Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2570
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
392
Тесты
1. Концентрическое приращение знаний, умений и навыков по теме деньги в основной школе (5-7 классы) по отношению к начальной происходит за счет введение понятий:
1) инфляция;
2) социальные пособия;
3) инфляция и социальные пособия.
2. Какие возможности по российскому законодательству получает ребенок в
14 лет с точки зрения доступности финансовых услуг и источников доходов?
1) Брать потребительский кредит.
2) Оформлять вклады в банках.
3) Оформлять кредитные банковские карты.
4) Работать по найму без разрешения родителей.
3. Какие новые темы вводятся в курс финансовой грамотности (по отношению к начальной школе) в основной школе?
1) «Риски потери денег и имущества», «Человек и государство»,
«Финансовый и собственный бизнес».
2) «Риски потери денег и имущества», «Человек и государство».
3) «Пенсионное обеспечение».
4. За счет каких базовых понятий расширяется изучение тематики «Доходы и расходы семьи» в основной школе (по отношению к начальной школе)?
1) Прибыль, процент.
2) Прибыль, процент, рента, социальные пособия.
3) Прибыль, процент, социальные пособия.
5. Какие навыки приобретает ученик основной школы, осваивая тему
«Источники денежных средств»?
1) Различать регулярные и нерегулярные источники доходов.
2) Строить планы доходов.
3) Все перечисленные.
6. К числу разделов (модулей), изучаемых в 10-11 классах не относятся:
1) «Финансы организаций»;
2) «Фондовый рынок»;
3) «Собственный бизнес»;
4) «Страхование».
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
393 6. Соотнесите компетенции учеников основной и средней школы, получаемые в результате обучения финансовой грамотности.
Компетенции:
Уровень образования:
А) различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов;
Б) анализировать структуру личных затрат
В) оценить необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбрать подходящий вариант;
Г) искать пути выхода из сложных жизненных ситуаций
Д) искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
Е) критически относиться к рекламным предложениям финансовых учреждений.
1) основная школа;
2) средняя школа.
Внесите ответы в таблицу:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ответ: А-1, Б-1, В- 2, Г-1, Д-1, Е-2 7. Ученик 8 класса Семен Пятаков решил помочь своей соседке, пенсионерке
Клавдии Ивановне, нуждающейся в финансовой поддержке. Он изучил страницы сайта городской Администрации, посвященные социальной поддержке малоимущих граждан, скопировал образец заявления на материальную помощь и помог Клавдии Ивановне его заполнить. Какие компетенции, полученные на занятиях по финансовой грамотности, применил Семен? (можно несколько вариантво ответа)
1) Анализировать структуру личных затрат.
2) Определять способы использования социальных пособий для решения финансовых проблем семьи.
3) Искать пути выхода из сложных жизненных ситуаций.
4) Соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность.
5) Оценивать необходимость страхования.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
394 8. Верны ли следующие суждения о содержании программы курса
«Финансовой грамотности» в 8-9 классах?
Программа формирования финансовой грамотности должна содержать такие темы, как:
А) структура семейных расходов и ее изменение в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
Б) правила составления и ведения семейного бюджета и причины возникновения его дефицита и задолженности.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
9. Иван Степанович Неверов вышел на пенсию и решил открыть собственный бизнес – шиномонтажную мастерскую, при этом его внук, девятиклассник Роман, отговаривал его, мотивируя это тем, что в гаражном кооперативе, где собрался вести свой бизнес Иван Степанович, уже есть две шиномонтажных мастерских, да и гуманитарное образование деда не позволит ему хорошо разбираться в технических проблемах автомобилей.
Какие личностные характеристики и установки, сформированные на занятиях по финансовой грамотности, использовал Роман в споре с дедом?
(можно несколько вариантво ответа)
1) Понимание ответственности и рискованности занятия бизнесом.
2) Понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками.
3) Понимание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики.
4) Понимание влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы.
5) Понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование.
10. Соотнесите темы модулей по финансовой грамотности с уровнем образования обучающихся:
Темы модулей по финансовой грамотности.
Уровень образования
А)
«Страхование как способ сокращения финансовых потерь».
Б) «Банки и их роль в жизни семьи».
В) «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости».
1) основная школа;
2) средняя школа.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
395
Г) «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов?»
Д)
«Собственный бизнес: как создать и не потерять?»
Внесите ответы в таблицу:
А
Б
В
Г
Д
Ответ:
А-1, Б-1, В-1, Г-2, Д-2 11. Ниже приведен перечень базовых понятий. Все они, за исключением двух, относятся к содержательной части обучения финансовой грамотности в 8-9 классах.
1) бизнес 2) стартап 3) бизнес-план 4) бизнес-ангел 5) источники финансирования
Найдите два понятия, «выпадающих» из этого ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 2,4 12. Верны ли следующие суждения о такой форме занятия, как практикум, при освоении финансовой грамотности в средней школе?
А) Цель практикумов заключается в выполнении заданий тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач.
Б) Цель практикумов заключается в анализе поведения и принятия решения участниками.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
13. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряд, и запишите цифру, под которой он указан.
1) игровое употребление предметов 2) роли 3) сюжет 4) структура игры 5) игровые действия 6) реальные отношения между играющими
Ответ: 4 14. Десятиклассник Федор Ланин поделился в соцсетях своими впечатлениями о новой форме занятия, с которой он познакомился на курсе финансовой грамотности: «Было круто! Нас заперли в кабинете экономики, а второй ключ находился в банковской ячейке. Немало пришлось потрудиться, чтобы собрать весь шифр от нее. Мы и кроссворд разгадывали, и финансовую ситуацию разрешали, и предметы, связанные с налогами,
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
396 искали. И все это в условиях ограниченного времени – через 1 час ключ в ячейке должен был расплавиться…
Но нам удалось справиться, и через 45 минут мы были уже на воле!»
Какую форму занятия описал Федор?
1) Экскурсия.
2) Практикум.
3) Квест.
4) Игра.
Вопросы для самоконтроля
1)
Перечислите особенности целей обучения финансовой грамотности в основной и средней школе.
2)
Дайте краткую характеристику УМК по финансовой грамотности для 5-
7 кл. Определите его положительные качества, дефициты и возможности использования.
3)
Дайте краткую характеристику УМК по финансовой грамотности для 8-
9 кл. Определите его положительные качества, дефициты и возможности использования.
4)
Дайте краткую характеристику УМК по финансовой грамотности для
10-11 кл. Определите его положительные качества, дефициты и возможности использования.
5)
Какие ключевые образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используются при обучении финансовой грамотности в 5-7 кл.?
6)
Какие ключевые образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используются при обучении финансовой грамотности в 8-9 кл.?
7)
Какие ключевые образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используются при обучении финансовой грамотности в 10-11 кл.?
8)
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Какие основные разделы (области финансовой грамотности) должна содержать программа обучения школьников 5-7 класса?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
397 9)
Как прирастает содержание образования по теме «Человек и государство: как он взаимодействуют?» от 5-7 до 8-9 классов?
10)
Чем отличается содержание тематики «Доходы и расходы семьи» на уровне 8-9 класса от 5-7 класса?
11)
Какие основные разделы (области финансовой грамотности) содержит программа обучения школьников 8-9 класса?
12)
Назовите семь основных модулей, необходимых для изучения финансовой грамотности в средней школе.
13)
Какие формы занятий финансовой грамотности предпочтительны для использования в основной, средней школе? Ответ возможно построить с учетом специфики изучаемых школьниками тем финансовой грамотности.
14)
Назовите несколько вариантов тем для индивидуальных и групповых проектов при изучении модуля «Банки: чем они могут быть полезны в жизни».
15)
Расскажите о приращении и детализации знаний по тематике
«Пенсионное обеспечение» с 8-9 классов по 10-11 классы.
16)
По каким темам в рамках изучения школьниками финансовой грамотности возможно решение математических задач? Ответить можно в разрезе ступеней обучения (основная и средняя школы).
17)
Какие интернет-ресурсы целесообразно использовать педагогу для подготовки дидактического материала, в том числе практических примеров, заданий, кейсов по деятельности банков и банковским услугам для школьников средней школы? Страховых организаций и услуг?
18)
Какие основные знания, умения, ценностные установки приобретает выпускник средней школы по теме «Налоги»?
19)
Приведите примеры тематик и форм реализации индивидуальных образовательных траекторий по финансовой грамотности для старшеклассников?
20)
Разработайте по одному кейсу для трех целевых групп обучающихся по одной тематике финансовой грамотности. Как при составлении кейса вы учли возрастные особенности обучающихся?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
398 21)
Приведите примеры организации уроков по общеобразовательным предметам (на выбор: история, география, обществознанием, ОБЖ, экономика, право, математика) по тематике финансовой грамотности для одной из целевых групп обучающихся (5-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл.).
22)
Спроектируйте образовательное событие по любой из тем, изучаемых в
5-11 кл.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
399 4.3.3 Подтема 2.3.3 Преподавание вариативного модуля 3 «Обучение финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций (СПО)»
Таблица 2.1.5. План преподавания подтемы 2.3.3
Подтемы
Осваиваемое студентом содержание
Средства обучения
Формы занятий ч.
Цели и планируемые результаты обучения финансовой грамотности студентов СПО.
Особенности содержания образования финансовой грамотности на уровне СПО
Особенности целей обучения в профессиональных образовательных организациях. Влияние общества и личностных особенностей развития молодых людей на цели образовательной деятельности и планируемые результаты. Базовые понятия и знания, ценностные установки, предметные умения и компетенции, формируемые в профессиональной образовательной организации на занятиях, мероприятиях по финансовой грамотности. Межпредметные связи финансовой грамотности с другими предметами, в том числе профессиональными
УП:
§ 2.3.3.1
СР: ВЛ
№29
СР: П
ПроекС
1 ч.
2 ч.
1 ч.
Применение образовательных технологий и методов обучения финансовой грамотности с использованием
УМК для студентов
СПО и других информационных и образовательных ресурсов
Анализ УМК для студентов СПО.
Возможности и дефициты разработанного УМК по финансовой грамотности. Особенности методики обучения финансовой грамотности студентов СПО.
Ключевые образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности в профессиональной организации.
Учет возрастных и психологических особенностей студентов СПО при проектировании занятий, мероприятий по финансовой грамотности. Учет национальных и культурных особенностей.
Дополнительные информационные и образовательные ресурсы для обучения финансовой грамотности студентов СПО
УП:
§ 2.3.3.2.
СР: ВЛ
№30
ПроекС
СР: П
КомС
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.