демонстрация учащимся их продвижения к цели (учитель должен так организовать учебную деятельность младшего школьника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное – осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий)». [11]

Этот факт также обусловливает актуальность изучения нами волевой сферы у младших школьников.

В ходе проделанной работы мы описали понятие воля и его признаки, изучили проявление воли у человека, а также значение воли в его жизни и в организации и регуляции его деятельности общения. Кроме того мы описали известные теории воли и изучили процесс развития воли у человека.

Нами также были выполненные поставленные практические задачи проведённого исследования. Мы выявили индивидуальные различия в проявлении волевых качеств участвовавших в исследовании младших школьников, диагностировали их уровень упорства и исследовали их уровень терпеливости.

На основе полученных нами данных, мы описали, как уровень развития волевых качеств, влияет на успеваемость младших школьников.

Благодаря проведенным нами исследованиям мы смогли подтвердить выдвинутую нами гипотезу. Исходя из тех данных, что мы получили, оказалось, что ученики, чей уровень развития волевых качеств выше, чем у остальных, получают более высокие отметки, а, в свою очередь, те ученики, чей уровень развития волевых качеств ниже, наоборот, не отличаются высокими отметками и показатель их успеваемости довольно низок.

Список использованной литературы

1. Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной заочной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2017. – № 4 (43) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf


2. Опросник для самооценки терпеливости [Электронный ресурс] //Пси-шпаргалка Психологический образовательный сайт [сайт].: https://psylist.net/praktikum/00466.htm

3. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.

4. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов.- М,: Акад. Проект, 2002. – 495с.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека, - М.: Смысл: Эксмо, 2004. – 1135с.

6. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002.-1008с. (Серия «Мир психологии»).

7. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения, - Челябинск, 1979.

8. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие для вузов / Моск. гос. обс. ун-т. – М.: Академ. Проект: Альма Матер, 2005. – 208с.

9. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Издательство Прайм-Еврознак, 2007 г.

10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. Вузов / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.; под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Пед. о-во России, 2004. – 511с.

11. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2000. – 280с. - (Серия «Мастера Психологии»).

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

13. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. — 352 с.

14. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2003. – 344 с.

15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): учеб. для студентов вузов. – М,: Гардарики, 2004. – 349с.

16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 264с.

17. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2002. – 280с. – (Серия «Мастера Психологии»).

18. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 239с.: ил. – (Азбука психологии).

19. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Владос, 2001. – 319с.

20. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

21. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998.

22. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии //Вопросы психологии. 2003.С.61-78.

23. Практикум по возрастной психологии / Под ред.: Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688с.

24. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юрайт: ЧеРо, 2002. – 334с.

25. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие по курсу «Возрастная психология» для студентов и преподавателей учебных заведений / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова, - М.: Пед. О-во России: Ноосфера, 1999. – 270с.


26. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков, - Ташкент: Узбекистан, 1985.

27. Вопросы педагогики и психологии воли / Под ред. В.И. Селиванова. – М., 1969

28. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Акад. пед. и соц. наук; Моск. психолог.-соц. ин-т; Сост. Л.М. Семенюк. – М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1998. – 347с.

29. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1986.

30. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М.: Знание, 1976.

31. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекции: учебное пособие для студентов вузов. – М.: КДУ, 2008. – С.192.


Приложения

Приложение 1.

Таблица 1 – Схема выборочного наблюдения

Номер п/п

Имя, фамилия ученика

Сколько времени работал не отвлекаясь

Довел ли работу до конца

Сколько раз отвлекался

Обращался к учителю с посторонними вопросами

Обращался к товарищу по поводу выполнения задания

Другие случаи






















Приложение 2.



Приложение 3.



Ошибка в пазле выделена красным.

Приложение 4.

ОПРОСНИК ДЛЯ САМООЦЕНКИ ТЕРПЕЛИВОСТИ (Е. П. ИЛЬИН, Е. К. ФЕЩЕНКО)

Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом отвечайте «Да», если не согласны — «Нет».

Текст опросника:

1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.

2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.

3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.

4. Я могу долго терпеть боль, например когда болит зуб.

5. Обычно я могу долго переносить жажду.

6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например чтобы похудеть, вылечиться от болезни.