ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
242
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА бое сближение в будущем должно основъmатъся на признании обоюдной стратеmческой заинтересованности в стабилизации неустойчивого в настоящее время реmоналъного окружения
Ирана. Конечно, любое примирение между этими странами должно осуществляться обеими сторонами и не выглядеть как одолжение, которое одна сторона делает другой. СUDИ\ заинте
ресованы в сильном, даже направляемом релиmей, но не ис
пытъmающем фанатичных антизападных настроений Иране, и в итоге даже иранская политическая элита, возможно, при
знает этот факт. Между тем долгосрочным американским ин
тересам в Евразии сослужит лучшую службу отказ
CUDU\ от своих возражений против более тесного экономического со
трудничества Турции с Ираном, особенно в области строи
тельства новых нефтепроводов, и развития друmх связей меж
ду
Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном. Долгосрочное участие
CUDU\ в финансировании таких проектов отвечало бы и американским интересам 2•
Необходимо также отметить потенциальную роль Ин
дии, хотя в настоящее время она является относительно пассивным действующим лицом на евразийской сцене.
В геополитическом плане Индию сдерживает коалиция Китая и Пакистана, в то время как слабая Россия не может пред
ложить ей той политической поддержки, которую она ока
зывала ей в прошлом. Однако выживание демократии в
Индии имеет важное значение в том плане, что оно опро
вергает лучше, чем тома академических дискуссий, понятие о том, что права человека и демократия - это чисто запад
ное и характерное лишь для Запада явление. Индия доказы
вает, что антидемократические "азиатские ценности", про-
2
Здесь уместно процитировать мудрый совет, данный моим коллегой по Центру международных стратегических исследова
ний Энтони Г. Кордесманом в его работе "The American Threat to the United States" (February, 1 997), представленной в виде выступ
ления в армейском военном колледже, который предостерегал
США против склонности изображать в устрашающем виде про
блемы и даже народы. По его словам, "Иран, Ирак и Ливия пред
ставляют собой случаи, когда США создали из них врагов, не разработав при этом какого-либо приемлемого среднесрочного или долгосрочного эндшпиля для своей стратегии. Американские стратеги не могут рассчитывать на полную изоляцию этих стран, и не имеет смысла относиться к ним так, как если бы они бьши одинаковыми "государствами-мошенниками" или "государства
ми-террористами" . . . США существуют в морально сером мире, и им не удастся добиться успеха, разделяя его на черное и белое".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
243 пагандируемые представителями стран от Сингапура до
Китая, являются просто антидемократическими, но они не обязательно являются характерными для
Азии. К тому же провал Индии нанес бы удар по перспективам демократии и убрал бы со сцены силу, способствующую большему рав
новесию на азиатской сцене, в особенности с учетом усиле
ния геополитического превосходства Китая. Из этого сле
дует, что постоянное участие Индии в дискуссиях по вопросу региональной стабильности, особенно по вопросу о судьбе Средней Азии, своевременно, не говоря о стимули
ровании развития более прямых двусторонних связей между военными сообществами Америки и Индии.
Геополитический плюрализм в Евразии в целом недости
жим и не будет иметь устойчивого характера без углубления взаимопонимания между Америкой и Китаем по стратеmчес
ким вопросам. Из этого следует, что политика привлечения
Китая к серьезному диалоrу по стратеmческим вопросам, а в итоге, возможно, к трехсторонним усилиям, включающим также и Японию, является необход имым первым шагом в по
вышении интереса Китая к примирению с Америкой, что от
ражает те самые геополитические интересы (в частности, в
Северо-Восточной и Средней Азии), которые действительно являются общими для двух стран. Кроме того, Америке над
лежит устранить любые неясности в отношении привержен
ности США политике одного Китая, дабы не усугубить проблему Тайваня, в особенности после того, как Гонконг бьт поглощен Китаем. К тому же в собственных интересах
Китая превратить это событие в успешную демонстрацию принципа, в соответствии с которым даже Великий Китай может допустить и гарантировать более широкое многообра
зие в своих внутренних политических уреrулированиях.
Хотя - об этом говорилось в главах
4 и
6 - любая пред
полагаемая китайско-российско-иранская коалиция, направ
ленная против Америки, вряд ли выйдет за рамки какого-то временного позирования по тактическим соображениям, для
Соединенных Штатов важно строить свои отношения с Ки
таем таким образом, чтобы не подтолкнуть Пекин в этом на
правлении. В любом подобном "антигегемонистском" союзе
Китай стал бы чекой. Он, вероятно, будет самым сильным, самым динамичным и, следовательно, ведущим компонентом.
Такая коалиция могла бы возникнуть только вокруг недо
вольного, разочарованного и враждебного Китая. Ни Россия, ни Иран не располагают необходимыми средствами, чтобы стать центром притяжения для подобной коалиции.
244
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОС КА
Поэтому диалог между Америкой и Китаем по стратеги
ческим вопросам, касающимся тех областей, которые обе страны хотят видеть свободными от господства других жаж
дущих гегемонов, настоятельно необходим. Однако для до
стижения прогресса диалог должен быrь длительным и серь
езным. В ходе такого общения можно было бы более мотивированно обсудить и другие спорные вопросы, касаю
щиеся Тайваня и даже прав человека. Действительно, мож
но бьmо бы достаточно откровенно отметить, что вопрос внутренней либерализации в Китае - это не только внут
реннее дело самого Китая, поскольку только вставший на путь демократизации и процветающий Китай имеет перс
пективу привлечения к себе Тайваня мирным путем. Любая попьrrка насильственного воссоединения не только поста
вила бы американо-китайские отношения под угрозу, но и неизбежно оказала бы негативное воздействие на способ
ность Китая привлекать иностранный капитал и поддержи
вать экономическое развитие в стране. Собственные стрем
ления Китая к региональному превосходству и глобальному статусу бьmи бы поэтому принесены в жертву.
Хотя Китай превращается в доминирующую силу в реги
оне, он вряд ли станет такой силой в мире, и это не произой
дет еще в течение долгого времени (по причинам, перечис
ленным в главе б), а шизофренические страхи в отношении
Китая как глобальной силы порождают у Китая манию вели
чия, что, возможно, также становится источником самоис
полняемого пророчества об усилении враждебности между
Америкой и Китаем. Поэтому Китай не следует ни сдержи
вать, ни умиротворять. К нему следует относиться с уважени
ем как к самому крупному развивающемуся государству в мире, и - по крайней мере пока - как к добивающемуся достаточных успехов. Его геополитическая роль не только на
Дальнем Востоке, но и в Евразии в целом, вероятно, также возрастет. Следовательно, бьmо бы целесообразно кооптиро
вать Китай в члены "большой семерки" на ежегодном самми
те ведущих стран мира, особенно после того, как включение
России в эту группу расширило спектр обсуждаемых на сам
мите вопросов - от экономических до политических.
Поскольку Китай все активнее интегрируется в мировую систему и, следовательно, в меньшей степени способен и склонен использовать свое главенство в регионе в тупой по
литической манере, из этого следует, что фактическое воз
никновение китайской сферы влияния в районах, представ
ляющих для Китая исторический интерес, вероятно, станет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
245 частью нарождающейся евразийской структуры геополити
ческого примирения. Будет ли объединенная Корея двигать
ся в направлении подобной сферы, во многом зависит от степени примирения между Японией и Кореей (Америке следует более активно поощрять этот процесс), однако вос
соединение Кореи без примирения с Китаем маловероятно.
На каком-то этапе Великий Китай неизбежно станет оказывать давление в целях решения проблемы Тайваня, однако степень включения Китая во все более связывающий комплекс международных экономических и политических структур также может положительно отразиться на ха рак
тере внутренней политики Китая. Если поглощение Китаем
Гонконга не окажется репрессивным, формула Дэн Сяопи
на для Тайваня "одна страна, две системы" может быть пе
ределана в формулу "одна страна, несколько систем". Это может сделать воссоединение более приемлемым для заин
тересованных сторон, что еще раз подтверждает мысль о невозможности мирного воссоздания единого Китая без некоторой политической эволюции самого Китая.
В любом случае как по историческим, так и по геополи
тическим причинам Китаю следует рассматривать Америку как своего естественного союзника. В отличие от Японии или России, у Америки никогда не бьmо территориальных замыслов в отношении Китая , и, в отличие от Великобрита
нии, она никогда не унижала Китай. Более того, без реаль
ного стратегического консенсуса с Америкой Китай вряд ли сможет продолжать привлекать значительные зарубежные капиталовложения, так необходимые для его экономичес
кого роста и, следовательно, для достижения преобладаю
щего положения в регионе. По той же причине без аме
рикано-китайского стратегического урегулирования как восточной опоры вовлеченнести Америки в дела Евразии у
Америки не будет геостратегии для материковой Азии, а без геостратегии для материковой Азии у Америки не будет геостратегии для Евразии. Таким образом, для Америки региональная мощь Китая, включенная в более широкие рамки международного сотрудничества, может быть жиз
ненно важным геостратегическим средством - в этом отно
шении таким же важным, как Европа, и более весомым, чем
Япония , - обеспечения стабильности в Евразии.
Однако, в отличие от Европы, демократический плацдарм в восточной части материка появится не скоро. Поэтому тем более важно, чтобы усилия Америки по углублению страте
гических взаимоотношений с Китаем основывались на не-
246
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА двусмысленном признании того, что демократическая и пре
успевающая в экономическом плане Япония является важ
нейшим тихоокеанским и главным мировым партнером Аме
рики. Хотя Япония не может стать главенствующей державой в Азиатском регионе, учитывая сильную антипатию, которую она вызьmает у стран региона, она может стать ведущей дер
жавой на международном уровне. Токио может добиться вли
яния на мировом уровне путем тесного сотрудничества с Со
единенными Штатами в области решения современных мировых проблем, избегая бесплодных и потенциально кон
трпродуктивных попьrгок стать ведущей державой в регионе.
Поэтому американское руководство должно помогать Япо
нии двигаться в этом направлении. Американо-японское со
глашение о свободной торговле, в котором говорилось бы о создании общего экономического пространства, могло бы укрепить связь между двумя странами и способствовать до
стижению указанной цели, и по этой причине следует совме
стно рассмотреть его выгодность.
Именно через тесные политические отношения с Япони
ей Америка сможет более уверенно пойти навстречу стрем
лениям Китая в регионе, противодействуя при этом проявле
ниям его самоуправства. Только на этой основе может бьrгь достигнут сложный трехсторонний компромисс, включаю
щий в себя мощь Америки на мировом уровне, преобладаю
щее положение Китая в регионе и лидерство Японии на меж
дународном уровне. Однако этот общий геостратегический компромисс может бьrгь разрушен неразумным расширени
ем военного сотрудничества Америки и Японии. Япония не должна играть роль непотопляемого американского авианос
ца на Дальнем Востоке, она также не должна бьrгь главным военным партнером Америки в Азии или потенциально веду
щей державой в Азиатском регионе. Ложно направленные действия в одной из вышеназванных областей могут отрезать Америку от континентальной Азии, ослабить перс
пектины достижения стратегического консенсуса с Китаем и таким образом подорвать способность Америки укрепить стабильность геополитического плюрализма в Евразии.
ТРАНСЪЕВРАЗИЙСКАЯ
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ
Стабильность геополитического плюрализма Евразии, пре
пятствующая появлению одной доминирующей державы,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24 7 должна быть укреплена созданием трансъевразийской систе
мы безопасности, что, возможно, произойдет в начале следу
ющего века. Такое трансконтинентальное соглашение в об
ласти безопасности должно включать расширившуюся организацию НАТО - что связано с подписанием хартии о сотрудничестве с Россией - и Китай, а также Японию (ко
торая будет по-прежнему связана с Соединенными Штатами двусторонним договором о безопасности). Однако для этого прежде предстоит добиться расширения НАТО, в то же вре
мя подключив Россию к более широкой региональной систе
ме сотрудничества в области безопасности. Кроме того, аме
риканцы и японцы должны активно консультироваться и тесно сотрудничать друг с другом для обеспечения трехсто
роннего диалога по проблемам политики и безопасности на
Дальнем Востоке с участием Китая. Трехсторонние перего
воры по вопросам безопасности между Америкой, Японией и
Китаем могут в конечном счете проводиться с участием боль
шего числа азиатских участников и позднее привести к диа
логу между ними и Организацией по безопасности и сотруд
ничеству в Европе. В свою очередь, такой диалог может проложить путь серии конференций с участием всех евро
пейских и азиатских стран, что послужит началом создания трансконтинентальной системы безопасности.
Со временем могла бы начать формироваться более фор
мальная структура, стимулируя появление трансЪевразийс
кой системы безопасности, которая впервые в жизни охва
тила бы весь континент. Формирование такой системы
определение ее сути, а затем наделение законным статусом - могло бы стать главной архитектурной инициативой следу
ющего десятилетия, поскольку намеченный ранее полити
ческий курс создал необходимые предпосьmки. Такая ши
рокая трансконтинентальная структура могла бы также иметь постоянный комитет безопасности, состоящий из основных евразийских субъектов, чтобы повысить способ
ность трансъевразийской системы безопасности оказывать содействие эффективному сотрудничеству по вопросам, существенно важным для стабильности в мире. Америка,
Европа, Китай, Япония, конфедеративная Россия и Индия , а также, возможно, и другие страны могли бы сообща послу
жить сердцевиной такой более структурированной транс
континентальной системы. Окончательное возникновение трансЪевразийской системы безопасности могло бы посте
пенно освободить Америку от пекоторога бремени, даже