Файл: Исследование воли в психологопедагогической литературе 6 Понятие, признаки и проявление воли у человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако незыблемыми остаются принципы воспитания всесторонне развитой личности.

Последовательное применение этих принципов на практике дает свои плоды. Устремления советских школьников бескорыстны и неизменно связываются с жаждой патриотического подвига. Современные школьники намного превосходят своих сверстников 40-х годов по психическому развитию, обладают большим запасом научных представлений и понятий о природе и обществе.[21]

Но, несмотря на большие успехи, у современной школы и семьи есть свои трудности и нерешенные задачи в воспитании детей.

Перед учителем всегда стояла задача воспитания у учащихся полезной активности. Равнодушие, безразличие ученика ко всему, что делается на уроке, результат плохого воспитания.[22]

Учителя много работают над воспитанием познавательной активности. В этих целях внедряются новые, более активные методы обучения, осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Но, несмотря на рост квалификации современного учителя, совершенствование методов обучения и воспитания, проблема «активизации учащихся» еще далека от своего решения. Многие учителя с тревогой говорят об учащихся, которые совсем не заинтересованы в высокой успеваемости и довольствуются в обучении «троечным» уровнем притязания.[3]

Вывод по главе 1: в данной главе представлены понятие воля, свойства в которых проявление воли находит свое отражение, т.е. сила воли, настойчивость, выдержка, решительность, смелость, самообладание, дисциплинированность, обязательность, организованность и другие. Также в данной главе описаны типичные ситуации, в которых человек чаще всего проявляет собственную волю, и основные признаки волевого акта. Кроме того указаны функции воли и значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности общения. В этой главе также описаны и теории воли и проблема волевой регуляции поведения. Представлено понятие волевая регуляция, уровни психической регуляции и функция волевой регуляции. Также отмечены механизмы волевой регуляции и понятие волевое усилие. Кроме того в данной главе описан процесс развития воли у человека, с чем это развитие связано, а также описаны особенности развития воли у младших школьников.


Глава 2. Изучение некоторой волевой сферы у детей 8—9 лет

2.1. Цели, задачи, методы исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ. Испытуемые: ученики второго класса, в состав входят 27 человек, из них 15 мальчиков, 12 девочек.

Цель исследования: изучить волевые свойства младших школьников: терпеливость и упорство, выявить индивидуальные различия в проявлении волевых качеств младших школьников и их влияние на успеваемость обучающихся.

Гипотеза: успеваемость младших школьников зависит от уровня развития их волевых качеств.

Объект исследования: волевые качества.

Предмет исследования: влияние волевых качеств на успеваемость.

Задачи исследования:

  • выявить индивидуальные различия в проявлении волевых качеств;

  • диагностировать уровень развития упорства;

  • исследовать уровень терпеливости;

  • описать, как уровень развития волевых качеств влияет на успеваемость младших школьников.

Использованные при исследовании методики:

Методика 1. Проявление волевых качеств

Цель: выявить индивидуальные различия в проявлении волевых качеств младших школьников.

Проведение: используется метод наблюдения.

Наблюдение за учениками при выполнении ими домашнего задания.

Обработка данных:

Фиксируются факты в соответствии с предложенной таблицей (приложение 1).

При исследовании по данной методике рассматривались ученики, остающиеся в группе продленного дня.

Методика 2. Неразрешимая задача (Н.И.Александрова, Т.И.Шульга).

Цель: диагностика степени развития упорства.

Проведение: испытуемому предлагалось решить задачу, которая не имеет решения, но об этом испытуемый не знал. Предлагалось ребенку собрать картинку из мозаики (Приложение 2). Посмотрев на картинку, ребенок собирал ее.

После выполнения ребенком задания, отмечалось время его выполнения (t1). Затем предлагалось собрать вторую картинку, не решаемую (Приложение 3), и тоже засекалось время от начала сбора картинки до отказа ребенком выполнения задания (t2).



Время, затраченное на решение задачи, служит показателем упорства.

Обработка данных:

Анализ данных производился следующим образом:

t2 > t1 в 2 раза и выше – высокий уровень;

t2 > t1 в 1, 1 раза и выше – средний уровень;

t2 примерно равный и меньше t1 – низкий уровень.

Методика 3. Исследование терпеливости ( по опроснику Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко).

Цель: исследование степени развития терпеливости.

Проведение: методика предполагает самостоятельные ответы школьников на соответствующие утверждения (всего 18 утверждений). Если ученик согласен с данным утверждением, то отвечать нужно «да», если не согласен, то «нет».

Обработка данных:

Анализ полученных ответов проводился с помощью ключа, данного к опроснику авторами. Текст опросника и ключ к расшифровке размещён в Приложении 4.

2.2. Полученные результаты, их анализ

Методика 1. Проявление волевых качеств

«Таблица 1» - Схема выборочного наблюдения

Номер п/п

Имя, фамилия ученика

Сколько времени работал не отвлека-ясь

Довел ли работу до конца

Сколько раз отвлекался

Обращался к учителю с посторонними вопросами

Обращался к товарищу по поводу выполнения задания

Другие случаи

1

Кира А.

10 мин

Нет

6

0

8

2

Сережа А.

23 мин

Да

2

2

5

3

Катя А.

13 мин

Нет

4

5

6

4

Андрей А.

37 мин

Да

0

0

1

5

Майя Б.

30 мин

Да

0

2

2

6

Влада Б.

11 мин

Нет

5

3

7

7

Илья В.

25 мин

Да

1

3

4

8

Артем В.

20 мин

Нет

2

3

6

9

Маша В.

22 мин

Да

2

2

5

10

Арина Е.

17 мин

Да

3

4

6

11

Максим Е.

10 мин

Нет

6

0

9

12

Юля З.

35 мин

Да

0

1

1

13

Полина З.

21 мин

Нет

2

2

5

14

Миша Ж.

29 мин

Да

1

3

3

15

Алишер К.

15 мин

Нет

3

5

7

16

Алиса К.

31 мин

Да

0

1

1

17

Миша К.

19 мин

Да

3

5

5

18

Влад Н.

24 мин

Да

2

3

4

19

Матвей П.

16 мин

Нет

3

4

6

20

Саша П.

27 мин

Да

1

3

3

21

Аня С.

19 мин

Нет

3

3

5

22

Илья С.

20 мин

Да

2

2

5

23

Ваня У.

15 мин

Нет

3

3

6

24

Аня Х.

41 мин

Да

0

0

1

25

Рома Ц.

30 мин

Да

0

2

2

26

Аня Ч.

29 мин

Да

1

3

3

27

Коля Ш.

14 мин

Нет

4

1

8




«Рисунок 1»

Вывод: исходя из полученных нами в ходе исследования данных (Рисунок 1), можно заметить, что большинство испытуемых справилось с заданием.

Полученные результаты говорят о том, что ученики, которые не отвлекаются на посторонние вещи и сосредоточенно выполняют полученное задание, в итоге успешно доводят работу до конца. В то время как те, кто отвлекается во время работы, чаще всего оставляют её не законченной. Вероятнее всего, это связано с волевыми усилиями, которые прилагают ученики для выполнения домашней работы. Те ученики, чей уровень развития волевых усилий выше – настраивают себя на успешное завершение работы и стараются не отвлекаться на посторонние раздражители, а те ученики, чей уровень не так высок – не могу настроить себя на выполнение задания и отвлекаются на посторонние вещи.

Методика 2. Неразрешимая задача.

«Таблица 2» - Неразрешимая задача

Номер п/п

Имя, фамилия ученика

t1

t2

Уровень упорства

1

Кира А.

1 мин 45 сек

1 мин 15 сек

низкий

2

Сережа А.

2 мин 15 сек

3 мин 5 сек

средний

3

Катя А.

1 мин 40 сек

1 мин 30 сек

низкий

4

Андрей А.

1 мин

1 мин 40 сек

средний

5

Майя Б.

2 мин 10 сек

3 мин

средний

6

Влада Б.

1 мин 25 сек

1 мин

низкий

7

Илья В.

1 мин 30 сек

2 мин 20 сек

средний

8

Артем В.

2 мин

3 мин 10 сек

средний

9

Маша В.

1 мин 30 сек

1 мин 15 сек

низкий

10

Арина Е.

1 мин 40 сек

1 мин 35 сек

низкий

11

Максим Е.

2 мин 5 сек

1 мин 25 сек

низкий

12

Юля З.

1 мин 40 сек

9 мин 30 сек

высокий

13

Полина З.

2 мин 35 сек

3 мин 25 сек

средний

14

Миша Ж.

1 мин 15 сек

8 мин

высокий

15

Алишер К.

3 мин

2 мин

низкий

16

Алиса К.

1 мин 30 сек

6 мин

высокий

17

Миша К.

4 мин

5 мин 30 сек

средний

18

Влад Н.

1 мин 30 сек

2 мин 35 сек

средний

19

Матвей П.

1 мин 5 сек

1 мин

низкий

20

Саша П.

1 мин 30 сек

7 мин

высокий

21

Аня С.

2 мин 30 сек

4 мин

средний

22

Илья С.

1 мин 20 сек

2 мин 5 сек

средний

23

Ваня У.

2 мин 15 сек

3 мин 20 сек

средний

24

Аня Х.

1 мин 10 сек

10 мин

высокий

25

Рома Ц.

1 мин 30 сек

2 мин 40 сек

средний

26

Аня Ч.

1 мин 45 сек

2 мин 15 сек

средний

27

Коля Ш.

2 мин 40 сек

4 мин 5 сек

низкий




«Рисунок 2»

Вывод: исходя из полученных нами данных (Рисунок 2), можно сделать вывод, что большинство испытуемых имеют средний уровень упорства, а меньшинство – высокий.

Также не сложно заметить, что те высокий и средний уровень упорства в основном имеют ученики, которые справились и с прошлым заданием, представленным в первой методике. Это говорит нам о том, что уровень развития волевых качеств этих учеников достаточно высок.