Файл: Особенности педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей.

Практическая часть работы включала исследование речи младших школьников с аграмматической формой дисграфии.

Цель исследования: изучить возможности преодоления аграмматической формы дисграфии у младших школьников с помощью логопедической коррекции.

Гипотеза исследования: дети с аграмматической формой дисграфии имеют определенные недостатки формирования грамматических конструкций, во-вторых, коррекционная работа по развитию умений строить грамматические конструкции способствует преодолению данных недостатков речи.

С целью выявления особенностей грамматического строя речи у детей с аграмматической формой дисграфии нами был проведен констатирующий эксперимент включающий диагностические задания и коррекционные упражнения, направленные на преодоление аграмматической формы дисграфии.

Результаты эксперимента показали, что у детей с аграмматической формой дисграфии грамматический строй речи имеет следующие специфические особенности: структурирование различных видов грамматических конструкций не сформировано; функции словоизменения развиты слабо; грамматические ошибки встречались практически в каждом задании.

Ошибки на уровне слова: изменение падежных окончаний (много «ротов»; «спешут» вместо спешат и т.д.); нарушение предложных конструкций (над столом - «на столом»).

Ошибки на уровне словосочетания и предложения: нарушение согласования; нарушение согласования слов в предложении (дорожка вела к лесу - «дорожка вела ко лесу»; кушать садись за стол - «кушать садись за столы»).

Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о наличии особенностей формирования грамматических конструкций у детей с аграматической дисграфией. Выявленные нарушения грамматического строя речи требуют целенаправленной логопедической работы.

Основными составляющими организации эффективного инклюзивного обучения в общеобразовательных школах детей с нарушением письменной речи являются: создание благоприятной психологической атмосферы для адаптации детей с аграмматической формой дисграфии; организация специального психолого-педагогического сопровождения для удовлетворения особых образовательных потребностей.


Работа по этим двум основным направлениям проводится коллективом педагогов и специалистов, работающих в школе, где реализуются принципы инклюзивного обучения.

Для лучшего понимания содержания совместной деятельности учителя и специалистов сопровождения по включению «особого» ребенка в инклюзивный класс, в работе описаны основные направления и специфика деятельности каждого из специалистов.

В качестве рекомендаций по проведению коррекционных занятий по преодолению аграмматической формы дисграфии у младших школьников можно дать следующие. Исследование показало, что аграмматическая дисграфия проявляется в нарушении грамматического строя речи. Соответственно, можно рекомендовать такие основные направления работы: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, морфологический анализ состава слова, однокоренные слова. В заключительной части работы подробно рассматриваются соответствующие упражнения.

Список использованной литературы



1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. - СПб.: «Детство - Пресс», 2012.

2. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 110 с.

3. Александрович О.В. Индивидуальный подход учителя-логопеда в работе с родителями по коррекции речевых нарушений у дошкольников//Логопедическая служба: настоящее и будущее: Сборник материалов научно-практической конференции. - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. С. 21-24.

4. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. - М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008. - 189 с.

5. Воеводина Л.А. Психологическая структура формирования письма. Некоторые приёмы прочного становления навыка письма

6. Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 27 с.

7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2006. - 163 с.

8. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2010. - 114 с.

9. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи: (3-й уровень): I-III периоды. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 174 с.



10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш: альбом графических, фонетических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет. - М.: Гном и Д, 2011. - 32 с.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Гном и Д, 2011. - 32 с.

12. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы /Авт.-сост. Л.Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 367 с.

13. Коррекция нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие /Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2013. - 201 с.

14. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Тараканова А.А. Дислалия. - Санкт-Петербург: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008 - 108 с.

15. Лалаева Р.И. и др. Психологическая и педагогическая коррекция заикания: монография. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 163 с.

16. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селеверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.

17. Левина Р.Е. и др. Преодоление заикания у дошкольников: методическое пособие /Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Сфера, 2009. - 141 с.

18. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селеверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.

19. Логопедическая служба: настоящее и будущее: Сборник материалов научно-практической конференции. - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. - 127 с.

20. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 703 с.

21. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - М.: Питер, 2012. - 319 с.

22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2009. - 380 с.

23. Мазанова Е. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. - М.: Гном, 2012. - 128 с.

24. Малофеев Н.Н. и др. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Просвещение, 2013. - 41 с.

25. Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп: учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 107 с.

26. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с.


27. Перегожин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. - М., 2005. - 251 с.

28. Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Р.Е. Левиной, 17-21 ноября 2008 г. /Сост. Е.А. Лапп и др. - Волгоград: Перемена, 2000. - 249 с.

29. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л]: пособие для логопедов. - СПб.: КАРО, 2009. - 254 с.

30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 и 2012 гг. /Под ред. И.А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2014. - 33 с.

31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2011 - 383 с.

дисграфия педагогический обучение логопедический.