Файл: Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ учебной дисциплины детали машин для специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наибольшему диаметру колеса, d =m · z.

В – ширина подшипника, выбираем в зависимости от размера d П по справочнику.

Выходной вал:

L1 – длина участка вала под муфту или шкив, L1 = (1,2…1,5) · d в ;

L2 – длина участка вала под уплотнение (манжету) с крышкой и подшипником, L2 = 1,25· d П + В.

В – ширина подшипника, выбираем в зависимости от размера d П по справочнику.

L3 - расстояние между внутренними торцами подшипников, L3 = lст + 8.

lст - ширина ступицы, lст = (1,2…1,5) · d в



Рисунок 2 - Входной вал. Шестерня выполнена за одно целое с валом




Рисунок 3 - Выходной вал.
Диаметры ступеней валов после вычисления округляют в ближайшую сторону до стандартных величин: 10; 10,5; 11; 11,5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 50; 53; 56; 60; 63; 67; 71; 75; 80; 85; 90; 95; 104; 105; 110; 120; 125; 130; 140; 150; 160; 170 и далее через 10мм.

Диаметры концов входного и выходного валов согласуют с диаметрами отверстий устанавливаемых на них деталей (шкива, звездочки, полумуфты).

Рекомендуемые высоты заплечиков и размеры фасок в таблице №1
Таблица1 - Рекомендуемые высоты заплечиков и размеры фасок

d

17-22

24-30

32-38

40-44

45-50

52-58

60-65

67-75

80-85

90-95

t цил

3

3,5

3,5

3,5

4

4,5

4,6

5,1

5,6

5,6

t кон

1,5

1,8

2,0

2,3

2,3

2,5

2,7

2,7

2,7

2,9

r

1,5

2

2,5

2,5

3

3

3,5

3,5

4

4

f

1

1

1,2

1,2

1,6

2

2

2,5

2.5

3



Пример. Рассчитать основные размеры тихоходного и быстроходного валов, если крутящий момент быстроходного вала ТБ = 51,2 Нм; крутящий момент тихоходного вала ТТ= 221,7 Нм; модуль зацепления m = 2,5; число зубьев шестерни z1 =20. По полученным данным вычертить тихоходный и быстроходный валы.

1. Расчет основных размеров валов.

Определяем диаметр входного (быстроходного) вала по формуле №1 и диаметры других участков по формулам №3:

dВ ≥ (7…8) · = (7…8) · =24,02…27,86мм;

принимаем dВ =25мм;

назначаем dП =30мм; dБП =25мм.

Определяем диаметр выходного вала по формуле

dВ ≥ (5…6) · =(5…6) · = 30,25….36,3мм ;

принимаем dВ =36мм;

назначаем dП =40мм; dБП =35мм; dК =50мм.

2. Определение размеров других участков валов.

Входной вал:

L1 – длина участка вала под муфту или шкив, L1 = (1,1…1,5) · d в ;

L1 = (1,1…1,5) · 25 = 27,5…37,5мм; принимаем L1 =40мм.

L2 – длина участка вала под уплотнение (манжету) с крышкой и подшипником, L2 = 2 · d П ;

L2 = 2 · 30= 60мм.

L3 - расстояние между внутренними торцами подшипников, это расстояние конструктивно чаще всего принимается равным d2 – делительному или наибольшему диаметру колеса, d =2,5 · 20 = 50мм. L3 = 50мм.

В – ширина подшипника, выбираем в зависимости от размера d П =40мм,

шариковый радиальный однорядный подшипник легкой серии №206 , В=16мм.

Выходной вал:

L1 – длина участка вала под муфту или шкив, L1 = (1,2…1,5) · d в ;

L1 = (1,2…1,5) · 36 = 43,2…54мм; принимаем L1 =54мм.

L2 – длина участка вала под уплотнение (манжету) с крышкой и подшипником, L2 = 2 · d П ;

L2 = 1,25· d П + В = 1,25· 40 + 18 = 68мм.

В – ширина подшипника, выбираем в зависимости от размера d П =40мм,

шариковый радиальный однорядный подшипник легкой серии №208, В=18мм.

L3 - расстояние между внутренними торцами подшипников.

L3 = lст + 8.

lст - ширина ступицы, lст = (1,2…1,5) · d в, lст = (1,2…1,5) · 36= 43,2…54мм. , принимаем l ст = 54мм.

L3 = 54 + 8=62мм.


5.Задания для выполнения работы
Рассчитать основные размеры тихоходного и быстроходного валов, если крутящий момент быстроходного вала ТБ; крутящий момент тихоходного вала ТТ; модуль зацепления m; число зубьев шестерни z1. По полученным данным вычертить тихоходный и быстроходный валы.

исходные данные взять в таблице 2.

Таблица 2- Исходные данные

варианта

ТБ , Нм

ТТ , Нм

m, мм

z1

1

53,4

218,6

2

20

2

48,9

199,4

2,5

22

3

50,6

182,3

1.25

24

4

52,2

197,3

3

25

5

49,6

198,5

4

32

6

48,8

199,7

1,75

30


продолжение таблицы 2

7

53,2

201,4

2,25

34

8

54,1

203,9

2,75

33

9

51,9

213,5

3,5

28

10

50,6

214,2

4,5

20

11

49,2

209,6

2

22

12

48,3

218,6

2,5

26

13

53,6

209,8

1,25

23

14

52,4

212,5

3

25

15

51,7

217,9

1,75

21


6.Контрольные вопросы:


1. В чем разница между валом и осью и какие деформации испытывают вал и ось при работе?

2. Что называют цапфой, шипом, шейкой и пятой?

3. Каковы основные критерии работоспособности валов и осей и какими параметрами их оценивают?
7.Литература

Основные источники:

1. Детали машин. Краткий курс, практические занятия и тестовые задания: Учебное пособие / В.П. Олофинская. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2014. - 240 с.

2. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для сред.проф. образования /Л.И. Вереина. – 11-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2015. – 224 с.

Дополнительные источники:

1.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для сред.проф. образования /Л.И. Вереина, М.М. Краснов. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 352 с.

2.Опарин И.С. Основы технической механики: учебник для сред.проф. образования. – М.: ИЦ Академия, 2014. – 144 с.

Интернет-ресурсы:

1.Детали машин: электронный учебный курс для студентов очного и заочного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detalmach.ru (дата обращения 09.01.2018)

Практическая работа №10

2 часа

РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
1.Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи

Научиться рассчитывать подшипники кпачения.

2. Обеспечивающие средства:

2.1. Методическое руководство по выполнению работы.

3. Требования к отчету

    1. Номер практической работы, тема, цель работы.

    2. Выполнить задание в соответствии с методическими указаниями.

    3. Подготовить ответы на вопросы в устной форме.

4. Технология работы:

4.1. Внимательно изучите методические указания, предложенный теоретический материал.

4.2. Проведите необходимые расчеты по методике представленной ниже.

4.3.В соответствие с полученными расчетами, вычертите подшипник в масштабе 1:1, обозначьте диаметры и длины.

4.4. Сделайте выводы о проделанной работе.

4.5. Ответить на контрольные вопросы.

Теоретический материал

При проектировании подшипники качения не рассчитывают, а подбирают по каталогу (см. [1] стр.497, табл.19.18-19.26) в зависимости от диаметра вала; величины, направления и характера нагрузки; назначения узла; угловой скорости вращающегося кольца; требуемой долговечности подшипника.

Подбор подшипников практически сводится к следующей схеме:

- на основании эскизной компоновки составляют расчетную схему вала и определяют реакции опор подшипников;


- определяют результирующие осевые нагрузки подшипников;

- вычисляют отношение осевой нагрузки к радиальной Fа / Fr;

- основным критерием для выбора подшипника служит его динамическая грузоподъемность Сr,

Сr ≤ [Со]; (65)

где: Сr – расчетная динамическая грузоподъемность;

r] – допускаемая динамическая грузоподъемность, выбирается из табл. 19.18 в зависимости от типа подшипника.

Сr = F ; (66)

где: n - частота вращения вала;

L h – ресурс работы узла;

F - эквивалентная нагрузка.

F = (X ·V · Fr + Y · Fа) ·Kb; (67)

где: Fr , Fа - радиальная и осевая нагрузки на подшипник;

Kb - коэффициент безопасности, учитывает характер нагрузки;

Kb =1; при спокойной нагрузке;

Kb = 1,3…1,5; при нагрузке с умеренными толчками и незначительными колебаниями;

Kb = 2,5 ….3; при работе с сильными ударами;

V - коэффициент вращения;

V = 1; при вращающемся внутреннем кольце;

V = 1,2; при вращающемся наружном кольце;

X, Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок, выбираются по каталогу на подшипники (см. [1] стр.134, табл.6.1.). Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников при выборе и предварительно определяют отношение осевой нагрузки к статической

Fа о (68)

где: р - показатель степени;

р = 3 - для шариковых подшипников;

р = 10/3 – для роликовых подшипников;

Если в результате расчета условие С r≤ [Сr] не выполняется, то, не меняя посадочного размера вала, назначают подшипник другого типоразмера (серии) или меняют тип подшипника (шариковый на роликовый) и расчет повторяют.
Рассчитываем подшипники на ведущем валу

Рисунок 1. Расчетная схема подшипников на ведущем валу
Ft = 3265,3H; Fr =1227,8Н; Fa = 751H; b1 =80мм; dП = 40 мм;

Реакции опор:

в плоскости x

Rx1 = Rx2 = Ft / 2 = 3265,3 / 2 = 1632,65H;

в плоскости y

Ry1 =