Файл: 1. Элокуция в составе риторики 3 Классификация и виды тропов 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Существует несколько классификаций фигур. Мы рассмотрим следующую: различают фигуры мысли и фигуры слова.

К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?»

Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!».

Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!».

Фигуры слова – к ним относятся:

Антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Живые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир».

К ней примыкает Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты».

Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повтор. Есть несколько форм повтора4:

Анафора - повтор в начале предложения (единоначатие). Например, стихотворение Симонова «Жди меня».

Эпифора – повтор в конце фразы: «струится нетихнущий дождь, томительный дождь».

Ассонанс – звуковой повтор гласных. У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою».

Аллитерация – повтор согласных звуков. У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья).

Инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентирования внимания на перестановленном слове. У Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова гордый).

Хиазм – фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы, параллельные части которой зеркально отражают друг друга. «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат».


Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза.

Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются. Применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года».

Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом».

Апосиопеза – недоговоренность, умолчание в конце фразы. Например, разговор Хлестакова с городничим в Ревизоре Гоголя: «Да как вы смеете? Да вот я... я служу в Петербурге. Я, я, я...»

Заключение



Таким образом, риторические фигуры и тропы – сильные ресурсы увеличения выразительности речи, разрешающие сделать наши фразы легко запоминающимися, красочными, результативными. Метод формулировки идеи зачастую в действительности не менее важным, чем сущность выражения. Слаженность идеи и фразы, нахождения и дизайна выступления – важное требование эффективного общения.

В цивилизованных государствах, в том числе Россию, создается сегодняшняя риторика — rhetorica nova. «Информационное общество несет новейший образ существования и требует новейшей риторики». Она обязана быть в высочайшей степени своевременной, гарантировать способность разбираться в струе существования и в лабиринтах слов, данных, обладать способностью деликатно осознавать допустимые смыслы выражений, мгновенно отвечать. В случае если старая риторика характеризовала позицию создателя и только принимала во внимание индивидуум слушающего (адресата), в таком случае сегодняшняя речь биполярна, диалогична, ситуативна, более направлена к импровизации на базе наибольшей готовности, мгновенной ориентировки. Это требует большого размера знаний, гибкого разума, высокой языковой готовности.

Как высокопрофессиональный объект речь необходима во абсолютно всех общественных областях: муниципальным предназначающимся, политикам, учителям, юристконсультам, корреспондентам, артистам, беллетристам, проповедникам... Предприниматель обязан быть специалистом делового общения; офицер — обнаруживать взаимопонимание с подчиненными; ученый института — доносить труднейшие академические истины вплоть до осмысления не опытных в науке студентов.

Риторика равно как дисциплина находит пути решения следующих трудностей и проблем:

а) отбор наилучших алгоритмов общения, взаимопонимания в обстоятельствах нынешного общества;



б) изучение конфигураций, элементов выступления: говорения, аудирования, чтения, письма, а также разных кодовых концепций в жизни людей;

в) развитие языковой личности — общительной, владеющей не только лишь умениями, но и нуждами общения;

г) последующее усовершенствование нормативов и законов культуры речи, её логики, компании материала, адекватного его языкового оформления.

д) изучение феноменов проницательности, языкового чутья, элементов импровизации, внутренней речи и мышления в речевом самовыражении;

е) прогнозирование действий речи и общения, ораторского профессионализма.

Список использованной литературы




  1. Аграновский Д. "Сегодня ты играешь джаз..." // Сов. Россия. 2012. № 10. 2 февр.

  2. Александров Д.Н. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2011-329с

  3. Анушкин В.И. «История русской риторики» - Москва: Прсвещение, 2013-224с

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. "Деловая риторика". Издательский центр "МарТ", 2012г.

  5. Виноградова Т.Ю. Функционально-стилистические особенности публичной судебной речи: Дис. …канд.филол.н..- Воронеж, 2015.

  6. Дамушкин Ч.К. «Практикум по риторике» - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2011-304с

  7. Зарецкая Е.Н. "Риторика: Теория и практика речевой коммуникации". Издательство "Дело", 2012г

  8. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. - М.,2012

  9. Клюев Е.В. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2012-489с

  10. Копи А. Ф. Красноречие судебное и политическое // Об ораторском искусстве. М., 1959. С. 155–156.

  11. Львов М.Р. «Риторика» - Москва: Академия, 2013-272с

  12. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. 9-е изд. СГ1б., 1810. С. 7.

  13. Новиков Л.А. Искусство слова. 2-е издание – Москва: “Педагогика” 2011г-305с

  14. Петров О.В. "Риторика". ООО "Профобразование". 2011г.

  15. Пороховщиков П. С. Искусство судебного оратора // Об ораторском искусстве. М., 1959. С. 139–140.

1 Пороховщиков П. С. Искусство судебного оратора // Об ораторском искусстве. М., 1959. С. 139–140.

2 Александров Д.Н. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2011-329с

3 Новиков Л.А. Искусство слова. 2-е издание – Москва: “Педагогика” 2011г-305с

4 Клюев Е.В. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2012-489с