Файл: Учебнометодическое пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по дисциплине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 6
.
Обучение и отработка упражнений
по развертыванию сил и средств от основных
и специальных пожарных автомобилей
Т
ема посвящена обучению и отработке упражнений по развертыванию сил и средств от основных и специ- альных пожарных автомобилей.
Установка пожарной колонки
Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при развертывании отделения по команде: «Колонку — ставь!».
По этой команде студент открывает дверцу отсека кузова ав- томобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колод- ца гидранта и переносит их к гидранту. Затем кладет колонку на землю, подхватывает крюком под ушко крышку гидран- та и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, одновременно убрав правую (левую) ногу назад.
После этого опускается на колено, снимает колпачок стояка гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на сто- як так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана ги- дранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5–6 по- луоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку
Пожарно-строевая подготовка
| 81
колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до упора
(18–20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать по- сле 5–6 полуоборотов рукоятки.
Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожар- ный насос производится по команде: «Воду — дать!». При этом студент вращает против часовой стрелки до упора (15–16 полу- оборотов) маховики (маховик), расположенные на напорных патрубках колонки.
Подача воды прекращается при команде: «Воду — остано- вить!». Для этого студент вращает маховики (маховик) по ча- совой стрелке и тем самым закрывает напорные патрубки ко- лонки.
По сигналу «Отбой!» или по команде: «Колонку — убрать!» студент поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке за- крывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки ко- лонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее.
Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает кол- пачок стояка и крышку колодца гидранта. После этого берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и за- крывает дверцу отсека кузова автомобиля.
Установка автоцистерны на водоем
Установка автоцистерны на открытый водоем производится расчетом из двух человек (водитель и студент) по команде: «Ав- тоцистерну на водоем (указывается, какой водоем и количест- во всасывающих рукавов) — ставь!».
По этой команде водитель устанавливает автоцистерну к во- доисточнику в указанное место, включает стояночную тормоз- ную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами.
Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю –один рукав у насоса, второй — за первым, в сторону водоисточни- ка. Водитель открывает насосный отсек (при необходимости), снимает заглушку со всасывающего патрубка насоса. Студент
82 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водо- ему. Затем студент и водитель присоединяют рукав к всасы- вающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой.
Студент присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузи- лась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за любой прочный предмет или рукав, разгрузочную веревку закрепля- ет за конструкцию цистерны. Водитель готовит насос к забору воды.
Развертывание отделения автоцистерны на местности
Отделение на автоцистерне в зависимости от количества по- жарных в боевом расчете может проложить одну или две маги- стральные рукавные линии, от одного до трех ручных стволов или один лафетный ствол. При подаче пенных стволов могут применяться следующие способы:
— с использованием стационарного пеносмесителя пожар- ной машины, от которой подаются пенные стволы. В этом слу- чае используется пенообразователь из бачка пожарной маши- ны;
— с использованием переносного пеносмесителя (вставки), который врезается в магистральную или всасывающую линии, при этом пенообразователь забирается от посторонней емко- сти или подается насосом автомобиля воздушно-пенного ту- шения.
Если невозможно подъехать к открытому водоисточнику или глубина забора воды составляет более 7 м, для забора воды используется гидроэлеватор, позволяющий забрать воду с глу- бины до 20 м или на расстоянии до 100 м.
При заборе воды гидроэлеватором применяются следующие способы:
— через всасывающую полость насоса пожарной машины;
— через емкость пожарной автоцистерны или через проме- жуточную емкость.
Пожарно-строевая подготовка
| 83
Темы реферативных выступлений
1. Порядок обучения и тренировки проведения развёрты- ваний сил и средств.
2. Установка пожарного автомобиля на гидрант.
3. Установка пожарного автомобиля на водоем.
4. Подготовка отделения к развертыванию.
5. Предварительное развертывание отделения.
6. Полное развертывание.
Перечень рекомендуемой литературы
1. Приказ № 630 «Об утверждении правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России» от 31.12.2002 г. М.,
2002.
2. Пожарно-строевая подготовка : учебное пособие /
В. В. Теребнев, В. А. Грачев, А. В. Подгрушный, А. В. Те- ребнев. — М. : Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.
3. Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. — М.: МЧС, 2005.
84 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
ТЕМА 7
.
Огневая полоса психологической
подготовки пожарных
Т
ема посвящена изучению огневой полосы психологиче- ской подготовки студентами. Психологическая специ- фика деятельности участников тушения пожара связана с осо- бенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает види- мость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, затрудняет дыхание, иногда приводит к отравле- нию организма, проблематизирует ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т. д.
Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объектах. Постоянный спутник пожаров — повышен- ная концентрация окиси углерода.
Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контрастами яркого света и неосвещенных мест, а также туше- нием пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимают- ся плохо. Ночью активизируются явления темновой и свето-
Пожарно-строевая подготовка
| 85
вой адаптации зрения (после ослепления ярким светом чело- век в течение 4–5 мин плохо видит в темноте).
Все это вызывает утомление зрительного анализатора, за- трудняет ориентировку, повышает напряженность, делает воз- можным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено «чувство локтя», обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха. Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления.
Воздействие шума на студента может сопровождаться неуве- ренностью, сомнением в защитных свойствах индивидуальных средств защиты. Ведение боевых действий с использованием индивидуальных средств защиты всегда более затруднитель- но и утомительно, требует выработки специальных навыков и особой привычки.
Угроза радиоактивного заражения психологически силь- но действует на людей, дополнительно обостряется невиди- мостью радиации, сознанием катастрофичности последствий радиоактивного облучения, необычностью и неизвестностью этого фактора.
Основными целями и задачами психологической подготов- ки личного состава являются:
— выработка умения работать с пожарно-техническим воо- ружением в условиях пожара;
— развитие физической выносливости, необходимой для тушения пожаров;
— тренировка личного состава в условиях задымленной ат- мосферы и ограниченной видимости;
— отработка основных видов работ, чаще всего встреча- ющихся при тушении пожаров (разведка пожара, отыскание и вынос пострадавшего, вынос грузов, работа в теплодымока- мере).
86 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Процесс психологической подготовки длительный, он тре- бует умения и опыта преподавателей в воспитании студента.
Поэтому среди многообразных форм тактической психологи- ческой подготовки студентов, наиболее действенной является тренировка студентов на специальных полигонах, где заданные рубежи тождественны заданной обстановке, которая помогает на пожарах.
В ходе регулярных занятий, на огневой полосе психологиче- ской подготовки пожарных (ОПППП), у обучаемых формиру- ются следующие качества:
— эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готов- ность к неожиданностям, выносливость, находчивость, рас- четливость;
— устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
— быстрота мышления, ориентировки и реакции на изме- нения обстановки на боевых позициях и участках тушения по- жара;
— профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.;
Пожарно-строевая подготовка
| 87
Темы реферативных выступлений
1. Снаряды огневой полосы психологической подготовки пожарных.
2. Психологическая подготовка личного состава.
3. Подготовка руководителя и личного состава к проведе- нию занятий на огневой полосе психологической под- готовки.
4. Огневая полоса психологической подготовки пожар- ных, её виды и основные составляющие элементы.
Перечень рекомендуемой литературы
1. «Программа подготовки личного состава подразделений
ГПС МЧС России», утвержденная заместителем Ми- нистра МЧС России генерал-полковником внутренней службы Е. А. Серебренниковым 29 декабря 2003 г. М.,
2003.
2. Пожарно-строевая подготовка : учебное пособие /
В. В. Теребнев, В. А. Грачев, А. В. Подгрушный, А. В. Те- ребнев. — М. : Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.
3. Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. — М.: МЧС, 2005.
4. Рекомендации по методике проведения занятий на ог- невой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию/В. И. Дутов [и др.]. — М.: ВНИИПО,
1983.
88 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
ТЕМА 8
.
Инструкторско-методическая подготовка.
Планирование, организация
и проведение практических занятий
Т
ема «Инструкторско-методическая подготовка» посвя- щена руководителям подразделений, помощникам на- чальника караула и командирам отделений, которые проводят занятия по пожарно-строевой подготовке. Эффективными методами инструкторско-методической подготовки являются инструктаж, инструкторско-методические занятия, показные занятия.
Целью инструктажа является владение учебным материалом всех должностных лиц, причастных к проведению практиче- ского занятия, умение планировать взаимодействия руководи- теля занятия с личным составом. Инструктаж проводится, как правило, руководителем занятия в намеченное планом прове- дения занятия время.
Инструкторско-методические занятия направлены на со- вершенствование методического мастерства должностных лиц, выступающих руководителями занятий, установление единой методики проведения занятий, изучение руководящих документов, определяющих задачи, содержание и организа- цию процесса обучения.
Пожарно-строевая подготовка
| 89
Инструкторско-методические занятия проводятся:
а) в учебных группах начальников территориальных органов управления — с начальниками, заместителями начальников подразделений; проводятся наиболее подготовленным сотруд- ником территориального органа управления;
б) на специальных семинарах школы повышения оперативно- го мастерства — с начальниками караулов и лицами, приравнен- ными к ним, проводятся руководителем отряда (пожарной части);
в) в период специальной подготовки по должности — с по- мощниками начальников караулов и командирами отделений; проводятся заместителем начальника пожарной части;
г) в учебных группах структурных подразделений обра- зовательных учреждений — с командно-преподавательским составом, функционально обеспечивающим практическую подготовку студентов и слушателей. Руководитель занятия определяется руководством образовательного учреждения.
Инструкторско-методические занятия организуются и про- водятся не реже раза в год в установленные тематическим пла- ном по служебной подготовке и планом боевой подготовки дни недели и месяцы по соответствующим планам-конспектам на проведение инструкторско-методического занятия. Тема, целевая установка, содержание и план предстоящего занятия сообщается обучаемым заблаговременно.
Показные занятия имеют целью продемонстрировать долж- ностным лицам, выступающим руководителями занятий, образцовую организацию и методику проведения занятий по отдельным разделам ПСП.
Решение о проведении показных занятий принимается ру- ководством территориальных органов управления, подразде- лений ФПС и начальниками гарнизонов пожарной охраны.
Занятия организуются в масштабе местного гарнизона по- жарной охраны, отряда ФПС, пожарной части и проводятся в виде учебно-тренировочного занятия. При этом должност- ные лица выступают в качестве зрителей.
90 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Роль командира отделения в обучении и воспитании
личного состава
ПСП обеспечивает сознательное и умелое выполнение на- иболее рациональных и эффективных приемов действий с по- жарной техникой, оборудованием и является одним из важ- нейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны, направленных на повышение боеготовности пожар- ных подразделений.
Пожарная работа на три четверти работа физическая. Вот почему физическая подготовка должна играть особую роль, а начальники караулов и командиры отделений её обязаны проводить. Непосредственными воспитателями и учителя- ми пожарных являются командиры отделений и начальники караулов, а у нас в УрФУ — студенты–стажеры и преподава- тели.
Руководитель занятий по ПСП обязан:
— уметь организовать и методически правильно провес- ти занятие в обстановке, реально приближенной к реальным условиям боевой работы;
— хорошо знать и уметь применять правила и приёмы рабо- ты с ПТВ;
— быть для студентов примером аккуратности, внешней и внутренней подтянутости, отличного знания требований уставов и безупречного их выполнения;
— воспитывать у личного состава дисциплину и строевую подготовку;
— решать на каждом занятии как образовательные, так и воспитательные задачи;
— подавать команды на выполнение упражнений в строгом соответствии с требованиями наставления по ПСП;
— знать и строго соблюдать на занятиях правила охраны труда, применять приемы помощи и страховки;
— заблаговременно готовиться к занятиям, проверять со- стояние мест проведения занятий.
Пожарно-строевая подготовка
| 91
Справиться с этой задачей могут лишь те командиры, ко- торые имеют отличную специальную подготовку, в совершен- стве владеющие методикой обучения и тренировки личного состава.
Составление методического плана проведения занятий
по ПСП
На каждое занятие командир отделения составляет план проведения занятия, включающий цель, задачи и организаци- онно-технические мероприятия; подготовительную, основную и заключительную части.
При составлении плана особое внимание следует уделить расчету учебного времени на решение учебных задач и отра- ботку каждого учебного вопроса, выбору методов обучения и тренировки, мерам безопасности при обучении и трениров- ке, определить содержание действий командира отделения.
Методический план составляется по форме, указанной в приложении. Утверждается у преподавателя (начальника кара- ула) за сутки до проведения занятия.
Тема «Планирование, организация и проведение практи- ческих занятий подготовки личного состава ФПС» посвяще- на подготовке личного состава ФПС. Контроль и оказание необходимой помощи в планировании, организации прове- дения практических занятий осуществляется отделами и от- делениями ГУФПС МЧС России, региональными центрами, органами, специально уполномоченными решать задачи гра- жданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, в том числе пожарно-спасательными подразделениями ФПС, в функции которых входит:
— осуществление организации обучения личного состава
ФПС по должностным категориям и направлениям оператив- но-служебной деятельности;
— осуществление контроля над организацией обучения личного состава ФПС в подразделениях;
.
Обучение и отработка упражнений
по развертыванию сил и средств от основных
и специальных пожарных автомобилей
Т
ема посвящена обучению и отработке упражнений по развертыванию сил и средств от основных и специ- альных пожарных автомобилей.
Установка пожарной колонки
Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при развертывании отделения по команде: «Колонку — ставь!».
По этой команде студент открывает дверцу отсека кузова ав- томобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колод- ца гидранта и переносит их к гидранту. Затем кладет колонку на землю, подхватывает крюком под ушко крышку гидран- та и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, одновременно убрав правую (левую) ногу назад.
После этого опускается на колено, снимает колпачок стояка гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на сто- як так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана ги- дранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5–6 по- луоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку
Пожарно-строевая подготовка
| 81
колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до упора
(18–20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать по- сле 5–6 полуоборотов рукоятки.
Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожар- ный насос производится по команде: «Воду — дать!». При этом студент вращает против часовой стрелки до упора (15–16 полу- оборотов) маховики (маховик), расположенные на напорных патрубках колонки.
Подача воды прекращается при команде: «Воду — остано- вить!». Для этого студент вращает маховики (маховик) по ча- совой стрелке и тем самым закрывает напорные патрубки ко- лонки.
По сигналу «Отбой!» или по команде: «Колонку — убрать!» студент поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке за- крывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки ко- лонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее.
Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает кол- пачок стояка и крышку колодца гидранта. После этого берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и за- крывает дверцу отсека кузова автомобиля.
Установка автоцистерны на водоем
Установка автоцистерны на открытый водоем производится расчетом из двух человек (водитель и студент) по команде: «Ав- тоцистерну на водоем (указывается, какой водоем и количест- во всасывающих рукавов) — ставь!».
По этой команде водитель устанавливает автоцистерну к во- доисточнику в указанное место, включает стояночную тормоз- ную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами.
Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю –один рукав у насоса, второй — за первым, в сторону водоисточни- ка. Водитель открывает насосный отсек (при необходимости), снимает заглушку со всасывающего патрубка насоса. Студент
82 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водо- ему. Затем студент и водитель присоединяют рукав к всасы- вающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой.
Студент присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузи- лась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за любой прочный предмет или рукав, разгрузочную веревку закрепля- ет за конструкцию цистерны. Водитель готовит насос к забору воды.
Развертывание отделения автоцистерны на местности
Отделение на автоцистерне в зависимости от количества по- жарных в боевом расчете может проложить одну или две маги- стральные рукавные линии, от одного до трех ручных стволов или один лафетный ствол. При подаче пенных стволов могут применяться следующие способы:
— с использованием стационарного пеносмесителя пожар- ной машины, от которой подаются пенные стволы. В этом слу- чае используется пенообразователь из бачка пожарной маши- ны;
— с использованием переносного пеносмесителя (вставки), который врезается в магистральную или всасывающую линии, при этом пенообразователь забирается от посторонней емко- сти или подается насосом автомобиля воздушно-пенного ту- шения.
Если невозможно подъехать к открытому водоисточнику или глубина забора воды составляет более 7 м, для забора воды используется гидроэлеватор, позволяющий забрать воду с глу- бины до 20 м или на расстоянии до 100 м.
При заборе воды гидроэлеватором применяются следующие способы:
— через всасывающую полость насоса пожарной машины;
— через емкость пожарной автоцистерны или через проме- жуточную емкость.
Пожарно-строевая подготовка
| 83
Темы реферативных выступлений
1. Порядок обучения и тренировки проведения развёрты- ваний сил и средств.
2. Установка пожарного автомобиля на гидрант.
3. Установка пожарного автомобиля на водоем.
4. Подготовка отделения к развертыванию.
5. Предварительное развертывание отделения.
6. Полное развертывание.
Перечень рекомендуемой литературы
1. Приказ № 630 «Об утверждении правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России» от 31.12.2002 г. М.,
2002.
2. Пожарно-строевая подготовка : учебное пособие /
В. В. Теребнев, В. А. Грачев, А. В. Подгрушный, А. В. Те- ребнев. — М. : Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.
3. Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. — М.: МЧС, 2005.
84 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
ТЕМА 7
.
Огневая полоса психологической
подготовки пожарных
Т
ема посвящена изучению огневой полосы психологиче- ской подготовки студентами. Психологическая специ- фика деятельности участников тушения пожара связана с осо- бенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает види- мость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, затрудняет дыхание, иногда приводит к отравле- нию организма, проблематизирует ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т. д.
Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объектах. Постоянный спутник пожаров — повышен- ная концентрация окиси углерода.
Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контрастами яркого света и неосвещенных мест, а также туше- нием пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимают- ся плохо. Ночью активизируются явления темновой и свето-
Пожарно-строевая подготовка
| 85
вой адаптации зрения (после ослепления ярким светом чело- век в течение 4–5 мин плохо видит в темноте).
Все это вызывает утомление зрительного анализатора, за- трудняет ориентировку, повышает напряженность, делает воз- можным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено «чувство локтя», обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха. Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления.
Воздействие шума на студента может сопровождаться неуве- ренностью, сомнением в защитных свойствах индивидуальных средств защиты. Ведение боевых действий с использованием индивидуальных средств защиты всегда более затруднитель- но и утомительно, требует выработки специальных навыков и особой привычки.
Угроза радиоактивного заражения психологически силь- но действует на людей, дополнительно обостряется невиди- мостью радиации, сознанием катастрофичности последствий радиоактивного облучения, необычностью и неизвестностью этого фактора.
Основными целями и задачами психологической подготов- ки личного состава являются:
— выработка умения работать с пожарно-техническим воо- ружением в условиях пожара;
— развитие физической выносливости, необходимой для тушения пожаров;
— тренировка личного состава в условиях задымленной ат- мосферы и ограниченной видимости;
— отработка основных видов работ, чаще всего встреча- ющихся при тушении пожаров (разведка пожара, отыскание и вынос пострадавшего, вынос грузов, работа в теплодымока- мере).
86 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Процесс психологической подготовки длительный, он тре- бует умения и опыта преподавателей в воспитании студента.
Поэтому среди многообразных форм тактической психологи- ческой подготовки студентов, наиболее действенной является тренировка студентов на специальных полигонах, где заданные рубежи тождественны заданной обстановке, которая помогает на пожарах.
В ходе регулярных занятий, на огневой полосе психологиче- ской подготовки пожарных (ОПППП), у обучаемых формиру- ются следующие качества:
— эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готов- ность к неожиданностям, выносливость, находчивость, рас- четливость;
— устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
— быстрота мышления, ориентировки и реакции на изме- нения обстановки на боевых позициях и участках тушения по- жара;
— профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.;
Пожарно-строевая подготовка
| 87
Темы реферативных выступлений
1. Снаряды огневой полосы психологической подготовки пожарных.
2. Психологическая подготовка личного состава.
3. Подготовка руководителя и личного состава к проведе- нию занятий на огневой полосе психологической под- готовки.
4. Огневая полоса психологической подготовки пожар- ных, её виды и основные составляющие элементы.
Перечень рекомендуемой литературы
1. «Программа подготовки личного состава подразделений
ГПС МЧС России», утвержденная заместителем Ми- нистра МЧС России генерал-полковником внутренней службы Е. А. Серебренниковым 29 декабря 2003 г. М.,
2003.
2. Пожарно-строевая подготовка : учебное пособие /
В. В. Теребнев, В. А. Грачев, А. В. Подгрушный, А. В. Те- ребнев. — М. : Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.
3. Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. — М.: МЧС, 2005.
4. Рекомендации по методике проведения занятий на ог- невой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию/В. И. Дутов [и др.]. — М.: ВНИИПО,
1983.
88 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
ТЕМА 8
.
Инструкторско-методическая подготовка.
Планирование, организация
и проведение практических занятий
Т
ема «Инструкторско-методическая подготовка» посвя- щена руководителям подразделений, помощникам на- чальника караула и командирам отделений, которые проводят занятия по пожарно-строевой подготовке. Эффективными методами инструкторско-методической подготовки являются инструктаж, инструкторско-методические занятия, показные занятия.
Целью инструктажа является владение учебным материалом всех должностных лиц, причастных к проведению практиче- ского занятия, умение планировать взаимодействия руководи- теля занятия с личным составом. Инструктаж проводится, как правило, руководителем занятия в намеченное планом прове- дения занятия время.
Инструкторско-методические занятия направлены на со- вершенствование методического мастерства должностных лиц, выступающих руководителями занятий, установление единой методики проведения занятий, изучение руководящих документов, определяющих задачи, содержание и организа- цию процесса обучения.
Пожарно-строевая подготовка
| 89
Инструкторско-методические занятия проводятся:
а) в учебных группах начальников территориальных органов управления — с начальниками, заместителями начальников подразделений; проводятся наиболее подготовленным сотруд- ником территориального органа управления;
б) на специальных семинарах школы повышения оперативно- го мастерства — с начальниками караулов и лицами, приравнен- ными к ним, проводятся руководителем отряда (пожарной части);
в) в период специальной подготовки по должности — с по- мощниками начальников караулов и командирами отделений; проводятся заместителем начальника пожарной части;
г) в учебных группах структурных подразделений обра- зовательных учреждений — с командно-преподавательским составом, функционально обеспечивающим практическую подготовку студентов и слушателей. Руководитель занятия определяется руководством образовательного учреждения.
Инструкторско-методические занятия организуются и про- водятся не реже раза в год в установленные тематическим пла- ном по служебной подготовке и планом боевой подготовки дни недели и месяцы по соответствующим планам-конспектам на проведение инструкторско-методического занятия. Тема, целевая установка, содержание и план предстоящего занятия сообщается обучаемым заблаговременно.
Показные занятия имеют целью продемонстрировать долж- ностным лицам, выступающим руководителями занятий, образцовую организацию и методику проведения занятий по отдельным разделам ПСП.
Решение о проведении показных занятий принимается ру- ководством территориальных органов управления, подразде- лений ФПС и начальниками гарнизонов пожарной охраны.
Занятия организуются в масштабе местного гарнизона по- жарной охраны, отряда ФПС, пожарной части и проводятся в виде учебно-тренировочного занятия. При этом должност- ные лица выступают в качестве зрителей.
90 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Роль командира отделения в обучении и воспитании
личного состава
ПСП обеспечивает сознательное и умелое выполнение на- иболее рациональных и эффективных приемов действий с по- жарной техникой, оборудованием и является одним из важ- нейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны, направленных на повышение боеготовности пожар- ных подразделений.
Пожарная работа на три четверти работа физическая. Вот почему физическая подготовка должна играть особую роль, а начальники караулов и командиры отделений её обязаны проводить. Непосредственными воспитателями и учителя- ми пожарных являются командиры отделений и начальники караулов, а у нас в УрФУ — студенты–стажеры и преподава- тели.
Руководитель занятий по ПСП обязан:
— уметь организовать и методически правильно провес- ти занятие в обстановке, реально приближенной к реальным условиям боевой работы;
— хорошо знать и уметь применять правила и приёмы рабо- ты с ПТВ;
— быть для студентов примером аккуратности, внешней и внутренней подтянутости, отличного знания требований уставов и безупречного их выполнения;
— воспитывать у личного состава дисциплину и строевую подготовку;
— решать на каждом занятии как образовательные, так и воспитательные задачи;
— подавать команды на выполнение упражнений в строгом соответствии с требованиями наставления по ПСП;
— знать и строго соблюдать на занятиях правила охраны труда, применять приемы помощи и страховки;
— заблаговременно готовиться к занятиям, проверять со- стояние мест проведения занятий.
Пожарно-строевая подготовка
| 91
Справиться с этой задачей могут лишь те командиры, ко- торые имеют отличную специальную подготовку, в совершен- стве владеющие методикой обучения и тренировки личного состава.
Составление методического плана проведения занятий
по ПСП
На каждое занятие командир отделения составляет план проведения занятия, включающий цель, задачи и организаци- онно-технические мероприятия; подготовительную, основную и заключительную части.
При составлении плана особое внимание следует уделить расчету учебного времени на решение учебных задач и отра- ботку каждого учебного вопроса, выбору методов обучения и тренировки, мерам безопасности при обучении и трениров- ке, определить содержание действий командира отделения.
Методический план составляется по форме, указанной в приложении. Утверждается у преподавателя (начальника кара- ула) за сутки до проведения занятия.
Тема «Планирование, организация и проведение практи- ческих занятий подготовки личного состава ФПС» посвяще- на подготовке личного состава ФПС. Контроль и оказание необходимой помощи в планировании, организации прове- дения практических занятий осуществляется отделами и от- делениями ГУФПС МЧС России, региональными центрами, органами, специально уполномоченными решать задачи гра- жданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, в том числе пожарно-спасательными подразделениями ФПС, в функции которых входит:
— осуществление организации обучения личного состава
ФПС по должностным категориям и направлениям оператив- но-служебной деятельности;
— осуществление контроля над организацией обучения личного состава ФПС в подразделениях;