Файл: Лекция тема Основые понятия и термины. Документ и системы документации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реквизит 15 «Адресат» обязателен в письмах, докладных записках, заявлениях, он может состоять из следующих составных частей:
– наименование учреждения, организации (в именительном падеже);
– наименование структурного подразделения (в именительном падеже);
– указание должности получателя (в дательном падеже);
– инициалы и фамилия (в дательном падеже);
– почтовый адрес.
Каждая из указанных составных частей адресата размещается с новой строки. Расстояние между ними — 1,5 межстрочного интервала.
Допускается центрировать каждую строку реквизита «Адресат» относительно самой длинной строки.
Если документ отправляется нескольким однородным организациям или нескольким структурным подразделениям, их следует указывать обобщенно:
Администрации районов, городов
Омской области Руководителям предприятий Красноярского края
При адресовании документа лицам, имеющим звания, например, военным или ученым, эти звания указываются перед фамилией.
Российский государственный гуманитарный университет
Заведующему кафедрой археологии профессору АД. Степанскому
Если письмо адресуется организации, указывают ее наименование, затем почтовый адрес. При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес.
На одном документе рекомендуется указывать не более четырех адресатов. Если их больше, составляется список на рассылку.
Вопрос о правилах обращения к получателю документа не нашел разрешения в ГОСТе в силу того, что прошлая практика использования слова
«товарищ» устарела, а новая в настоящее время не является общепринятой.
В соответствии с ГОСТом при обращении к должностному лицу указываются только его инициалы и фамилия, например: Н. П. Смирнову, без
указания «товарищ» («тов.», «т.») или «господин» («г-н»). Однако, исходя из сложившейся практики, использовать данные обращения допустимо.
При направлении писем зарубежным адресатам данный реквизит включает имя и фамилию адресата; должность адресата, наименование организации, номер дома, название улицы и населенного пункта, почтовый код (индекс), название страны. Если письмо направляется в США, то после названия города дается название штата. При адресовании писем в
Великобританию может быть указано название графства. Составные части реквизита излагаются в последовательности, соответствующей традициям страны назначения.
В соответствии с международными стандартами составные части реквизита выравниваются по его левой границе. Количество строк данного реквизита должно быть не больше шести, а количество знаков в строке — не больше тридцати. Если в строке более тридцати знаков, следует использовать шрифт меньшего размера. Прописными буквами рекомендуется писать название местности, учреждения, осуществляющего доставку, и страну назначения.
Реквизит 16 «Гриф утверждения документа» придает документу юридическую силу.
Документ утверждается должностным лицом или специально из- даваемым документом. Утверждаются, как правило, положения, планы, уставы, перечни, штатные расписания, должностные инструкции и т.д.
Гриф утверждения располагается в правом верхнем углу первого листа документа. В случае утверждения документа должностным лицом указанный реквизит включает слово УТВЕРЖДАЮ, полное наименование должности, личную подпись, ее расшифровку, дату утверждения и оформляется следующим образом:
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор
ЗАО «Грант»
личная подпись В.А. Петров
20.03.2010
Допускается в реквизите «Гриф утверждения» документа центрировать элементы относительно самой длинной строки.
При утверждении документа правовым актом данный реквизит состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ, УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, номера и даты документа и оформляется следующим образом:
УТВЕРЖДЕНО
Протоколом Совета директоров от 12.03.2010 № 10
При утверждении документа несколькими должностными лицами реквизиты располагают на одном уровне.


Слово УТВЕРЖДАЮ (УТВЕРЖДЕН, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНО,
УТВЕРЖДЕНЫ) печатаются прописными буквами, без кавычек и двоеточия.
Ниже через два межстрочных интервала печатается с прописной буквы наименование должности руководителя, утверждающего документ, или ссылка на наименование документа. Данные наименования центрируются относительно слова УТВЕРЖДАЮ.
Перечень документов организации, подлежащих утверждению, определяется в табеле унифицированных форм документов или в инструкции по делопроизводству организации.
Реквизит 17 «Резолюция» представляет собой конкретное поручение руководителя по исполнению документа и пишется на документе соответствующим должностным лицом и включает в себя фамилии исполнителей, содержание поручения, срок исполнения, подпись должностного лица, автора резолюции, и дату.
Обычно на документе располагается не более четырех резолюций.
При наличии нескольких исполнителей ответственным за исполнение считается тот, кто назван первым в резолюции.
Резолюция, как правило, пишется от руки на подлиннике документа на свободном месте между адресатом и текстом.
Допускается оформление резолюции на отдельном листе с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому резолюция относится.
На документах, порядок исполнения которых уже известен и не требует никаких дополнительных указаний, в резолюции может быть указан только исполнитель (или исполнители) и срок исполнения. Если срок исполнения документа является типовым или он указан и тексте самого документа, то руководитель в резолюции может проставить только фамилию исполнителя
(исполнителей) с инициалами, подпись и дату.
Реквизит 18 «Заголовок к тексту» включает краткое изложение ос- новного смысла текста составляемого документа. Закончив составлять текст документа, его автор формулирует заголовок, являющийся обязательным элементом любого документа. Исключение составляют документы, оформленные на листе бумаги формата А5. Заголовок согласуется с наименованием вида документа. Он должен отвечать на вопрос «о чем? (о ком?)» «чего? (кого?)», например: ПРИКАЗ о сроках поставки продукции,
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ офис-менеджера, АКТ списания продукции, ПРОТОКОЛ общего собрания акционеров.
Если в тексте отражено несколько вопросов, заголовок должен формулироваться обобщено.
Не рекомендуется включать в заголовок только фамилию лица, по поводу которого издается документ, без указания его должности и характера предписываемых действий, например: «О Петрове Н.К.».
Заголовок размещается у границы левого поля документа. Данный реквизит облегчает регистрацию документа, его поиск, организацию

контроля. Заголовок из двух или более строк печатается через один меж- строчный интервал. Объем заголовка не должен превышать пяти строк.
Заголовок на бланках с продольным расположением реквизитов выравнивается по центру.
В конце заголовка точка не ставится. Заголовки печатают без кавычек и не подчеркивают.
Заголовок составляется к любому документу формата А4, кроме телефонограмм, телеграмм, извещений.
Реквизит 19 «Отметка о контроле» проставляется на документах, требующих исполнения и взятых на контроль. Отмечается буквой «К», словом или штампом «Контроль» в правом верхнем углу первого листа документа. Может наноситься резиновым штемпелем или писаться от руки красным, синим или зеленым карандашом.
Контроль исполнения документов — совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов.
Существуют два вида срока исполнения документа: типовой и индивидуальный.
Типовой срок исполнения документа — срок исполнения документа, установленный нормативно-правовым актом.
Индивидуальный срок исполнения документа — срок исполнения документа, установленный организационно-распорядительным документом организации или резолюцией.
Если срок исполнения документа не указан в резолюции руководителя или в тексте документа, он составляет 30 дней.
Реквизит 20 «Текст». Тексты документов пишутся на русском языке при направлении их: а) в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации; б) на предприятия, в организации и их объединения, не находящиеся в ведении данного субъекта Российской Федерации или расположенные на территории других субъектов Российской Федерации.
В других случаях в соответствии с законодательством Российской
Федерации и ее субъектов документы могут составляться на государственных языках субъектов Российской Федерации.
Тексты документов допускается оформлять в виде анкеты, таблицы, связного текста или в виде их комбинации. При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени («имеете», «владеете», «были», «находились» и т.д.).
Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Если таблица печатается более чем

на одной странице, графы таблицы нумеруются и на следующих страницах печатаются только номера этих граф.
Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой (вводной) части указывают причины, основания, цели составления документа, во второй (заключительной) — решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать только заключительную часть
(например, приказы — распорядительную часть без констатирующей; письма, заявления — просьбу без пояснения; справки, докладные записки — оценку фактов, выводы).
В тексте документа, подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов, указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации — автора документа, дату документа, его регистрационный номер, заголовок к тексту.
Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д., его следует разбивать на разделы, подразделы, пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.
В распорядительных документах (приказах, распоряжениях и т.д.) организаций, действующих на принципах единоначалия, а также в заявлениях, служебных и докладных записках, адресованных руководству организации, принято излагать текст от первого лица единственного числа
(«приказываю», «предлагаю», «прошу»). В распорядительных документах коллегиальных органах текст излагают от третьего лица единственного числа
(«постановляет», «решил»).
В совместных распорядительных документах текст излагают от первого лица множественного числа («приказываем», «решили»).
Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа
(«слушали», «выступили», «постановили»).
В документах, устанавливающих права и обязанности организаций и их структурных подразделений (положениях, инструкциях), а также содержащих описание, оценку фактов или выводы (актах, справках), используют форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа («отдел осуществляет функции», «в состав объединения входят», «комиссия установила»).
В письмах используют следующие формы изложения: от первого лица множественного числа
(«просим направить»,
«направляем на рассмотрение»); от первого лица единственного числа («прошу выделить»,
«считаю необходимым»); от третьего лица единственного числа
(«предприятие не возражает», «фирма считает возможным»).
Печатать реквизит «Текст» рекомендуется, используя шрифт Times New
Roman Cyr размером № 12 (для оформления табличных материалов), 13,
14,15, через 1-2 межстрочных интервала на бумаге и бланках формата А4, через 1 — на бланках формата А5 шрифтом № 13 и выравнивать по ширине от левого до правого поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии
1,25 см от левой границы текстового поля.


Реквизит 21 «Отметка о наличии приложения». Некоторые документы имеют приложения, дополняющие, разъясняющие или детализирующие отдельные вопросы, затронутые в тексте. Отметка о наличии приложений пишется от границы левого поля документа. Слово «Приложение» пишется с заглавной буквы, всегда в единственном числе, после него ставится двоеточие.
Если приложения упомянуты в тексте, их наименования в данном реквизите не указываются, например:
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если приложения в тексте не названы, их наименования следует указывать в отметке о приложениях, например:
Приложение: 1. Акт приема работ на 12 л. в 3 экз.
2. Отзыв на проект доклада на 7 л. в 2 экз.
При наличии нескольких приложений их нумеруют.
Между названиями приложений делается 1,5—2 межстрочных интервала, а если название приложения занимает несколько строк, то оно печатается через один межстрочный интервал.
Если при направлении документа в несколько адресатов приложение направляется не всем адресатам, то в отметке о наличии приложений указывается, в какой адрес приложения посылаются, например:
Приложение: на 5 л. в 1 экз., в первый адрес.
Приложения к распорядительным документам содержат в правом верхнем углу первого листа документа отметку по форме:
Приложение № 2 к приказу директора
АО «Смена» от 20.05.2010 №25
Если к документу прилагается другой документ, имеющий приложение, то отметка о наличии приложения оформляется по следующей форме:
Приложение: Гарантийное письмо ОАО «Заря» от 25.10.2009
№ 25/10 и приложение к нему, всего на 21 л. в 2 экз.
Реквизит 22 «Подпись» — обязательный реквизит служебного до- кумента, обеспечивающий его юридическую силу. Должностные лица подписывают документы в пределах своей компетенции. Документы, составляемые в учреждениях, действующих на правах единоначалия, подписываются одним должностным лицом. Данный реквизит помещается под текстом у границы левого поля документа. В состав подписи входят: наименование должности подписывающего документ лица (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное — на документе, оформленном на бланке); его личная подпись, инициалы и фамилия.
При оформлении документа на бланке должностного лица название должности этого лица в подписи не указывается.
Расшифровка подписи оформляется без скобок строчными буквами
(кроме заглавных) на уровне последней строки в наименовании должности.
Инициалы располагаются перед фамилией.