ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, на мечты о страстях, на легкую влюбленность направлены все символы, образы, приемы, использованные поэтом, в ранней его лирике. Следующий цикл, уже "не наивных стихов" (О. А. Клинг), "Стихи о Прекрасной Даме" наполнены особым чувством, и даже если поглядеть, то том "трилогии вочеловечения", в который входит это стихотворение, начинается знаменитым "Пусть светит месяц, ночь темна", и здесь ярко заметно вступление в символизм. Стоит обратить внимание и на еще одно стихотворение этого цикла:
Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льет огни,
Здесь все так тихо, так безумно,
Там все звенит, - а мы одни...
Здесь А. Блок практически впервые играет антитезой и это становится предвосхищением центральной для лирики оппозиции "здесь" - "там". Стоит отметить, что на восприятие поэта повлияло и творчество В. Соловьева, но не его философия, а его поэзия, в связи с чем его заражение мистицизмом, что проявится поэтом в дальнейшем "Страшном мире", "Скифах", "Двенадцати" и многих других. Эволюция центральных образов строилась, - по словам Блока, - по схеме: "Прекрасная Дама - Незнакомка - Снежная Маска - Россия - Катька". А. Белый расшифровывает эту цепочку так: "И тут и там, и народник, и мистик, он имеет один центр, один лик своей Музы, и если мы возьмем персонажи его стихов, то опять-таки увидим, что эти персонажи всегда какой-то он, какая-то она и какое-то третье лицо, какое-то хоровое начало".
Андрей Белый большое внимание также уделяет образу креста из драмы "Роза и крест" (1912), о чем пишет: "Крестом страдания, этого трагического разрыва, этого перелома в сознании были окрашены целые слои тогдашней русской интеллигенции, которые еще не создали кружки и в одиночку переживали наступившее сложное время". В цикле "Распутья"
появляются новые темы, которые связаны с реалиями внешней жизни, меняется отношение Блока ко всему окружающему, отходит на второй план тема любви, которая перекодируется в сниженные образы Коломбины и Арлекина. Кроме этого, здесь начинают действовать зачатки реалистического изображения мира, например стихотворения "Фабрика", "Все ли спокойно в народе?..", "Из газет", "Двойник" и др. мужские образы Арлекина и Пьеро пересекаются с мужскими образами поэмы "Двенадцать". В "Нечаянной радости" Блок поместил стихотворение "Поэт", уже по своему названию подключающееся к пушкинской традиции. Появляющийся в последней строфе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре" - причастный тайнам ребенок - это Дитя Божие, сам Христос, плачущий о человеке:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
В следующем разбираемом стихотворении, в "Незнакомке", заметен след Гоголя, где также изображается пошлость пошлого человека (сатирическое рассмотрение мира):
И пьяницы с глазами кроликов
In vino vеritas! кричат.
Образ Незнакомки можно ассоциировать с образом Катьки, т. к. она также пошла, над ней не может быть солнца, только крендель булочной.
В 1907 году появляется цикл из одиннадцати стихотворений "Заклятие огнем и мраком".
"Адресатом этого цикла является Жизнь, что равно Богу, а также Снежная Дева-Фаина. Особое значение имеет и цикл "На поле Куликовом", вобравший в себя центральные блоковские мифологемы". В дальнейшем этот цикл стал одной из мифологем Блока. Куликовское сражение при этом является не историческим событием, а символом вечного возвращения (Ницше). Финалом цикла можно считать своего рода аналог лермонтовской "Думе" стихотворение 1914 года "Рожденные в года глухие", перекликающееся с мотивами поэмы "Возмездие". И эта поэма стала одной из верхних ступеней на пути к поэме "Двенадцать".
Заключение
Все произведения великого поэта были "написаны одной рукой - рукой Блока" (О.А. Клинг). Но нельзя не заметить того, что по мере изменения окружения поэта (в социальной, политической жизни), менялось и само его творчество. Это можно проследить на всех уровнях анализа, но наиболее показательными являются мотивный уровень и уровень приемов.
В процессе работы нами были проанализированы работы исследователей творчества А.А. Блока и литературных критиков, где, в основном, связь между "трилогией вочеловечения" и поэмой "Двенадцать" либо не отражается, либо отражается формально: находятся точки соприкосновения, но при этом нет даже указания на сферы сравниваемых объектов. В нашей работе были взяты конкретные сопоставительные единицы (мотив и прием), благодаря чему стало возможной более четкая граница сопоставления.
Также было замечено, что мотивы и приемы в творчестве Блока не статичные, а меняются на протяжении всего творчества, а поэтому и менялось все его творчество, о чем было сказано в начале заключения. За счет того, что, сопоставляя лирику поэта и его поэму "Двенадцать", возможно глубже проникнуть в "творческую лабораторию" А.А. Блока, то целесообразно составить систему уроков по изучению его творчества в 11 классе, ориентируясь на проблему развития мотивов и приемов.
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы была выполнена.
Библиография
- Алянский С.М. Встречи с Александром Блоком. М., Издательство "Детская литература", 1969.
- Бекетова М. Александр Блок. Изд. 2-е. Л., Издательство "Academia",1930.
- Белый Андрей. Символизм. Книга статей. М., 1910.
- Благой Д.Д. Три века. Из истории русской поэзии XVIII, XIX, XX вв. М., Издательство "Советская литература", 1933.
- Блок А.А. О назначении поэта. Статьи. Речи. Заметки. М., 1990.
- Блок А.А. Сочинения. М. - Л., Издательство "Гослитиздат", 1960 - 1963.
- Блок и музыка. Сборник статей. Л. - М., Издательство "Советский композитор", 1972.
- Вьюжная тайна "Двенадцати" // Литература в школе, 6, 1996.
- Гаспаров Б.М.Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы 20 века. М., 1999.
10.Гинзбург Л. О лирике. М. - Л., Издательство "Советский писатель", 1964.
11. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М. - Л., Издательство "Наука", 1966.
12. Гольцев В. О преодолении лирики в творчестве Блока. "Новый мир", 1927, кн. 5.
13. Горелов А. Поэма Александра Блока "Двенадцать" // Горелов А. Избранное. Л., 1988.
14. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. М. - Л., 1966.
15. Долинский М.З. Искусство и Александр Блок. М.. 1985.
16. Егорова Н.В. Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. 3-е издание. 11 класс. Первое полугодие. М., Издательство "Вако", 2004.
17. Есаулов И. Мистика в поэме "Двенадцать" Александра Блока// Литература в школе, 5, 1998.
18. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
19. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1918.
20. Клинг О.А. Александр Блок: структура романа в стихах. Поэма "Двенадцать". В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., Издательство МГУ, 1998. (Перечитывая классику).
21. Крук И.Т. Поэзия Александра Блока. М., Издательство "Просвещение", 1970.
22. Литературное наследство. М., Издательство "Журнально - газетное объединение, 1937.
23. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
24. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Л., Издательство "Просвещение. Ленинградское отделение", 1978.
25. Лотман Ю.М., Минц З.Г. "Человек природы в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996.
26. Максимов Д.Е. Поэзия и приза Ал. Блока. Л., 1981.
27. Машбиц - Веров И.М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969.
28. Орлов В.Н. Поэма Александра Блока "Двенадцать": страницы истории советской литературы. М., Издательство "Художественная литература", 1967.
29. Орлов В.Н. Пути и судьбы. М. - Л., Издательство "Советский писатель", 1963.
30. Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы. Под ред. Княжицкого А.И. М., Издательство "Просвещение", 2000.
31. Смирнова Л.А. Русская литература конца 19 начала 20 веков: Учебник для студентов педагогических институтов и университетов. М., Издательство "Просвещение", 1993.
32. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2002.
33. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М., Издательство "Советский писатель", 1965.
34. Соловьев В.С. Сочинения. СПб., Издательство "Общественная польза", 1993.
35. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
36.Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. М., Издательство АН СССР, 1963.
37. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., Издательство "Просвещение", 1974.
38. Трубина Л.А. Верю в Россию: историософские символы А. Блока и А. Белого // Литература в школе, 5, 2001.
39. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
40. Чернец Л.В, Хализев В.Е., Бройтман С.Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины: Учебное пособие./ Под ред. Л.В. Чернец. М., Издательство "Высшая школа"; Издательский центр "Академия", 2000.
41. Чуковский К.И. Книга об Александре Блоке. Пг., 1922.
42. Интернет: http://www.filfak.ru/science/science_work.php?work=
30263/
43. Интернет: http://shakchmatovo.amr-museum.ru/
44. Интернет: http://aleksandrblok.boom.ru/
45. Интернет: http://www.vehi.net/blok/
Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Издательство Просвещение , 1974.
Чернец Л. В., Хализев В. Е., Бройтман С. Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учебное пособие./ Под ред. Л. В. Чернец. М.: Издательство Высшая школа ; Издательский центр Академия , 2000.
3 Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Издательство Просвещение , 1974.
Орлов В. Н. Поэма Александра Блока "Двенадцать": страницы истории советской литературы. М.: Издательство Художественная литература , 1967.
Машбиц-Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969.
Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
Крук И. Т. Поэзия Александра Блока. М., "Просвещение", 1970.
Крук И.Т Поэзия Александра Блока. М., "Просвещение", 1970.
Александр Блок. Сочинения, т VI. М. - Л., Гослитиздат, 1960 - 1963.
Там же.
Александр Блок. О современном состоянии русского символизма. Сочинения, т.V, 1960 - 1963.
Литературное наследство. Т. XXVII - XXVIII. М., Журнально-газетное объединение, 1937.
Советские писатели. Автобиографии, т. I. М., 1959.
Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
Клинг О. А. Александр Блок: структура романа в стихах. Поэма "Двенадцать". В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Издательство МГУ, 1998. (Перечитывая классику).
Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льет огни,
Здесь все так тихо, так безумно,
Там все звенит, - а мы одни...
Здесь А. Блок практически впервые играет антитезой и это становится предвосхищением центральной для лирики оппозиции "здесь" - "там". Стоит отметить, что на восприятие поэта повлияло и творчество В. Соловьева, но не его философия, а его поэзия, в связи с чем его заражение мистицизмом, что проявится поэтом в дальнейшем "Страшном мире", "Скифах", "Двенадцати" и многих других. Эволюция центральных образов строилась, - по словам Блока, - по схеме: "Прекрасная Дама - Незнакомка - Снежная Маска - Россия - Катька". А. Белый расшифровывает эту цепочку так: "И тут и там, и народник, и мистик, он имеет один центр, один лик своей Музы, и если мы возьмем персонажи его стихов, то опять-таки увидим, что эти персонажи всегда какой-то он, какая-то она и какое-то третье лицо, какое-то хоровое начало".
Андрей Белый большое внимание также уделяет образу креста из драмы "Роза и крест" (1912), о чем пишет: "Крестом страдания, этого трагического разрыва, этого перелома в сознании были окрашены целые слои тогдашней русской интеллигенции, которые еще не создали кружки и в одиночку переживали наступившее сложное время". В цикле "Распутья"
появляются новые темы, которые связаны с реалиями внешней жизни, меняется отношение Блока ко всему окружающему, отходит на второй план тема любви, которая перекодируется в сниженные образы Коломбины и Арлекина. Кроме этого, здесь начинают действовать зачатки реалистического изображения мира, например стихотворения "Фабрика", "Все ли спокойно в народе?..", "Из газет", "Двойник" и др. мужские образы Арлекина и Пьеро пересекаются с мужскими образами поэмы "Двенадцать". В "Нечаянной радости" Блок поместил стихотворение "Поэт", уже по своему названию подключающееся к пушкинской традиции. Появляющийся в последней строфе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре" - причастный тайнам ребенок - это Дитя Божие, сам Христос, плачущий о человеке:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
В следующем разбираемом стихотворении, в "Незнакомке", заметен след Гоголя, где также изображается пошлость пошлого человека (сатирическое рассмотрение мира):
И пьяницы с глазами кроликов
In vino vеritas! кричат.
Образ Незнакомки можно ассоциировать с образом Катьки, т. к. она также пошла, над ней не может быть солнца, только крендель булочной.
В 1907 году появляется цикл из одиннадцати стихотворений "Заклятие огнем и мраком".
"Адресатом этого цикла является Жизнь, что равно Богу, а также Снежная Дева-Фаина. Особое значение имеет и цикл "На поле Куликовом", вобравший в себя центральные блоковские мифологемы". В дальнейшем этот цикл стал одной из мифологем Блока. Куликовское сражение при этом является не историческим событием, а символом вечного возвращения (Ницше). Финалом цикла можно считать своего рода аналог лермонтовской "Думе" стихотворение 1914 года "Рожденные в года глухие", перекликающееся с мотивами поэмы "Возмездие". И эта поэма стала одной из верхних ступеней на пути к поэме "Двенадцать".
Заключение
Все произведения великого поэта были "написаны одной рукой - рукой Блока" (О.А. Клинг). Но нельзя не заметить того, что по мере изменения окружения поэта (в социальной, политической жизни), менялось и само его творчество. Это можно проследить на всех уровнях анализа, но наиболее показательными являются мотивный уровень и уровень приемов.
В процессе работы нами были проанализированы работы исследователей творчества А.А. Блока и литературных критиков, где, в основном, связь между "трилогией вочеловечения" и поэмой "Двенадцать" либо не отражается, либо отражается формально: находятся точки соприкосновения, но при этом нет даже указания на сферы сравниваемых объектов. В нашей работе были взяты конкретные сопоставительные единицы (мотив и прием), благодаря чему стало возможной более четкая граница сопоставления.
Также было замечено, что мотивы и приемы в творчестве Блока не статичные, а меняются на протяжении всего творчества, а поэтому и менялось все его творчество, о чем было сказано в начале заключения. За счет того, что, сопоставляя лирику поэта и его поэму "Двенадцать", возможно глубже проникнуть в "творческую лабораторию" А.А. Блока, то целесообразно составить систему уроков по изучению его творчества в 11 классе, ориентируясь на проблему развития мотивов и приемов.
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы была выполнена.
Библиография
- Алянский С.М. Встречи с Александром Блоком. М., Издательство "Детская литература", 1969.
- Бекетова М. Александр Блок. Изд. 2-е. Л., Издательство "Academia",1930.
- Белый Андрей. Символизм. Книга статей. М., 1910.
- Благой Д.Д. Три века. Из истории русской поэзии XVIII, XIX, XX вв. М., Издательство "Советская литература", 1933.
- Блок А.А. О назначении поэта. Статьи. Речи. Заметки. М., 1990.
- Блок А.А. Сочинения. М. - Л., Издательство "Гослитиздат", 1960 - 1963.
- Блок и музыка. Сборник статей. Л. - М., Издательство "Советский композитор", 1972.
- Вьюжная тайна "Двенадцати" // Литература в школе, 6, 1996.
- Гаспаров Б.М.Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы 20 века. М., 1999.
10.Гинзбург Л. О лирике. М. - Л., Издательство "Советский писатель", 1964.
11. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М. - Л., Издательство "Наука", 1966.
12. Гольцев В. О преодолении лирики в творчестве Блока. "Новый мир", 1927, кн. 5.
13. Горелов А. Поэма Александра Блока "Двенадцать" // Горелов А. Избранное. Л., 1988.
14. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. М. - Л., 1966.
15. Долинский М.З. Искусство и Александр Блок. М.. 1985.
16. Егорова Н.В. Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. 3-е издание. 11 класс. Первое полугодие. М., Издательство "Вако", 2004.
17. Есаулов И. Мистика в поэме "Двенадцать" Александра Блока// Литература в школе, 5, 1998.
18. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
19. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1918.
20. Клинг О.А. Александр Блок: структура романа в стихах. Поэма "Двенадцать". В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., Издательство МГУ, 1998. (Перечитывая классику).
21. Крук И.Т. Поэзия Александра Блока. М., Издательство "Просвещение", 1970.
22. Литературное наследство. М., Издательство "Журнально - газетное объединение, 1937.
23. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
24. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Л., Издательство "Просвещение. Ленинградское отделение", 1978.
25. Лотман Ю.М., Минц З.Г. "Человек природы в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996.
26. Максимов Д.Е. Поэзия и приза Ал. Блока. Л., 1981.
27. Машбиц - Веров И.М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969.
28. Орлов В.Н. Поэма Александра Блока "Двенадцать": страницы истории советской литературы. М., Издательство "Художественная литература", 1967.
29. Орлов В.Н. Пути и судьбы. М. - Л., Издательство "Советский писатель", 1963.
30. Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы. Под ред. Княжицкого А.И. М., Издательство "Просвещение", 2000.
31. Смирнова Л.А. Русская литература конца 19 начала 20 веков: Учебник для студентов педагогических институтов и университетов. М., Издательство "Просвещение", 1993.
32. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2002.
33. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М., Издательство "Советский писатель", 1965.
34. Соловьев В.С. Сочинения. СПб., Издательство "Общественная польза", 1993.
35. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
36.Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. М., Издательство АН СССР, 1963.
37. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., Издательство "Просвещение", 1974.
38. Трубина Л.А. Верю в Россию: историософские символы А. Блока и А. Белого // Литература в школе, 5, 2001.
39. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
40. Чернец Л.В, Хализев В.Е., Бройтман С.Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины: Учебное пособие./ Под ред. Л.В. Чернец. М., Издательство "Высшая школа"; Издательский центр "Академия", 2000.
41. Чуковский К.И. Книга об Александре Блоке. Пг., 1922.
42. Интернет: http://www.filfak.ru/science/science_work.php?work=
30263/
43. Интернет: http://shakchmatovo.amr-museum.ru/
44. Интернет: http://aleksandrblok.boom.ru/
45. Интернет: http://www.vehi.net/blok/
Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Издательство Просвещение , 1974.
Чернец Л. В., Хализев В. Е., Бройтман С. Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учебное пособие./ Под ред. Л. В. Чернец. М.: Издательство Высшая школа ; Издательский центр Академия , 2000.
3 Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Издательство Просвещение , 1974.
Орлов В. Н. Поэма Александра Блока "Двенадцать": страницы истории советской литературы. М.: Издательство Художественная литература , 1967.
Машбиц-Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969.
Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
Крук И. Т. Поэзия Александра Блока. М., "Просвещение", 1970.
Крук И.Т Поэзия Александра Блока. М., "Просвещение", 1970.
Александр Блок. Сочинения, т VI. М. - Л., Гослитиздат, 1960 - 1963.
Там же.
Александр Блок. О современном состоянии русского символизма. Сочинения, т.V, 1960 - 1963.
Литературное наследство. Т. XXVII - XXVIII. М., Журнально-газетное объединение, 1937.
Советские писатели. Автобиографии, т. I. М., 1959.
Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
Клинг О. А. Александр Блок: структура романа в стихах. Поэма "Двенадцать". В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Издательство МГУ, 1998. (Перечитывая классику).