Файл: Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ учебной дисциплины детали машин для специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №5

2 часа

РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
1.Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи

Научиться рассчитывать цилиндрическую зубчатую передачу.

2. Обеспечивающие средства:

2.1. Методическое руководство по выполнению работы.

3. Требования к отчету

    1. Номер практической работы, тема, цель работы.

    2. Выполнить задание в соответствии с данными своего варианта (см. таблица 3).

    3. Кинематическую схему передачи вычертить с помощью карандаша и линейки.

    4. Подготовить ответы на вопросы в устной форме.

4. Технология работы:

4.1. Внимательно изучите методические указания, предложенный теоретический материал.

4.2. В соответствие с вариантом, выполнить схему передачи.

4.3. На схеме обозначьте основные характеристики (число зубьев ведущего и ведомого колеса, делительный диаметр шестерни и колеса, межосевое расстояние).

4.4. Проведите проектировочный и проверочный расчеты по методике представленной ниже.

4.5. Сделайте выводы о проделанной работе.

4.6. Ответить на контрольные вопросы.

Теоретические сведения.

Основным критерием работоспособности цилиндрических передач является: контактная прочность зубьев в полюсе зацепления и прочность зубьев на изгиб. Нарушение контактной прочности приводит к повреждению поверхностей зубьев: выкрашиванию, износу, заеданию. Нарушение прочности зубьев на изгиб приводит к поломке зубьев.

Поэтому, как правило, проектный расчет передачи выполняют из условия контактной прочности, а проверочный расчет – из условия прочности зубьев на изгиб

1. Проектный расчет

1.1. Определить кинематические характеристики передачи по заданным значениям: Р1 – мощность на ведущем валу передачи, передаточное число – u, ω1 – угловая скорость ведущего вала.

ω21/ u - угловая скорость ведомого вала. (1)

T2 = ; (2)

T1 =
; (3)

где: T1 , T2 -вращающие моменты на ведомого и ведущего валах передачи

η – коэффициент полезного действия передачи, выбирается по таблице1.

Таблица 1 – Определение КПД, η

Передача

К.П.Д.

Передача

К.П.Д.

Закрытая зубчатая:

цилиндрическая

коническая


0,97…0,98

0,96…0,97

Цепная:

открытая

закрытая


0,90…0,95

0,95…0,97

Открытая зубчатая

0,95…0,96







Червячная при числе заходов червяка:

Z1=1

Z2=2

Z3=4



0,7…0,75

0,8…0,85

0,85…0,95

Ременная:

с плоским ремнем

с клиновым ремнем


0,96…0,98

0,95…0,97

Муфта соединительная

0,98

Подшипники качения

0,99



1.2. Определить межосевое расстояние аW и полученное значение скорректировать по СТ СЭВ 229-75.

аW = ; (4)

где: Ка – вспомогательный коэффициент: для прямозубых передач Ка =49,5; для косозубых передач Ка = 43.

Кbа – коэффициент распределения нагрузки по ширине колеса, выбираем по таблице 2;

ψba – относительная ширина колеса, выбираем по таблице 2.

[σ]Н - допускаемое контактное напряжение, МПа

[σ]Н = (σН lim /SН )·ZН; (5)

σН lim - предел контактной выносливости при базовом числе циклов (таблица3)

SН – коэффициент безопасности (таблица 3)

ZН- коэффициент долговечности, учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи

zN = , (6)

Nz = 60 · n1 ·Lh·а, (7)

n1 - частота вращения ведущего вала передачи, об/мин

Lh- долговечность или срок службы передачи , час

а – количество смен в сутки

Таблица 2- Коэффициенты Кbа, ψba

Расположение зубчатых колес относительно опор

Твердость поверхностей зуба

НВ ≤ 350

НВ > 350

Кbа

ψba

Кbа

ψba

Симметричное

1,0…1,15

0,3…0,5

1,05…1,25

0,25…0,3

Несимметричное

1,1…1,25

0,25…0,4

1,15…1,35

0,2…0,25

Консольное

1,2…1,35

0,2…0,25

1,25…1,45

0,15…0,2

При постоянной нагрузке Кbа = 1



Таблица 3- Контактная выносливость

Термообработка

Твердость

Группа

сталей

σн lim,

МПа

Sн

σF lim,

МПа

SF

нормализация

улучшение

180…350 НВ

40Л, 40, 45, 50, 40Х, 40ХН и др.

1,8 НВ ср +67

1,1

1,03 НВср

1,75

объемная

закалка

45…55 HRCэ

40Х, 40ХН,

35ХМ и др.

14HRCср +170

310

закалка

56…63 HRCэ

17 HRCср+200

1,2

900

азотирование

50…67 HRCэ

1050

12 HRCср+300

цементация

55…63 HRCэ

Цементируемые стали всех марок

19 HRCср

480

1,5


Рисунок 1- График для пересчета HRC и HV в единицы НВ
Таблица 4 –Межосевое расстояние СТ СЭВ 229-75

1 ряд

50;63;80;100;125;160;200;250;315;400;500;630;800;1000

2 ряд

71;90;112;140;180;224;280;355;450;560;710;900

1.3. Определить модуль зацепления и полученное значение округлить по СТ СЭВ 310-76

m = (0,01….0,02) · аW; (8)

Таблица 5- Модули зацепления СТ СЭВ 310-76

1 ряд

1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20;25

2 ряд

1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22


Определить суммарное число зубьев шестерни и колеса Z:

Z = 2· аW· / m – для прямозубых передач (9)

Z = –для косозубых и шевронных передач (10)


β – угол наклона зуба;

β -5˚…15˚ - для косозубых колес;

β - 25˚…40˚ - для шевронных колес.

1.5. Определить числа зубьев шестерни и колеса

Z1 = Z/(u+1) (11)

Полученные значения Z1 , Z2 должны быть целыми числами, причем для прямозубых колес Z1 должно быть не менее 17, а для косозубых - не менее 12.

Z2 = Z-Z1 (12)

1.6. Определить геометрические размеры зубчатых колес


Рисунок 2- Геометрические параметры цилиндрической передачи

Геометрические размеры зубчатых колес находим по формулам в таблице 6:

Прямозубые колеса

Косозубые колеса

№ формулы

Делительный диаметр, d = m · z

d =

13

Диаметр окружности вершин, da = m · (z+2)

da = d + 2· m

14

Диаметр окружности впадин, df = m · (z – 2,5)

df = d -2,5· m

15

Высота зуба, h = 2,25·m

16

Ширина зубчатого венца, b = аW · ψbа

17


2.Проверочный расчет

Методика расчета передачи на прочность при изгибе в зависимости от заданных условий работы передачи.

2.1. Определить расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса

σF2 = KFa· KFß ·KFv· Yß · YFS2 · Ft / b2 ·m; (18)

Ft – окружная сила, Ft = 2 T1 /d1 ; (19)

KFa- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями (таблица 7);

Таблица 7 – Значения коэффициента KFa

Степень точности

6

7

8

9

KFa

0,72

0,81

0,91

1,0



KFß - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.

KFß = 1+ 1,5· ψbd / S ≤ 1,7; (20)

где S – индекс схемы (см. табл. 8)

Таблица 8- Значения индекса S

Расположение шестерни относительно опор

S

Консольное, опоры-шарикоподшипники

1

Консольное, опоры-роликоподшипники

2

Несимметричное

3

Симметричное

4



Коэффициент ширины ψbd = b2/ d1 (21)

KFv – коэффициент динамической нагрузки в зависимости от степени точности и окружной скорости. Коэффициент KFv принимают:

- для прямозубых колес при твердости зубьев ≤ 350 НВ -1,4;

>350 НВ -1,2;

- для косозубых колес при твердости зубьев ≤ 350 НВ -1,2;

>350 НВ -1,1;

Yß – коэффициент, учитывающий наклон линии зуба косозубой передачи, Yß =0 для прямозубых колос, для косозубых коэффициент Yß вычисляют по формуле (β в градусах):

Yß = 1- β/100 º;

YFS – коэффициент формы зубу (таблица 9)

Таблица 9 – Значение коэффициента YFS

Z или Zv

17

20

22

24

26

28

30

35

40

45

50

65

≥80

YFS

4,30

4,08

3,98

3,92

3,88

3,84

3,80

3,75

3,70

3,66

3,65

3,62

3,61

Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни:

σF1 = σF2 · YFS1 / YFS2 ; (22)
Расчетные напряжения могут отклоняться от допускаемых:

σF ≤ 1,1· [σF] ; (23)

Определяем окружную скорость в зацеплении и назначаем степень точности передачи по таблице 10.

V=( ω · d) /2; (24)
Таблица 10 – Окружная скорость

Степень точности не ниже

Окружная скорость V, м/с

Примечание

Прямозубая

Косозубая

6

(высокоточные)

15

30

Высокоточные, высокоскоростные механизмы

7

(точные)

10

15

Высокоскоростные при умеренных нагрузках

8

(средней точности)

6

10

Передачи общего машиностроения

9

(пониженной точности)

2

4

Тихоходные передачи с пониженными требованиями