Файл: Учебнометодическое пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по дисциплине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
92 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
— проведение работы по анализу результатов подготовки дежурных смен;
— служебная и специальная подготовка в подразделениях ФПС;
— подготовка предложений руководителям органов управ- ления ФПС по улучшению организации и проведения под- готовки личного состава, созданию или совершенствованию учебно-материальной базы органов управления и подразделе- ний ФПС;
— оказание в пределах своей компетенции помощи подраз- делениям ФПС в разработке тематических планов и учебных программ с учетом приоритетных направлений борьбы с пожа- рами и их профилактики и оперативной обстановки в регионе;
— взаимодействие с пожарно-техническими образователь- ными учреждениями ФПС МЧС России в вопросах исполь- зования их учебно-материальной базы и привлечения пре- подавательского состава к проведению занятий, подготовке методических материалов и учебных пособий;
— участие в установленном порядке и в пределах своей ком- петенции в инспектировании (проверке) органов управления и подразделений различных уровней системы ФПС по вопро- сам профессиональной подготовки личного состава;
— организация и проведение спортивных соревнований по пожарно-прикладному (пожарно-спасательному) и другим видам спорта;
— ведение учетно-отчетной документации по вопросам профессиональной подготовки, осуществление контроля над ходом этой работы в подразделениях ФПС;
— подготовка совместно с руководителями подразделений квалифицированных специалистов в целях создания профес- сионального ядра среди личного состава;
— участие в работе аттестационных комиссий, выдача за- ключений о профессиональной личной подготовленности личного состава ФПС и внесение предложений об их дальней- шей профессиональной пригодности.
Пожарно-строевая подготовка
| 93
Подготовка личного состава подразделений ФПС включает в себя следующие виды обучения:
1) специальное первоначальное обучение;
2) подготовку личного состава дежурных смен;
3) специальную подготовку по должности рядового и млад- шего начальствующего состава;
4) стажировку;
5) служебную подготовку среднего и старшего начальствую- щего состава;
6) повышение квалификации;
7) переподготовку;
8) самостоятельную подготовку.
94 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Темы реферативных выступлений
1. Виды и принципы обучения, особенности подготовки руководителя к занятиям.
2. Организация и проведение практических занятий по по- жарно–строевой подготовке.
3. Применение на практике методов формирования, со- вершенствования, контроля и оценки знаний, умений и навыков.
4. Проверка, анализ и оценка качества проведения заня- тий по ПСП.
Перечень рекомендуемой литературы
1. Пожарно-строевая подготовка : учебное пособие /
В. В. Теребнев, В. А. Грачев, А. В. Подгрушный, А. В. Те- ребнев. — М.: Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.
2. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02 г. «Правила по охра- не труда в подразделениях ГПС МЧС России». М., 2002.
3. Программа подготовки личного состава подразделений
ГПС МЧС России», утвержденная заместителем мини- стра МЧС России генерал-полковником внутренней службы Е. А. Серебренниковым 29 декабря 2003 г. М.,
2003.
4. Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. — М. : МЧС ,2005.
5. Рекомендации по методике проведения занятий на ог- невой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию/В. И. Дутов [и др.]. — М.: ВНИИПО,
1983.
Пожарно-строевая подготовка
| 95
1 2 3 4 5 6
ТЕМА 9
.
Методика разработки нормативов
по пожарно-строевой подготовке
Т
ема посвящена изучению требований профессиональ- ной двигательной и физической готовности пожарных подразделений к сложной тяжелой работе по тушению пожа- ров.
Эта задача и в пожарных подразделениях, и в учебных за- ведениях решается при изучении двух предметов — пожар- но-строевой и физической культуры, которые и составляют, говоря современным языком, систему профессионально- прикладной физической подготовки работников пожарной охраны.
Методика разработки нормативов
Научно обоснованное установление нормативов позволя- ет обеспечить для всех объективно равные возможности для выполнения заданных упражнений, а также оказывает суще- ственное влияние на состояние боевой готовности пожарных подразделений и качество тушения пожаров.
При составлении нормативов необходимо исходить из пере- довых научно-технических достижений, используемых в пра- ктике пожарной охраны.
.
Методика разработки нормативов
по пожарно-строевой подготовке
Т
ема посвящена изучению требований профессиональ- ной двигательной и физической готовности пожарных подразделений к сложной тяжелой работе по тушению пожа- ров.
Эта задача и в пожарных подразделениях, и в учебных за- ведениях решается при изучении двух предметов — пожар- но-строевой и физической культуры, которые и составляют, говоря современным языком, систему профессионально- прикладной физической подготовки работников пожарной охраны.
Методика разработки нормативов
Научно обоснованное установление нормативов позволя- ет обеспечить для всех объективно равные возможности для выполнения заданных упражнений, а также оказывает суще- ственное влияние на состояние боевой готовности пожарных подразделений и качество тушения пожаров.
При составлении нормативов необходимо исходить из пере- довых научно-технических достижений, используемых в пра- ктике пожарной охраны.
96 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Нормативы должны устанавливаться в строгом соответст- вии с условиями выполнения упражнений, их сложностью, определяющими при данной точности расчета величину необ- ходимых затрат, и с учетом комплекса факторов.
Нормативы должны:
— обеспечить заданный уровень точности;
— учитывать различные условия выполнения нормируемых упражнений;
— быть удобными в использовании.
Первое требование учитывается при установлении допусти- мых погрешностей нормативов, исходя из заданной точности и объективно неизбежной вариации нормативов, и обеспечи- вается путем применения математически обоснованных мето- дов сбора исходных данных и установления нормативных за- висимостей.
Второе требование означает необходимость исчерпыва- ющего описания вариантов условий упражнений. Каждому из вариантов должны соответствовать значения нормативов или поправочных коэффициентов к нормативам для базового варианта.
В соответствии с третьим требованием нормативы должны быть удобными для расчетов «вручную» и с использованием вычислительной техники.
Разработка нормативов по пожарно-строевой подготовке включает следующие основные этапы:
— подготовительная работа;
— исследование нормируемого процесса и его описание;
— теоретический;
— экспериментальное установление нормативных зависи- мостей;
— разработка проекта сборника нормативов;
— проверка нормативов в реальных условиях;
— корректировка нормативов по результатам проверки, их согласование и утверждение.
Пожарно-строевая подготовка
| 97
На первом этапе уточняются виды упражнений, на которые должны быть разработаны нормативы, определяются регионы, пожарные части, караулы и отделения, где будут проводиться исследования. Подбирается личный состав пожарной охраны
(исходя из примерно равной физической работоспособности, подготовленности, возраста, срока службы), необходимые ме- тодические и имеющиеся нормативные материалы по иссле- дуемому вопросу. Проводится изучение обязанностей, места и условий проведения исследований, определяется последова- тельность выполнения упражнений. Подготовительный этап заканчивается составлением методической программы иссле- дований, в которой обосновывается: структура нормативов, область их применения, вводятся поправочные коэффициен- ты, что принимается за базовый вариант. Определяется форма представления нормативных зависимостей, объем исходных данных, методы их сбора и обработки.
На втором этапе изучается нормируемое упражнение в це- лом и отдельные составляющие элементы (операции). Осу- ществляется сбор исходных данных о необходимых затратах труда и факторах, определяющих их величину, изучается ра- циональная последовательность действий пожарных при вы- полнении нормируемого упражнения. Эта информация может быть получена путем непосредственных наблюдений и экспе- риментов при выполнении упражнения, а также на основе те- оретических исследований. Особенно важно обеспечить выбор рациональных вариантов выполнения упражнения, что явля- ется основой прогрессивности нормативов. Обоснованность нормативов в значительной мере определяется выбором объ- екта исследований и количеством наблюдений.
На третьем этапе устанавливаются зависимости между не- обходимыми затратами и аналитические методы для их полу- чения.
На четвертом этапе нормативные зависимости оформля- ются в виде таблиц, номограмм, из которых составляют сбор-
98 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова ники нормативов. В сборник включают также описание нор- мируемых упражнений, условий их выполнения, методические указания по их расчету.
На пятом этапе проект сборника нормативов проходит пра- ктическую проверку в отделениях, караулах, пожарных частях.
На шестом этапе на основе результатов проверки в проект сборника нормативов вносятся необходимые изменения и до- полнения и утверждаются для практического применения.
Пожарно-строевая подготовка
| 99
Темы реферативных выступлений
1. Критерии для исследования профессиональной подго- товки пожарных.
2. Определение данных по критериям для исследования профессиональной подготовки пожарных.
3. Взаимосвязь критериев профессиональной подготовки пожарных с методикой разработки нормативов.
4. Необходимость внедрения и использования методики разработки нормативов в ФПС МЧС России.
Перечень рекомендуемой литературы
1. Марченко Е. Н. К вопросу о принципах классифика- ции работ по степени тяжести, вредности и опасности /
Е. Н. Марченко, И. С. Кандрор, Л. С. Розанов//Гигиена труда и профзаболевания. 1973. № 3.
2. Брушлинский Н. Н. Моделирование оперативной дея- тельности пожарной охраны / Н. Н. Брушлинский. М. :
Стройиздат, 1981.
3. Самсонов А. П. Психологическая подготовка пожарных
/ А. П. Самонов. М. : Стройиздат, 1983.
4. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А. Кита- ев-Смык. М. : Наука, 1983.
5. Дутов В. И. Психофизиологические и гигиенические ас- пекты деятельности человека при пожаре/В. И. Дутов,
И. Г. Чурсин. М. : Защита, 1993.
6. Физические критерии профессиональной пригодности к профессиям, связанным с возможностью возникно- вения внезапных, сложных ситуаций / И.
Д. Карцев,
К. Э. Павлович // Стресс и его патогенетические меха- низмы. Кишинев : «Штаница», 1973.
100 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
ТЕМА 10
.
История и развитие
пожарно-прикладного спорта
Т
ема посвящена истории пожарно-прикладного спор- та в России. Пожарно-прикладной спорт (далее ППС) является составной частью системы физического воспитания.
Сила, ловкость, быстрота, выносливость — вот прочная база формирования характера бойца огненного фронта, его высо- ких морально-волевых качеств, стойкости, отваги и мужества.
Пожарный или командир должен быть сильным и лов- ким, уметь преодолевать препятствия, подниматься по шат- кой лестнице на высоту, быстро и четко орудовать пожарным стволом, как хирург скальпелем. Практика тушения пожаров красноречиво свидетельствует о том, что боевая готовность подразделений в значительной степени зависит от физиче- ской подготовленности каждого работника пожарной охраны.
Именно поэтому в пожарной охране всегда уделялось большое внимание физической подготовке и спорту, причем не только пожарно-прикладному, но и другим видам, способствующим гармоничному развитию человека.
Пожарно-прикладной спорт помогает приобретению на- выков в работе с пожарно-техническим вооружением, а так- же силы, выносливости, быстроты, смелости, воли к победе,