Файл: Понятия, история, вехи и аспекты паллиативной помощи. Понятие паллиативная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


11. Ты должен принять от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать - пойми человека, прежде чем понять - прими его.

12. Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому. Будь всегда готов к правде и искренности, но не спеши.

13. «Незапланированный» визит - не менее ценен, чем визит «по графику». Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти - позвони; не можешь позвонить -вспомни и все-таки... позвони.

14. Хоспис - дом для пациентов. Мы хозяева этого дома, поэтому: переобуйся и вымой за собой чашку.

15. Не оставляй свою доброту, честность и искренность у пациента - всегда носи их с собой.

16. Главное, что ты должен знать, что ты знаешь очень мало.

К основным задачам хосписа следует отнести:

- формирование новой формы медицинского и социального обслуживания инкурабельных онкологических больных;

- повышение доступности стационарной медицинской помощи онкологическим больным в терминальной стадии и улучшение им медицинской помощи на дому;

- оказание социально-психологической помощи больным и их родственникам, обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными.

Для реализации этих задач на хоспис, как медико-социальное учреждение, возлагается две важные функции:

1) проведение симптоматического лечения и организация квалифицированного ухода за пациентами в стационарных условиях,

2) оказание необходимой помощи по проведению симптоматического лечения и организации квалифицированного ухода за пациентами на дому.

Выполнение этих функций хосписа предусматривает наличие в его структуре стационарной и выездной службы, как главных функциональных подразделений.

Полноценное функционирование этих главных подразделений предполагает включение в структуру хосписа следующих служб:

1. Приемное отделение.

2. Стационар на 25-30 коек.

3. Дневной стационар.

4. Выездная служба.

5. Административно-хозяйственная служба.

6. Вспомогательные службы (стерилизационная, аптека, дезкамерный блок, прачечная, пищеблок).

Хоспис осуществляет обслуживание населения прикрепленного района численностью до 600 000 чел. Мощность хосписа определяется в 25-30 коек.

Отбор больных в хоспис осуществляется врачами хосписа на основании:

– наличия онкологического заболевания в терминальной стадии, подтвержденного медицинскими документами направившего учреждения;

– наличия некупируемого в домашних условиях болевого синдрома;


– наличия социально-психологических показаний (депрессия, реактивные состояния, конфликтные ситуации дома, невозможность ухода за больным).

Медицинская помощь и квалифицированный уход за больными в хосписе осуществляется бесплатно. Дотации (оплата) со стороны родственников или больных запрещается.

 

Первый Московский хоспис

КОДЕКС ДОБРОВОЛЬЦА

1. Уважай религиозные, философские и другие взгляды больного – они важная часть его внутреннего мира. Давление с нашей стороны недопустимо.

2. Не откладывай на завтра, если обещал больному помощь. Завтра может быть поздно.

3. При общении с больным помни, что:

– желания и интересы больного являются основой для общения. Наше открытое сердце и умение слушать могут преодолеть чувство одиночества;

– сдержанность в эмоциях и движениях, отсутствие суеты — проявление понимания состояния больного;

– отсутствие в речи резких, категорических выражений и, напротив, употребление мягких, вероятностных форм предложений помогают создать атмосферу доверия.

4. Не обсуждай без необходимости личную жизнь больного, сохраняй необходимую конфиденциальность.

5. Оставь на время прихода в хоспис груз своих нерешенных проблем. Не перекладывай его на плечи больного.

6. Берись только за посильную работу. Каждое полезное дело, каким бы незначительным оно не казалось, важно для хосписа.

7. Выполняй работу, за которую взялся, как следует и не перекладывай на другого. Не забывай поблагодарить других добровольцев за помощь.

8. Доброжелательность, терпимость и честность помогут нам работать вместе.

9. Относись внимательно к просьбам и замечаниям сотрудников хосписа. Не обижайся, если у сотрудника не было времени поблагодарить за хорошо сделанную работу.

10. Если возникла трудная ситуация, не спеши, лучше посоветуйся с добровольцами и с персоналом. Принимай участие в регулярных встречах добровольцев. Это поможет правильно организовать и скоординировать нашу деятельность.

11. Не осуждай коллегу, а открыто обсуждай проблему. Не торопись с выводами. Осуждение разрушительно, а открытое обсуждение поможет найти правильный выход.

12. Прислушивайся к мнению коллег и не бойся поменять привычный вид деятельности в хосписе. Возможно, новая работа позволит лучше раскрыть себя и принесет больше пользы.










Первый Московский хоспис

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ ПАЦИЕНТА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СТАЦИОНАРЕ ХОСПИСА.

          Очень хорошо если пациента навестят все члены семьи, но только не все сразу. Предпочтительно, если эти посещения будут происходить регулярно и в определенные часы. Пациент будет иметь возможность подготовиться к ним и от этого они станут приятнее и менее утомительными для него.

          При посещении пациента помните, что частые и продолжительные по времени визиты могут быть утомительны; старайтесь не разговаривать слишком долго. Если во время общения с пациентом он испытывает сильную слабость или чувствует себя очень плохо, лучше вообще не разговаривать. Помните, что простое присутствие может сыграть положительную роль. Прикосновение рук, поглаживание – эти действия уже сами по себе являются поддержкой для пациента.

          Иногда нам приходится перемещать больных из одной палаты в другую, поэтому, придя в хоспис, узнайте у медперсонала, в какой палате находится пациент, каково его самочувствие сегодня. Попросите медперсонал предупредить пациента о Вашем визите, чтобы он имел время подготовиться к нему.

          Так как люди не любят приходить к больному с пустыми руками, необходимо продумать, что лучше принести пациенту:

1) журналы легче держать в руках и на них легче сконцентрировать внимание, чем на книгах. Кроме того, их легче передавать другим пациентам;

2) небольшой фотоальбом с семейными фотографиями, особенно с изображением счастливых семейных событий – может стать темой для разговора и поднять настроение пациенту. Вашему близкому будет приятно, если Вы оставите одну из понравившихся ему фотографий в рамке на тумбочке;

3) кассеты и небольшой магнитофон с наушниками способны доставить пациенту приятные минуты;

4) любимые цветы всегда порадуют Вашего близкого. Можно принести комнатный цветок;

5) гигиеническая помада для сухих губ и леденцы могут помочь пациенту справиться с сухостью во рту, которая часто появляется у наших пациентов.

          Не приносите пациенту слишком много еды, спрашивайте о предпочтениях у пациента. Помните ,что в хосписе есть комната разогрева пищи, поэтому у вас есть возможность приготовить и разогреть любимое блюдо пациента.

          Во время визита к пациенту старайтесь сменить ему привычную среду обитания. Для общения можно выбрать холл стационара, библиотеку. Будет полезно предложить пациенту прогулку по территории хосписа.

















Первый Московский хоспис

 

ПАМЯТКА

по уходу за тяжелобольным

 

1. Поместите, если возможно, пациента в отдельную комнату, если же этого сделать невозможно, то выделите ему место у окна.

2. Постель не должна быть мягкой. Постарайтесь не пользоваться клеенкой, так как она может вызвать мацерацию (раздражение) кожи и являться фактором развития пролежней. Простынь должна быть без складок; так как они провоцируют пролежни.

3. Желательно использовать несколько легких шерстяных одеял, чем одно тяжелое ватное.

4. Рядом с постелью поставьте тумбочку (табуретку, стул) для лекарств, питья, книг и др. Если пациенту необходимо принимать лекарства строго по часам, а вы не можете это обеспечить, приготовьте необходимое количество небольших стаканчиков, наклейте пластырь и укажите на нем часы приема.

5 В изголовье постели разместите бра, настольную лампу, торшер.

6. Для того что бы пациент мог в любую минуту вызвать Вас, приобретите колокольчик или мягкую резиновую игрушку со звуком (либо поставьте рядом с пациентом пустой стеклянный стакан с чайной ложкой внутри).

7. Если пациенту трудно пить из чашки, то приобретите поильник или используйте соломку для коктейлей.

8. Если пациент не удерживает мочу и кал и у Вас есть средства, чтобы купить памперсы для взрослых или взрослые пеленки, то приобретите их. Если же их нет, то сделайте много тряпочек из старого белья для смены. Без необходимости не используйте памперсы, так как они не дают дышать коже и могут вызвать раздражение и пролежни.

9. Используйте для пациента только тонкое (пусть старенькое) хлопчатобумажное белье: застежки и завязки должны быть спереди. Приготовьте несколько таких рубашек для смены.

10. Проветривайте комнату пациента 5-6 раз в день в любую погоду по 15-20 минут, укрыв его потеплей, если на улице холодно. Протирайте пыль и делайте влажную уборку, по возможности, как можно чаще.

11 Если пациент любит смотреть телевизор, слушать приемник, читать – обеспечьте ему это.

12. Всегда спрашивайте, что хочет пациент, и делайте то, о чем он просит. Он знает лучше Вас, что ему удобно и что ему необходимо. Не навязывайте свою волю, всегда уважайте желание пациента.

13. Если пациенту становится хуже, не оставляйте его одного, особенно ночью. Соорудите себе постель рядом с ним. Включите ночник, чтобы в комнате не было темно.

14 Спрашивайте пациента, кого бы он хотел видеть и зовите к нему именно этих людей, но не утомляйте его частыми визитами друзей и знакомых.

КОЖА требует самого пристального внимания, так как она больше, чем у здорового человека нуждается в чистоте. Лежачего пациента необходимо обтирать влажным теплым полотенцем с последующим вытиранием насухо. Лучше смочить полотенце лосьоном для тела, разбавленным водой.

Одной из самых частых проблем у лежачих пациентов являются пролежни. Они возникают из-за нарушения кровообращения в области сдавления, а так же из-за сниженного иммунитета. Обычно это область крестца, копчика, позвоночных отростков, лопаток, пяток и ягодиц. Лечить пролежни тяжело и долго, поэтому надо приложить все силы, чтобы не допустить их появления: меняйте положение больного в постели до 10 раз в сутки, поворачивайте его. Простыня должна быть натянута, без складок. Швы нижнего белья не должны приходиться на участки, наиболее плотно соприкасающиеся с кроватью. Имейте много небольших подушек различной формы для того, чтобы подкладывать их под различные части тела. Не рекомендуется использовать резиновый круг, так как сам по себе он провоцирует пролежни и замедляет их лечение. Мокрое, грязное белье немедленно меняйте (если его не копить, а замачивать и стирать сразу же, то можно избежать характерного запаха тяжелобольного в квартире). Места наибольшего давления на кожу необходимо смазывать детским увлажняющим кремом, либо камфорным спиртом

Каждый день смазывайте всю поверхность тела питательными водорастворимыми кремами, особенно ноги, область крестца. При появлении покрасневших участков, необходимо массировать их несколько раз в день и также смазывать кремом. Хорошо подходит любой детский крем. Если пролежень стал влажным, самостоятельно не наносите никаких мазей, не наклеивайте пластырей и не забинтовывайте: сделаете только хуже. Пролежни должны “дышать”. Пригласите специалистов из хосписа.

ВОЛОСЫ моют не реже 1 раза в неделю, расчесывать их нужно ежедневно. Ногти на руках и ногах подстригайте по мере их отрастания. Не забывайте мужчин брить. Делайте это аккуратно, избегая порезов.

ГЛАЗА И ПОЛОСТЬ РТА тоже нуждаются в уходе. Ежедневно промывайте глаза настоями ромашки, шалфея или чайной заваркой, используя пипетку и ватный шарик. Протирайте язык, десны и зубы слабым раствором марганцовки или фурацилина, ромашки, шалфея, тоже ежедневно. Для профилактики стоматита необходимо полоскать ротовую полость после каждого приема пищи. Если пациент может, то пусть чистит зубы мягкой зубной щеткой.

СТУЛ необходимо регулировать. Если у пациента запоры, используйте слабительные и клизмы. Если запор длительный (больше 5-6 дней) и не помогает даже клизма, обращайтесь к врачу, равно как и в ситуации, если больной не мочится больше суток.

 

ПИТАНИЕ должно быть легко усваиваемым, полноценным. Желательно кормить пациента небольшими порциями 5-6 раз в день. Пищу готовьте так, чтобы она была удобна для жевания и проглатывания: мясо в виде котлет или суфле, овощи в виде салатов или пюре. Конечно, необходимы супы, бульоны, каши, творог, яйца. Важно ежедневное употребление овощей и фруктов, а также ржаного хлеба и кисломолочных продуктов. Не старайтесь давать всю пищу только в протертом виде, иначе кишечник будет работать хуже. Во время кормления желательно, чтобы пациент находился в положении полусидя (чтобы не поперхнуться). Не укладывайте его сразу после еды. Не забывайте поить пациента соками, минеральной водой. Но всегда помните – главное это желание пациента.







ПИТАНИЕ БОЛЬНЫХ

Для наших больных характерна потеря аппетита. Им трудно заставить себя есть, у многих изменяются вкусовые ощущения; перестают нравиться блюда, которые раньше были любимыми, Иногда им кажется, что пища «безвкусная» или имеет «металлический привкус». Некоторые едят совсем понемногу, а некоторые просто не могут проглотить ни кусочка.

Тошнота и рвота - тоже симптомы болезни. И депрессия не способствует улучшению аппетита, а она - тоже спутник болезни.

Все это очень расстраивает и больного и его близких, все чувствуют себя виноватыми: больной - что не может доставить радость близким, так старательно приготовившим ему еду; близкие - что не знают что приготовить, чтобы больной поел.

Но все это имеет свои вполне обоснованные причины, связанные с течением болезни или с лечением (облучение, химиотерапия).

Что же можно сделать , чтобы помочь больному и что нужно понять близким?

Примите потерю аппетита как результат болезни.

Позвольте пациенту самому выбирать еду или напитки. Предлагайте различные варианты еды на выбор, но не настаивайте и не принуждайте больного.

Найдите способ показать больному свою любовь, заботу, сострадание. Сделанный массаж может его успокоить. Поиграйте в игры, почитайте книгу, послушайте вместе музыку» найдите, чем его можно еще развлечь.

Обезвоживание также способствует ухудшению самочувствия: появляется постоянная сухость во рту. Это состояние можно облегчить, если сосать кусочки льда, смачивать полость рта и губы. Делать это надо часто, каждые 10-15 минут.

Давайте лекарство от тошноты за час до еды.

Попытайтесь устранить запахи, доносящиеся из кухни. Они могут спровоцировать у больного тошноту или создать у него ложное ощущение сытости.

Тошноту можно снимать настоем мяты перечной: две чайные ложки сухой мяты заварите 1 стаканом кипятка (можно в термосе); давать пить горячим, теплым или холодным (по желанию пациента) с медом и лимонным соком.

Используйте для снятия тошноты (по желанию больного) соки, растворимые фруктовые чаи (лимонный, брусничный, малиновый), различные растворимые травяные чаи, морсы и кисели из клюквы, брусники, облепихи, черной смородины.

Делайте настой шиповника (2 столовых ложки размолотого шиповника на пол-литра кипятка, настоять в термосе ночь, пить процеженным с медом и лимонным соком).

Теплые и прохладные напитки можно давать пить больному через соломинку.

Сервируйте еду в приятной обстановке, красивой посуде.

Давайте только маленькие порции еды, одно или два блюда за один раз.

Холодная, прохладная, нежирная, легкая и мягкая пища является наиболее подходящей.

В питье можно добавлять различные порошкообразные белковые и витаминные добавки.

Насильно не заставляйте больного ни пить, ни есть, только смачивайте губы в случае отказа от еды и питья.

Спрашивайте у больного, что ему бы хотелось попить или поесть и уважайте его выбор (в том числе и отказ от еды).При отказе от еды больной может чувствовать себя лучше.