Файл: 1. Понятие общества. Социальная структура общества. Модели общества в философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие общества. Социальная структура общества. Модели общества в философии.
Понятие общества.
Общество – это группа людей, объединенных на основе общих ценностей, интересов и норм поведения. В обществе каждый человек занимает определенное место и выполняет определенную социальную роль. Различаются различные формы общественных отношений, такие как: брак, родство, соседство, профессиональное сообщество, политические организации, национальные группы, религиозные общины и т.д. Общество также включает в себя экономические, политические, культурные и социальные институты, которые регулируют отношения между людьми и обеспечивают устойчивое функционирование общества.
Социальная структура общества.
Социальная структура общества – это система социальных классов, групп и слоев, которые определяют статус и роль индивидов в обществе. Социальная структура существует на основе различных факторов, таких как экономический статус, образование, профессия, возраст, пол, национальность, религия и другие.
Основные составляющие социальной структуры общества:
1. Социальные классы – это группы людей, которые различаются в социальном статусе, экономических возможностях и власти.
2. Социальные группы – это группы людей, которые объединены на основе общих интересов, характеристик и ценностей. Может быть профессиональное сообщество, семья, клуб любителей кино и т.д.
3. Социальные слои - это группы людей, отличающихся друг от друга по уровню достатка, статусу и возможностям.
4. Социальные категории – это группы людей, которые объединены на основе общих черт, таких как возраст, пол, раса, национальность и т.д.
Социальная структура общества меняется со временем и зависит от различных факторов, таких как экономические условия, технологический прогресс, политические изменения, культурные изменения и т.д.
Модели общества в философии.
В философии выделяют несколько моделей общества, которые в разное время были предложены различными мыслителями.
1. Общество как организм. В соответствии с этой моделью общество сравнивается с организмом, который состоит из различных частей, выполняющих различные функции. Эта модель была развита в социологии и антропологии ХХ века.
2. Общество как механизм. Эта модель подразумевает, что общество является сложной системой отношений и функций, которые регулируют связи между различными индивидами и группами в обществе.
3. Общество как контракт. Согласно этой модели, общество является результатом социального договора между индивидами, которые создают правительство и законы для поддержания гармоничных отношений в обществе.
4. Общество как система действий и ролей. Эта модель представляет общество как комбинацию различных действий и ролей, которые индивиды играют в соответствии со своим статусом и социальным положением в обществе.
5. Общество как совокупность культур. В этой модели общество считается множеством различных культур, каждая из которых вносит свой вклад в формирование общей культуры общества.
Эти модели являются лишь некоторыми из возможных представлений об обществе в философии. Они помогают понять, как различные аспекты общественной жизни взаимодействуют и формируют сложную динамику в современном мире.
2. Виды общественных формирований. Социоцентризм и антропоцентризм во взглядах на природу общества.
Виды общественных формирований.
Общественные формирования - это различные типы организаций и структур, которые возникают в обществе на основе определенных ценностей, убеждений, интересов или потребностей людей. Различают несколько видов общественных формирований:
1. Госудarство – это форма организации общества, которая основана на территориальной единице и наличии правительства. Государства обеспечивают стабильность, защищают права и свободы граждан, обеспечивают общественный порядок и развитие экономики.
2. Религиозные общины – это группы людей, которые объединены на основе религиозных убеждений и обрядов.
Религиозные общины могут включать церкви, секты, монастыри и т. д.
3. Профессиональные сообщества – это группы людей, которые объединены на основе общих профессиональных интересов и целей. Такие сообщества могут объединять, например, юристов, учителей, врачей, инженеров и т. д.


4. Общественные движения – это группы людей, которые объединены на основе общих социальных целей и задач. Такие движения могут быть направлены, например, на борьбу за права женщин, за экологию и т. д.
5. Национальные группы – это группы людей, которые объединены на основе общей национальности, языка, культуры, обычаев. Такие группы могут объединять, например, итальянцев, чехов, китайцев и т. д.
6. Социальные дворы и компании – это более мелкие социальные формирования, которые включают в себя соседство, семью, группы друзей и т. д.
Каждый вид общественных формирований имеет свои особенности, структуру и функционирование, и является важным элементом общества в целом.
Социоцентризм и антропоцентризм во взглядах на природу общества.
Социоцентризм и антропоцентризм - это две разные философские концепции, которые объясняют отношение человека к природе и место общества в природном мире.
Социоцентризм - это концепция, которая выдвигает общество в качестве центрального понятия для понимания мира. По этой концепции, человек не является главным актором в мире, а общество выступает важнейшим компонентом природы. Социоцентристы считают, что определение ценности должно основываться на ценности общества как целого, а не на ценности отдельного индивида.
Антропоцентризм - это концепция, которая считает человека центром мира. По этой концепции, человек выступает в качестве самого важного и значимого элемента природы, а все остальные элементы природы существуют исключительно для удовлетворения потребностей людей. Антропоцентристы считают, что человек имеет право на использование ресурсов природы в соответствии со своими интересами и нуждами.
Таким образом, социоцентризм и антропоцентризм являются зеркальными взглядами на мир и отражают разные философские взгляды на природу общества и место человека в этой природе.
3. Источники и движущие силы истории.
Источники и движущие силы истории - это различные факторы, которые влияют на изменения в обществе и являются причинами исторических событий и процессов. Для определения этих факторов использовались различные теории и подходы, включая идеи великих мыслителей, таких как Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Источники и движущие силы истории могут быть разделены на несколько групп:
1. Экономические источники и движущие силы - это факторы, связанные с экономической деятельностью общества. Сюда можно отнести производственные отношения, распределение богатства и ресурсов, торговлю и финансы. Экономические факторы играют роль в формировании социальной структуры общества и определяют его развитие.
2. Политические источники и движущие силы - это факторы, связанные с политическими процессами в обществе.
Сюда можно отнести систему управления и правительство, законодательные органы, политические партии и движения. Политические факторы играют роль в формировании общественных институтов и определяют развитие правовой системы и государства в целом.
3. Социальные источники и движущие силы - это факторы, связанные с социальной структурой общества и социальными отношениями. Сюда можно отнести классовые отношения, расовые и этнические отношения, сексуальную ориентацию и религиозные взгляды. Социальные факторы играют роль в формировании культуры и идеологии общества.
4. Культурные источники и движущие силы - это факторы, связанные с культурой и идеологией общества. Сюда можно отнести взгляды на искусство, образ жизни, науку и технологии, религию и мораль. Культурные факторы играют роль в формировании мировоззрения общества и вносят свой вклад в развитие науки, искусства и культурных ценностей.
Таким образом, источники и движущие силы истории являются комплексными факторами, которые влияют на развитие общества и формируют события и процессы. Они взаимообусловлены и определяют не только экономические, но и социальные, культурные и политические события.
4. Проблема направленности исторического процесса Формационный и цивилизационный подходы в познании общества и периодизации истории. Понятие исторического времени: уникальность и повторяемость. Прогресс в истории и его критерии.
Проблема направленности исторического процесса Формационный и цивилизационный подходы в познании общества и периодизации истории.
Проблема направленности исторического процесса заключается в том, что разные подходы к истории предполагают разный взгляд на ее смысл и направленность. Это может приводить к интерпретации истории по-разному и, следовательно, к различным выводам и прогнозам относительно будущего.


Одним из таких подходов является формационный подход, который предполагает, что история развивается как смена общественно-экономических формаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической и т.д. Согласно этому подходу, история движется по определенной линии развития, и каждая формация является предшественником следующей.
В свою очередь, цивилизационный подход предполагает, что история развивается как множество движений и взаимодействий различных цивилизаций. Согласно этому подходу, история не движется по линейной траектории, а представляет собой совокупность различных культурных процессов, которые развиваются параллельно друг другу.
Поэтому периодизация истории также может быть различной в зависимости от выбранного подхода. Например, формационный подход предлагает периодизировать историю исходя из смены общественно-экономических формаций, в то время как цивилизационный подход предлагает периодизировать историю исходя из основных цивилизаций и культурных характеристик.
Таким образом, проблема направленности исторического процесса заключается в том, что нет однозначного ответа на вопрос о том, куда движется история и как ее следует интерпретировать. Различные подходы предлагают разные ответы на этот вопрос, что может приводить к различным выводам и прогнозам относительно будущего.
Понятие исторического времени: уникальность и повторяемость. Прогресс в истории и его критерии.
Понятие исторического времени является ключевым в исторической науке и означает не только последовательность событий, но и их расположение во времени. Историческое время отличается от естественного, поскольку оно определяется не столько природными явлениями, сколько идентичностью культур и цивилизаций, появлением политических и социальных событий.
Несмотря на уникальность каждого исторического события, повторяемость в истории также наблюдается в виде общественных процессов, которые работают со стабильности и переменами. Историческая наука стремится понять, каким образом происходят изменения в разных областях жизни, и какие закономерности этому лежат в основе.
Прогресс в истории - это поступательный процесс движения общества вперед по отношению к ранее достигнутым результатам. Критерии прогресса в истории могут отличаться в зависимости от выбранного исторического периода, но наиболее распространенные из них, как правило, охватывают экономический, социальный, территориальный и культурный прогресс.
Экономический прогресс проявляется в улучшении условий жизни, стабильном росте среднего уровня дохода на душу населения, развитии промышленности и сельского хозяйства, повышении уровня технической оснащенности и изобретательности.
Социальный прогресс проявляется в улучшении качества жизни, во взаимоотношениях между различными группами населения и в борьбе социальных неравенств.
Территориальный прогресс связан с расширением границ государств, развитием геополитической роли государств на международной арене, а также ростом численности населения, расширением зон естественных ресурсов.
Культурный прогресс, в свою очередь, оказывает влияние на развитие и прогрессивное развитие науки, искусства и общественного уклада.
Однако, необходимо заметить, что критерии прогресса в истории не являются статическими, так как оценки успешности социального развития могут существенно меняться в зависимости от текущего и перспективного положения общества.
5. Глобальные проблемы современности
Существует несколько глобальных проблем, которые оказывают серьезное воздействие на современный мир и могут иметь разрушительные последствия в будущем:
6. Изменение климата и глобальное потепление – проблема, связанная с ростом уровня парниковых газов в атмосфере, вызванных промышленной деятельностью и другими человеческими деятельностями.
7. Недостаток пресной воды – эта проблема становится все более острой с увеличением населения и изменением климата.
8. Энергетическая безопасность – это проблема, связанная с зависимостью многих стран от нефти и других ископаемых видов топлива, которые могут истощиться в будущем.
9. Бедность – многие люди в мире живут в крайней бедности и не имеют доступа к необходимым ресурсам и услугам, таким как пища, вода, энергия, здравоохранение и образование.
10. Глобальный кризис здравоохранения – это проблема, связанная с распространением инфекционных болезней, таких как ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез, а также с возникновением новых заболеваний.
11. Терроризм и экстремизм – это проблема, связанная с угрозой террористических актов и радикализации населения, которая может привести к насилию и конфликтам в разных частях мира.
12. Кибербезопасность – это проблема, связанная с возможностью хакерских атак на государственные и частные информационные системы и базы данных.


13. Массовая миграция – это проблема, связанная с массовым переселением населения в результате военных конфликтов, экологических катастроф или экономических причин.
14. Нарастающие геополитические напряжения – эта проблема связана с распространением международных конфликтов, которые могут привести к геополитической нестабильности и потенциальным войнам.
Эти проблемы могут быть решены только при сотрудничестве разных стран и тщательном анализе причин и следствий.
Основные понятия
1. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, традиций, обычаев и знаний, принадлежащих определенной группе людей или целому народу.
2. Цивилизация - это состояние общества, которое характеризуется высокой степенью развития культуры, науки, техники, политики и экономики.
3. Общество - это совокупность людей, которые живут и функционируют вместе в определенной территории с установленными правилами и обычаями.
4. Государство - это организованная общность людей, контролирующая определенную территорию и имеющая полномочия управлять этой территорией и ее жителями.
5. Общественное формирование - это совокупность людей, которые имеют общие интересы, ценности и цели, и которые стремятся достичь этих целей вместе.
6. Потребности и интересы - это объективные и субъективные желания и потребности людей, которые могут быть удовлетворены различными способами.
7. Формационный подход - это теория, согласно которой развитие общества определяется экономическими отношениями и формами производства.
8. Цивилизационный подход - это теория, которая объясняет развитие общества как смену цивилизаций, которые имеют свой собственный набор культурных, социальных и экономических характеристик.
9. Глобализация - это процесс, который связывает все страны мира в единую экономическую и культурную сеть.
10. Общество потребления - это общество, в котором потребление товаров и услуг породило культуру потребления, приводящую к постоянному и интенсивному потреблению.
11. Информационное общество - это общество, которое характеризуется зависимостью от информации, которая быстро разделяется и доступна через различные технологии.
12. Информатизация - это процесс, в результате которого информационные технологии становятся все более широко распространенными и влиятельными в различных сферах жизни.
13. Нетократия - это система управления, основанная на использовании сетевых технологий для координирования деятельности и принятия решений.
14. Вестернизация - это процесс, при котором другая культура начинает принимать культурные и общественные ценности Запада.
15. Коэволюция - это процесс взаимного эволюционного развития двух или более видов, где изменения в одном виде приводят к изменениям в другом виде, и оба вида развиваются параллельно друг с другом. В контексте общественных наук это означает, что изменения в одной области общественной жизни влияют на изменения в другой области, и они развиваются параллельно друг с другом.