Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2574

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
58
– знакомые и однокурсники;
– кадровые агентства;
– государственная служба занятости населения.
Задание 23. Представьте себе ситуацию, когда работодатель нарушает

Ваши права – задерживает зарплату на 3 месяца. Каковы основные пути решения конфликта?
Ответ. В первую очередь необходимо попытаться решить конфликт с работодателем мирным путем. Если это невозможно, то можно предпринять следующие действия:
– Обращение к вышестоящему начальству в компании по поводу нарушения прав со стороны непосредственного начальника.
– Обращение к услугам адвокатских бюро либо самостоятельное обращение в суд.
– Обращение в государственную инспекцию труда.
– Внесудебное урегулирование трудовых споров включает в себя подготовку и рассмотрение претензий, участие в переговорах, составление мировых соглашений.
– Судебное урегулирование трудовых споров состоит из следующих этапов:
– Подготовка процессуальных документов: исковых заявлений, отзывов на исковые заявления, кассационных жалоб, заявлений и ходатайств, иных процессуальных документов.
– Рассмотрение дела в суде(судах) разных инстанций.
Задание 24. Представьте себе, что Вы устраиваетесь на работу, и работодатель предлагает Вам выплачивать зарплату «в конверте». Опишите, пожалуйста, негативные последствия теневой заработной платы для работника.
Ответ. Основные негативные последствия теневой заработной платы для работника:

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
59
– Несущественные отчисления в пенсионный фонд приведут к понижению будущей пенсии.
– Понижение страховых выплат (по нетрудоспособности, по беременности и родам, по инвалидности, пособие по безработице и т. д.). Некоторые выплаты вообще не будут производиться, если работник получает всю зарплату «в конверте» и его трудовые отношения с работодателем никак не оформлены.
– Невозможность представить реальные данные о зарплате (в посольство, в налоговые органы для получения социального вычета и др.)
Задание 25. Операторы сотовой связи и интернет-провайдеры достаточно часто пересматривают свою линейку тарифов. Как часто вам имеет смысл интересоваться оптимальностью выбранного вами тарифа? Какие шаги следует предпринять, чтобы понять, какой тариф вам больше подходит?
Ответ. Чем более существенным является для вас бремя расходов на мобильную связь, тем чаще имеет смысл пытаться их оптимизировать. Для этого следует периодически узнавать о новых тарифах, а также анализировать свои расходы. Чтобы проанализировать расходы, можно загрузить их детализацию с сайта оператора и провести самостоятельный анализ
(например, с помощью электронных таблиц Excel) или воспользоваться готовым приложением в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
Задание 26. Поясните, почему инвестирование в нетипичные активы
(например, золото, нефть, предметы искусства) является, вероятно, не лучшим выбором для рядового инвестора.
Ответ. Рыночная стоимость таких нетипичных активов может зависеть от большого числа неэкономических факторов (например, мода), оценить влияние которых без экспертных знаний (например, знаний в области искусства) в конкретной области крайне сложно. Цены на ресурсы довольно волатильны и во многом определяются спекулятивным спросом. Кроме того,


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
60 торговля такими активами, как правило, связана с производными финансовыми инструментами, знаний о которых у типичного розничного инвестора недостаточно.

Задание 27. Почему издержки, которые человек несет на получение образования, следует рассматривать как инвестиции?
Ответ. Издержки, которые человек несет на получение образования, затем становятся частью человеческого капитала – набора знаний и навыков, которые востребованы в процессе производства товаров и услуг и в обмен на предоставление которых человек получает вознаграждение в виде зарплаты.
То есть осуществляя сегодня затраты на образование, в будущем человек получает соответствующую зарплату в качестве отдачи на человеческий капитал.
Задание 28. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых присутствует элемент неопределенности
(имеются субъективные вероятности) или риска (имеются объективные вероятности).
Ответ. Ответ должен быть обоснованным: важно, чтобы слушатель не просто привел пример, но и объяснил, почему в нем присутствует неопределенность или риск. Пример ответа: вероятность того, что ваша машина распространенной марки будет угнана в течение ближайшего года
(типичное событие, риск); вероятность того, что написанный вами роман станет бестселлером (уникальное событие, неопределенность).
Задание 29. Какие системы электронных денег вы знаете? В каких ситуациях удобно использовать электронные деньги? Каковы преимущества использования электронных денег по сравнению с банковскими платежными картами?
Ответ. Среди популярных систем электронных денег можно отметить
Яндекс.Деньги, WebMoney, QIVI, PayPal. Электронные деньги используются для совершения платежей и переводов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». Их удобно использовать при покупке товаров и услуг в информационно-телекоммуникационной сети

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
61
«Интернет» и для совершения быстрых, удобных и недорогих денежных переводов между физическими лицами – в этом случае средства переводятся с одного электронного кошелька на другой. Электронные деньги изначально задумывались как платежное средство в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», и поэтому по сравнению с карточными платежами они более защищены и больше подходят для совершения платежей в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
Задание 30. Объясните разницу между персонифицированным и неперсонифицированным электронным кошельком. Какие ограничения на остаток на счете, ежемесячный оборот, способы снятия средств со счета установлены законом о НПС для владельцев персонифицированных и неперсонифицированных электронных кошельков?
Ответ.
При регистрации персонифицированного электронного кошелька пользователь раскрывает свою личную информацию, включая фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность. Эта процедура производится в соответствии с законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». При регистрации неперсонифицированного электронного кошелька идентификация пользователя не производится, т. е. электронный кошелек является анонимным. Закон о НПС устанавливает следующие ограничения для владельцев этих двух типов кошельков:
Тип кошелька
Остаток на счете
Ежемесячный оборот
Способы снятия средств со счета
Персонифицированный
Не более 100 тыс. руб.
Без ограничений
На банковский счет или в виде наличных денег
Не персонифицирован
Не более 15 тыс. руб.
Не более 40 тыс. руб.
Только на банковский счет
Задание 31.
У Вас неожиданно сломался холодильник (он всегда ломается в самый неподходящий момент), а все деньги, полученные в этом месяце, уже распределены. У Вашего лучшего друга, который частенько дает Вам в долг,


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
62 появился ребенок, и теперь все «излишки» идут на него. Кредитов Вы панически боитесь – мало ли, «потом всю жизнь не расплатишься». Что же делать?
Ответ (наиболее правильная стратегия): Продукты портятся, куча денег вот-вот будет выброшена в помойное ведро. Вот тут-то и пригодится так заботливо созданный Вами резервный фонд. Берем из него необходимое количество средств, быстро отправляемся за новым холодильником, а потом так же заботливо пополняем резервный фонд заново. Итог – продукты в порядке, нервы тоже, продолжаем откладывать деньги в резерв – на случай следующих форс-мажоров.
Задание 32. Семья Ложкиных муж, жены, один ребенок школьного возраста и двое маленьких детей. Старшего ребенка нужно отводить в школу, среднего в детский сад, младшего в поликлинику. Школа, детский сад и поликлиника расположены далеко друг от друга, в связи с этим семья решает приобрести необходимое средство передвижения – автомобиль. И тут происходит страшная ситуация – муж попадает в аварию. Все живы, но новый автомобиль полностью уничтожен. Так как автомобиль крайне необходим, семье приходится брать деньги в кредит и покупать второй автомобиль. Как можно было избежать столь серьезных трат?
Ответ (наиболее правильная стратегия): Застраховать автомобиль, причем выбрать такую программу, при которой выплата при наступлении страхового случая производится сразу, независимо от каких-либо факторов.
Да, страховые платежи – это дополнительная статья расходов в семейном бюджете, но эти расходы можно запланировать заранее.
Задание 33. Вы запланировали отпуск в декабре. Сейчас май, по плану отпуск обойдется вам в 40 000, путевки нужно приобрести заранее, а значит, нужно откладывать по 10 000 руб. в месяц. Авиабилет стоит 25 000, Вы купите его в октябре. В конце августа авиакомпания запускает акцию – 50% скидка на билеты, акция длится одну неделю. К концу августа у вас отложено только 10 000 руб. Что делать?

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
63
Наиболее правильная стратегия: Берете недостающие деньги из резерва. Затем продолжаете откладывать по 10 000 в месяц. 2 500 в сентябре не забудьте вернуть в резервный фонд. Таким образом, вы получили экономию в размере 12 500 руб., которую можно потратить на финансовые цели, инвестиции или собственное удовольствие.


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
64
Расчетные задачи
Задача 1. Иван Петров закончил школу. Ему 18 лет. У него есть несколько возможностей:
Пойти работать. Зарплата работника со средним общим образованием в стране – 15 000 руб.;
Поступить в техникум. Длительность обучения в техникуме 3 года, оплата 25 000 в год. Зарплата специалиста со средним профессиональным образованием в стране – 20 000 руб.;
Поступить в институт. Длительность обучения в институте 5 лет, зарплата специалиста с высшим профессиональным образованием в стране –
30 000 руб.
Для простоты предположим, что работать Иван будет ровно до достижения им пенсионного возраста, то есть до 65 лет, и зарплата работников не меняется в течение жизни. Посоветуйте, как правильно поступить Ивану, если цель Ивана максимизировать суммарный доход.
Решение. Для ответа на вопрос рассчитаем совокупный доход Петрова до пенсионного возраста. В первом случае его доход составит (65 – 18) ×
15 000 × 12 = 8 460 000 руб. Если он пойдет учиться в техникум, то его доход будет равен (65 – 18 – 3) × 20 000 × 12 = 10 560 000 руб. В том случае, если
Петров получит высшее образование, его доход составит (65 – 18 – 5) × 30 000
× 12 = 15 120 000 руб. Таким образом, для максимизации суммарного дохода
Петрову следует получать высшее образование.
Задача 2. В 2010 г. зарплата гр. Смирнова до уплаты налогов составляла
100 тыс. руб. В 2011 г. зарплата Смирнова выросла до 120 тыс. руб. При этом уровень инфляции за год составил 7%. На сколько процентов увеличились номинальные доходы Смирнова, реальные доходы Смирнова и реальные располагаемые доходы Смирнова в 2011 г. по сравнению с 2010 г.?

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
65
Решение. Прирост номинального дохода гр. Смирнова равен разности номинального дохода в 2011 и 2010 гг., деленной на номинальный доход
2010 г., т. е.
100% ×
= 20%.
Номинальная заработная плата (НЗП) связана с реальной заработанной платой (РЗП) по формуле НЗП = РЗП*(1+Темп инфляции), тогда реальный доход Смирнова в 2011 г. составил
120/1,07 = 112,15 тыс. руб. Таким образом, реальный доход возрос на
100% × (112,1 − 100)/100 = 12,15%.
Реальный располагаемый доход представляет собой доход после уплаты налогов, скорректированный на уровень инфляции. НДФЛ = 13%. Теперь можно вычислить, что реальный располагаемый доход в 2010 г. составил
100 × 0,87 = 87 тыс. руб., а в 2011 г. – 120 × 0,87/1,07 = 97,6 тыс. руб.
Таким образом, прирост реального располагаемого дохода составил
100% ×
(97,6 − 87)/87 = 12,15%.
Задача 3. Гражданин Кузнецов имеет в собственности однокомнатную квартиру стоимостью 3 млн руб., которую сдает в аренду для получения дохода. Стоимость аренды составляет 30 тыс. руб. ежемесячно. При этом расходы Кузнецова на содержание квартиры составляют 60 тыс. руб. в год, а цена квартиры растет на 5% в год. Определите доходность квартиры гр.
Кузнецова. Верно ли, что Кузнецов мог бы выиграть, если бы продал квартиру и разместил полученные средства на банковском депозите с доходностью 9% годовых? В чем преимущества и недостатки недвижимости как инвестиционного актива?
Решение.
Доход от квартиры в год
30 тыс. руб. × 12 + 3 млн руб. × 0,05 =
510 тыс. руб.
Доходность = 100% ×
Доход от актива – Расходы на актив
Стоимость актива
Доходность квартиры = 100% × (510 − 60)/3000 = 9%.
В случае продажи квартиры и размещения полученных средств на банковском депозите доходность вклада составит
100% × 270 тыс. руб./


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
66 3 млн руб. = 9%. Как можно видеть, доходность вклада составляет 9%, и доходность от сдачи в аренду квартиры совпадают.
Задача 4. Представьте, что вы – финансовый консультант, и к вам за помощью по составлению личного финансового плана обратился гражданин
Астахов. Он женат и имеет одного ребенка. Жена занимается домашним хозяйством и не получает доходов. Ежемесячный доход Астахова составляет
70 тыс. руб. Семья располагает средствами для покрытия непредвиденных расходов в размере 50 тыс. руб.
В течение двух месяцев глава семьи фиксировал все поступившие доходы и совершенные расходы, в результате чего пришел к выводу, что ежемесячный фонд текущих расходов семьи не должен превышать 35 тыс. руб.
Гражданин Астахов считает, что размер средств, накопленных на случай непредвиденных расходов, недостаточен. Кроме того, семья давно мечтает совершить путешествие по странам Западной Европы, стоимость которого составляет 200 тыс. руб.
Дайте гражданину Астахову совет относительно размеров резервного фонда. Какие инвестиционные активы ему следует использовать при формировании резервного, накопительного и инвестиционного фондов?
Решение. Среди финансовых консультантов нет единого мнения о размере резервного фонда. Некоторые эксперты считают, что резервный капитал должен быть достаточным для обеспечения расходов семьи в течение
2 лет, другие – 6 месяцев, некоторые считают, что резервный капитал должен равняться доходам за 6 месяцев. В задаче возьмем вариант, когда РК равен расходам за 6 месяцев. Как можно видеть, семье Астаховых следует дополнительно направить в резервный фонд не менее 160 тыс. руб., чтобы его размер составил 210 тыс. руб.
(6 × 35 тыс. руб. ).
Средства резервного фонда можно разместить на банковском вкладе до востребования. Банковский вклад – это достаточно надежный способ вложения. Кроме того, денежные средства будут высоколиквидны, что является необходимым условием для средств резервного фонда.

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
67
Для совершения путешествия по Европе семье Астаховых требуется создать накопительный фонд в 200 тыс. руб. Открыв срочный вклад в банке с возможностью пополнения, гражданин Астахов сможет ежемесячно вносить
35 тыс. руб. И уже через полгода сумма накоплений составит более 200 тыс. руб.
Распределение денежных средств между фондами зависит от предпочтений гражданина Астахова. Например, в первые пять месяцев 70 тыс. руб. могут быть направлены в резервный фонд, а затем все дальнейшие сбережения – в накопительный фонд или могут быть распределены между инвестиционным и накопительным фондом.
Задача 5. Ежемесячные доходы семьи Ивановых включают: заработную плату мужа – 40 тыс. руб., заработную плату жены – 20 тыс. руб., заработную плату жены по совместительству – 10 тыс. руб., доход от сдачи в аренду недвижимости – 20 тыс. руб., стипендия дочери – 2 тыс. руб. Также гражданин
Иванов оформил документы для получения налогового вычета, потратив на лечение 50 тыс. руб., возврат налога будет осуществлен налоговой службой в течение двух месяцев Ставка подоходного налога составляет 13%.
Определите долю доходов от трудовой деятельности, доходов от активов и социальных доходов в совокупном доходе семьи Ивановых.
Рассчитайте располагаемый доход семьи Ивановых за год.
Решение.
Доходы от трудовой деятельности = 40 + 20 + 10 = 70 тыс. руб.
Доходы от активов = 20 тыс. руб.
Социальные доходы = 2 + 50 × 0,13 = 8,5 тыс. руб.
Совокупный доход = 70 + 20 + 8,5 = 98,5 тыс. руб.
Таким образом, доля дохода от трудовой деятельности в общем доходе составляет
70/198,5 = 0,711 или 71,1%; доля дохода от активов –
,
=
0,203 или 20,3%; доля социальных доходов – 8,5/98,5 = 0,086 или 8,6%.