Файл: 1. Элокуция в составе риторики 3 Классификация и виды тропов 7.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Существует несколько классификаций фигур. Мы рассмотрим следующую: различают фигуры мысли и фигуры слова.
К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?»
Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!».
Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!».
Фигуры слова – к ним относятся:
Антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Живые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир».
К ней примыкает Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты».
Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повтор. Есть несколько форм повтора4:
Анафора - повтор в начале предложения (единоначатие). Например, стихотворение Симонова «Жди меня».
Эпифора – повтор в конце фразы: «струится нетихнущий дождь, томительный дождь».
Ассонанс – звуковой повтор гласных. У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою».
Аллитерация – повтор согласных звуков. У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья).
Инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентирования внимания на перестановленном слове. У Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова гордый).
Хиазм – фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы, параллельные части которой зеркально отражают друг друга. «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат».
Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза.
Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются. Применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года».
Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом».
Апосиопеза – недоговоренность, умолчание в конце фразы. Например, разговор Хлестакова с городничим в Ревизоре Гоголя: «Да как вы смеете? Да вот я... я служу в Петербурге. Я, я, я...»
Таким образом, риторические фигуры и тропы – сильные ресурсы увеличения выразительности речи, разрешающие сделать наши фразы легко запоминающимися, красочными, результативными. Метод формулировки идеи зачастую в действительности не менее важным, чем сущность выражения. Слаженность идеи и фразы, нахождения и дизайна выступления – важное требование эффективного общения.
В цивилизованных государствах, в том числе Россию, создается сегодняшняя риторика — rhetorica nova. «Информационное общество несет новейший образ существования и требует новейшей риторики». Она обязана быть в высочайшей степени своевременной, гарантировать способность разбираться в струе существования и в лабиринтах слов, данных, обладать способностью деликатно осознавать допустимые смыслы выражений, мгновенно отвечать. В случае если старая риторика характеризовала позицию создателя и только принимала во внимание индивидуум слушающего (адресата), в таком случае сегодняшняя речь биполярна, диалогична, ситуативна, более направлена к импровизации на базе наибольшей готовности, мгновенной ориентировки. Это требует большого размера знаний, гибкого разума, высокой языковой готовности.
Как высокопрофессиональный объект речь необходима во абсолютно всех общественных областях: муниципальным предназначающимся, политикам, учителям, юристконсультам, корреспондентам, артистам, беллетристам, проповедникам... Предприниматель обязан быть специалистом делового общения; офицер — обнаруживать взаимопонимание с подчиненными; ученый института — доносить труднейшие академические истины вплоть до осмысления не опытных в науке студентов.
Риторика равно как дисциплина находит пути решения следующих трудностей и проблем:
а) отбор наилучших алгоритмов общения, взаимопонимания в обстоятельствах нынешного общества;
б) изучение конфигураций, элементов выступления: говорения, аудирования, чтения, письма, а также разных кодовых концепций в жизни людей;
в) развитие языковой личности — общительной, владеющей не только лишь умениями, но и нуждами общения;
г) последующее усовершенствование нормативов и законов культуры речи, её логики, компании материала, адекватного его языкового оформления.
д) изучение феноменов проницательности, языкового чутья, элементов импровизации, внутренней речи и мышления в речевом самовыражении;
е) прогнозирование действий речи и общения, ораторского профессионализма.
1 Пороховщиков П. С. Искусство судебного оратора // Об ораторском искусстве. М., 1959. С. 139–140.
2 Александров Д.Н. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2011-329с
3 Новиков Л.А. Искусство слова. 2-е издание – Москва: “Педагогика” 2011г-305с
4 Клюев Е.В. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2012-489с
К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?»
Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!».
Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!».
Фигуры слова – к ним относятся:
Антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Живые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир».
К ней примыкает Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты».
Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повтор. Есть несколько форм повтора4:
Анафора - повтор в начале предложения (единоначатие). Например, стихотворение Симонова «Жди меня».
Эпифора – повтор в конце фразы: «струится нетихнущий дождь, томительный дождь».
Ассонанс – звуковой повтор гласных. У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою».
Аллитерация – повтор согласных звуков. У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья).
Инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентирования внимания на перестановленном слове. У Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова гордый).
Хиазм – фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы, параллельные части которой зеркально отражают друг друга. «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат».
Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза.
Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются. Применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года».
Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом».
Апосиопеза – недоговоренность, умолчание в конце фразы. Например, разговор Хлестакова с городничим в Ревизоре Гоголя: «Да как вы смеете? Да вот я... я служу в Петербурге. Я, я, я...»
Заключение
Таким образом, риторические фигуры и тропы – сильные ресурсы увеличения выразительности речи, разрешающие сделать наши фразы легко запоминающимися, красочными, результативными. Метод формулировки идеи зачастую в действительности не менее важным, чем сущность выражения. Слаженность идеи и фразы, нахождения и дизайна выступления – важное требование эффективного общения.
В цивилизованных государствах, в том числе Россию, создается сегодняшняя риторика — rhetorica nova. «Информационное общество несет новейший образ существования и требует новейшей риторики». Она обязана быть в высочайшей степени своевременной, гарантировать способность разбираться в струе существования и в лабиринтах слов, данных, обладать способностью деликатно осознавать допустимые смыслы выражений, мгновенно отвечать. В случае если старая риторика характеризовала позицию создателя и только принимала во внимание индивидуум слушающего (адресата), в таком случае сегодняшняя речь биполярна, диалогична, ситуативна, более направлена к импровизации на базе наибольшей готовности, мгновенной ориентировки. Это требует большого размера знаний, гибкого разума, высокой языковой готовности.
Как высокопрофессиональный объект речь необходима во абсолютно всех общественных областях: муниципальным предназначающимся, политикам, учителям, юристконсультам, корреспондентам, артистам, беллетристам, проповедникам... Предприниматель обязан быть специалистом делового общения; офицер — обнаруживать взаимопонимание с подчиненными; ученый института — доносить труднейшие академические истины вплоть до осмысления не опытных в науке студентов.
Риторика равно как дисциплина находит пути решения следующих трудностей и проблем:
а) отбор наилучших алгоритмов общения, взаимопонимания в обстоятельствах нынешного общества;
б) изучение конфигураций, элементов выступления: говорения, аудирования, чтения, письма, а также разных кодовых концепций в жизни людей;
в) развитие языковой личности — общительной, владеющей не только лишь умениями, но и нуждами общения;
г) последующее усовершенствование нормативов и законов культуры речи, её логики, компании материала, адекватного его языкового оформления.
д) изучение феноменов проницательности, языкового чутья, элементов импровизации, внутренней речи и мышления в речевом самовыражении;
е) прогнозирование действий речи и общения, ораторского профессионализма.
Список использованной литературы
-
Аграновский Д. "Сегодня ты играешь джаз..." // Сов. Россия. 2012. № 10. 2 февр. -
Александров Д.Н. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2011-329с -
Анушкин В.И. «История русской риторики» - Москва: Прсвещение, 2013-224с -
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. "Деловая риторика". Издательский центр "МарТ", 2012г. -
Виноградова Т.Ю. Функционально-стилистические особенности публичной судебной речи: Дис. …канд.филол.н..- Воронеж, 2015. -
Дамушкин Ч.К. «Практикум по риторике» - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2011-304с -
Зарецкая Е.Н. "Риторика: Теория и практика речевой коммуникации". Издательство "Дело", 2012г -
Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. - М.,2012 -
Клюев Е.В. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2012-489с -
Копи А. Ф. Красноречие судебное и политическое // Об ораторском искусстве. М., 1959. С. 155–156. -
Львов М.Р. «Риторика» - Москва: Академия, 2013-272с -
Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. 9-е изд. СГ1б., 1810. С. 7. -
Новиков Л.А. Искусство слова. 2-е издание – Москва: “Педагогика” 2011г-305с -
Петров О.В. "Риторика". ООО "Профобразование". 2011г. -
Пороховщиков П. С. Искусство судебного оратора // Об ораторском искусстве. М., 1959. С. 139–140.
1 Пороховщиков П. С. Искусство судебного оратора // Об ораторском искусстве. М., 1959. С. 139–140.
2 Александров Д.Н. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2011-329с
3 Новиков Л.А. Искусство слова. 2-е издание – Москва: “Педагогика” 2011г-305с
4 Клюев Е.В. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2012-489с