ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
248
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА если одновременно и увековечило бы ее решающую роль как стабилизатора и третейского судьи Евразии.
ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕЙ МИРОВОЙ
СВЕРХДЕРЖАВЫ
В конце концов мировой политике непременно станет все больше несвойственна концентрация власти в руках одного государства. Следовательно, США не только первая и един
ственная сверхдержава в поистине глобальном масштабе, но, вероятнее всего, и последняя .
Это связано не только с тем, что государства-нации по
степенно становятся все более проницаемыми друг для дру
га, но и с тем, что знания как сила становятся все более рас
пространенными, все более общими и все менее связанными государственными границами. Вероятнее всего, что эконо
мическая мощь также станет более распределенной. Мало
вероятно, чтобы в ближайшие годы какое-либо государство достигло 30-процентного уровня мирового валового внут
реннего продукта, который США имели на протяжении большей части нынешнего столетия, не говоря уже о 50%, которых они достигли в 1 945 году. Некоторые расчеты по
казывают, что к концу нашего десятилетия США все равно будут располагать почти 20% мирового ВВП и эта цифра, возможно, упадет до 1 0- 1 5 % к 2020 году, когда другие государства - Европа * , Китай, Япония - увеличат соот
ветственно свои доли примерно до уровня США. Но ми
ровое экономическое господство одной экономической единицы, по типу достигнутого в этом веке США, малове
роятно, и это явно имеет чреватое серьезными последстви
ями военное и политическое значение.
Кроме того, весьма многонациональный состав и особен
ный характер американского общества позволили США распространить свою гегемонию так, чтобы она не казалась гегемонией исключительно одной нации. Например, попыт
ка Китая добиться первенства в мире неизбежно будет рас
сматриваться другими странами как попытка навязать геге
монию одной нации. Проще говоря, любой может стать американцем, китайцем же может бьrrъ только китаец, что является дополнительным и существенным барьером на пути мирового господства, по существу, одной нации.
* Так в оригинале. - При.м. пер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
249
Следовательно, когда превосходство США начнет уменьшаться, маловероятно, что какое-либо государство сможет добиться того мирового превосходства, которое в настоящее время имеют США. Таким образом, ключевой вопрос на будущее звучит так: "Что США завещают миру в качестве прочно го наследия их превосходства ?"
Ответ на данный вопрос частично зависит от того, как долго США будут сохранять свое первенство и насколько энергично они будут формировать основы партнерства клю
чевых государств, которые со временем могут быть более официально наделены законным статусом.
В сущности, период наличия исторической возможности для конструк
тивной эксплуатации Соединенными Штатами своего ста
туса мировой державы может оказаться относительно не
продолжительным по внутренним и внешним причинам.
Подлинно популистекая демократия никогда ранее не дос
тигала мирового превосходства. Погоня за властью и осо
бенно экономические затраты и человеческие жертвы, ко
торых зачастую требует реализация этой власти, как правило, несовместимы с демократическими устремления
ми. Демократизация препятствует имперской мобилизации.
В самом деле, имеющими важное значение в смысле неопределенности в отношении будущего вполне могут ока
заться вопросы: могут ли США стать первой сверхдержа
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
вой, не способной или не желающей сохранить свою власть? Могут ли они стать слабой мировой державой?
Опросы общественного мнения показывают, что только малая часть ( 1 3%) американцев выступает за то, что "как единственная оставшаяся сверхдержава США должны оста
ваться единственным мировым лидером в решении между
народных проблем". Подавляющее большинство (74%) предпочитает, "чтобы США в равной мере с другими госу
дарствами решали международные проблемы"
3 •
3
An Emerging Consensus
-
А
Study of American Public
Attitudes оп
America's Role in the World. - College Park: Center for lnternational and Security Studies at the University of Maryland,
1 996. Заслуживает внимания, хотя это и не согласуется с выше
сказанным, что исследования, проведеиные указанным выше цен
тром в начале 1 997 года (под руководством ведущего исследовате
ля Стивева Калла), также показали, что значительное большинство американцев поддерживают расширение НАТО:
62% - за (из них 27 % - безоговорочно за) и только 29% - против (из них 14% - безоговорочно против).
Опросы общественного мнения показывают, что только малая часть ( 1 3%) американцев выступает за то, что "как единственная оставшаяся сверхдержава США должны оста
ваться единственным мировым лидером в решении между
народных проблем". Подавляющее большинство (74%) предпочитает, "чтобы США в равной мере с другими госу
дарствами решали международные проблемы"
3 •
3
An Emerging Consensus
-
А
Study of American Public
Attitudes оп
America's Role in the World. - College Park: Center for lnternational and Security Studies at the University of Maryland,
1 996. Заслуживает внимания, хотя это и не согласуется с выше
сказанным, что исследования, проведеиные указанным выше цен
тром в начале 1 997 года (под руководством ведущего исследовате
ля Стивева Калла), также показали, что значительное большинство американцев поддерживают расширение НАТО:
62% - за (из них 27 % - безоговорочно за) и только 29% - против (из них 14% - безоговорочно против).
250
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
По мере того как США все больше становятся обще
ством, объединяющим многие культуры, они могут также столкнуться с тем, что все труднее добиться консенсуса по внешнеполитическим вопросам, кроме случаев действи
тельно большой и широко понимаемой внешней угрозы.
Такой консенсус бьm широко распространен на протяже
нии всей второй мировой войны и даже в годы холодной войны. Однако он базировался не только на широко разде
ляемых демократических ценностях, которые, как считала общественность, бьmи под угрозой, но и на культурной и этнической близости с жертвами враждебных тоталитарных режимов, главным образом европейцами.
В отсутствие сопоставимого с этим вызова извне для американского общества может оказаться более трудным делом достижение согласия по внешнеполитическим дей
ствиям, которые нельзя будет напрямую связать с основны
ми убеждениями и широко распространенными культурно
этническими симпатиями, но которые потребуют постоян
ного и иногда дорогостоящего имперского вмешательства.
Если хотите, два очень различных мнения о значении исто
рической победы США в холодной войне, вероятно, могут оказаться наиболее привлекательными: с одной стороны, мнение, что окончание холодной войны оправдывает значи
тельное уменьшение масштабов вмешательства США в дела в мире, невзирая на последствия такого шага для репутации
США; по другую сторону находится понимание, что наста
ло время подлинного международного многостороннего сотрудничества, ради которого США должны поступиться даже частью своей верховной власти. Обе крайние точки зрения имеют своих сторонников.
Вообще говоря, культурные изменения в США также могут оказаться неблагаприятными для постоянного приме
нения действительно имперской власти за рубежом. Это требует высокой степени доктринальной мотивировки, со
ответствующих умонастроений и удовлетворения патриоти
ческих чувств. Однако доминирующая в стране культура больше тяготеет к массовым развлечениям, в которых гос
подствуют гедонистекие мотивы и темы ухода от соци
альных проблем. Суммарный эффект этого делает все более трудной задачу создания необходимого политического кон
сенсуса в поддержку непрерывного и иногда дорогостояще
го лидирующего положения США в мире. Средства массо
вой информации играли в этом отношении особенно важную роль, формируя у людей сильное отвращение к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25 1 любому избирательному применению силы, которое влечет за собой даже незначительные потери.
К тому же и США, и странам Западной Европы оказа
лось трудно совладать с культурными последствиями соци
ального гедонизма и резким падением в обществе централь
ной роли ценностей, основанных на религиозных чувствах.
(В этом отношении поражают кратко изложенные в главе 1 параллели, относящиеся к упадку империй.) Возникший в результате кризис культуры осложнялся распространением наркотиков и, особенно в США, его связью с расовыми проблемами. И наконец, темпы экономического роста уже не могут больше удовлетворять растущие материальные потребности, которые стимулируются культурой, на первое место ставящей потребление. Не будет иреувеличением ут
верждение, что в наиболее сознательных кругах западного общества начинает ощущаться чувство исторической тре
воги и, возможно, даже пессимизма.
Почти полвека назад известный историк Ганс Кон, быв
ший свидетелем трагического опыта двух мировых войн и истощающих последствий вызова тоталитаризма, опасался, что Запад может "устать и выдохнуться". В сущности, он опасался, что "человек
ХХ века стал менее уверенным в себе, чем его предшественник, живший в
XIX веке. Он на собствен
ном опыте столкнулся с темными силами истории. То , что казалось ушедшим в прошлое, вернулась : фанатич
ная вера, непогрешимые вожди , рабство и массовые убийства, уничтожение целых народов, безжалостность и варварство"
4•
Эта неуверенность усиливается получившим широкое распространение разочарованием последствиями оконча
ния холодной войны. Вместо "нового мирового порядка", построенного на консенсусе и гармонии, "явления, кото
рые, казалось бы, принадлежали прошлому", внезапно ста
ли будущим. Хотя этнонациональные конфликты больше, возможно, и не угрожают мировой войной, они стали угро
зой миру в важных районах земного шара. Таким образом, еще на какое-то время война, по-видимому, так и не станет устаревшим понятием. Вследствие того что для более обес
печенных стран сдерживающим фактором являются их бо
лее развитые технологические возможности саморазруше-
4
Нans Kohn. The Twentieth Century
. -
New York
,
1 949. - Р. 53.
252
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ния, а также их собственные интересы, война может стать роскошью, доступной лишь бедным народам этого мира.
В ближайшем будушем обедневшие две трети человечества не смогут руководствоваться в своих поступках ограничения
ми, которыми руководствуются привилегированные.
Следует также отметить, что до сих пор в ходе междуна
родных конфликтов и террористических действий оружие массового поражения в основном не применялось. Как дол
го может сохраняться это самоограничение, невозможно предсказать, однако растущая доступность средств, способ
ных привести к массовым жертвам в результате применения ядерного или бактериологического оружия, не только для государств, но и для организованных группировок также неизбежно увеличивает вероятность их применения .
Короче говоря, перед Америкой как ведущей державой мира открыта лишь узкая историческая возможность. Ны
нешний момент относительного международного мира мо
жет оказаться краткосрочным. Эта перспектива подчерки
вает острую необходимость активного вмешательства
Америки в дела мира с уделеннем особого внимания укреп
лению международной геополитической стабильности, ко
торая способна возродить на Западе чувство исторического оптимизма. Исторический оптимизм требует демонстрации возможностей одновременно заниматься и внутренними социальными, и внешними геополитическими проблемами.
Тем не менее возрождение западного оптимизма и универ
сальность западных ценностей зависят не только от Америки и Европы. Япония и Индия являются примерами того, что понятия прав человека и центральное значение демократи
ческого эксперимента действительны и в азиатских странах, как развитых, так и до сих пор развивающихся. Дальнейший успех в демократическом строительстве Японии и Индии, таким образом, также имеет огромное значение для сохране
ния большей уверенности в отношении политического буду
щего земного шара. Действительно, опыт этих двух стран, а также опыт Южной Кореи и Тайваня дают основания пред
полагать, что сохранение темпов экономического роста Ки
тая приведет при наличии давления извне в пользу необходи
мости перемен и вследствие большей причастности к делам международного сообщества, возможно, к постепенной де
мократизации китайского строя.
Решение этих проблем является и бременем Америки, и ее уникальной обязанностью. С учетом реальности американ-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
253 ской демократии эффективные действия неизбежно потре
буют понимания общественностью важной роли американс
кого государства в формировании все более широкой систе
мы стабильного геополитического сотрудничества, которая будет одновременно предотвращать возможность глобальной анархии и успешно препятствовать возникновению новой угрозы со стороны какой-либо из стран. Эти две цели - пре
дотвращение анархии и появления державы-соперницы - неотделимы от определения более долгосрочной цели гло
бальной деятельности Америки: создания прочной сети меж
дународного геополитического сотрудничества.
К сожалению, до сегодняшнего дня усилия, направлен
ные на то, чтобы четко сформулировать новую центральную и глобальную цель Соединенных Штатов после окончания холодной войны, бьmи однобокими. Не удалось увязать потребность улучшения жизни людей с необходимостью сохранения центрального положения Америки в мировых делах. Можно вьщелить несколько таких попыток, предпри
нятых в последнее время.
В первые два года пребывания у власти администрации Клинтона в выступлениях в поддер
жку "позитивного принципа многосторонних отношений" недостаточно принималось во внимание реальное положе
ние в области расстановки сил. Позднее в качестве альтер
нативы основное внимание стало уделяться мнению, что
Америка должна сосредоточить свои усилия на "распрост
ранении демократической системы" во всем мире, при этом уделялось недостаточно внимания тому, что для
Америки по-прежнему большое значение имеет сохранение стабиль
ности в мире и даже развитие практически целесообразных отношений с некоторыми странами (к сожалению, "неде
мократическими"), например с Китаем.
В качестве главной приоритетвой задачи США призывы более узкого характера бьmи еще менее удовлетворитель
ными, например призыв к сосредоточению усилий на устра
нении существующей несправедливости в распределении доходов в мире, к формированию особых "зрелых стратеги
ческих партнерских отношений" с Россией или сдержива
нию распространения оружия. Другие альтернативы, а именно: Америка должна сконцентрировать свои усилия на защите окружающей среды или, в более узком плане, на борьбе с локальными войнами, также не учитывали основ
ных реальностей, связанных со статусом мировой державы.
В результате ни одна из указанных выше формулировок не отражала в полной мере необходимости создания мини-
254
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА мальной rеополитической стабильности в мире как основы для одновременного обеспечения более длительного суще
ствования гегемонии США и эффективного предотвраще
ния международной анархии.
Короче говоря, цель политики США должна без каких
либо оправданий состоять из двух частей: необходимости закрепить собственное господствующее положение, по крайней мере на период существования одного поколения , н о предпочтительно на еще больший период времени, и необходимости создать геополитическую структуру, кото
рая будет способна смягчать неизбежные потрясения и напряженность, вызванные социально-политическими пе
р�менами, в то же время формируя геополитическую серд
цевину взаимной ответственности за управление миром без войн. Продолжительная стадия постепенного расширения сотрудничества с ведущими евразийскими партнерами, сти
мулируемого и регулируемого Америкой, может также спо
собствовать подготовке предварительных условий для усо
вершенствования существующих и все более устаревающих структур ООН. Тогда при очередном распределении обязан
ностей и привилегий можно будет учесть новые реалии рас
становки сил в мире, столь изменившиеся с 1 945 года.
Эта деятельность обеспечит и дополнительное истори
ческое иреимущество использования в своих интересах вновь созданной сети международных связей, которая за
метно развивается вне рамок более традиционной системы национальных государств. Эта сеть, сотканная многонаци
ональными корпорациями, неправительственными органи
зациями (многие из которых являются транснациональны
ми по характеру) и научными сообществами и полуЧившая еще большее развитие благодаря системе Интернет, уже создает неофициальную мировую систему, в своей основе благоприятную для более упорядоченного и всеохватываю
щего сотрудничества в глобальных масштабах.
В течение нескольких ближайших десятилетий может быть создана реально функционирующая система глобаль
ного сотрудничества, построенная с учетом геополитичес
кой реальности, которая постепенно возьмет на себя роль международного "регента", способного нести груз ответ
ственности за стабильность и мир во всем мире. Геострате
гический успех, достигнутый в этом деле, надлежащим об
разом узаконит роль Америки как первой, единственной и последней истинно мировой сверхдержавы.