Файл: Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ учебной дисциплины детали машин для специальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №5
2 часа
РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
1.Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи
Научиться рассчитывать цилиндрическую зубчатую передачу.
2. Обеспечивающие средства:
2.1. Методическое руководство по выполнению работы.
3. Требования к отчету
-
Номер практической работы, тема, цель работы. -
Выполнить задание в соответствии с данными своего варианта (см. таблица 3). -
Кинематическую схему передачи вычертить с помощью карандаша и линейки. -
Подготовить ответы на вопросы в устной форме.
4. Технология работы:
4.1. Внимательно изучите методические указания, предложенный теоретический материал.
4.2. В соответствие с вариантом, выполнить схему передачи.
4.3. На схеме обозначьте основные характеристики (число зубьев ведущего и ведомого колеса, делительный диаметр шестерни и колеса, межосевое расстояние).
4.4. Проведите проектировочный и проверочный расчеты по методике представленной ниже.
4.5. Сделайте выводы о проделанной работе.
4.6. Ответить на контрольные вопросы.
Теоретические сведения.
Основным критерием работоспособности цилиндрических передач является: контактная прочность зубьев в полюсе зацепления и прочность зубьев на изгиб. Нарушение контактной прочности приводит к повреждению поверхностей зубьев: выкрашиванию, износу, заеданию. Нарушение прочности зубьев на изгиб приводит к поломке зубьев.
Поэтому, как правило, проектный расчет передачи выполняют из условия контактной прочности, а проверочный расчет – из условия прочности зубьев на изгиб
1. Проектный расчет
1.1. Определить кинематические характеристики передачи по заданным значениям: Р1 – мощность на ведущем валу передачи, передаточное число – u, ω1 – угловая скорость ведущего вала.
ω2 =ω1/ u - угловая скорость ведомого вала. (1)
T2 = ; (2)
T1 =
; (3)
где: T1 , T2 -вращающие моменты на ведомого и ведущего валах передачи
η – коэффициент полезного действия передачи, выбирается по таблице1.
Таблица 1 – Определение КПД, η
Передача | К.П.Д. | Передача | К.П.Д. |
Закрытая зубчатая: цилиндрическая коническая | 0,97…0,98 0,96…0,97 | Цепная: открытая закрытая | 0,90…0,95 0,95…0,97 |
Открытая зубчатая | 0,95…0,96 | | |
Червячная при числе заходов червяка: Z1=1 Z2=2 Z3=4 | 0,7…0,75 0,8…0,85 0,85…0,95 | Ременная: с плоским ремнем с клиновым ремнем | 0,96…0,98 0,95…0,97 |
Муфта соединительная | 0,98 | Подшипники качения | 0,99 |
1.2. Определить межосевое расстояние аW и полученное значение скорректировать по СТ СЭВ 229-75.
аW = ; (4)
где: Ка – вспомогательный коэффициент: для прямозубых передач Ка =49,5; для косозубых передач Ка = 43.
Кbа – коэффициент распределения нагрузки по ширине колеса, выбираем по таблице 2;
ψba – относительная ширина колеса, выбираем по таблице 2.
[σ]Н - допускаемое контактное напряжение, МПа
[σ]Н = (σН lim /SН )·ZН; (5)
σН lim - предел контактной выносливости при базовом числе циклов (таблица3)
SН – коэффициент безопасности (таблица 3)
ZН- коэффициент долговечности, учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи
zN = , (6)
Nz = 60 · n1 ·Lh·а, (7)
n1 - частота вращения ведущего вала передачи, об/мин
Lh- долговечность или срок службы передачи , час
а – количество смен в сутки
Таблица 2- Коэффициенты Кbа, ψba
Расположение зубчатых колес относительно опор | Твердость поверхностей зуба | |||
НВ ≤ 350 | НВ > 350 | |||
Кbа | ψba | Кbа | ψba | |
Симметричное | 1,0…1,15 | 0,3…0,5 | 1,05…1,25 | 0,25…0,3 |
Несимметричное | 1,1…1,25 | 0,25…0,4 | 1,15…1,35 | 0,2…0,25 |
Консольное | 1,2…1,35 | 0,2…0,25 | 1,25…1,45 | 0,15…0,2 |
При постоянной нагрузке Кbа = 1 |
Таблица 3- Контактная выносливость
Термообработка | Твердость | Группа сталей | σн lim, МПа | Sн | σF lim, МПа | SF |
нормализация улучшение | 180…350 НВ | 40Л, 40, 45, 50, 40Х, 40ХН и др. | 1,8 НВ ср +67 | 1,1 | 1,03 НВср | 1,75 |
объемная закалка | 45…55 HRCэ | 40Х, 40ХН, 35ХМ и др. | 14HRCср +170 | 310 | ||
закалка | 56…63 HRCэ | 17 HRCср+200 | 1,2 | 900 | ||
азотирование | 50…67 HRCэ | 1050 | 12 HRCср+300 | |||
цементация | 55…63 HRCэ | Цементируемые стали всех марок | 19 HRCср | 480 | 1,5 |
Рисунок 1- График для пересчета HRC и HV в единицы НВ
Таблица 4 –Межосевое расстояние СТ СЭВ 229-75
1 ряд | 50;63;80;100;125;160;200;250;315;400;500;630;800;1000 |
2 ряд | 71;90;112;140;180;224;280;355;450;560;710;900 |
1.3. Определить модуль зацепления и полученное значение округлить по СТ СЭВ 310-76
m = (0,01….0,02) · аW; (8)
Таблица 5- Модули зацепления СТ СЭВ 310-76
1 ряд | 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20;25 |
2 ряд | 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22 |
Определить суммарное число зубьев шестерни и колеса Z:
Z = 2· аW· / m – для прямозубых передач (9)
Z = –для косозубых и шевронных передач (10)
β – угол наклона зуба;
β -5˚…15˚ - для косозубых колес;
β - 25˚…40˚ - для шевронных колес.
1.5. Определить числа зубьев шестерни и колеса
Z1 = Z/(u+1) (11)
Полученные значения Z1 , Z2 должны быть целыми числами, причем для прямозубых колес Z1 должно быть не менее 17, а для косозубых - не менее 12.
Z2 = Z-Z1 (12)
1.6. Определить геометрические размеры зубчатых колес
Рисунок 2- Геометрические параметры цилиндрической передачи
Геометрические размеры зубчатых колес находим по формулам в таблице 6:
Прямозубые колеса | Косозубые колеса | № формулы | |
Делительный диаметр, d = m · z | d = | 13 | |
Диаметр окружности вершин, da = m · (z+2) | da = d + 2· m | 14 | |
Диаметр окружности впадин, df = m · (z – 2,5) | df = d -2,5· m | 15 | |
Высота зуба, h = 2,25·m | 16 | ||
Ширина зубчатого венца, b = аW · ψbа | 17 |
2.Проверочный расчет
Методика расчета передачи на прочность при изгибе в зависимости от заданных условий работы передачи.
2.1. Определить расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса
σF2 = KFa· KFß ·KFv· Yß · YFS2 · Ft / b2 ·m; (18)
Ft – окружная сила, Ft = 2 T1 /d1 ; (19)
KFa- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями (таблица 7);
Таблица 7 – Значения коэффициента KFa
Степень точности | 6 | 7 | 8 | 9 |
KFa | 0,72 | 0,81 | 0,91 | 1,0 |
KFß - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.
KFß = 1+ 1,5· ψbd / S ≤ 1,7; (20)
где S – индекс схемы (см. табл. 8)
Таблица 8- Значения индекса S
Расположение шестерни относительно опор | S |
Консольное, опоры-шарикоподшипники | 1 |
Консольное, опоры-роликоподшипники | 2 |
Несимметричное | 3 |
Симметричное | 4 |
Коэффициент ширины ψbd = b2/ d1 (21)
KFv – коэффициент динамической нагрузки в зависимости от степени точности и окружной скорости. Коэффициент KFv принимают:
- для прямозубых колес при твердости зубьев ≤ 350 НВ -1,4;
>350 НВ -1,2;
- для косозубых колес при твердости зубьев ≤ 350 НВ -1,2;
>350 НВ -1,1;
Yß – коэффициент, учитывающий наклон линии зуба косозубой передачи, Yß =0 для прямозубых колос, для косозубых коэффициент Yß вычисляют по формуле (β в градусах):
Yß = 1- β/100 º;
YFS – коэффициент формы зубу (таблица 9)
Таблица 9 – Значение коэффициента YFS
Z или Zv | 17 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 65 | ≥80 |
YFS | 4,30 | 4,08 | 3,98 | 3,92 | 3,88 | 3,84 | 3,80 | 3,75 | 3,70 | 3,66 | 3,65 | 3,62 | 3,61 |
Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни:
σF1 = σF2 · YFS1 / YFS2 ; (22)
Расчетные напряжения могут отклоняться от допускаемых:
σF ≤ 1,1· [σF] ; (23)
Определяем окружную скорость в зацеплении и назначаем степень точности передачи по таблице 10.
V=( ω · d) /2; (24)
Таблица 10 – Окружная скорость
Степень точности не ниже | Окружная скорость V, м/с | Примечание | |
Прямозубая | Косозубая | ||
6 (высокоточные) | 15 | 30 | Высокоточные, высокоскоростные механизмы |
7 (точные) | 10 | 15 | Высокоскоростные при умеренных нагрузках |
8 (средней точности) | 6 | 10 | Передачи общего машиностроения |
9 (пониженной точности) | 2 | 4 | Тихоходные передачи с пониженными требованиями |