Файл: Методические рекомендации для проведения интегрированных занятий по образовательной области По знавательное развитие.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГБУ «Безопасность дорожного движения»
ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности»
ФОРМИРОВАНИЕ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РАЗДЕЛА «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ»
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6–7 лет)
Казань
Фолиант
2022
УДК 372
ББК 74.100.5
Ф79
Рекомендовано в печать
Ученым советом
ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности»
Рецензенты:
доцент кафедры дошкольного и начального общего образования
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», кандидат педагогических наук Р.И. Латыпова;
заместитель директора ГБУ «Безопасность дорожного движения»
С.А. Бикчантаева
Ф79
Формирование элементарных математических представ-
лений раздела «Количество и счет» у детей старшего до-
школьного возраста (6–7 лет) / Составители: Р.Ш. Ахмадиева,
Н.С. Аникина, Л.Р. Габдурахманов, Р.Н. Минниханов, В.Н. Попов,
Н.И. Рахматуллина; Под общей редакцией Р.Ш. Ахмадиевой. – Ка- зань: ГБУ «НЦБЖД», 2022. – 56 с.
В данном пособии представлены методические рекомендации для проведения интегрированных занятий по образовательной области «По- знавательное развитие», раздел «Формирование элементарных матема- тических представлений» учебно-методического пособия «Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах» для детей дошколь- ного возраста (подготовительная к школе группа).
Пособие предназначено для педагогов дошкольных образователь- ных организаций, обучающих детей правилам безопасного поведения на дорогах.
0+
© ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», 2022
© ГБУ «Безопасность дорожного движения», 2022
© Фолиант, оригинал-макет, 2022
ISBN 978-5-6047700-5-4
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................. 4
Интеграция целевых ориентиров раздела «Количество и счет» с вариативным модулем «Безопасность жизнедеятельности на дорогах» для подготовительной к школе группы ...................................... 8 1.1. Классификация и действия с элементами множества ............................. 8 1.2. Создание множества и действия с его элементами................................ 10 1.3. Определение количественных отношений между частями множества ......................................................................................................... 13 1.4. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10 .......................................................................................... 18 1.5. Выполнение счета предметов в пределах 20 .......................................... 21 1.6. Определение состава числа 20 ................................................................. 24 1.7. Уменьшение и увеличение количества предметов на одну единицу ............................................................................................... 31 1.8. Прямой и обратный счет в пределах 10 .................................................. 34 1.9. Комбинации состава числа 10 .................................................................. 37 1.10. Создание, деление и изменение множества из 10 элементов ............. 40 1.11. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10 при использовании знаков действий .............................................................. 43
Заключение ....................................................................................................... 53
Список литературы .......................................................................................... 54
4
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации разработаны на основе учебно-методиче- ского пособия «Обучение детей в дошкольных образовательных организа- циях правилам безопасного поведения на дорогах», изданного для педагогов дошкольных образовательных организаций [6]. Данное пособие является вариативным модулем «Безопасность жизнедеятельности на дорогах» для раздела «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» образовательной про- граммы «От рождения до школы» [8].
Целью методических рекомендаций является необходимость предоставить педагогам дошкольных образовательных организаций дидактический матери- ал по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах с интеграцией по разделу «Формирование элементарных математических пред- ставлений» в образовательной области «Познавательное развитие».
Одним из необходимых компонентов в усвоении элементарных матема- тических представлений у дошкольников является формирование у детей понятий о количестве и счете. Обучение детей количеству и счету в старшем дошкольном возрасте начинается с усвоения понятия «множество» с приме- нением в качестве наглядных дидактических материалов иллюстраций и игру- шечных моделей различных видов транспортных средств. Применение различ- ных видов транспортных средств позволяет расширить представления детей об их свойствах, назначении, учит умению выделять эти свойства из множества других, а также вводит детей в социальную действительность общества.
До тех пор пока дети не научатся практически сравнивать между собой два множества, сопоставляя их элементы парами один к одному, правильно усваивать операцию счета и понимать значение количественного числа эле- ментов каждого множества, определять, какое больше (меньше) или равны, последовательности чисел как ряда элементов любой природы (предметов, звуков, движений), обозначенных натуральными числами, нельзя перехо- дить к счетной деятельности.
В пособии представлены методические рекомендации по созданию, разделению множества на части и их воссоединению, установлению отно- шений между целым множеством и каждой его частью. Рассмотрено срав- нение разных частей множества на основе счета и соотнесения элементов один к одному, определение большей или меньшей части множества или их равенства. Усвоение дошкольниками подготовительной к школе группы перечисленных понятий позволит им перейти к освоению счетной деятель- ности и пониманию количественного значения числа.
5
В методическом пособии «Формирование умственных действий у до- школьников» авторы А.М. Щетинина и А.М. Смирнова [15] изложили мето- дику формирующей работы в разных возрастных группах детского сада по каждому из шагов алгоритма отдельного умственного действия.
За основу построения работы по формированию умственных действий: анализа, синтеза, классификации, сравнения, установления причинно-след- ственных связей и отношений – у детей дошкольного возраста были взяты положения Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и других ученых о том, что интеллектуальная деятельность ребенка формируется сначала в плане практического действия с предметами, опирается на процессы чув- ственного познания-ощущения и восприятия и включена в них [11, 13, 14].
Лишь постепенно, благодаря включению речи в практическое действие, накоплению ребенком знаний, усвоению им социально выработанных сим- волов и знаков, внешнее действие интериоризуется, и уже в дошкольном возрасте у детей появляется «умственный эскиз действия» (по терминоло- гии Ж. Пиаже). Алгоритмы умственных действий по различным видам при- ведены в табл. 1.
Общая схема алгоритма любого действия строится на основе поэтапно- го формирования умственных действий, предложенных П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной [11].
Первый этап – мотивационный, на котором главная задача педагога за- ключается в вовлечении ребенка в совместную познавательно-развиваю- щую деятельность, побуждении интереса к ней и его поддержании различ- ными средствами.
Второй этап – ориентировочный, на котором педагог знакомит детей с тем, как надо действовать, что надо делать, с чего начинать, в каком порядке действовать. Лучше всего это сделать совместно с ребенком. Основной ак- цент делается на методах, способах выполнения действия. Структура дей- ствия задается ребенку через систему игр и упражнений на каждый шаг его алгоритма. Все действия обязательно проговариваются как взрослым, так и ребенком.
Третий этап – выполнение действий в материальной (материализован- ной) форме. Это выполнение действий с наглядно представленными пред- метами или же картинками, схемами, моделями. Следует заметить, что для дошкольников этот этап является наиболее важным, значимым, продолжи- тельным по времени, а для младших детей – основным. Действие на этом этапе выполняется практически, руками.
Четвертый этап – внешнеречевых действий, когда действия проговари- ваются ребенком вслух.
6
На пятом этапе действие свертывается и проговаривается в форме вну- тренней речи.
И, наконец, шестой этап знаменует собой умственное действие, макси- мально быстрое, свернутое, результативное. Следует отметить тот факт, что таковое формируется преимущественно у старших дошкольников.
Таблица 1
Алгоритмы умственных действий
Умственное дей-
ствие
Шаги алгоритма
Анализ-синтез
(это два тесно взаимосвязанных процесса, поэтому они предлагаются к рассмотрению одновременно)
1 шаг – название предмета и его частей;
2 шаг – вычленение всех признаков, свойств, ка- честв, функций, их название;
3 шаг – выделение существенных признаков данно- го объекта;
4 шаг – установление взаимосвязи частей, функ- ций, признаков, свойств, качеств;
5 шаг – обобщение основных свойств, качеств, функций данного объекта.
Сравнение
1 шаг – определение линий сравнения;
2 шаг – выделение в объектах признаков различия и сравнение по ним;
3 шаг – выводы о различии в объектах;
4 шаг – выделение признаков сходства в объектах;
5 шаг – выводы о сходстве;
6 шаг – обобщение по линиям различий и сходств.
Классификация
1 шаг – выделение возможных видимых, непосред- ственно отражаемых признаков – оснований для разделения объектов по группам;
2 шаг – определение существенных признаков объ- единения объектов в группы;
3 шаг – отнесение объектов к группе на основе под- ведения их под конкретное понятие;
4 шаг – выполнение действия классификации на основе общего понятия;
5 шаг – моделирование (схематизация) процесса выполнения действия классификации.
7
Установление причинно-след- ственных связей и отношений
1 шаг – установление прямых, внешне представ- ленных зависимостей между объектами, явления- ми;
2 шаг – установление наглядно представленных обратных связей;
3 шаг – определение скрытых прямых и обратных зависимостей в результате суждений, рассуждений и умозаключений;
4 шаг – прогнозирование возможных причин и следствий различных событий;
5 шаг – моделирование причинно-следственных связей между объектами.
В предлагаемом пособии приведены конспекты 11 занятий для детей подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организа- ции. В конспектах показаны методы интеграции целевых ориентиров раз- дела «Количество и счет» образовательной программы «От рождения до школы» [8] с целевыми ориентирами вариативного модуля «Безопасность жизнедеятельности» по обучению дошкольников правилам безопасного по- ведения на дорогах [6].
8
ИНТЕГРАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ РАЗДЕЛА «КОЛИЧЕ-
СТВО И СЧЕТ» С ВАРИАТИВНЫМ МОДУЛЕМ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ»
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ДЕЙСТВИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ МНОЖЕСТВА
Целевые ориентиры
Учить детей создавать два множества (две группы моделей транспорт- ных средств) различных транспортных средств (разного цвета, размера, формы кузова, назначения).
Разбивать множества на части и воссоединять их (группировать транс- портные средства по типам, назначению); устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множе- ства (группы транспортных средств) на основе счета и соотнесения транс- портных средств один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Задачи
Образовательные
1. Учить детей на основе множества, составленного из различных типов наземных транспортных средств, выделять части множества одного типа: автомобильные, железнодорожные, гужевые транспортные средства.
2. Учить детей устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью.
Развивающие
Познакомить детей с различными типами наземных транспортных средств.
Воспитательные
Развивать у детей способность к самостоятельному определению типа транспортного средства.
Ход организованной образовательной деятельности (далее – ООД)
Воспитатель просит детей рассмотреть множество, изображенное на рис. 1, и определить, на сколько частей его можно разделить по существен- ному (основному) признаку «тип транспорта». Если это вызывает затруд- нения у детей, то воспитатель объясняет, что тип транспортного средства определяется в зависимости от путей, по которым движутся транспортные