Файл: Учебнометодическое пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по дисциплине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
— рационально организованный учебно-воспитательный процесс;
— предупреждение переохлаждения;
— постепенность и наращивание нагрузок;
— рациональная разминка;
— использование мероприятий, ускоряющих восстанови- тельные процессы, как в период занятий, так и после них;
— полноценное материально-техническое обеспечение;
— систематический врачебный контроль;
— соблюдение Правил охраны труда;
— соблюдение дисциплины.
Таким образом, умелое и своевременное оказание первой медицинской помощи пострадавшему — надежная гарантия сохранения здоровья и жизни.

Пожарно-строевая подготовка
| 15
Темы реферативных выступлений
1. Требования безопасности при проведении практиче- ских занятий по ПСП.
2. Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике и ПТВ.
3. Требования безопасности, предъявляемые к боевой оде- жде и снаряжению пожарного.
4. Требования безопасности при работе с ручными пожар- ными лестницами.
5. Требования безопасности при боевом развертывании.
6. Применение страхующих устройств при выполнении упражнений на высотах.
7. Профилактика травматизма личного состава подразде- лений пожарной охраны.
Перечень рекомендуемой литературы
1. Приказ № 630 «Об утверждении правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России» от 31.12.2002 г. М.,
2002.
2. «Программа подготовки личного состава подразделений
ГПС МЧС России», утвержденная заместителем мини- стра МЧС России генерал-полковником внутренней службы Е. А. Серебренниковым от 29 декабря 2003 г. М.,
2003.
3. Пожарно-строевая подготовка : учебное пособие /
В. В. Теребнев, В. А. Грачев, А. В. Подгрушный, А. В. Те- ребнев. — М.: Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.

16 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова

ТЕМА 3
.
Обучение работе с ручными
пожарными лестницами, автолестницами
и коленчатыми подъемниками
И
зучаемая тема посвящена обучению работе с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленча- тыми подъемниками.
Подъем по штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни яв- ляется основным упражнением. Это упражнение характеризу- ется малой продолжительностью при большой интенсивности движения студента по штурмовой лестнице. Чтобы показать высокие результаты при подъеме на 4 этаж учебной башни, студент должен в совершенстве владеть техникой выполнения упражнения, иметь высокие физические и морально-волевые качества.
Наиболее прогрессивен способ, при котором студент начи- нает бег по лестнице с постановки правой ноги на первую сту- пеньку, и далее подъем через одну ступень. Бег по лестнице на- чинается одновременно с окончанием подвески, когда правая нога становится на первую ступеньку, а левая быстро отталки- вается от предохранительной подушки и сообщает телу посту- пательное движение в вертикальном направлении. Во время бега по лестнице руки помогают движению вперед, подтягивая

Пожарно-строевая подготовка
| 17
тело и создавая необходимое опережение для ног. Руки и ноги передвигаются следующим образом: правое колено, левая рука вперед, левое колено правая рука вперед и т. д. Корпус прямой и движется вверх параллельно плоскости лестницы.
При постановке правой ноги на первую ступеньку левая рука захватывает левую тетиву лестницы, правая рука движет- ся свободно между пятой и седьмой ступеньками, готовая при постановке левой ноги на третью ступеньку захватить седьмую ступеньку и т. д. После постановки правой ноги на девятую ступеньку правая рука обхватывает одиннадцатую ступеньку снизу, слева от крюка, а левая рука обхватывает тринадцатую ступеньку сверху. В таком положении следует после резкого толчка левой ноги сгибать ее в коленном суставе с одновре- менным быстрым выпрямлением правой ноги. Из этого по- ложения левую ногу студент переносит в окно учебной башни
(опираясь голеностопом о подоконник), затем резким рывком обеими руками с одновременным толчком стопой правой ноги о девятую ступеньку посылает правую ногу за левой ногой.
Когда обе ноги окажутся на одном уровне на подоконнике, сильно оттолкнуться от лестницы обеими руками с одновре- менным разворотом корпуса слева направо. Хорошая техника финиширования — правая и левая нога одновременно касают- ся пола этажа.
Рекомендации
1.
Подготовить необходимое количество штурмовых лест- ниц, обозначив с помощью краски рабочие ступени, 3 пары стартовых колодок.
2. Обучение технике подъема по штурмовой лестнице только в движении (с подхода или с короткой подбежки).
3.
При постановке стопы правой ноги на первую ступень нога не должна тормозить движение (синхронное перемеще- ние рук с опережением).
4.
Стопу ставить на носок при возможно меньшем разво- роте наружу.


18 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
5.
Ногу на очередную ступеньку следует ставить как мож- но точнее, при этом не следует разводить колени за габариты лестницы.
6. По команде «На старт» студент берет в правую руку штурмовую лестницу, определяет центр тяжести, несколь- ко смещая его в сторону крюка, становится впереди колодок, приседает, ставит руки, держась за тетиву лестниц, впереди стартовой линии, из этого положения он упирает ноги в стар- товые колодки.
7. Штурмовая лестница устанавливается максимально вплотную к правой стороны туловища.
8.
По команде «Внимание»:
— важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руки;
— положение головы не изменяется по отношению к туло- вищу, взгляд направлен вниз;
— положение не должно быть излишне напряженным и ско- ванным.
9. Студент начинает стартовый разбег держа лестницу правой рукой, опущенной до отказа вниз.
10. Скорость бега развивается за счет ускоренного, но сво- бодного подъема бедра одной ноги и мощным отталкиванием стопой до выпрямления другой ноги.
11. Для подвески штурмовой лестницы на 2-й этаж учеб- ной башни студент одновременно выполняет поднятие лест- ницы руками (в районе 5-й ступени), правая нога находится на 2-й ступени.
12. Положение корпуса студента слегка наклонено впе- ред.
13. Во время бега по лестнице руки помогают движению вперед, подтягивая тело и создавая необходимое опережение для ног.
14. Корпус прямой и движется параллельно плоскости лестницы на расстоянии бедра от нее.

Пожарно-строевая подготовка
| 19 15. Важно, не закончив посадки на подоконник учебной башни, энергично снять левую руку с 13-й ступени, уперев ее о подоконник, и начать выброс лестницы.
16. Важно при начале выброса использовать силы инерции, которые создаются при рывке и выпрямлении правой ноги, стоящей на 9-й ступеньке, от этого зависит качество выброса лестницы и подвески ее в окно 3-го (4) этажа.
17. Как только крюк лестницы поднимается выше подо- конника, студент обеими руками начинает поворот лестницы слева направо крюком в окно, и как только крюк коснется по- доконника, студент ставит правую ногу на первую ступеньку лестницы.
18. При выходе с подоконника на лестницу следует энер- гично выпрямлять правую ногу, разворачивая корпус в сто- рону правой ноги, параллельно лестнице. Движение корпу- са — вверх вправо с одновременным толчком левой ногой о подоконник.
19. Очень важно при финише вес тела перенести на обе руки; ноги, при выполнении разворота корпуса слева напра- во, опережают руки и одновременно встают на пол 4-го этажа учебной башни.
Техника старта
Наиболее удобен низкий старт, как в легкой атлетике, но с некоторыми изменениями. При низком старте использу- ют стартовые колодки, что дает возможность быстро набрать максимальную скорость бега с лестницей.
Студент опирается правой рукой на лестницу на линии старта, а левую выносит на 20–30 см вперед перед линией стар- та, опираясь на верхнюю (левую) тетиву лестницы. Из-за этой особенности изменяется положение стартовых колодок. Рас- стояние между колодками и от стартовой линии зависит от те- лосложения студента, быстроты его реакции, силы и других качеств (см. рис. 1).


20 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Рис. 1. Подготовка к старту по штурмовой лестнице
По команде «На старт» студент становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Из этого по- ложения он упирается толчковой ногой в опорную площадку передней стартовой колодки, другой в заднюю колодку. Берет штурмовую лестницу в правую руку на уровне восьмой ступени за линией старта. Левой рукой он опирается на верхнюю тетиву лестницы на уровне 6–7-й ступеньки. Тяжесть тела равномер- но распределена между руками и ногами.
По команде «Внимание» студент слегка выпрямляет ноги и отделяет колено сзади стоящей ноги от земли, перемещает центр тяжести вперед и вверх, теперь тяжесть тела распреде- ляется между левой рукой и ногой, стоящей впереди. Ступни плотно упираются в опорные колодки, туловище держится прямо. После того как прозвучал исполнительный сигнал, сту- дент мгновенно устремляется вперед. Отталкивание от старто- вых колодок выполняется одновременно двумя ногами. Нога, стоящая сзади, слегка разгибается и быстро выносится бедром вперед, а в это время нога, стоящая впереди, резко выпрямля- ется, и это дает начальное ускорение телу (см. рис. 2).

Пожарно-строевая подготовка
| 21
Рис. 2. Выполнение старта по штурмовой лестнице
Описанный способ считается оптимальным для каждого студента, так как не противоречит динамике движения и со- здает максимальное продвижение вперед. Кроме этого, легко усваивается студентами.
На освоение техники данного способа старта необходимо
1–2 занятия при постоянном контроле на следующих занятиях.
Стартовый разбег и переноска лестницы
Стартовый разбег служит для достижения максимальной скорости движения после старта. Обычно его длина 15–20 м и зависит от умения преодолеть силы инерции, вызывающие излишнее напряжение (рис. 3).
Рис. 3. Стартовый разбег

22 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
В конце стартового разбега студенту необходимо освобо- диться от ненужного напряжения, перейти на «свободный бег».
Окончание стартового разбега характеризуется достижением максимальной скорости. После окончания стартового разбега студент начинает подготовку лестницы к подвеске в окно 2-го этажа учебной башни.
Рекомендации:
1. Лестница во время стартового разбега переносится рас- слабленной правой рукой, опущенной до отказа вниз.
2. Скорость бега наращивается за счет ускоренного сво- бодного подъема бедра одной ноги и мощным проталкиванием стопой до выпрямления другой ноги.
3. Путём многократных и целевых тренировок найти оп- тимальную ширину шага, чтобы исключить снижение скоро- сти для подбора ноги в момент подвески лестницы.
Подвеска штурмовой лестницы на 2-й этаж учебной
башни
После окончания стартового разбега студент подбегает к контрольной отметке, которую определяет опытным пу- тем (расстояние ее от башни зависит от техники подвески лестницы и скоростных качеств студента). При постановке правой ноги правая рука с лестницей отводится несколь- ко назад и сразу же возвращается вперед-вверх. Левая нога в это время приходит в опорное положение, левая рука вы- брасывается вперед вправо. Студент берется левой рукой за тетиву около 8-й ступеньки и одновременно с толчком ле- вой ноги обеими руками сообщает лестнице движение впе- ред-вверх, после чего правая рука отпускает верхнюю тетиву и переходит на нижнюю. В опорном положении на правой ноге студент заканчивает движение лестницы, развернув ее над головой крюком вверх и наклонив башмаками к башне под углом, наиболее удобным для подвески, продолжает бег
(см. рис. 4).


Пожарно-строевая подготовка
| 23
Рис. 4. Подготовка к подвеске штурмовой лестнице
Подбежав к башне, выпрямляет руки, посылает штурмо- вую лестницу вперед в намеченное место предохранительной подушки и толчком обеих рук направляет верхнюю часть лест- ницы вперед-вверх (см. рис. 5). После этого быстро отпускает лестницу и подхватывает обеими руками ее за тетивы на уров- не груди. Энергично поднимая вверх лестницу обеими руками

24 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова за тетивы на уровне 5-й ступеньки, студент начинает движение левой (правой) ноги на 1-ю ступеньку лестницы с одновремен- ным проталкиванием ее вперед-вверх. Подвеска, как правило, выполняется на полный крюк в правой половине окна.
Рис. 5. Подвеска штурмовой лестницы в окно 2 этажа

Пожарно-строевая подготовка
| 25
Рекомендуется:
1. При беге к учебной башне, за 10–15 м до нее, студент под- нимает лестницу плавным движением руки вперед, берется обеими руками за тетивы лестницы.
2. В момент установки лестницы на предохранительную подушку учебной башни руки переходят вниз к 5-й ступени.
3. Положение корпуса студента слегка наклонено вперед.
4. При подвеске лестницы на подоконник 2-го этажа учеб- ной башни сохранять скорость разбега. Ширину шага увеличи- вать нельзя, можно уменьшать.
Бег по штурмовой лестнице, посадка на подоконник и выброс
Бег по лестнице начинается одновременно с окончанием подвески, когда правая нога ставится на 1-ю ступеньку, а ле- вая быстрым движением отталкивается от предохранительной подушки учебной башни и сообщает телу поступательное дви- жение вертикально вверх.
После постановки правой ноги на 9-ю ступеньку правая рука захватывает 11-ю ступеньку снизу слева от крюка, а ле- вая рука захватывает 13-ю ступеньку сверху. Резким отталки- ванием правой ногой от 9-й ступеньки и рывком левой рукой за 13-ю ступеньку студент заканчивает посадку на подоконник
3 этажа и начинает делать выброс лестницы. Важно, не закон- чив посадки, энергично снять левую руку с 13-й ступеньки и поставить ее на подоконник. Левая нога согнута в колене, прижата к подоконнику, правая нога оттянута вниз, стопа раз- вернута подошвой к башне. Для ускорения движения лестницы решающим является использование сил инерции при посадке в окно башни и резкое выпрямление корпуса.
Правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, увеличивает уско- рение лестницы, а кисть разворачивает ее справа налево. Левая рука подхватывает штурмовую лестницу за правую тетиву у по- доконника и поднимает ее.