Файл: Россия, Казахстан и Туркмения построят новый Прикаспийский газопровод 4.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Россия, Казахстан и Туркмения построят новый Прикаспийский газопровод
1.2 Декларация о Прикаспийском газопроводе
1.3 Анализ Казахско-Туркмеских отношений
1.4 Россия-Казахстан-Туркменистан
Глава 2. Плюсы и минусы строительства
2.1 Прикаспийский газопровод РФ, США и ЕС
2.2 Планы России по строительству газопровода
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Россия, Казахстан и Туркмения построят новый Прикаспийский газопровод 4
1.1 Россия и Туркмения 4
1.2 Декларация о Прикаспийском газопроводе 9
1.3 Анализ Казахско-Туркмеских отношений 13
1.4 Россия-Казахстан-Туркменистан 17
Глава 2. Плюсы и минусы строительства 20
2.1 Прикаспийский газопровод РФ, США и ЕС 20
2.2 Планы России по строительству газопровода 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Прикаспийский газопровод 29
Введение
Актуальность выбранной мной темы объясняется следующим. Пожалуй, самая наболевшая проблема начала ХХI века это энергоресурсы. Россия являющаяся мощной энергетической державой стремится занять лидирующее положение в данной отрасли. Так Россия, Казахстан и Туркмения реконструируют старый газопровод вдоль Каспия и построят параллельную ветку, подключив ее к российской газотранспортной системе. Это позволит увеличить пропускную способность перекачки туркменского газа к 2012 г минимум на 12 млрд куб м. Строительство Прикаспийского газопровода начнется в середине 2008 г.
Президенты России, Казахстана и Туркмении по итогам встреч весной 2007 гола поручили правительствам своих стран "до 1 сентября подготовить и подписать соглашение" о сотрудничестве трех государств в строительстве Прикаспийского газопровода. Об этом говорится в подписанной Владимиром Путиным, Нурсултаном Назарбаевым и Гурбангулы Бердымухаммедовым совместной Декларации о строительстве Прикаспийского газопровода.
Цель данной работы рассмотреть плюсы и минусы строительства Прикаспийского газопровода и роли России в этом проекте.
Объектом исследования выступает политика России, Туркмении и Казахстана в вопросе строительства газопровода:
Отсюда вытекает ряд задач:
-
Рассмотреть позицию выше перечисленных стран по данному вопросу; -
Проанализировать отношения Россия – Туркмения-Казахстан; -
Рассмотреть основные соглашения достигнутые по вопросу строительства Прикаспийского газопровода; -
Сделать выводы.
Глава 1. Россия, Казахстан и Туркмения построят новый Прикаспийский газопровод
1.1 Россия и Туркмения
Россия и Туркменистан подтвердили неизменность «газовых соглашений» Россия не может обойтись без туркменского топлива, а Туркменистан - без «трубы» «Газпрома».
Для Туркмении экспорт энергоресурсов всегда был основным источником дохода. Продажа природного газа, нефти и нефтепродуктов занимает более 80 процентов экспорта республики. Однако реально никто не знает их истинных запасов. Независимой оценки никто не проводил.
Однако, как рассказал «РГ» эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Алексей Белогорьев, сегодня добыча газа в Туркмении превышает 70 миллиардов кубометров. Порядка 13 миллиардов идет на внутреннее потребление. Основной объем экспорта приходится на Россию. В 2003 году между двумя странами было заключено рамочное межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли, которое определило условия закупок Россией туркменского газа на 25-летний срок (с 2003-го по 2028 годы).1 Но в начале сентября прошлого года по требованию Ашхабада была определена новая цена и объемы поставок на 2007-2009 годы. По сути, на этот период «Газпром» выкупил почти весь туркменский газ, какой был в наличии. И теперь Россия ежегодно будет получать 50 миллиардов кубометров туркменского газа по цене 100 долларов за тысячу кубов. Эти объемы по большому счету нужны России только для того, чтобы перепродавать газ Украине по цене 130 долларов.2
Помимо России, остальные 10 миллиардов кубометров «излишков» газа Туркмения поставляла только в Иран. Так, в феврале 2006 года соседние страны подписали соглашение о поставках в этом году 14 миллиардов кубометров газа в северные районы Ирана. В дальнейшем Ашхабад рассчитывает экспортировать газ также в Пакистан, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, в Китай. Поскольку зависимость от России как единственного экспортного канала газа Туркмению не устраивает, страны заключили соглашение, согласно которому китайцы пообещали финансировать строительство трубопровода пропускной способностью 30 миллиардов кубометров в год. Но это долгая песня - пока нет даже окончательного проекта. Поэтому у Туркмении по-прежнему нет альтернатив - ей придется в прежних объемах сотрудничать с «Газпромом». Впрочем, и Россия без туркменского газа уже не может. Без него она не смогла бы выполнить свои экспортные обязательства, не создав в стране дефицит газа в стране. И потому по условиям 25-летнего контракта с «Газпромом» поставки газа в Россию будут наращиваться до 90 миллиардов кубометров в год, что потребует от Туркменистана увеличить добычу.
Отношения с Туркменистаном в газовой сфере были достаточно безоблачными до июня 2006 года.
3 Тогда ныне покойный Туркменбаши выдвинул условие об увеличении стоимости газа, покупаемого «Газпромом», с 65 до 100 долларов за тысячу кубометров. Аналитики говорят, что причиной ужесточения позиции Туркменистана стали планы диверсификации экспорта за счет присоединения к Транскаспийскому газопроводу.
В России в оценках внешней и внутренней политики Туркмении после выборов наблюдаются две крайности — от паники (газ уйдет на Запад) до бравады (Ашхабад не посмеет нарушить контракт), от уверенности в сохранении «башизма» (якобы он в природе туркмен) до ожиданий разгула демократии (якобы это обязательное условие газовых соглашений с Западом).
Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги уверен, что после выборов Туркменией будет править тандем Бердымухаммедов—Реджепов.4 Как будет оформлен статус Акмурада Реджепова, могущественного шефа личной охраны Ниязова, которого считают реальным хозяином страны, пока неизвестно. «Это абсолютно серый кардинал, — говорит эксперт. — На похоронах Ниязова многие хотели с ним пообщаться, но его было невозможно увидеть даже там». Как долго продержится этот союз, неизвестно: в конечном счете все будет решаться на основе консенсуса между пятью кланами. «Газ и деньги Туркменбаши надо делить. Думаю, начнутся конфликты, причем довольно скоро, и к осени может произойти нечто серьезное», — продолжает г-н Малашенко.
Живущий в Норвегии оппозиционер Шохрат Кадыров утверждает, что в Туркмении взят курс на замену автократии олигархическим правлением. Алексей Малашенко с этим согласен: «На Западе для Туркмении готовят очень большие деньги, которые будут вкладываться по линии НПО как раз на условиях либерализации». Не исключено, что это могут быть МВФ и ряд правозащитных организаций.
Новое руководство Туркмении может принять западную помощь — это будет жестом открытости в сторону Запада, к тому же Ашхабаду не хватает «живых» денег. По словам эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, обещания вернуть среднее и высшее образование будут выполнены, но полного ослабления вожжей не будет. «Это дестабилизирует страну и не выгодно никому, кроме ЕС и США, которые надеются изменить внешнеполитическую ориентацию Туркмении и аннулировать 25-летний контракт с «Газпромом»«, — говорит г-н Куртов.
Сегодня Туркмения добывает 70 млрд куб. м. газа в год.5 Порядка 13 млрд идет на внутреннее потребление, небольшое количество газа экспортируется в Иран. Без туркменского газа Россия уже сейчас не смогла бы выполнить свои экспортные обязательства, а по условиям 25-летнего контракта с «Газпромом» поставки газа в Россию будут наращиваться до 90 млрд куб м в год. Однако интересам Москвы угрожает желание Ашхабада диверсифицировать экспорт за счет присоединения к Транскаспийскому газопроводу (Туркмения — Азербайджан).
Проект строительства трубы по дну Каспия обсуждается уже десять лет. Инициаторами были США, однако конфликты Баку и Ашхабада помешали его реализации. Теперь инициативу перехватил ЕС с проектом «Набукко». Он предполагает транспортировку не только туркменского, но также казахского и узбекского газа.
Последние три года «Газпром» успешно отражал попытки влезть на туркменский рынок, вытеснив оттуда Украину и повысив закупочную цену на туркменский газ с 65 до 100 долл. Но сохранить позиции Москва может только за счет увеличения пропускной мощности газопровода Средняя Азия — Центр и строительства нового — Прикаспийского газопровода. «Если это будет сделано, перспективы у России довольно приличные», — резюмирует эксперт г-н Куртов.6
Российские же эксперты считают, что новые власти Туркменистана не станут резко менять условия работы. Поэтому, риски в "газовых отношениях" двух стран пока оцениваются как "минимальные".
Эксперты склоняются к тому, что в стране развернется борьба за президентское кресло, однако быстрых перемен в экономической сфере ожидать не стоит. Так, по мнению аналитика МДМ Банка Андрея Громадина, контракт с Россией о поставках газа в 2007 году будет исполнен новым руководством страны.7 В дальнейшем многое будет определяться позицией туркменского президента в отношениях с Китаем и Украиной.
Схожей позиции придерживается и аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кормщиков. По его словам, отношение Туркмении к России в газовой сфере было довольно лояльным - достаточно долгое время туркменский газ продавался по низкой цене, и даже поднятие стоимости в IV квартале 2006г. и в 2007г. с 65 долл. до 100 долл. в общем-то устроило обе стороны.
В свою очередь, Дмитрий Мангилев из ИК "Просвет" считает, что России не стоит занимать жесткую позицию по газовому вопросу, поскольку С.Ниязов в последнее время заявлял о намерении найти альтернативу поставкам газа в Россию.
Критически оценивают перспективы сохранения условий в газовых договоренностях России и Туркменистана аналитики Deutsche UFG. Как говорится в их комментарии, смерть С.Ниязова может создать проблемы для Газпрома в плане выполнения газового баланса. Эксперты напоминают, что в январе 2006г. "Газэкспорт", "Нефтегаз Украины" и RosUkrEnergo подписали соглашение, в соответствии с которым газ для поставок на Украину закупается в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане, доля российского газа в поставках на Украину незначительна. Как полагают эксперты Deutsche UFG, если смерть С.Ниязова спровоцирует политическую нестабильность и беспорядки, это может привести к срыву поставок туркменского газа RosUkrEnergo и Украине. В этом случае Украине придется искать другие источники газа, и, естественно, украинские власти, скорее всего, обратятся к России. Однако Газпром едва ли сможет найти дополнительные объемы газа в столь короткий срок. В результате Газпром может оказаться не в состоянии выполнить все свои контрактные обязательства, что обернется недопоставкой газа некоторым потребителям в России, Европе или, что представляется более вероятным, странам ближнего зарубежья. В Deutsche UFG также добавляют, что, возможно, Газпрому придется вести непростые переговоры со своими потребителями, интересы которых может прямо или косвенно затронуть политическая борьба в Туркменистане.
В сентябре 2006г. Газпром и Туркменистан договорились о новой цене на газ и объемах поставок в 2007-2009гг. Согласно новым контрактам, Газпром в этот период будет закупать ежегодно 50 млрд куб. м газа у Туркменистана по 100 долл. за 1 тыс. куб. м, а не за 65 долл., как ранее, и транспортировать их для RosUkrEnergo, которое продает газ Украине. Кроме того, Газпром закупает в IV квартале 2006г. по 100 долл. за тыс. куб. м 12 млрд куб. м туркменского газа дополнительно к 30 млрд куб. м, которые уже были поставлены в текущем году.
1.2 Декларация о Прикаспийском газопроводе
Согласно документу, в соглашении "в том числе будут предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки осуществления проекта, совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его экономически эффективной реализации, а также определены уполномоченные организации". Президенты также поручили правительствам трех стран "обеспечить реализацию с уполномоченными организациями проекты строительства Прикаспийского газопровода на основе разработанного технико-экономического обоснования со второго полугодия 2008 года с учетом положений соглашения", которое правительства должны подготовить к 1 сентября.
В Декларации указано, что президенты основывались на совместном заявлении глав Казахстана, России, Туркменистана и Узбекистана 1 марта 2002 года. Они также "придают большое значение углублению взаимовыгодного сотрудничества в газовой отрасли" и намерены "развивать мощности по транспортировке туркменского природного газа, в том числе в соответствии с соглашением между РФ и Туркменистаном о сотрудничестве в газовой отрасли от 10 апреля 2003 года, а также казахстанского природного газа". Инициатором строительства нового газопровода вдоль Каспия в 2003 году выступил прежний президент Туркмении Сапармурат Ниязов.8
Трубопровод, стоимость строительства которого оценивалась тогда в 1 млрд долларов при пропускной способности 30 млрд кубометров, предлагается провести вдоль каспийского побережья - 360 км по туркменской территории и еще около 150 км по территории Казахстана с тем, чтобы состыковаться с существующим газопроводом Средняя Азия-Центр в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе. В настоящее время туркменский, узбекский и казахстанский газ экспортируется в основном по газопроводу Средняя Азия-Центр, запущенному еще в 1967 году.