Файл: Особенности педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по проведению коррекционных занятий по преодолению аграмматической формы дисграфии у младших школьников.


Кратко охарактеризуем возможные упражнения для работы логопеда с детьми с аграмматической формы дисграфии.

Исследование показало, что аграмматическая дисграфия проявляется в нарушении грамматического строя речи. Ошибки на уровне слова:

  1. Изменение падежных окончаний (много «ротов»; «спешут» вместо спешат и т.д.);

  2. нарушение предложных конструкций (над столом - «на столом»).

  3. Ошибки на уровне словосочетания и предложения.

  4. нарушение согласования («молоко кипят», «2 роза», «5 деревов» и т.д.);

  5. нарушение согласования слов в предложении (дорожка вела к лесу - «дорожка вела ко лесу»; кушать садись за стол - «кушать садись за столы»).

Соответственно, можно рекомендовать такие основные направления работы:

  1. Уточнение структуры предложения,

  2. развитие функции словоизменения и словообразования,

  3. морфологический анализ состава слова,

  4. однокоренные слова.

Примерные письменные упражнения.

1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.

Например: Дрова рубят топор….. . Сахар кладут в сахар… .

Поезд …ъехал к станции. Самолет …злетел в воздух.

2. К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов.

Например: стул - два стула, пять стульев; карандаш - два…, пять…; барабан- два…, пять…; стол - ….; окно - …; ухо - …; платье - …; и т.д.

3. Письменные ответы на вопросы (одним словом, словосочетанием или предложением).

Например: Где живет белка? В дупле. Белка живет в дупле.

4. К названию большого предмета дописать название маленького предмета.

Например: стол - столик, банка -…, стул -…, бант - …, кольцо - …, ваза - …, книга - …, платье - …, кофта - …, рука - …, нога - … .

5. К названию предмета дописать название его цвета.

Например: помидор…, репа…, огурец…, дыня…, тыква…, солнце…, трава…, листок…, клубника… .

6. Дописать приставки в словах предложения:

Машина …ъехала в гараж. Дети …ъехали с горки. Грузовик …ехал через мост. Мальчик …шел к забору. Девочка …шла с крыльца.

7. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос какой? какая? или какие?, и записать его:

Дом - …(деревянный), аквариум -…(стеклянный), шуба -…(меховая), платье -…(шелковое).


8. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.

Например: радуга, дождя, после, на, небе, появилась. (На небе после дождя появилась радуга).

9. Вставить в предложение слова вместо картинок. Запись предложения.

Например: Девочка сорвала розу (картинка розы).

10. Закончить предложение, подобрав нужное слово.

Например: На озере плавали белые … . Мальчик получил хорошую … . Дети купались в … . На юг улетели последние … .

11. Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске словосочетания: вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженное.

12. Добавить недостающую букву в глагольную форму.

Например: стул упал, девочка упал…, дерево упал… .

13. Среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета.

Например: красный шар, красная машина, красное яблоко.

14. Изменить словосочетание, данное в скобках.

Например: Мама подарила дочке (красивая кукла).

15. К названию животного дописать название его детёныша.

Например: волк - волчонок, лиса -…, заяц -…, медведь -…, лев -…, овца -…, корова -…, кошка -…, лошадь -…. .

16. Выделить и записать общую часть родственных слов.

Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ледяной, ледокол; лес, лесной, лесник.

17. Диктанты предложений, текста.

18. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Например: ши, на, ма (машина); ла, аку (акула); лет, вер, то (вертолет); на, кар, ти (картина).

19. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам.

Выводы по третьей главе. Основными составляющими организации эффективного инклюзивного обучения в общеобразовательных школах детей с нарушением письменной речи являются: создание благоприятной психологической атмосферы для адаптации детей с аграмматической формой дисграфии; организация специального психолого-педагогического сопровождения для удовлетворения особых образовательных потребностей. Работа по этим двум основным направлениям проводится коллективом педагогов и специалистов, работающих в школе, где реализуются принципы инклюзивного обучения.

В качестве рекомендаций по проведению коррекционных занятий по преодолению аграмматической формы дисграфии у младших школьников можно дать следующие. Исследование показало, что аграмматическая дисграфия проявляется в нарушении грамматического строя речи. Соответственно, можно рекомендовать такие основные направления работы:

уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, морфологический анализ состава слова, однокоренные слова.

Заключение



Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме должны обучаться вместе Дети с особыми образовательными потребностями в этом случае будут иметь возможность обучаться в общеобразовательном учреждении путем создания в них специальных педагогических условий. То есть в образовательном учреждении должны быть реализованы специальные образовательные программы, методы и приемы работы с детьми, доказавшие за многолетний период их применения свою эффективность. В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений, о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Специальные условия обучения - это кадры (учителя, владеющие педагогическими технологиями), учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы
, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу.

В образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися; использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям; адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей); индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ; целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками; выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей; включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность; включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; использования в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ; взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.