Файл: Региональное управление структура и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

 

II АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ  МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Регион был образован  в 1945 году после решения Потсдамской  конференции о ликвидации Восточной  Пруссии, северная часть которой  после Второй Мировой войны отошла Советскому Союзу.

7 апреля 1946 года Президиум  Верховного Совета СССР принял  Указ "Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР", а 4 июля 1946 года ее административный центр был переименован в Калининград, область - в Калининградскую.

Калининградская область  обеспечивала с момента своего создания военно-стратегические, политические и хозяйственно-экономические интересы Советского Союза, а затем и России. Само создание в рамках Российской Федерации в послевоенный период новой административно-территориальной единицы явилось реализацией политических и социально-экономических целей федерального уровня и привело к закреплению новой роли СССР на Европейском континенте и в регионе Балтийского моря.

За послевоенный период регион стал играть важную роль в народном хозяйстве страны, обеспечивая существенный вклад в экономику за счет рыболовства  и рыбного хозяйства, машиностроения, целлюлозно-бумажного производства и ряда других отраслей. После прекращения  существования Советского Союза, Калининградская  область стала важным фактором отношений  между Россией и НАТО, Россией  и Европейским Союзом. После вступления в ЕС Литвы и Польши область  стала Российским анклавом внутри территории ЕС. Особенно важную роль играет опыт внешнеэкономической  деятельности, накопленный в регионе.

Общий экономический спад 90-х годов, который в Калининградской  области был глубже, чем в целом  по России удалось преодолеть за счет мер, принимаемых федеральным центром. В регионе сконцентрировано большое  количество инструментов стимулирования экономического развития. Основными инструментами развития региона стали режим Особой экономической зоны и Федеральная целевая программа развития Калининградской области.

В настоящее время в  Калининградской области идет активное формирование системы документов, направленных на реализацию в регионе федеральных  целей. Эта система включает Стратегию  развития Калининградской области  на период действия режима Особой экономической  зоны - до 2031 года, Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы, региональных программ.


Стратегия социально-экономического развития подготовлена в соответствии с требованиями (техническим стандартом) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, разработанного Министерством регионального развития России. В стратегии сформулированы цели социально-экономического развития Калининградской области на двадцатипятилетний период. Срок действия стратегии определяется периодом действия режима особой экономической зоны, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 года №16-ФЗ ""Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 1 апреля 2006 года.

На реализацию положений  Стратегии развития Калининградской  области направлена Программа социально-экономического развития Калининградской области  на 2007-2016 годы.

Цели и задачи стратегии  и программы направлены на реализацию положений Посланий Президента Российской Федерации, выполнению Поручений Президента и Правительства страны. Система целей направлена на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированных в документах федерального уровня, включая: Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочный период; Концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации; Стратегии развитии отраслей экономики РФ и другие.

Одновременно в регионе  внедрен пятилетний финансовый план, направленный на достижение целей и  реализацию задач, поставленных губернатором Калининградской области на основании целей и задач, сформированных на федеральном уровне и отраженных в Посланиях Президента Российской Федерации, программе социально-экономического развития Российской Федерации, других программных документах.

В соответствии уставом, Калининградская  область - субъект Российской Федерации, имеющая свою территорию, население, законодательство, собственность, органы государственной власти, полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также собственные предметы ведения.

Высшим должностным лицом  Калининградской области является Губернатор .

Государственную власть в  Калининградской области осуществляют образуемые ею органы государственной власти на основе разделения на законодательную (Калининградская областная Дума), исполнительную (Правительство Калининградской области) и судебную (Уставный Суд). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Структуру Правительства Калининградской области составляют:



- Губернатор Калининградской  области;

- вице-премьеры Правительства  Калининградской области;

- министры Калининградской  области;

- руководитель аппарата  Правительства Калининградской  области;

- Полномочный представитель  Губернатора Калининградской области  в Калининградской областной Думе.

Деятельность органов  государственной власти Калининградской  области осуществляется в соответствии со следующими принципами:

приоритет прав и свобод человека и гражданина;

государственная и территориальная  целостность Российской Федерации;

верховенство Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации;

единство системы государственной  власти;

разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

самостоятельное осуществление  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации принадлежащих  им полномочий;

самостоятельное осуществление  своих полномочий органами местного самоуправления.

обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Органы государственной  власти Калининградской области  содействуют развитию местного самоуправления на территории Калининградской области, обеспечивают реализацию государственных гарантий местного самоуправления.

В ведении Калининградской  области находятся:

1) принятие и изменение  Устава (Основного Закона) Калининградской  области, уставных законов Калининградской  области, законов Калининградской  области, контроль за их соблюдением;

2) защита прав и законных  интересов Калининградской области;

3) административно-территориальное  устройство Калининградской области;

4) социально-экономическое  развитие Калининградской области;


5) областной бюджет Калининградской  области;

6) государственная собственность  Калининградской области;

7) установление системы  органов государственной власти  Калининградской области и их  формирование;

8) награды и почетные  звания Калининградской области,  символика Калининградской области;

9) иные вопросы, не отнесенные  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами к ведению Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к вопросам местного значения.

Вице-премьеры Правительства  Калининградской области являются заместителями Губернатора Калининградской области.

На территории Калининградской  области в соответствии с федеральным  законодательством образована и функционирует Особая экономическая зона. В следующей главе работы рассмотрим её основные положения.

 


2.2 ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с уставом  Калининградской Области на территории Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством образована и функционирует Особая экономическая зона, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.16 С 1 апреля 2006 г вступил в силу Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Законом предусмотрено предоставление юридическим лицам специального правового статуса ведения деятельности на территории Калининградской области - Резидент ОЭЗ. Резидентом может являться юридическое лицо, зарегистрированное и ведущее основную хозяйственную деятельность на территории Калининградской области, включенное в единый реестр резидентов ОЭЗ, и реализующее инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 150 млн. рублей, в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет - ставка налога 0%, с 7 по 12 годы - ставка налога на имущество организаций уменьшена на 50%, а ставка налога на прибыль организаций в части отчисления в региональный бюджет уменьшена на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Для резидентов ОЭЗ предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду или в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим земельные правоотношения. Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного проекта, не может изменяться в течение всего срока действия договора аренды. С момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенного на территории особой экономической зоны, резидент ОЭЗ получает право на освобождение от земельного налога сроком на пять лет. На территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан - представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, Правительством Российской Федерации устанавливается упрощенный порядок оформления виз. Он предусматривает возможность их оформления указанным категориям иностранных граждан непосредственно в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область. Калининградская область является