Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2576

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
76
КАТЕГОРИЯ
ПЛАН
ФАКТ
ПРОЦЕНТ
ПРОЦЕНТ сентябрь сентябрь план выполнение
Товары для дома
1 000 2%
Забота о себе
2 000 3%
Образование
4 500 7%
Разное
2 000 3%
Бизнес
6 000 10%
ИТОГО:
Доход
46 000
Расход
62 000
Остаток с предыдущего месяца
40 938
Итого остаток
24 938
Поскольку мой доход на 100% зависит от результатов продаж, то в плановых доходах пока стоит цифра «0». Ее я буду корректировать в течение сентября, по мере понимания ситуации. В сентябре мы планируем оплатить налоги (транспортный и за квартиру). Их я отнес в «Обязательные расходы».
По остальным категориям, все на прежнем уровне. Увеличились только запланированные расходы по категориям «Образование» и «Бизнес».

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
77
Кейс 2. Пример создания запаса денежных средств на непредвиденные расходы.
При изучении и анализе Кейса 2 преподаватель должен обратить внимание на подход к финансовому планированию с помощью Excel.
Обсудить со студентами, каким видом совокупного капитала управляет в этом сценарии семья Дмитрия и Екатерины, а также обсудить альтернативные способы управления сбережениями (например, другие виды вклада)
Подобрать дополнительные вопросы по своему усмотрению к Кейсу 2.
Дмитрий (26 лет, режиссер телевидения) и Екатерина (24 года,
актриса, ведущая эфира на радио), г. Якутск
Поскольку мы с мужем – люди творческих профессий, то часто оказываемся в ситуации, когда «денег нет». Пока мы живем вдвоем, такая ситуация нас не очень беспокоит. Но мы задумались о появлении ребенка, а это значит, что я перестану работать, и финансовое положение может стать совершенно непредсказуемым. Не хочется, чтобы ребенок чувствовал на себе эту непредсказуемость, поэтому мы решили накопить 150–200 тысяч руб., что называется, про запас.
Мы посчитали наши доходы и расходы и поняли, что мы можем ежемесячно откладывать в семейный фонд от 3 000 до 10 000 руб., которые остаются после всех расходов. Мои доходы точно не увеличатся, а вот Дима через полгода планирует увеличить свой доход на 20–30 процентов. Это поможет нам откладывать больше. Мы бы хотели создать такой запас как можно быстрее, но наши возможности пока ограничены, сейчас накоплено всего 20 000 руб.
Воспользовавшись Excel (cмотри ДМ) или специальным калькулятором в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (см ДМ) мы подобрали вклад на 1 год со ставкой 7% годовых и рассчитали, что, положив
20 000 руб. и потом откладывая еще 7 000 руб., мы через год накопим больше
100 000 руб., а затем мы еще и сможем открыть новый вклад.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
78
Сумма вклада:
20 000 руб.
Срок размещения:
365 дн. с 17.04.2018 по 17.04.2019
Процентная ставка:
7% годовых
Начисленные проценты добавлять к вкладу раз в месяц
Пополнение вклада раз в месяц на 7 000 руб.
Доход по вкладу за вычетом налогов:
4 198,48 руб.
Всего начислено:
4 198,48 руб.
Облагается налогом:
0 руб.
Удержано налогов:
0 руб.
Сумма вклада с процентами:
101 198,48 руб.
В том числе пополнения всего:
77 000 руб.
График выплат
Дата расчёта
Начисленные проценты, руб.
Уплаченн ый налог, руб.
Реинвестирова нные проценты, руб.
Пополнение вклада, руб.
Сумма вклада на конец периода, руб.
1 месяц
115,39 ₽
0 115,39 ₽
7 000 ₽
27 115,39 ₽
17.05.2018 2 месяц
161,67 ₽
0 161,67 ₽
7 000 ₽
34 277,06 ₽
17.06.2018 3 месяц
197,76 ₽
0 197,76 ₽
7 000 ₽
41 474,82 ₽
17.07.2018 4 месяц
247,29 ₽
0 247,29 ₽
7 000 ₽
48 722,11 ₽
17.08.2018 5 месяц
290,50 ₽
0 290,50 ₽
7 000 ₽
56 012,60 ₽
17.09.2018 6 месяц
323,16 ₽
0 323,16 ₽
7 000 ₽
63 335,77 ₽
17.10.2018 7 месяц
377,63 ₽
0 377,63 ₽
7 000 ₽
70 713,40 ₽
17.11.2018 8 месяц
407,98 ₽
0 407,98 ₽
7 000 ₽
78 121,37 ₽
17.12.2018 9 месяц
465,79 ₽
0 465,79 ₽
7 000 ₽
85 587,16 ₽
17.01.2019 10 месяц
510,30 ₽
0 510,30 ₽
7 000 ₽
93 097,46 ₽
17.02.2019 11 месяц
501,22 ₽
0 501,22 ₽
7 000 ₽
100 598,68 ₽
17.03.2019 1 год
599,80 ₽
0 599,80 ₽
0 101 198,48 ₽
17.04.2019
ИТОГО за год:
4 198,48 ₽
77 000 ₽
101 198,48 ₽

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
79
Кейс 3. Ниже приведена история молодого человека – Александра
Иванова.
При изучении и анализе Кейса 2 преподаватель должен обратить внимание студентов на типичные ошибки на всех этапах жизни, допушенные
Александром Ивановым, попросить студентов сгенерировать сценарий исправления положения для Александра.
Подобрать дополнительные вопросы по своему усмотрению к Кейсу 3.
«Александр Иванов после окончания института устроился на работу и решил жить самостоятельно. Его зарплата вначале составляла 50 тыс. руб., через 5 лет выросла в 2 раза, аренда квартиры в среднем обходилась в 30 тыс. руб. в месяц. Александр много внимания уделял своей внешности и стилю жизни: покупал брендовую одежду, современные ноутбук, телефон, плазменный телевизор, взял автокредит на покупку автомобиля. В итоге к 28 годам Александр имел 30 тыс. руб. накоплений, зато должен был выплачивать
3 кредита: на автомобиль, ноутбук и плазменный телевизор. В возрасте 28 лет
Александр решил жениться. У его жены не было собственной квартиры и никаких накоплений. В начале семейной жизни Александр получал 100 тыс. руб., его жена – 70 тыс. руб. Молодые люди решили взять ипотечный кредит на
15 лет с обязательством выплачивать 60 тыс. руб. ежемесячно. Через три года в семье появляется ребенок, декретный отпуск жены заканчивается, и семья начинает жить только на доходы мужа, которые в тот момент составляют 120 тыс. руб. Неожиданно в период финансового кризиса муж теряет работу, приходится взять новый потребительский кредит, чтобы оплачивать текущие расходы. Через 5 месяцев трудной жизни муж находит новую работу, но с зарплатой 90 тыс. руб. Семья вынуждена жить на 30 тыс. руб. в месяц.
Трудности безденежья приводят к разводу. В результате жена Александра с ребенком переезжают жить к родителям жены, а Александр должен выплачивать алименты на ребенка и ипотечный кредит в течение 10 лет.»
Ответ: Александр совершил большинство типичных ошибок как на этапе становления, так и на этапе молодой семьи: пренебрежение


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
80 сбережениями на обоих этапах, нестабильный доход на втором этапе, недостаточный контроль за расходами, взятие слишком высоких обязательств по выплате кредитов, недостаточная защита от рисков.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
81 3.2 Тема 1.2 «Банки и небанковские профессиональные кредиторы»
Данная тема рассказывает о деятельности банков, банковских продуктах и небанковских финансовых институтов, оказывающих услуги по выдаче займов.
В целом изучение темы должно дать представление о том, как работает банковская система, как граждане и предприниматели могут совершать платежи, размещать сбережения и привлекать заемные средства и на что они должны при этом обращать особое внимание.
В данной теме не выделено часов для самостоятельной работы, при этом рекомендуется предложить студентам для более качественного понимания темы дополнительно самостоятельно изучить ее, поскольку знания темы
«Банки и небанковские профессиональные кредиторы» напрямую связано с ответственным подходом в управлении своими финансами в повседневной жизни.
Общая характеристика преподавания темы 1.2:
Общий объем
2 ч. из них: аудиторных занятий
2 ч. самостоятельная работа в т.ч.: просмотр видеолекций не менее в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий не менее

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
82
Таблица 1.1.2 План преподавания темы 1.2
Подтемы
Осваиваемое студентами содержание
Сред-ва обучения
Формы занятия ч.
Банковская система
Банковские вклады
Национальная банковская система, расчеты и платежи,
ДПО, Банковские вклады,
Страхование вкладов.
ДМ расчетные задачи
УП:
§ 1.2.1, ДМ,
ВЛ
Рекомендация: СР: изучение текста УП,
ДМ, § 1.2.1 и просмотр ВЛ № 3
«Банковская система и услуги для населения.
Банковские вклады»
Интерактивное занятие 1 Тема 1.2.1
УП. Вид: ПробС
1 ч.
Банковские кредиты.
Небанковские профессиональ ные кредиторы
Понятие кредита. Договор, виды кредита, проблема грамотного кредитования.
Различия банков и небанковских профессиональных кредиторов Виды небанковских профессиональных кредиторов. ДМ расчетные задачи
УП:
§ 1.2.2,
1.2.3, ДМ,
ВЛ
Рекомендация: СР: изучение текста УП,
ДМ, § 1.2.2 и 1.2.3 просмотр ВЛ № 4
«Банковские кредиты» и ВЛ № 5
«Небанковские профессиональные кредиторы и предоставляемые ими займы»
Интерактивное занятие 2 Тема 1.2.2 и 1.2.3 УП.
Вид: ПробС
1 ч.
Тема 1.2
Все содержание
УП, ДМ. ВЛ
Подготовка к тестированию
Итого
2 ч.
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
В Таблице 1.1.2. представлена последовательность изучения темы.
Подтемы 1.2.1 «Банковская система и услуги для населения. Банковские вклады»
1.2.2
«Банковские кредиты» и
1.2.3
«Небанковские профессиональные кредиторы и предоставляемые ими займы».


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
83
До начала первого интерактивного занятия «Банковская система и услуги для населения. Банковские вклады»
Студентам рекомендуется самостоятельно подготовиться к теме по материалам:
 подтемы 1.2.1 темы 1.2 «Банки и небанковские профессиональные кредиторы» и Вопросов для самоконтроля после Основных выводов темы 1.2 УП;
 Видеолекции № 3 «Банковская система и услуги для населения.
Банковские вклады»;
 Презентации, Слайды 39–84.
Студентам необходимо предоставить возможность изучить отобранные предварительно преподавателем примеры заданий, расчетных задач, кейсов по подтеме 1.2.1 УП, которые представлены в Методических рекомендациях и в
Excel-файле, вкладка «Банки».
При необходимости следует указать, что в Презентации (Слайд 78) добавлены ссылки на финансовые калькуляторы по вкладам.
Необходимо выделить, что при изучении студентами подтемы 1.2.1
(компетенции подтемы 1.2.1 темы 1.2 УП – см. Памятку) следует обратить внимание на следующие компетенции:
 умение выбрать банк для обслуживания, чтобы избежать ситуации потери капитала при отзыве лицензии банка (Презентация,
Слайды 49–51 и 73–74);
 умение использовать различные способы оплаты за товары и услуги как лично в банке, так и через мобильное банковское приложение;
 умение пользоваться мобильным банком;
 умение пользоваться банкоматами для снятия наличных или выяснения остатка на счете;
 умение проверять операции, указанные в выписке со счета, и выявлять любые несоответствия;

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
84
 умение пользоваться кредитной и дебетовой картой;
 умение грамотно выбирать из линейки банковских вкладов наиболее необходимые для целей сбережения части совокупного капитала в соответствии с ФП;
 умение использовать Excel, сайты-агрегаторы, финансовые калькуляторы для расчета финансовых результатов по депозитным операциям.
При подготовке к первому и второму интерактивным занятиям преподавателю следует:
 использовать УП (первое занятие – подтема 1.2.1 темы 1.2 УП; второе занятие – подтемы 1.2.2 и 1.2.3 темы 1.2 УП),
Методические рекомендации, ВЛ: 1-ое занятие – «Банковская система и услуги для населения. Банковские вклады», 2-ое занятие
– «Банковские кредиты» и «Небанковские профессиональные кредиторы и предоставляемые ими займы», Презентацию, Слайды
39–109;
 отобрать необходимые для студентов примеры заданий, расчетных задач, кейсов по теме 1.2 УП, которые представлены в
Методических рекомендациях и в Excel-файле, вкладка «Банки».
Интерактивные занятия
Преподаватель проводит аудиторное занятие - интерактивное занятие 1
(ПробС) – 1 ч. Тема «Банковская система и услуги для населения. Банковские вклады».
Необходимо провести 5-ти минутный тест по теме 1.1 УП.
На первом интерактивном занятии необходимо обратить внимание студентов на следующее:
 расчет процентов по вкладу зависит от срока депозита и способа подсчета такого срока; от базы (360 или 365 дней в году); от


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
85
способа начисления процентов; от возможности пополнения, изъятия части вклада, от других параметров. Привести тезис, что чем больше свобод у вкладчика и чем надежнее банк, тем ставки по вкладам меньше;
 примеры, которые представлены в ДМ, расчеты, которые можно произвести с помощью финансовых калькуляторов по вкладам являются приблизительной оценкой, необходимой для использования при личном
(семейном) планировании, окончательные расчеты по депозитам уточняются при изучении соответствующего договора с банком.
Рекомендованные упражнения: Расчет реальной ставки депозита с учетом инфляции (Презентаци, Слайд 66–72); работа с финансовым калькулятором (Презентация, Слайд 78).
Проблематика темы к обсуждению:
 счет ИИС, имущественный вычет по нему, стратегия «ИИС с покупкой на него ОФЗ», которая по риску сравнима с депозитами, но за счет имущественного вычета дает большую доходность;
 разговор о том, как выбрать банковскую карту (Презентация,
Слайд 54–58), подпараграф 1.1.1.7 Темы 1.1 УП).
В конце первого интерактивного занятия:
Сообщить, что в начале второго интерактивного занятия будет 5-ти минутный тест по подтеме 1.2.1 УП.
Студентам рекомендуется самостоятельно подготовиться к теме
«Банковские кредиты и Небанковские профессиональные кредиторы и предоставляемые ими займы» по материалам:
 подтем 1.2.2-1.2.3 темы 1.2 и Вопросов для самоконтроля после
Основных выводов по теме 1.2 УП;
 видеолекций № 4 и № 5: «Банковские кредиты» и «Небанковские профессиональные кредиторы и предоставляемые ими займы»;

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
86

Презентации, Слайды 85–109.
Студентам необходимо предоставить возможность изучить отобранные предварительно преподавателем примеры заданий, расчетных задач, кейсов по подтемам
1.2.2-1.2.3
УП, которые представлены в
Методических рекомендациях и в Excel-файле, вкладка «Банки».
Необходимо выделить, что при изучении студентами подтем 1.2.2 и 1.2.3
(важные компетенции подтем 1.2.2, 1.2.3 УП темы 1.2 – см. Памятку) следует обратить внимание на следующие компетенции:
 умение выбрать небанковских профессиональных кредиторов
(НПК);
 умение разбираться в законодательстве о банках и НПК и пользоваться информационно – правовыми системами Гарант и
Консультант Плюс (сайты с бесплатными версиями систем), сайтом Банка России целью актуализации знаний по нормативно- правовым документам в этой области;
 умение грамотно выбрать из линейки банковских кредитов или предложений НПК наиболее подходящий вид кредита (займа);
 умение оценить необходимость переоформления кредита (займа) на кредит с более низкой процентной ставкой;
 умение использовать налоговые вычеты при наличии кредита
(займа);
 умение использовать Excel, сайты-агрегаторы, финансовые калькуляторы для расчета финансовых результатов по кредитным операциям и займам.
Преподаватель проводит аудиторное занятие - интерактивное занятие 2 (ПробС) – 1 ч.
Тема «Банковские кредиты и Небанковские профессиональные кредиторы и предоставляемые ими займы».
Необходимо провести 5-ти минутный тест по подтеме 1.2.1.