Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Литвы и Польши) и международными морскими водами. Площадь Калининградской области составляет 15,1 тыс. км. Численность населения на начало 2006 года составила 939,9 тыс. человек (около 0,7% от общего числа жителей России). Уровень урбанизации - 77,5 %. Наиболее крупные города: Калининград с населением 424,6 тыс. чел., Советск (43,2 тыс. чел.), Черняховск (41,7 тыс. чел.), Балтийск (33,2 тыс. чел.), Гусев (28,1 тыс. чел.). Административно Калининградская область входит в состав Северо-Западного Федерального округа. На севере и востоке на протяжении 280,5 км область граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км - с Республикой Польша, на западе область ограничивает 183,56-километровое побережье Балтийского моря.17
На территории области находятся два курорта всероссийского значения - Светлогорск - Отрадное и Зеленоградск, а так же национальный парк Куршская коса, внесенный в перечень объектов мирового наследия Юнеско (совместно с литовской частью косы). Еще один курорт на балтийском побережье - Пионерский. Экономика региона носит выраженный промышленный характер, значительную долю в которой занимают отрасли, производящие высокотехнологичную продукцию. Основные товары, производимые в регионе: автомобили, телевизоры, электропылесосы, холодильники и морозильники, микроволновые печи. Главными промышленными центрами являются Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый .Благодаря природно-экологическому потенциалу (благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие федеральных морских курортов и значительного числа объектов историко-культурного наследия) Калининградская область является перспективным регионом для развития туристско-рекреационной деятельности. На Калининградском взморье размещена большая часть рекреационных учреждений области - санаториев, пансионатов, оздоровительных лагерей и баз отдыха.
Область обладает благоприятными природно-климатическими условиями для ведения сельскохозяйственного производства. Приоритетными отраслями агропромышленного комплекса являются производство рапса, зерновых, молочное животноводство и производство молокопродуктов, производство и переработка мяса, звероводство. Основными полезными ископаемыми в регионе являются: нефть, газ, янтарь, каменная и калийная соль, ангидрит, фосфориты, торф, бурый уголь. В настоящее время область располагает двенадцатью месторождениями нефти. В структуре земельного фонда области преобладающими являются земли сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 53,44% территории области. Земли лесного фонда занимают 17,92% территории области, земли водного фонда 12,23%. Удельный вес земель поселений составляет 6,72% в структуре общей площади, земли промышленности и земли иного специального назначения - 6,39%. Земли особо охраняемых территорий и объектов - 0,01%. Земли запаса составили 3,29% от общей площади земельного фонда. На долю области приходится около 0,5% суммарного валового регионального продукта регионов России. Населением области создается 0,5% оборота розничной торговли страны и 0,5% объема платных услуг. В экономику области в 2006 году по оценке Минэкономразвития России было инвестировано 0,7 % общей суммы капитальных вложений по России. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуры Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении. По своему стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-западе и в макрорегионе Запад. Не менее существенной
характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более, что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры - Виа Ганзеатика и Виа Балтика. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком. Морской транспорт в Калининградской области непосредственно связан с железной дорогой. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.18
Калининградская область имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего экономического развития, однако для это требуется федеральное внимание.
2.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
На сегодняшний день существуют следующие проблемы, препятствующие успешному социально-экономическому развитию в Особой экономической зоне в Калининградской области:
существующая в Калининградской области дорожная сеть по своему состоянию не соответствует современным стандартам, в связи с чем требуется ее модернизация. Дороги, проходящие по транспортным коридорам, а также дороги, ведущие к пограничным пунктам пропуска, необходимо передать с регионального на федеральный уровень, поскольку область не может равняться по своим бюджетным возможностям со структурными фондами Европейского Союза, за счет средств которых финансируется реконструкция дорог в сопредельных с областью Литве и Польше.19
Портовый комплекс Калининградской области стабильно развивается и наращивает объемы перевалки грузов. За период 2001 - 2007 гг. грузооборот портов увеличился в 2,67 раза и составил 15,625 млн. тонн. Значительно возросла перевалка нефтепродуктов, контейнеров, паромных грузов. В то же время усиливается конкуренция со стороны портов Литвы и Польши.
В целях обеспечения дальнейшего развития портового комплекса Калининградской области необходимо ускорить принятие решения о строительстве глубоководного порта в Балтийске.
В целях обеспечения пропуска транзитного грузопотока в направлении портовых терминалов в Калининградской области требуется строительство новых и модернизация существующих объектов железнодорожной инфраструктуры. Это позволит перейти к осуществлению всего комплекса транспортных услуг для обеспечения обслуживания экспортно-импортных грузопотоков и повысить провозную способность железнодорожной инфраструктуры Калининградской области.
В настоящее время железнодорожное сообщение с портом Балтийск реализовано через центральную часть Калининграда, что снижает грузооборот и затрудняет дальнейшее развитие порта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, а проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы сложно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, так как - что для одного российского региона хорошо, то может быть неприемлемо для другого. Именно поэтому, следует четко и ясно представлять для какого региона хороши одни типы инструментов региональной политики, а для какого другие, то есть применять инструменты следует только точно зная проблемы того или иного региона. Разработке качественных и эффективных инструментов региональной политики уделено достаточное внимание со стороны глав государства, правительств, органов местного самоуправления. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но, конечно, не всегда удается подобрать точные инструменты для коррекции различного рода несовершенств того или иного региона Российской Федерации. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса
формирования самой региональной политики, с другой – нестабильностью законодательства по региональной политике.
Калининградская область является примером модели регионального управления ,на территории которой функционирует особая экономическая зона. Несмотря на особое внимание государства к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне.
Заключая, можно констатировать, что пока в принципе не существует идеальной модели регионального управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверхэффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения ее субъектов.
Список использованных источников
1 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления-СПб:Питер,2009
2 Регион как субъект политики и общественных отношений/под ред. Рубаревич И.В.,М., 2010
3 Абдулатипов Р.Г. Федералогия - СПб.:Питер,2010
4 Малин А.С. Региональное управление – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ,2011
5 Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации-СПб,2010
6 Говоренкова Т.М., Жуков А.И.Россия. Федеративное устройство, административно-территориальное деление и муниципальное устройство субъектов Федерации- М.,2009
7 Конституция РФ
8 Типология российских регионов/под ред. Главацкой Н.-М., 2008
9 ФЗ "О федеральных целевых программах регионального развития"
10 Региональная экономика и управление: учебное пособие/под ред. Коваленко Е.Г.-СПб:Питер,2011
11 Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития. Регион: экономика и социология. 2009
12 Регион как субъект политики и общественных отношений/под ред. Рубаревич И.В.,М.,2010
13 Региональная экономика и управление: учебное пособие/под ред. Коваленко Е.Г.-СПб: Питер, 2011
14 Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития. Регион: экономика и социология. 2009 №1
15 Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации от 05.08.09
16 Устав Калининградской Области (гл.17 ст.63)
17 ФЗ № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
18 Ефимов В., Честнов Ю. Города России: сравнительный анализ социально-экономических ситуаций 2000/2001 гг. // Городское управление №8, 2007.- С.39-44.
19 Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе развития Калининградской области"
На территории области находятся два курорта всероссийского значения - Светлогорск - Отрадное и Зеленоградск, а так же национальный парк Куршская коса, внесенный в перечень объектов мирового наследия Юнеско (совместно с литовской частью косы). Еще один курорт на балтийском побережье - Пионерский. Экономика региона носит выраженный промышленный характер, значительную долю в которой занимают отрасли, производящие высокотехнологичную продукцию. Основные товары, производимые в регионе: автомобили, телевизоры, электропылесосы, холодильники и морозильники, микроволновые печи. Главными промышленными центрами являются Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый .Благодаря природно-экологическому потенциалу (благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие федеральных морских курортов и значительного числа объектов историко-культурного наследия) Калининградская область является перспективным регионом для развития туристско-рекреационной деятельности. На Калининградском взморье размещена большая часть рекреационных учреждений области - санаториев, пансионатов, оздоровительных лагерей и баз отдыха.
Область обладает благоприятными природно-климатическими условиями для ведения сельскохозяйственного производства. Приоритетными отраслями агропромышленного комплекса являются производство рапса, зерновых, молочное животноводство и производство молокопродуктов, производство и переработка мяса, звероводство. Основными полезными ископаемыми в регионе являются: нефть, газ, янтарь, каменная и калийная соль, ангидрит, фосфориты, торф, бурый уголь. В настоящее время область располагает двенадцатью месторождениями нефти. В структуре земельного фонда области преобладающими являются земли сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 53,44% территории области. Земли лесного фонда занимают 17,92% территории области, земли водного фонда 12,23%. Удельный вес земель поселений составляет 6,72% в структуре общей площади, земли промышленности и земли иного специального назначения - 6,39%. Земли особо охраняемых территорий и объектов - 0,01%. Земли запаса составили 3,29% от общей площади земельного фонда. На долю области приходится около 0,5% суммарного валового регионального продукта регионов России. Населением области создается 0,5% оборота розничной торговли страны и 0,5% объема платных услуг. В экономику области в 2006 году по оценке Минэкономразвития России было инвестировано 0,7 % общей суммы капитальных вложений по России. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуры Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении. По своему стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-западе и в макрорегионе Запад. Не менее существенной
характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более, что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры - Виа Ганзеатика и Виа Балтика. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком. Морской транспорт в Калининградской области непосредственно связан с железной дорогой. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.18
Калининградская область имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего экономического развития, однако для это требуется федеральное внимание.
2.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
На сегодняшний день существуют следующие проблемы, препятствующие успешному социально-экономическому развитию в Особой экономической зоне в Калининградской области:
существующая в Калининградской области дорожная сеть по своему состоянию не соответствует современным стандартам, в связи с чем требуется ее модернизация. Дороги, проходящие по транспортным коридорам, а также дороги, ведущие к пограничным пунктам пропуска, необходимо передать с регионального на федеральный уровень, поскольку область не может равняться по своим бюджетным возможностям со структурными фондами Европейского Союза, за счет средств которых финансируется реконструкция дорог в сопредельных с областью Литве и Польше.19
Портовый комплекс Калининградской области стабильно развивается и наращивает объемы перевалки грузов. За период 2001 - 2007 гг. грузооборот портов увеличился в 2,67 раза и составил 15,625 млн. тонн. Значительно возросла перевалка нефтепродуктов, контейнеров, паромных грузов. В то же время усиливается конкуренция со стороны портов Литвы и Польши.
В целях обеспечения дальнейшего развития портового комплекса Калининградской области необходимо ускорить принятие решения о строительстве глубоководного порта в Балтийске.
В целях обеспечения пропуска транзитного грузопотока в направлении портовых терминалов в Калининградской области требуется строительство новых и модернизация существующих объектов железнодорожной инфраструктуры. Это позволит перейти к осуществлению всего комплекса транспортных услуг для обеспечения обслуживания экспортно-импортных грузопотоков и повысить провозную способность железнодорожной инфраструктуры Калининградской области.
В настоящее время железнодорожное сообщение с портом Балтийск реализовано через центральную часть Калининграда, что снижает грузооборот и затрудняет дальнейшее развитие порта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, а проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы сложно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, так как - что для одного российского региона хорошо, то может быть неприемлемо для другого. Именно поэтому, следует четко и ясно представлять для какого региона хороши одни типы инструментов региональной политики, а для какого другие, то есть применять инструменты следует только точно зная проблемы того или иного региона. Разработке качественных и эффективных инструментов региональной политики уделено достаточное внимание со стороны глав государства, правительств, органов местного самоуправления. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но, конечно, не всегда удается подобрать точные инструменты для коррекции различного рода несовершенств того или иного региона Российской Федерации. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса
формирования самой региональной политики, с другой – нестабильностью законодательства по региональной политике.
Калининградская область является примером модели регионального управления ,на территории которой функционирует особая экономическая зона. Несмотря на особое внимание государства к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне.
Заключая, можно констатировать, что пока в принципе не существует идеальной модели регионального управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверхэффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения ее субъектов.
Список использованных источников
-
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. -
ФЗ "О федеральных целевых программах регионального развития" -
Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе развития Калининградской области" -
Абдулатипов Р.Г. Федералогия - СПб.: Питер, 2010 -
Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление-М., 2005 -
Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление- М., 2005 -
Говоренкова Т.М., Жуков А.И.Россия. Федеративное устройство, административно-территориальное деление и муниципальное устройство субъектов Федерации- М., 2009 -
Государственно-территориальное устройство России /под ред. Гранберга А.Г., Кистанова В.В.-М., 2003 -
Малин А.С. Региональное управление – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2011 -
Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации-СПб, 2010 -
Региональная экономика и управление: учебное пособие/под ред. Коваленко Е.Г.-СПб: Питер, 2011 -
Регион как субъект политики и общественных отношений/под ред. Рубаревич И.В.,М., 2010 -
Рой О.М. Система государственного и муниципального управления-СПб: Питер,2009 -
Типология российских регионов/под ред. Главацкой Н.-М., 2008 -
Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития. Регион: экономика и социология. 2009 №1 -
archive.kremlin.ru -
consultant.ru -
garant.ru -
http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav -
Ефимов В., Честнов Ю. Города России: сравнительный анализ социально-экономических ситуаций 2000/2001 гг. // Городское управление №8, 2007.- С.39-44. -
www.mstu.edu.ru -
Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 110. -
www.mista.ru -
ФЗ № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» -
Устав Калининградской Области (гл.17 ст.63)
1 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления-СПб:Питер,2009
2 Регион как субъект политики и общественных отношений/под ред. Рубаревич И.В.,М., 2010
3 Абдулатипов Р.Г. Федералогия - СПб.:Питер,2010
4 Малин А.С. Региональное управление – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ,2011
5 Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации-СПб,2010
6 Говоренкова Т.М., Жуков А.И.Россия. Федеративное устройство, административно-территориальное деление и муниципальное устройство субъектов Федерации- М.,2009
7 Конституция РФ
8 Типология российских регионов/под ред. Главацкой Н.-М., 2008
9 ФЗ "О федеральных целевых программах регионального развития"
10 Региональная экономика и управление: учебное пособие/под ред. Коваленко Е.Г.-СПб:Питер,2011
11 Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития. Регион: экономика и социология. 2009
12 Регион как субъект политики и общественных отношений/под ред. Рубаревич И.В.,М.,2010
13 Региональная экономика и управление: учебное пособие/под ред. Коваленко Е.Г.-СПб: Питер, 2011
14 Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития. Регион: экономика и социология. 2009 №1
15 Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации от 05.08.09
16 Устав Калининградской Области (гл.17 ст.63)
17 ФЗ № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
18 Ефимов В., Честнов Ю. Города России: сравнительный анализ социально-экономических ситуаций 2000/2001 гг. // Городское управление №8, 2007.- С.39-44.
19 Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе развития Калининградской области"