ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

242
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА бое сближение в будущем должно основъmатъся на признании обоюдной стратеmческой заинтересованности в стабилизации неустойчивого в настоящее время реmоналъного окружения
Ирана. Конечно, любое примирение между этими странами должно осуществляться обеими сторонами и не выглядеть как одолжение, которое одна сторона делает другой. СUDИ\ заинте­
ресованы в сильном, даже направляемом релиmей, но не ис­
пытъmающем фанатичных антизападных настроений Иране, и в итоге даже иранская политическая элита, возможно, при­
знает этот факт. Между тем долгосрочным американским ин­
тересам в Евразии сослужит лучшую службу отказ
CUDU\ от своих возражений против более тесного экономического со­
трудничества Турции с Ираном, особенно в области строи­
тельства новых нефтепроводов, и развития друmх связей меж­
ду
Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном. Долгосрочное участие
CUDU\ в финансировании таких проектов отвечало бы и американским интересам 2•
Необходимо также отметить потенциальную роль Ин­
дии, хотя в настоящее время она является относительно пассивным действующим лицом на евразийской сцене.
В геополитическом плане Индию сдерживает коалиция Китая и Пакистана, в то время как слабая Россия не может пред­
ложить ей той политической поддержки, которую она ока­
зывала ей в прошлом. Однако выживание демократии в
Индии имеет важное значение в том плане, что оно опро­
вергает лучше, чем тома академических дискуссий, понятие о том, что права человека и демократия - это чисто запад­
ное и характерное лишь для Запада явление. Индия доказы­
вает, что антидемократические "азиатские ценности", про-
2
Здесь уместно процитировать мудрый совет, данный моим коллегой по Центру международных стратегических исследова­
ний Энтони Г. Кордесманом в его работе "The American Threat to the United States" (February, 1 997), представленной в виде выступ­
ления в армейском военном колледже, который предостерегал
США против склонности изображать в устрашающем виде про­
блемы и даже народы. По его словам, "Иран, Ирак и Ливия пред­
ставляют собой случаи, когда США создали из них врагов, не разработав при этом какого-либо приемлемого среднесрочного или долгосрочного эндшпиля для своей стратегии. Американские стратеги не могут рассчитывать на полную изоляцию этих стран, и не имеет смысла относиться к ним так, как если бы они бьши одинаковыми "государствами-мошенниками" или "государства­
ми-террористами" . . . США существуют в морально сером мире, и им не удастся добиться успеха, разделяя его на черное и белое".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
243 пагандируемые представителями стран от Сингапура до
Китая, являются просто антидемократическими, но они не обязательно являются характерными для
Азии. К тому же провал Индии нанес бы удар по перспективам демократии и убрал бы со сцены силу, способствующую большему рав­
новесию на азиатской сцене, в особенности с учетом усиле­
ния геополитического превосходства Китая. Из этого сле­
дует, что постоянное участие Индии в дискуссиях по вопросу региональной стабильности, особенно по вопросу о судьбе Средней Азии, своевременно, не говоря о стимули­
ровании развития более прямых двусторонних связей между военными сообществами Америки и Индии.
Геополитический плюрализм в Евразии в целом недости­
жим и не будет иметь устойчивого характера без углубления взаимопонимания между Америкой и Китаем по стратеmчес­
ким вопросам. Из этого следует, что политика привлечения
Китая к серьезному диалоrу по стратеmческим вопросам, а в итоге, возможно, к трехсторонним усилиям, включающим также и Японию, является необход имым первым шагом в по­
вышении интереса Китая к примирению с Америкой, что от­
ражает те самые геополитические интересы (в частности, в
Северо-Восточной и Средней Азии), которые действительно являются общими для двух стран. Кроме того, Америке над­
лежит устранить любые неясности в отношении привержен­
ности США политике одного Китая, дабы не усугубить проблему Тайваня, в особенности после того, как Гонконг бьт поглощен Китаем. К тому же в собственных интересах
Китая превратить это событие в успешную демонстрацию принципа, в соответствии с которым даже Великий Китай может допустить и гарантировать более широкое многообра­
зие в своих внутренних политических уреrулированиях.
Хотя - об этом говорилось в главах
4 и
6 - любая пред­
полагаемая китайско-российско-иранская коалиция, направ­
ленная против Америки, вряд ли выйдет за рамки какого-то временного позирования по тактическим соображениям, для
Соединенных Штатов важно строить свои отношения с Ки­
таем таким образом, чтобы не подтолкнуть Пекин в этом на­
правлении. В любом подобном "антигегемонистском" союзе
Китай стал бы чекой. Он, вероятно, будет самым сильным, самым динамичным и, следовательно, ведущим компонентом.
Такая коалиция могла бы возникнуть только вокруг недо­
вольного, разочарованного и враждебного Китая. Ни Россия, ни Иран не располагают необходимыми средствами, чтобы стать центром притяжения для подобной коалиции.


244
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОС КА
Поэтому диалог между Америкой и Китаем по стратеги­
ческим вопросам, касающимся тех областей, которые обе страны хотят видеть свободными от господства других жаж­
дущих гегемонов, настоятельно необходим. Однако для до­
стижения прогресса диалог должен быrь длительным и серь­
езным. В ходе такого общения можно было бы более мотивированно обсудить и другие спорные вопросы, касаю­
щиеся Тайваня и даже прав человека. Действительно, мож­
но бьmо бы достаточно откровенно отметить, что вопрос внутренней либерализации в Китае - это не только внут­
реннее дело самого Китая, поскольку только вставший на путь демократизации и процветающий Китай имеет перс­
пективу привлечения к себе Тайваня мирным путем. Любая попьrrка насильственного воссоединения не только поста­
вила бы американо-китайские отношения под угрозу, но и неизбежно оказала бы негативное воздействие на способ­
ность Китая привлекать иностранный капитал и поддержи­
вать экономическое развитие в стране. Собственные стрем­
ления Китая к региональному превосходству и глобальному статусу бьmи бы поэтому принесены в жертву.
Хотя Китай превращается в доминирующую силу в реги­
оне, он вряд ли станет такой силой в мире, и это не произой­
дет еще в течение долгого времени (по причинам, перечис­
ленным в главе б), а шизофренические страхи в отношении
Китая как глобальной силы порождают у Китая манию вели­
чия, что, возможно, также становится источником самоис­
полняемого пророчества об усилении враждебности между
Америкой и Китаем. Поэтому Китай не следует ни сдержи­
вать, ни умиротворять. К нему следует относиться с уважени­
ем как к самому крупному развивающемуся государству в мире, и - по крайней мере пока - как к добивающемуся достаточных успехов. Его геополитическая роль не только на
Дальнем Востоке, но и в Евразии в целом, вероятно, также возрастет. Следовательно, бьmо бы целесообразно кооптиро­
вать Китай в члены "большой семерки" на ежегодном самми­
те ведущих стран мира, особенно после того, как включение
России в эту группу расширило спектр обсуждаемых на сам­
мите вопросов - от экономических до политических.
Поскольку Китай все активнее интегрируется в мировую систему и, следовательно, в меньшей степени способен и склонен использовать свое главенство в регионе в тупой по­
литической манере, из этого следует, что фактическое воз­
никновение китайской сферы влияния в районах, представ­
ляющих для Китая исторический интерес, вероятно, станет


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
245 частью нарождающейся евразийской структуры геополити­
ческого примирения. Будет ли объединенная Корея двигать­
ся в направлении подобной сферы, во многом зависит от степени примирения между Японией и Кореей (Америке следует более активно поощрять этот процесс), однако вос­
соединение Кореи без примирения с Китаем маловероятно.
На каком-то этапе Великий Китай неизбежно станет оказывать давление в целях решения проблемы Тайваня, однако степень включения Китая во все более связывающий комплекс международных экономических и политических структур также может положительно отразиться на ха рак­
тере внутренней политики Китая. Если поглощение Китаем
Гонконга не окажется репрессивным, формула Дэн Сяопи­
на для Тайваня "одна страна, две системы" может быть пе­
ределана в формулу "одна страна, несколько систем". Это может сделать воссоединение более приемлемым для заин­
тересованных сторон, что еще раз подтверждает мысль о невозможности мирного воссоздания единого Китая без некоторой политической эволюции самого Китая.
В любом случае как по историческим, так и по геополи­
тическим причинам Китаю следует рассматривать Америку как своего естественного союзника. В отличие от Японии или России, у Америки никогда не бьmо территориальных замыслов в отношении Китая , и, в отличие от Великобрита­
нии, она никогда не унижала Китай. Более того, без реаль­
ного стратегического консенсуса с Америкой Китай вряд ли сможет продолжать привлекать значительные зарубежные капиталовложения, так необходимые для его экономичес­
кого роста и, следовательно, для достижения преобладаю­
щего положения в регионе. По той же причине без аме­
рикано-китайского стратегического урегулирования как восточной опоры вовлеченнести Америки в дела Евразии у
Америки не будет геостратегии для материковой Азии, а без геостратегии для материковой Азии у Америки не будет геостратегии для Евразии. Таким образом, для Америки региональная мощь Китая, включенная в более широкие рамки международного сотрудничества, может быть жиз­
ненно важным геостратегическим средством - в этом отно­
шении таким же важным, как Европа, и более весомым, чем
Япония , - обеспечения стабильности в Евразии.
Однако, в отличие от Европы, демократический плацдарм в восточной части материка появится не скоро. Поэтому тем более важно, чтобы усилия Америки по углублению страте­
гических взаимоотношений с Китаем основывались на не-


246
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА двусмысленном признании того, что демократическая и пре­
успевающая в экономическом плане Япония является важ­
нейшим тихоокеанским и главным мировым партнером Аме­
рики. Хотя Япония не может стать главенствующей державой в Азиатском регионе, учитывая сильную антипатию, которую она вызьmает у стран региона, она может стать ведущей дер­
жавой на международном уровне. Токио может добиться вли­
яния на мировом уровне путем тесного сотрудничества с Со­
единенными Штатами в области решения современных мировых проблем, избегая бесплодных и потенциально кон­
трпродуктивных попьrгок стать ведущей державой в регионе.
Поэтому американское руководство должно помогать Япо­
нии двигаться в этом направлении. Американо-японское со­
глашение о свободной торговле, в котором говорилось бы о создании общего экономического пространства, могло бы укрепить связь между двумя странами и способствовать до­
стижению указанной цели, и по этой причине следует совме­
стно рассмотреть его выгодность.
Именно через тесные политические отношения с Япони­
ей Америка сможет более уверенно пойти навстречу стрем­
лениям Китая в регионе, противодействуя при этом проявле­
ниям его самоуправства. Только на этой основе может бьrгь достигнут сложный трехсторонний компромисс, включаю­
щий в себя мощь Америки на мировом уровне, преобладаю­
щее положение Китая в регионе и лидерство Японии на меж­
дународном уровне. Однако этот общий геостратегический компромисс может бьrгь разрушен неразумным расширени­
ем военного сотрудничества Америки и Японии. Япония не должна играть роль непотопляемого американского авианос­
ца на Дальнем Востоке, она также не должна бьrгь главным военным партнером Америки в Азии или потенциально веду­
щей державой в Азиатском регионе. Ложно направленные действия в одной из вышеназванных областей могут отрезать Америку от континентальной Азии, ослабить перс­
пектины достижения стратегического консенсуса с Китаем и таким образом подорвать способность Америки укрепить стабильность геополитического плюрализма в Евразии.
ТРАНСЪЕВРАЗИЙСКАЯ
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ
Стабильность геополитического плюрализма Евразии, пре­
пятствующая появлению одной доминирующей державы,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24 7 должна быть укреплена созданием трансъевразийской систе­
мы безопасности, что, возможно, произойдет в начале следу­
ющего века. Такое трансконтинентальное соглашение в об­
ласти безопасности должно включать расширившуюся организацию НАТО - что связано с подписанием хартии о сотрудничестве с Россией - и Китай, а также Японию (ко­
торая будет по-прежнему связана с Соединенными Штатами двусторонним договором о безопасности). Однако для этого прежде предстоит добиться расширения НАТО, в то же вре­
мя подключив Россию к более широкой региональной систе­
ме сотрудничества в области безопасности. Кроме того, аме­
риканцы и японцы должны активно консультироваться и тесно сотрудничать друг с другом для обеспечения трехсто­
роннего диалога по проблемам политики и безопасности на
Дальнем Востоке с участием Китая. Трехсторонние перего­
воры по вопросам безопасности между Америкой, Японией и
Китаем могут в конечном счете проводиться с участием боль­
шего числа азиатских участников и позднее привести к диа­
логу между ними и Организацией по безопасности и сотруд­
ничеству в Европе. В свою очередь, такой диалог может проложить путь серии конференций с участием всех евро­
пейских и азиатских стран, что послужит началом создания трансконтинентальной системы безопасности.
Со временем могла бы начать формироваться более фор­
мальная структура, стимулируя появление трансЪевразийс­
кой системы безопасности, которая впервые в жизни охва­
тила бы весь континент. Формирование такой системы ­
определение ее сути, а затем наделение законным статусом - могло бы стать главной архитектурной инициативой следу­
ющего десятилетия, поскольку намеченный ранее полити­
ческий курс создал необходимые предпосьmки. Такая ши­
рокая трансконтинентальная структура могла бы также иметь постоянный комитет безопасности, состоящий из основных евразийских субъектов, чтобы повысить способ­
ность трансъевразийской системы безопасности оказывать содействие эффективному сотрудничеству по вопросам, существенно важным для стабильности в мире. Америка,
Европа, Китай, Япония, конфедеративная Россия и Индия , а также, возможно, и другие страны могли бы сообща послу­
жить сердцевиной такой более структурированной транс­
континентальной системы. Окончательное возникновение трансЪевразийской системы безопасности могло бы посте­
пенно освободить Америку от пекоторога бремени, даже