Файл: Ккл по Дисциплине уодб Тема Задачи и принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 12. Учет операций доверительного управления
1.Виды операций по доверительному управлению.

2. Учет трастовых операций с ценными бумагами.

Участники договора траста: собственник имущества, доверительный управляющий, выгодоприобретатель. Общие фонды банковского управления (ОФБУ). Объект доверительного управления. Отражение в бухгалтерском учете переданных в траст денежных средств. Учет трастовых операций с ценными бумагами. Учет финансовых результатов от трастовой деятельности.

12.1. Виды операций по доверительному управлению

Банки выполняют следующие виды операций по доверительному управлению портфелем ценных бумаг: покупка и продажа ценных бумаг на основании договоров комиссии или поручения, то есть за счет и от имени клиента или банка. При этом банк выполняет ряд операций, таких как:

-      получение инструкций от клиента в утвержденной форме;

-      исполнение сделки или передача поручения финансовому брокеру;

-      физическая или в бездокументарной форме поставка ценной бумаги;

-      осуществление денежных расчетов;

-      регистрация сделки, внесение изменений в реестр акционеров и пр.

Посредничество в организации выпуска ценных бумаг и их первичном размещении:

-      Осуществление расчетов по сделкам с ценными бумагами.

-      Перерегистрация прав собственности на ценные бумаги по указанию распорядителя траста.

-      Хранение, перевозка и пересылка ценных бумаг.

-      Начисление и выплата дивидендов инвесторам.

-      Замена ценных бумаг при их порче, потери, включая юридические, документальные и организационные процедуры.

-      Методическое, информационное, консультационное обслуживание, услуги по сопровождению операций с ценными бумагами.

-      Посредничество в страховании рисков по операциям с ценными бумагами и т.д.

В сфере управления активами коммерческие банки осуществляют операции с ценными бумагами, проводят инвестиции по поручению клиента, которые включает в себя куплю продажу ценные бумаг, формирование их портфеля.

Согласно Инструкции ЦБ РФ О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ, общие фонды банковского управления (ОФБУ) – это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Учредитель доверительного управления, внесший долю имущества в ОФБУ является учредителем управления ОФБУ.

12.2.Учет трастовых операций с ценными бумагами
Траст (trust - доверие, доверительное управление) - это операции по управлению средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т. п.) клиента, осуществляемые от своего имени и по поручению клиента на основании договора с ним.

Правовой базой, на которой развиваются операции по доверительному управлению имуществом, является ГК РФ (часть 2). Отношения доверительного управления имуществом регулируются главой 53 ГК РФ, в соответствии с которой по договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Доверительный управляющий имеет право совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя, действуя при этом от своего имени, но указывая, что выступает в качестве доверительного управляющего.

ГК РФ установлено, что объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В соответствии ФЗ «О банках и банковской деятельности» в качестве доверительного управляющего могут выступать и кредитные организации1.

Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими банками своим клиентам, и их быстрое развитие были вызваны целым рядом объективных причин.

Во-первыхэто проблема банковской ликвидности и снижения доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремление банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач -повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности.



Во-вторыхрастущая заинтересованность банковской клиентуры, особенно промышленных предприятий в получении все более широкого набора услуг от банка.

В-третьихобострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов; появление и развитие новых видов услуг, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам.

В-четвертыхпреимущества доверительных операций для банков по сравнению с другими видами деятельности, которые заключаются в следующем:

а)   неограниченные возможности для привлечения средств: при проведении операций за свой счет банк ограничен определенными рамками, так как его собственные ресурсы небезграничны, как небезграничны и потенциальные кредиты, а при обслуживании же клиентов на основе траста число последних крайне велико, и, следовательно, доходы банка растут с увеличением числа клиентов;

б)   четкая структуризация в работе банка: все операции по обслуживанию клиентов не рассредоточиваются по разным отделам, а собраны в одном функциональном подразделении (отделе, управлении и т. д.);

в)   сравнительно невысокие банковские издержки на проведение доверительных операций;

г)   расширение корреспондентских отношений банка, улучшение его положения на межбанковском рынке, повышение репутации.

Трастовые операции (операции по доверительному управлению) являются новыми для нашей банковской практики.

Учредителями доверительного управления могут быть только резиденты Российской Федерации: как юридические, так и физические лица (собственники имущества, опекуны, попечители, исполнители завещаний и т.п.).

В соответствии с ГК РФ для осуществления доверительного управления имуществом стороны (учредитель управления и доверительный управляющий - кредитная организация) заключают в письменном виде договор управления на срок, не превышающий 5 лет (если законами РФ не установлены иные предельные сроки)1.

Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть: денежные средства (в валюте РФ и в иностранной валюте), ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ только на правах собственности. Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.

Имущество, передаваемое учредителем управления доверительному управляющему, должно быть обособлено как от другого имущества учредителя управления, так и от имущества доверительного управляющего. Операции по доверительному управлению в кредитных организациях - доверительных управляющих учитываются в отдельном балансе (на счетах доверительного управления), составляемом по каждому договору доверительного управления. На основании отдельных балансов по договорам составляется сводный (консолидированный) баланс по банку в целом, который представляется в ГТУ ЦБ РФ вместе с основным балансом.


По решению правления или иного исполнительного и распорядительного органа кредитной организации может создаваться общий фонд банковского управления - ОФБУ - путем объединения на праве общей долевой собственности имущества (денежных средств и ценных бумаг) разных учредителей управления и осуществления последующего доверительного управления им со стороны кредитной организации - доверительного управляющего в их интересах.

Решение о создании ОФБУ принимается кредитной организацией на базе разработанных и утвержденных в соответствующем порядке двух документов. Инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ.

«Общие условия» должны содержать: описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ; описание видов имущества, принимаемого доверенным управляющим в ОФБУ; сроки и объемы предоставляемой учредителям управления отчетности; размер вознаграждения доверительного управляющего; порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ.

Инвестиционная декларация должна содержать информацию о предельном стоимостном объеме имущества ОФБУ; доле каждого вида имущества; доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ; доле средств, размещаемых в валютные ценности; об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей - эмитентов ценных бумаг).

Доверительный управляющий должен строго соблюдать инвестиционную декларацию при управлении имуществом учредителей доверительного управления ОФБУ.

Инвестиционная декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ.

Кредитная организация может образовывать несколько ОФБУ (по видам учредителей доверительного управления, по видам управляемого имущества и т.д.), операции и учет по которым ведутся отдельно.

Образование ОФБУ возможно, если кредитная организация отвечает следующим требованиям:

1) существует не менее одного года;

2) размер собственных средств (капитала) составляет не менее 100 млн руб.;

3) выполняет обязательные экономические нормативы, резервные требования, обязательства перед Банком России в течение года перед датой принятия решения о создании ОФБУ;


4) является безубыточной в течение последних четырех кварталов перед датой принятия решения о создании ОФБУ1.

Кредитная организация обязана зарегистрировать ОФБУ в 1 ГУ Банка России. Для регистрации ОФБУ она должна представить в регистрирующий орган следующие документы:

заявление на регистрацию;

общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ;

инвестиционную декларацию;

бухгалтерский баланс (по счетам второго порядка) на конец последнего квартала перед принятием решения о создании ОФБУ;

расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации, выполнения обязательных резервных требований, выполнения обязательств перед Банком России в течение года перед датой принятия решения о создании ОФБУ.

Между кредитной организацией - доверительным управляющим, создающим ОФБУ, и учредителями управления, средства которых объединяются, аккумулируются, заключается в письменной форме договор. Для заключения договора доверительного управления кредитная организация может опубликовать «Общие условия».

В договоре доверительного управления имуществом должно быть отражено, на какой срок и какое имущество одна сторона передает другой в доверительное управление, организация работ, порядок расчетов, условия конфиденциальности, технические условия связи, права и обязанности сторон, их взаимная ответственность, а также в договоре оговариваются ограничения отдельных действий доверительного управляющего по управлению имуществом. Так, в частности, ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением. Далее операции со средствами, вложенными в ОФБУ, должны осуществляться в строгом соответствии с инвестиционной декларацией.

При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления.

Доходы (за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов управляющего на управление ОФБУ) делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ.

Кредитная организация -доверительный управляющий должна представлять учредителю управления в ОФБУ не реже одного раза в год следующие данные: